Современная система образования: понятие и особенности
Сохранить статью:
Что это такое? Современная система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования. Она реализуется образовательными сетями, состоящими из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.
В чем особенности? Как и везде, тут есть свои особенности. Образовательная система РФ регулярно подвергается реформированию, вносятся поправки и коррективы.
- История развития образования на Руси и в России
- Суть системы образования сегодня
- Особенности современной системы образования в РФ
- Реформирование современной системы образования в РФ
- Документы и закон, регулирующие систему образования в РФ
- Структура современной системы образования в РФ
- Проблемы с финансированием образования в России
История развития образования на Руси и в России
Образование — это процесс и итог обучения, воспитания и развития личности, осуществляемый в интересах человека и общества. Вместе с тем, это комплекс приобретаемых знаний, навыков, установок и опыта. Образование имеет следующие признаки: целенаправленность, содержательность, результативность, соответствие устанавливаемым требованиям.
Зародилось образование на Руси при Князе Владимире Святославовиче. Он издал указ о том, чтобы дети знатных людей обязательно учились грамоте. Однако такая образовательная инициатива не воспринималась боярами и вызывала отторжение. Они отказывались отдавать своих детей учиться.
Первое учебное заведение открыл Ярослав Мудрый в 1028 году. Он собрал 300 человек из детей священников и представителей высших сословий и приказал «учить их книгам». Затем число школ стало увеличиваться. Назывались они тогда училищами и были неотделимы от церкви.
Древнерусские правители, сами будучи образованными, прилагали много усилий для развития просвещения и повышения грамотности людей.
Этот процесс шел вплоть до XIII века, когда случилось нашествие татаро-монгол на русские княжества. Длившееся более двухсот лет татаро-монгольское иго привело в полный упадок русскую культуру и образование. Были разрушены все образовательные учреждения, сожжены книги.
И лишь к середине XVI века образование начало возрождаться, стали открываться учебные заведения. В XVIII веке возник новый подход к образованию, когда появились светские школы, в которые приглашались зарубежные учителя. Молодых людей отправляли на обучение за границу.
При Петре I эта тенденция усилилась. Просвещение стало одной из первостепенных государственных задач. В результате петровских реформ на смену богословским дисциплинам пришли физика, арифметика, география, инженерное дело. Появилась система профессионального образования.
После смерти Петра Алексеевича взятый им курс на повышение значимости образования не был продолжен. Поэтому система просвещения опять вступила в фазу регресса.
Во второй половине XVIII при Екатерине II значение слова «образование» несколько изменилось. Оно приобрело еще один смысл воспитание народа. Получило развитие женское образование, стали открываться городские школы, училища.
Царь Александр I в 1802 учредил Министерство народного просвещения, которое руководило образовательными учреждениями Российской империи. Последние поделились на типы: училища, гимназии, академии и университеты. Между ними возникли преемственные связи. Учиться в университете могли молодые люди, обучившиеся в училище или гимназии.
В конце XIX века назрела необходимость в изменении подхода к школьному образованию. В это время увеличилось число образовательных учреждений, возникли разные формы обучения, претерпело изменения и значение просвещения.
Революция 1917 года принесла перемены и в систему образования: упразднилась структура школьного управления, появилась единая школьная программа, религиозные науки были вытеснены общеобразовательными, были отменены телесные наказания. Образование стало обязательным и общедоступным. Дети рабочих и крестьян получили возможность просвещаться. Классы формировали теперь не только из мальчиков, девочки учились вместе с ними.
Система образования, существовавшая в середине прошлого столетия, во многом сохранилась и в настоящее время. Как и сейчас школьное обучение начиналось для детей с 7 лет, знания оценивались по пятибалльной шкале, по завершении школьного обучения молодые люди сдавали экзамены.
Суть системы образования сегодня
В современном мире одной из главных задач государства является развитие образования в рамках приоритетов и ценностей, которые отражают интересы страны. Поэтому значение и роль системы просвещения трудно переоценить.
Современная система образования представляет собой общественный институт, разработанный самим обществом. Ему присуща определенная структура со своими нормами и взаимосвязями, которые отвечают потребностям общества, а также условиям для социализации индивидуума. Более ясное представление о системе можно получить, разобравшись во всех ее составляющих.
Понятие «образование» весьма многогранно и само по себе включает большое количество аспектов. Во-первых, это просвещение, процесс познания, приобретение навыков. Во-вторых, это условия социальной жизни, которые необходимы для всестороннего развития человека в процессе обучения. В третьем смысле образование выступает союзом развития, получения знаний и опыта, воспитания, самовоспитания и социализации личности.
20 сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО дала определение понятию образования как процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Имеет место понятие образования как нравственного развития личности, которое формируется существующими в обществе духовными ценностями.
Под образованием также подразумевается развитие и саморазвитие человека. При этом важен не только процесс усвоения знаний, но грамотное и рациональное их применение.
Система образования состоит из многих составляющих, объединенных одной концепцией и находящихся во взаимодействии. При таком взгляде на образование часто оно определяется как комплекс организаций дошкольного, начального, среднего, средне-специального, высшего образования, а также факультативных учебных центров.
Зачастую определение системы образования включает в себя официально установленную структуру, основной задачей которой выступает создание необходимых факторов и предпосылок для обучения.
В целом система образования это совокупность имеющих место в масштабах государства учебных и воспитательных учреждений. Сюда входят детские сады, ясли, организации начального и среднего образования, специализированные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, структуры высшего образования. Также система включает в себя заведения дополнительного образования для взрослых и культурные центры.
Виды образования:
- Дошкольное образование. Это детские сады и ясельные группы.
- Начальная школа. В Российской Федерации это девять классов. В других странах учеба длится от пяти до девяти лет.
- Среднее образование. Это школы с периодом обучения от четырех до шести лет.
- Высшее образование, длящееся в течение семи лет. Это институты, университеты, академии, высшие технические училища, специализированные колледжи.
Особенности современной системы образования в РФ
Система образования, помимо передачи систематизированной информации и накопленного опыта, участвует в формировании и самоопределении личности. Поэтому в педагогической науке она занимает центральное место. Координация совместной работы субъектов образовательного процесса направлена на самореализацию индивидуума на каждой ступени культурного развития страны и общества. Это является основой современной российской образовательной системы.
Образовательная система любой страны по мере ее развития и становления реформировалась. Отличительные черты современной российской и мировой систем образования характеризуются несколькими аспектами:
- Развитие производства, его направлений и составляющих диктует условия для повышения качества образования, увеличения количества учебных заведений. В высокоразвитых странах количество высших и узконаправленных учебных центров больше, они постоянно совершенствуются.
- Регулирование государством системы образования определяет основные направления развития и деятельности воспитательных и обучающих организаций страны.
- История государства, отличительные характеристики нации, этнический компонент накладывают отпечаток на особенности народного образования.
- Аспекты педагогического характера, такие как воспитание детей дошкольного возраста, нравственное развитие, специализированное обучение.
В обобщенном виде образовательная система имеет три раздела.
Целостность образовательного процесса обеспечивается вхождением в систему дополнительного и узконаправленного образования. В структуру образования входят внешкольные факультативные учебные организации и центры взрослого образования.
Одна из важных функций современной системы образования в Российской Федерации состоит в обеспечении необходимой подготовки молодых специалистов к трудовой деятельности, а также в их социализации, здоровом восприятии социума и окружающего мира, в сохранении своей аутентичности. Это обуславливает включение в систему образования следующих компонентов:
- Образовательные заведения.
- Государственные стандарты и планы, регулирующие работу учреждений просвещения.
- Органы управления.
В России функционируют три системы управления образованием:
- Централизованная. Управление осуществляет Министерство образования страны и его территориальные органы.
- Децентрализованная. Функции управления реализуется местными органами власти.
- Смешанная. Полномочия распределены между центральным и местными органами власти.
Отечественная образовательная система отличается своей прогрессивностью и входит в десятку мировых образовательных систем. Российская современная система образования охватывает помимо государственных также коммерческие и частные учебные организации.
Реформирование современной системы образования в РФ
Модернизация образовательной системы в России официально стартовала с начала 2011 года.
Основными нововведениями при реформировании российской системы образования стали:
- смена экзаменационной системы, существовавшей в России несколько десятилетий, единым государственным экзаменом (ЕГЭ);
- введение двухступенчатой системы высшего образования – бакалавриата и магистратуры. Смысл данной реформы состоит в приведении стандартов российского образования в соответствие с европейскими.
Некоторые вузы могли самостоятельно решать какую систему обучения применять, и сохранили пятилетнее образование.
Итогом реформирования образовательной системы стало:
- уменьшение численности педагогов и преподавателей;
- сокращение количества вузов в результате их закрытия или слияния с более крупными учебными заведениями.
Проведенная образовательная реформа имеет своих сторонников и противников:
- Первые считают, что европейские стандарты позволят русским студентам получить возможность трудоустраиваться за рубежом. А результаты школьных выпускных экзаменов будет сложнее подтасовать.
- Вторые, напротив, видят в этом разрушение одной из самых фундаментальных и высококачественных систем образования в мире. Бесплатное образование стало менее доступным во всех звеньях обучающих учреждений.
Документы и законы, регулирующие систему образования в РФ
Нормативным правовым актом, регулирующим работу образовательных организаций, является закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году. Закон регламентирует общественные отношения, которые формируются в учебной сфере.
Постоянная модернизация и преобразование системы обучения рождает новые нормативные документы. В настоящее время это:
- Конституция РФ.
- Целевая программа развития образования.
- Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
- Примерные положения об организации учебного процесса.
- Концепция модернизации системы образования в России.
- Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
- Типовые положения о дополнительном обучении.
В этот перечень включены законы и подзаконные акты, регламентирующие работу всех звеньев системы просвещения.
на наши новости
500 000 пользователей!
Министерство образования и науки — это государственный орган исполнительной власти, основной функцией которого является разработка концепции просветительской деятельности и издание нормативно-правовых актов. Ниже находятся федеральные агентства и местные органы, которые контролируют исполнение учебными образованиями вышедших актов.
Управленческие инстанции на всех уровнях имеют свои компетенции, передающиеся от высокого уровня к низшему. То есть имеет место система согласованности и подчиненности при реализации просветительских программ.
Контроль за исполнением нормативных документов ведет государственно-общественная система управления образованием. Учреждения в составе вышеуказанной системы занимаются задачами школьного функционирования и следят за реализацией принципов:
- демократичного и цивилизованного подхода в управлении;
- систематичности и достаточности;
- цельности и правдивости сведений.
Российская система органов управления образованием состоит из следующих уровней:
- центрального;
- вневедомственного;
- республиканского;
- автономно-областного;
- автономно-окружного.
Взаимодействие централизованного и децентрализованного управления создает условия для деятельности общественных организаций в интересах коллективов. Благодаря этому обеспечивается согласованность действий всех секторов учебно-образовательной системы.
Структура современной системы образования в РФ
Российская образовательная структура состоит из следующих составных частей:
- государственные федеральные стандарты, предписания и критерии, разного уровня просветительские программы;
- образовательные учреждения, преподавательский состав, ученики и их родители;
- федеральные государственные органы, региональные и местные органы власти, реализующие руководство и контроль в сфере просвещения, а также существующие при них экспертные и совещательные органы;
- учреждения, которые обеспечивают образовательный процесс и оценивают его соответствие установленным требованиям;
- общественные организации, учреждения, объединения, функционирующие в педагогической и образовательных сферах.
п.1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)
На сегодняшний день российское образование разделено на следующие компоненты:
- общее образование;
- профессиональное образование;
- дополнительное образование;
- профессиональная переподготовка, которая позволяет учиться и развиваться в любом возрасте (непрерывное образование).
п.2 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В России многоуровневая система образования, вмещающая в себя:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование бакалавриат;
- высшее образование специалитет, магистратура;
- высшее образование подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование делится на:
- дополнительное образование детей и взрослых;
- специальное профессиональное образование.
Суть современной образовательной системы в Российской Федерации в формировании условий, которые обеспечивают непрерывность образования, а именно:
- разработку и внедрение основных и дополнительных образовательных программ;
- обеспечение возможности для всех членов общества одновременно обучаться по двум и более программам;
- соотношение уже полученного образования, квалификации и опыта в процессе дополнительного обучения.
Дошкольное образование
Дошкольным воспитанием и образованием занимаются дошкольные образовательные учреждения. Это детские сады и иные образовательные центры, которые выполняют функции присмотра за детьми и их обучения в соответствии с возрастом.
Ребенок считается дошкольником в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Но не каждый детский сад имеет ясельную группу. Поэтому, как правило, до двух с половиной лет малыша в детский сад не отдают.
Обязательное образование
Обязательное образование включает три уровня:
- начальное – с первого по третий или четвертый класс;
- основное – 9 классов обучения;
- среднее – 10 или 11 классов.
Федеральными стандартами в сфере образования устанавливаются сроки на освоение программы каждого уровня.
Вместе с тем эти сроки зависят от формы обучения и индивидуальных особенностей некоторых категорий учеников:
- очная;
- заочная;
- домашнее обучение или другая форма.
Обязательное образование организуют педагоги общеобразовательных учреждений:
- школ;
- лицеев;
- гимназий.
Среднее профессиональное образование
Молодые люди могут получить среднее специализированное образование уже после окончания 9 класса общеобразовательной школы. Это хорошая возможность приобрести рабочую специальность, а также квалификацию специалистов среднего звена.
Обучают по программам среднего-специального образования следующие учебные заведения:
- колледжи;
- техникумы;
- лицеи и другие организации в сфере среднего образования.
Высшее образование
Высшее образование это специализированное образование, которое в настоящее время имеет три уровня:
- бакалавриат и специалитет;
- магистратура;
- подготовка кадров высшей квалификации.
п.5 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Высшее образование можно получить в следующих учебных заведениях:
- институтах;
- академиях;
- университетах и иных учреждения высшего образования.
Проблемы с финансированием образования в России
Вместе с тем отмечается возможная взаимосвязь уменьшения расходов на образование с передачей функций по финансированию этой сферы с федерального уровня на региональный.
Соотношение расходов на образование к валовому внутреннему продукту в РФ ниже мировых стандартов. Эти стандарты сформировались из мирового опыта. Он показал, что адекватное развитие и функционирование системы образования, при котором все население страны может гарантированно получить общее среднее образование, возможно при процентном соотношении трат на данную сферу от 5-7 % ВВП.
В настоящее время в России этот показатель равен 1 % при имеющейся тенденции к снижению.
Это имеет негативные последствия, такие как устаревание материально-технической базы образовательных учреждений, снижение величины оплаты труда учителей и преподавателей. Результатом становится нехватка квалифицированных кадров и ухудшение качества образования.
В целом отмечаются следующие тенденции:
- сокращение количества учебных заведений;
- число людей, стремящихся к обучению, увеличивается.
Резюмируя, можно сказать, что образование и медицина – это важнейшие сферы для жителей страны. Уменьшение финансирования этих отраслей может привести к ощутимому снижению качества жизни простых людей.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: