Учитель будущего: компетенции и личностные качества
Сохранить статью:
О ком речь? Чтобы представить, каким должен быть учитель будущего, вовсе не нужно воображение. Ведь современная школа делает всё, чтобы уже нынешнее поколение воспитывалось и обучалось такими специалистами.
Как с ними взаимодействовать? И это не люди в шлемах виртуальной реальности. Да, школу будущего невозможно представить без учебных пособий, которые разнообразят подачу материала. Но понятие учителя будущего опирается не только на прогрессивные технологии.
Разница между советской и современной школой
До сих пор отдельные педагоги в России считают, что нет ничего лучше принятой концепции, в которой учитель является наставником, непререкаемым авторитетом для учеников. В современном мире, конечно же, уместнее, если учитель будет направлять ребёнка, то есть возьмёт на себя роль организатора учебного процесса и непосредственного помощника.
Советские люди с самого детства слышали, что образование, полученное в их стране, является лучшим в мире. В связи с этим, традиции той эпохи пытаются усердно сохранить, но это невозможно, ведь наступило другое время, да и образ авторитарного учителя, знающего истину, устарел.
Не нужно забывать о том, что мы живём в мире новых технологий, и учитель перестал быть основным источником информации для детей. В наше время можно узнать всё, что хочешь, благодаря Интернету.
Наиболее прогрессивными в области образования считаются школы Скандинавии, а также отдельные учебные заведения в Азии. К примеру, школы Южной Кореи работают абсолютно без выходных, ввиду этого уровень грамотности населения достигает 97,9 %.
Если привести в пример Финляндию, то там в местных школах действует принцип равенства для всех. Он гласит, что все дети учатся вместе (несмотря на физические особенности). В учебных заведениях Финляндии не уделяют особое внимание оценкам, полученным учениками, так как в приоритете находится личностное развитие ребёнка.
Абсолютно аналогичная ситуация в Нидерландах. Важно заметить, что учащихся стараются не загружать заданиями на дом. Это делают для того, чтобы у каждого было время для игр, хобби и т.д.
На сегодняшний день целью среднего образования, получаемого в школе, является «загрузка» учащихся знаниями «от и до», оценивание полученных знаний и умений, затем выпуск из учебного заведения. Никто не даёт гарантий ребятам, что всё, что было изучено, обязательно пригодится им на следующем жизненном этапе. В связи с этим, первостепенной задачей в школе должно быть обучение тому, как работать с различного рода информацией:
- выбирать главную;
- структурировать;
- уметь отличать достоверную информацию от ложной;
Помимо этого, нужно помочь детям в личностном развитии:
- навыки работы в команде;
- развитие критического мышления;
- эмоциональный интеллект;
- умение придумать и разработать проект и др.
К большому сожалению, всё вышеперечисленное не отрабатывается в классических школах.
До сих пор общество не пришло к единому мнению о том, какой подход в школьном образовании будет лучше. Каждая школа выдвигает свои требования как к учащимся, так и к учителям. Теперь педагог – это не просто человек, работающий по призванию, наставник, авторитет, но ещё и организатор учебного процесса (индивидуальной работы в группе, самостоятельного обучения дистанционно).
Говоря о требованиях к педагогу, нельзя не сказать о его социальной роли. Именно учитель может оказать влияние на ценности детей, их культуру поведения, развивать умение слушать и слышать в диалоге, отстаивать свои права, своё мнение. Такая тенденция была раньше, она же сохранилась и до наших дней – на учителя равняются, воспринимают его как наставника, помощника, который может решить не только педагогические проблемы и вопросы, но и психологические.
Проблемой является и тот факт, что не все педагоги желают меняться. Многие, как и раньше, проводят у доски полурока, рассказывая новую тему, интересные факты, но это уже плохо работает. В идеале 70 % от всего времени, выделенного на урок, дети должны работать самостоятельно: писать, решать, проводить групповую работу. Учитель на уроке должен лишь сопровождать их и направлять.
Нужно заметить, что приобретённые навыки в процессе таких занятий будут гораздо ценнее, чем просто чтение параграфов, пересказ учителя.
Национальный проект «Образование. Учитель будущего»
Все разговоры об улучшении качества образования могут так и остаться разговорами, если правильно не замотивировать педагогов. «Учитель будущего» это федеральный проект, ориентированный на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта учителей.
«Учитель будущего» в России является составной частью национального проекта «Образование». Он направлен на внедрение профессионального роста педагогов в систему образования. Планируется, что около 50 % всех педагогических работников школ пройдут переподготовку к 2024 году.
Основой НСУР (национальной системы учительского роста) является улучшенная форма аттестации. Она будет проводиться посредством ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов). Таким образом, присвоение новых квалификационных категорий будет происходить в соответствии со сферой образовательной деятельности учителя.
Минпросвещения России внедряет новые должности в учебные заведения:
- Старший учитель. Другими словами, это координатор, задействованный в разработке образовательной программы.
- Ведущий учитель. Эта должность предполагает, что человек будет целенаправленно заниматься вопросами, связанными с организацией совместной деятельности учителей в школе.
Разработанная образовательная система предполагает развитие новой модели повышения квалификации, в которой будут функционировать вместе ресурсные центры, анализирующие результаты диагностики профессиональных компетенций учителей, а также традиционные институты.
Карьерному росту педагогических работников, их профессиональному развитию способствуют центры непрерывного повышения профессиональных навыков. Основная их цель – демонстрация новейших подходов (организационных, содержательных), применяемых в системе повышения квалификации педагогических работников, а также комплексная оценка уровня их компетенции.
Помимо этого, центры будут обеспечивать обучение учителей по уникальным программам, их координацию в программах стажировок, помощь в освоении цифровых технологий.
Федеральный проект «Учитель будущего» должен будет выполнить следующие задачи для достижения основной цели:
- повысить уровень профессионального мастерства педагогических работников школ (около 50 % сотрудников в одном учебном заведении);
- создать взаимодействующую сеть центров, которые будут способны непрерывно повышать квалификации педагогов абсолютно во всех субъектах РФ (225 и больше);
- задействовать до 70 % педагогов (преимущественно до 35 лет) для участия в тех или иных формах поддержки;
- создать центры для проведения оценивания профессиональных навыков учителей (общая сумма – не менее 85 центров).
Почему школам нужен учитель будущего
Привычная модель взаимодействия между учителями и учениками со временем трансформируется. На это влияют:
- требования к системе образования;
- использование Интернета в учебном процессе;
- повсеместная популярность lifelong learning (непрерывного обучения);
- использование гаджетов и т.д.
Рассмотрим подробнее несколько ключевых трендов, которые приводят к тому, что учителю присваивается новая роль в образовательном процессе.
Обучение, проводимое на различных цифровых платформах (учитель-координатор)
Ещё в 2019 году, до периода пандемии, объём мирового рынка онлайн-обучения достиг приблизительно $ 200 млрд (по данным, предоставленным Global Market Insights). По прогнозам исследователей, в ближайшие несколько лет рост составит 8 % и выше. Ожидается, что быстрыми темпами (ежегодно по 29 %) будет происходить развитие ниши МООК (массово-открытых онлайн-курсов). Такие прогнозы делает консалтинговая фирма Mordor Intelligence.
Как показывает практика, цифровое образование является удобным для современных учащихся разных возрастных групп. Дистанционное обучение отвечает практически всем потребностям. По данным ЮНЕСКО, перейти полностью на цифровое образование нет возможности, но благодаря нему можно решить ряд определённых проблем, например, неравный доступ к образованию в отдельных регионах страны. Как и в любом процессе, здесь есть нюансы.
Например, качественное онлайн-образование доступно не всем, у кого есть Интернет, ввиду того что одни могут позволить себе купить доступ к расширенным программам на сайтах, а другие нет, хотя этот формат призван демократизировать образование абсолютно для всех.
Обучение с использованием цифровых технологий удобно тем, что оказывает поддержку детям, не посещающим учебное заведение по объективным причинам. Сюда относят проблемы со здоровьем, занятость творческой деятельностью (спортивные соревнования, выступления в театре и т.д.), переезды (например, в семьях военных).
Одним из преимуществ такого образования является также самостоятельный контроль процесса обучения. Это означает, что каждый вправе сам выбрать темы занятий, их порядок, время выполнения, темп работы. В связи с этим, меняется и роль учителя.
На место человека, который постоянно диктует очерёдность действий, приходит координатор, который призван сопровождать учебный процесс, помогать двигаться в нужном направлении, следить за успехами обучающегося, а также корректировать (если это необходимо) курс. Можно сказать, что с педагога снимается ответственность за то, как ребёнок усваивает материал. Теперь эта забота целиком и полностью ложится на плечи учеников.
Важно сказать о том, что даже в системе корпоративного образования самостоятельное обучение посредством Интернета является важным фактором. В ходе социального опроса, проводимого LinkedIn, выяснилось, что около 60 % людей, работающих в разных сферах, подбирают курсы в сети. Критерием для выбора служат свойства, которые будут выгодны пользователям. Например: сопровождение, практика, обратная связь, диплом или сертификат по окончании.
Смешанное обучение (учитель-наставник)
Большое распространение получило обучение, именуемое blending learning. Оно сочетает в себе как офлайн, так и онлайн-формат. На западе давно практикуется данный вид образования для учеников и педагогов (даже квалификацию можно получить посредством омниканальных методов).
В Российской Федерации такой формат только укрепляет свои позиции. В новом учебном году запланирована апробация смешанного обучения в четырнадцати регионах.
Так как при blending learning учащиеся будут сами отрабатывать материал, педагоги должны сделать акцент на более детальной проработке тем программы. Главное место здесь занимает индивидуальный подход к каждому, то есть нужно учитывать способности и навыки отдельного ученика.
Преподаватели школ, колледжей, техникумов и др. являются наставниками в этом формате обучения. Их первостепенная цель – понять, какими навыками, особенностями обладает ребёнок, какие выдвигает запросы. Это важно для того, чтобы подобрать правильный путь освоения учебной программы.
Примером смены роли педагога при смешанном обучении могут служить преподаватели университетов. Предположим, что об одном человеке наслышаны студенты из разных уголков страны, и они готовы с радостью побывать на его лекциях. Тогда онлайн-формат – это то, что действительно необходимо.
В данной ситуации другие (очные) преподаватели будут выступать в роли наставников для этих студентов. Они смогут помочь им усвоить материал онлайн-лекций и применить его на практике.
Сосредоточенность на практических навыках (учитель-практик)
Последние двадцать лет внутри академического сообщества не прекращаются споры о разработке обучающих программ на компетентной основе. В приоритете международных организаций находится сочетание актуальных рыночных запросов и образовательной системы.
К примеру, ВЭФ (Всемирный экономический форум) создал программу под названием «Образование 4.0». Её основной целью служит внедрение практико-ориентированного обучения ещё на этапе средней школы. Программа полностью соответствует запросам учащихся в современном мире. Так, по данным опроса детей на платформе «Учи.ру» оказалось, что они желают получать навыки, применимые в жизни.
на наши новости
500 000 пользователей!
В Российской Федерации такой подход закрепился на уровне ФГОС. Он представлен в виде проектных технологий обучения, исследовательской деятельности. В школах проектное обучение пока что больше нацелено на запросы рынка, а вот в университетах и вузах на данный момент стало трендсеттером нового подхода.
Выпускники, которые получают высшее образование, имеют возможность представить комиссии написанную дипломную работу либо свой стартап. Такой подход практикуют МФТИ, РАНХиГС, ТПУ, РЭУ им. Плеханова, ИТМО.
Фактически выпускник создаёт проект бизнеса, который пополнит портфолио, позволит получать доход, а также принять участие в федеральной программе для предпринимателей.
В 2019 году в РАНХиГС позволили сдавать стартап вместо дипломов. Для доступа к защите бизнес-проекта существуют определённые требования:
- наличие потенциального инвестора;
- прогноз дохода в месяц (не менее 100 тысяч рублей);
- регистрация ИП или юрлица в категории МСП (для магистров);
- инновационная составляющая.
Роли преподавателей при таком обучении меняются, и они сами становятся практиками. В связи с этим, сотрудникам высших учебных заведений предстоит тесное сотрудничество с экспертами в различных областях.
5 основных компетенций учителя будущего
Присвоенные роли требуют от учителя будущего наличие определённых навыков.
- Цифровая грамотность
По данным исследований, проводимых «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусный период в стране значительно возрастёт спрос на преподавателей со знанием всех принципов обучения онлайн и адаптации к миру цифровых технологий. Сейчас коэффициент педагогов, знающих инновационные технологии, приложения, обладающих навыками работы с ними, составляет 76:100 (по оценке НАФИ).
- Аналитические способности
Все типы обучения (гибкое, смешанное, практико-ориентированное) подразумевают обновление методик и технологий. В связи с этим, сотрудникам школ и высших учебных заведений необходимо будет самостоятельно анализировать большую часть информации, выделяя релевантные данные.
- Легкообучаемость
Реализация формата обучения blending learning была включена ООН в ряд значимых задач наравне с иными глобальными вызовами современности, такими как предотвращение загрязнения среды, преодоление голода и т.д. Многие навыки устаревают в реалиях современности, не являются исключением и навыки специалистов в сфере образования. Постоянная переподготовка, обучение – одно из требований к учителю школы в будущем.
- Эмоциональный интеллект
К понятию эмоционального интеллекта относят мотивацию, эмпатию, социальные навыки. Всё это позволяет человеку наладить контакт с окружающими вне зависимости от контекста. Эта компетенция необходима для учителя будущего поколения. Дело в том, что его роль будет включать гибкую коммуникацию с обучающимися детьми, организацию эффективной групповой работы, умение найти подход к каждому.
Известно, что постепенно внедряются способы для развития soft skills. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» даёт возможность педагогам получить компетенции для развития личностного потенциала детей (дошкольного и школьного возраста).
- Навыки организатора, проектное мышление
Развитые навыки организатора важны в современных подходах к обучению:
- гибкое обучение;
- смешанное обучение по моделям «Ротация станций», «Перевёрнутый класс»;
- обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании.
Проектное мышление педагога играет немаловажную роль, так как акцент делается на исследовательские и междисциплинарные знания. Сама по себе деятельность учителя будет сводиться к проектной. Её основной задачей станет результат в виде знаний, которые с лёгкостью можно применить на практике.
6 правил для учителей, чтобы идти в ногу со временем
Теперь речь пойдёт о том, почему приоритетной для педагогических работников является способность ориентации в постоянно меняющемся мире. Рассмотрим подробнее 6 правил, которые демонстрируют, каким должен быть учитель будущего:
Правило 1. Следить за своим здоровьем, находить время для отдыха
«Вышла на работу с температурой. Ну а как дома сидеть? Столько всего ещё нужно успеть: проверить контрольные работы, заполнить журнал, выставить оценки». Слышали такие фразы от преподавателя?
Для учителя будущего они не характерны. Больной, невыспавшийся человек с температурой просто физически не сможет эффективно выполнить свою работу (например, интересно провести урок), он только попросту тратит ресурс. Нельзя забывать о собственном здоровье и, конечно же, подвергать риску заражения коллег и детей.
Лучшим решением будет соблюдение баланса между работой и полноценным отдыхом (встреча с друзьями и родственниками, ужин с семьёй, прогулки на свежем воздухе, пикники на природе, поездки за город, посещение театров и музыкальных концертов).
Учитель будущего прекрасно осведомлён о том, что ежедневная работа до изнеможения, отсутствие выходных, ночи без сна, накопленная усталость приводят к выгоранию, поэтому знает эффективные способы для восполнения жизненной энергии. Это может быть просмотр мелодрамы, приготовление блюд, поход в кафе, шопинг, прогулка по парку и т.д. У каждого свои методы. Учитель будущего ни в коем случае не станет винить себя за прокрастинацию и пустую трату времени.
Правило 2. Иметь хобби
Педагог имеет свои увлечения. В свободное время может вышивать, выкладывать алмазную мозаику, печь торты, ездить на экскурсии в горы, рисовать картины, заниматься в тренажёрном зале. Какое бы ни было хобби, оно помогает расслабиться и переключиться.
Самое важное – это найти для него время. Это не так сложно, как многим кажется. К примеру, можно использовать технологии, которые способствуют облегчению жизни педагогов: приложения, где автоматически проверяются контрольные и самостоятельные работы, мессенджеры с голосовым вводом, при помощи которых есть возможность записать сообщение с ответом по работе и отправить. И таких способов очень много.
Отдохнувший, полный жизненной энергии педагог будет работать заметно лучше. Найдётся время на составление всевозможных кроссвордов, квестов, командных заданий для учащихся, внедрение новых моделей уроков, нового формата задания на дом, развитие личностных навыков, компетенций.
Правило 3. Развивать «гибкие навыки»
Учитель будущего осознаёт важность обучения и преподаваемого им предмета. В этом деле немаловажную роль играют усидчивость, упорство и целеустремлённость. Ко всему прочему, должны быть навыки командной работы, осуществление контроля над собственными чувствами и эмоциями.
В современном мире уже просто невозможно обойтись без общения, и это распространяется на все сферы жизни. Например, в школе осуществляется непрерывная коммуникация педагога с администрацией, коллегами, учениками и их родителями.
Общение помогает нам произвести впечатление на окружающих. Например, если вы хотите устроиться на работу или реализовать бизнес-проект, то без грамотно выстроенной коммуникации ничего не выйдет.
Ко всему прочему учитель будущего будет:
- прислушиваться к мнению окружающих людей (сотрудников учебного заведения, учеников);
- не осуждать чужие поступки, ведь каждый сам вправе решать, что и когда ему делать;
- не осуждать внешний вид учеников, каким бы он ни был (синие или зелёные волосы, проколотый хрящик на ухе, татуировка на ноге и т.д.). Эксперименты с внешностью – это личное дело каждого, тем более у учеников есть родители, которые должны следить за этим.
Правило 4. Знать свои права
Иногда в школах бывает практика «бесплатной работы», то есть администрация школы просит педагога присутствовать на экзамене, провести дополнительные занятия по окончании рабочего дня, выйти на работу в выходной день, провести не запланированное мероприятие. И всё это осуществить без дополнительной оплаты.
Также бывают ситуации, что учителя не отпускают на больничный, не дают отгул по семейным обстоятельствам. Это связано, прежде всего, с резкой сменой графика работы.
Эти и подобные ситуации происходят ввиду того, что многие педагогические работники попросту не знают до конца своих прав и не подвергают критическому осмыслению слова начальства.
Учитель будущего знает свои права, защищает их, ведь внимательно изучил всю документацию, анализирует ту или иную просьбу и выносит правильное решение, действует в своих интересах.
Правило 5. Быть финансово грамотным
Учитель будущего прекрасно знает, насколько важно быть финансово грамотным. Именно поэтому к невыгодным предложениям от банков относится критически, никогда не попадётся на уловки мошенников, ведёт учёт своих расходов, правильно инвестирует. Свои знания педагог может передать учащимся, на примерах объяснить, как обезопасить себя, имущество и т.д.
Правило 6. Знать, как заработать больше
Если учителю будущего не будет хватать зарплаты, потребуется дополнительный доход, то он всегда найдёт выход (альтернативный вид заработка). Например:
- приступит к разработке собственного онлайн-курса;
- начнёт вести блог о своём предмете и делиться знаниями;
- напишет статью, книгу;
- займётся репетиторством;
- создаст видеоролики с лекциями.
На самом деле, вариантов дополнительного заработка может быть очень много. Педагог будущего не боится денег, он чётко знает, что проделанная работа должна быть вознаграждена, что ничего зазорного в этом нет.
Резюмируя вышеперечисленное, хотелось бы добавить, что учитель будущего – это современный, прогрессивный человек, который не сидит на месте, работает в своё удовольствие, может отдыхать, иметь возможность зарабатывать на своих знаниях. Хорошо, если эти качества будут не только у учителя будущего, но и учителя в 2023 году.
Мы говорим об учителе будущего не как о стандарте в образовании, прохождении аттестаций, создании искусственного интеллекта, а как о человеке, навыки которого позволят вынести личную выгоду из всех этих процессов.
Более сотни лет назад известный на весь мир британский шахматист Уильям Уорд сказал следующее: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». Хочется заметить, что в современном цифровом мире среднему учителю практически не осталось места.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: