Уровневая дифференциация: суть методики
Сохранить статью:
Что это? Уровневая дифференциация – разделение детей по определенным признакам: склонностям, способностям, уровню развития. В результате учитель применяет в каждой из групп различные методы.
Как используется? Дифференциация учитывается не только при работе на уроке, но и при выборе материала для домашнего задания и контрольных материалов. Перед учениками ставятся конкретные задачи. Педагог создает благоприятную обстановку для самореализации каждого учащегося.
Суть уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
Авторство уровневой дифференциации как способа организации образовательного процесса принадлежит Фирсову Виктору Васильевичу – кандидату педагогических наук, управляющему центром «Образование для всех» в Москве.
Технология дифференцированного обучения – это комплекс методов организации и дифференциации преподавания, которые направлены на некоторую часть образовательного процесса.
Дифференцированный подход применяется в любой образовательной системе, при этом уровень разветвленности дифференциации везде различен. На основании этого можно судить о том, что технология дифференцированного обучения, которое представляет собой использование различных методов, является включенной и проникающей.
Образовательные системы, в которых дифференциация процесса преподавания находится в приоритете и определяется как главная качественная характеристика, могут называться «технологиями дифференцированного обучения».
Обучение в школе является обязательным, знания детей оцениваются по пятибалльной шкале. Такие традиции образовательного процесса влекут за собой ряд отрицательных последствий: ученики регулярно занимают позицию отстающих.
Неуспеваемость детей может стать причиной развития комплекса неполноценности, снижения мотивации к достижению успехов в учебе. Ученики чувствуют некоторую неприязнь к учебной дисциплине, отказываются изучать ее, поэтому возникает необходимость снизить уровень требований, развивается процентомания.
Технология дифференцированного преподавания предполагает наличие двух стандартов. Первый – это уровень, который должно обеспечить образовательное учреждение ученику, проявляющему интерес к учебе и трудолюбие и имеющему способности к обучению. Второй стандарт – это обязательная общеобразовательная подготовка, предполагающая некоторый базис, который должен достичь каждый воспитанник школы.
Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки – это некоторая «лестница» деятельности. Ученик, который добровольно поднимается по ней от обязательного стандарта к повышенному уровню, имеет возможность постоянно пребывать в рамках ближайшего развития. Следовательно, он обучается на ступени, которая для него является максимально посильной.
В чем заключается концепция положения
- Базовая образовательная ступень не должна представляться в виде «суммы знаний», которая предназначена для изучения в образовательном учреждении. Это можно объяснить тем, что действительную роль играют сведения, которые усвоены учениками, а не изучены. Описание основного уровня должно приводиться среди терминов планируемых результатов образовательного процесса, доступных для контроля их достижения.
- Обучение должно быть гуманным, поэтому под обязательностью следует понимать, что комплекс запланированных результатов должен быть выполнимым и доступным для подавляющего числа учеников.
- Под демократичностью организации обучения подразумевается обязательность только базового уровня. При этом весь комплекс запланированных результатов должен быть заранее озвучен ученикам. Так работает принцип открытости основных требований.
- Базовому уровню должна быть присуща однозначность, разночтения и двусмысленность недопустимы.
- Базис обучения трактуется как главный рабочий механизм новой технологии. В связи с этим он должен быть гибким, адаптивным, а также создавать условия, в которых обеспечивается возможность эволюционного развития. При базовом уровне не должно быть жесткого фиксирования и привязки к определенной методической схеме.
- Учеников необходимо мотивировать к обучению, а не вменять им его в обязанность.
- Важно предупреждать, а не наказывать воспитанников за неполноту знаний.
- Ученик должен быть наделен правом самостоятельного выбора уровня обучения.
- Если ранее учитель считал, что ученик обязан усвоить всю предложенную педагогом информацию, то теперь установка меняется – учащийся сам вправе решать, сколько знаний он хочет получить сверх обязательного уровня.
- Важно, чтобы обучающиеся ощущали успех в учебе.
Уровни требований
Уровневая дифференциация обучения включает в себя стандарты базовых образовательных областей, которые состоят из двух уровней требований:
- К содержанию образования, которое должно быть предоставлено учащемуся каждым образовательным учреждением.
- К содержанию образования, которое учащиеся обязаны усвоить в школе. То есть ученик в рамках образовательного процесса должен освоить обязательный минимум.
Принципы
Поэтому уровневая дифференциация обучения подразумевает:
- Наличие базового минимума в рамках общеобразовательной подготовки, который должен освоить ученик школы.
- Базовый уровень трактуется как основа для дифференциации и индивидуализации требований к ученикам школы.
- Любой ученик должен иметь реальную возможность освоения базового уровня.
- Каждый воспитанник школы обязан понимать, каких результатов обучения от него требует образовательное учреждение (принцип открытости).
- Учащийся имеет право сам выбрать уровень подготовки, остановившись на повышенном вместо базового. Это позволит школьнику сильнее углубиться в содержание учебной дисциплины. Обеспечение этой возможности находится в рамках уровня обучения, превышающего ступень минимального стандарта (ножницы).
Пространство «ножниц» – зона ближайшего развития (Л. С. Выготский). Оно должно включать в себя различные дополнительные возможности для учеников – «лестницу» деятельности. Образовательный процесс строится в индивидуальном порядке. При этом учитывается уровень сложности, который может осилить школьник. Такой подход позволяет оптимизировать развивающую функцию обучения.
Особенности методики уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация имеет следующие особенности:
- Материал подается блоками.
- Педагоги работают с небольшими группами учеников, каждая из которых имеет свой уровень усвоения информации.
- Создание учебно-методического комплекса, который содержит банк заданий обязательного уровня, специальные дидактические материалы, выделение основного материала в учебниках, необходимые задания в сборниках задач.
Технология уровневой дифференциации обучения по Фирсову подразумевает ежедневную работу по предупреждению и ликвидации пробелов в изученном материале посредством сдачи зачетов.
Технология дифференцированного обучения органически связана с системой контроля результатов образовательного процесса и достижений подопечных школы.
Традиционно успеваемость школьников оценивается «вычитанием». В рамках уровневой дифференциации обучения предлагается альтернатива этому методу оценивания результатов – «оценка методом сложения». В основе способа лежит минимальный уровень общеобразовательной подготовки, которого должен достигнуть каждый ученик.
Критерии, на основании которых оцениваются более высокие уровни, принимают к учету образовательную программу сверх базы и систему зачетов.
Оценивание предусматривает:
- Тематический контроль.
- Полноту проверки знаний в рамках базового обязательного уровня.
- Доступность образцов контрольных заданий для проверки знаний, полученных на базовом уровне.
- Оценку методом сложения (общий зачет равняется сумме частных зачетов).
- Двоичность в оценивании обязательного уровня (зачет/незачет).
- Повышение итоговых оценок за освоение материала сверх обязательного.
- Устранение пробелов (досдача вместо пересдачи).
- Возможность «дробных» зачетов.
- Кумулятивность итогового балла – оценка за год высчитывается на основании полученных отметок в течение учебного периода.
на наши новости
500 000 пользователей!
Ученики сдают зачеты в пределах учебного года, при этом:
- Школьникам дается дополнительное время для доработки зачетных работ.
- Педагог может помогать ученикам во время зачета.
- Школьникам даются «ключи» к контрольным знаниям.
- Для каждого ученика заводятся листы учета и контроля. Если школьник может окончить учебное учреждение на «4» и «5», он должен сдать подтверждающий экзамен по всему материалу.
Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация
Гузик Николай Петрович – заслуженный учитель России. Он является директором школы в Крыму, в ней же преподает химию. Педагог разработал собственную систему обучения и назвал ее комбинированной. Его проект уникален тем, что имеет две важные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.
Уроки в рамках одной темы имеют пять разных видов, которые следуют друг за другом:
- Первый вид – общий разбор темы, то есть «начитка» материала.
- Второй – семинары, в рамках которых дети совместно с педагогом углубленно прорабатывают теорию, а также работают самостоятельно. Обычно таких уроков проводится несколько – от трех до пяти.
- Третий тип – занятия, на которых обобщаются и систематизируются знания, проводятся тематические зачеты.
- Четвертый вид – уроки межпредметного обобщения информации, защита самостоятельных тематических заданий.
- Пятый тип – уроки-практикумы.
Так как все ученики школ развиваются с разной скоростью, обладают различными личностными характеристиками и т. д., то некоторые дети учатся на отлично, другие – хорошо, а также есть те, кто отстает от остальных. Это говорит о необходимости внедрения уровневой дифференциации обучения, целью которой является доступность образовательного процесса для всех учеников. Система применяется на всех этапах работы: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
Дифференцированные программы (а не задания) в зависимости от степени сложности делятся на три типа: «А», «В», «С».
Все они имеют два значимых аспекта:
- Необходимо обеспечить овладение школьниками определенным набором знаний, умений и навыков (от репродуктивного до творческого).
- В рамках образовательного процесса дети должны научиться самостоятельно обучаться (перейти от постоянной помощи педагога, который инструктирует, показывает образцы, как правильно выполнять работу, к полностью самостоятельному обучению).
Все программы имеют некоторую преемственность. В рамках каждой изучаемой темы ученик должен усвоить определенный обязательный минимум. Без этого условия невозможно обеспечение неразрывной логики изложения и полноценного создания целой картины главных представлений.
Задания, включенные в программу «С», фиксируются в качестве базового стандарта. При их выполнении школьник усваивает теоретическую часть дисциплины на уровне его воспроизведения. Работа по первичному освоению информации здесь имеет свои нюансы.
Школьники многократно повторяют материал, выделяют смысловые группы, определяют, какая информация является главной, учатся запоминать. Этим можно объяснить то, что в рамках программы «С» педагог инструктирует, как учить материал, на что обращать внимание в первую очередь, как делать выводы и пр.
Задания по программе «С» являются наиболее простыми. Пока ученик не научится их выполнять, он не сможет обучаться по следующим курсам.
В рамках программы «В» школьники получают общие и специфические учебные навыки, а также приобретают приемы умственной деятельности, без которых невозможно решать задачи на применение.
Кроме теоретической информации, ученики получают дополнительные сведения к данным из программы «С», находят доказательства, иллюстрируют, уточняют конкретику полученных основных знаний, показывают, каким образом функционируют и применяются понятия. Следовательно, программа «В» расширяет объем сведений, дает возможность углубиться в материал, делает общую картину наиболее ясной.
Ученик, который выполнил программу «А», находится на уровне осознанного и творческого использования полученных знаний. Такой школьник усвоил теорию, изучил приемы учебной работы и умственных действий. Он умеет определять суть проблемы и находить ее решения, используя полученные знания в рамках обучения в школе.
Программа представляет развивающие данные, которые позволяют углубиться в материал, объясняет их логически, открывает возможности для творческого применения. Ребенок, овладевший этим уровнем, может проявить себя в самостоятельной деятельности.
Когда дети повторяют пройденный материал, они могут выполнять задания разных уровней. Последние классифицируются на три вида: дидактические материалы для самостоятельного изучения, решение задач, выполнение лабораторных и практических работ. Программа «С» является частью обязательного уровня образования, в курс «В» добавляются задачи и упражнения из учебника, последняя ступень предполагает выполнение заданий из вспомогательных источников.
Школьник вправе самостоятельно выбирать программу обучения. В любом случае он получит базовый минимум знаний, при этом простор для развития своей творческой личности будет для него открытым.
Контроль знаний предполагает углубление дифференциации и ее переход в индивидуализацию, то есть учитываются достижения каждого ученика. Внутрипредметная уровневая дифференциация обучения имеет много общего с методикой полного усвоения, в рамках последней переход к новой информации происходит только после того, как ученик освоит общий образовательный стандарт.
Педагог может работать индивидуально, в группах, а также в классе. Это дает возможность понять, насколько различны познания учеников. Здесь можно использовать такие формы обучения, как работа в группе, деятельность посредством диалога в парах, семинарно-зачетная система, модульная система, внеурочные индивидуальные уроки и консультации, оказание помощи во время занятия, учет уровня знаний по схеме «зачет/незачет».
Уровневая дифференциация признается эффективнейшим методом организации образовательного процесса, который позволяет учитывать индивидуальные особенности подопечных. В рамках системы дети усваивают стандартную программу, наиболее способные ученики могут продолжить развитие своих познавательных способностей.
Контроль результатов способствует избавлению от проблем и сложностей. При построении образовательного процесса необходимо учитывать потребности, возможности и индивидуальные особенности школьников.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: