Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Валеология: образование на страже здоровья
Главная > Блог > Валеология: образование на страже здоровья
24.05.2023
741
Время чтения: 16 минут

Валеология: образование на страже здоровья

С чем связана? Валеология – это область знаний, исследующая возможности организма и способы их максимального использования. В отличие от медицинской науки, она делает акцент на сохранении хорошего самочувствия даже в неблагоприятных условиях.

Как реализуется в педагогике? Свое применение эта наука нашла и в системе образования. Действовать здесь предлагают в двух направлениях. Во-первых, обучать детей здоровьесберегающим технологиям, а во-вторых, обеспечивать условия для сохранения их здоровья во время учебного процесса.

Оглавление:
  1. Валеология в педагогике
  2. Валеология в начальной школе
  3. Валеологический подход к организации уроков
  4. Особенности валеологичного проведения уроков
  5. Советы педагогам по сохранению здоровья обучающихся
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Валеология в педагогике

Валеология – это наука, которая закрепилась в системе общего образования РФ, хотя во время ее появления многие были убеждены, что ее следует рассматривать лишь как модную однодневку. Эту науку не преподают в школах как отдельную дисциплину, но многие предметы, а именно ОБЖ, природоведение, биология, экология и краеведение, так или иначе переплетаются с ней.

Вальдорфская педагогика

Критериями гуманитарного прогресса являются уровень жизни и здоровье людей. Следовательно, здоровый образ жизни – это сложная постоянно меняющаяся система, которая характеризуется семейно-бытовой, общественно-трудовой и коммуникативной деятельностью. Насколько гармоничной будет эта система, зависит от того, как гармонируют между собой ее субъекты.

Здоровый образ жизни представляет собой гармонию внутри человека, и он не может существовать без знаний индивида о самом себе и о изменениях, которые закономерно происходят в его физическом и психическом состояниях. Также человек, который ведет здоровый образ жизни, должен понимать, как эта динамика влияет на состояние его умственного и физического здоровья. Именно такие суждения лежат в основе валеологии.

Многие при ответе на вопрос «Что такое валеология?», говорят, что это то же самое, что и «санитарное просвещение», «гигиеническое просвещение», «гигиеническое воспитание» или «здоровый образ жизни». Но такое суждение, пожалуй, является слишком поверхностным.

Наука относится к проблемам здоровья не так же, как медицина. Подходы здесь несколько отличны. Медицина по большей части рассматривает не здоровье, а болезни, и это можно объяснить тем, что здоровый человек, как правило, к врачу не обращается. Задача валеологии заключается именно в предотвращении заболевания, а медицины – в лечении.

Изначально валеологию следует рассматривать как науку, которая занимается изучением здоровья человека. Ограничится ли она медициной или выйдет за ее пределы, мы сможем узнать лишь спустя время. Но сегодня с уверенностью можно утверждать, что изучение здоровья и поиск способов его сохранения – это важные мероприятия, к которым нужно приучаться с раннего возраста. Валеологией занимаются следующие специалисты: гигиенисты, физиологи, биологи, психологи, экологи и, конечно, педагоги. Последние должны делать это вместе с родителями учеников.

Валеология – это обширный термин, который включает в себя такие ответвления, как медицинскую и педагогическую валеологию.

Первый тип предусматривает разработку оздоровительных систем и методов, анализ их эффективности. Медицинская валеология рассматривает вопросы старения организма, а также активизации резервных и адаптационных возможностей. Оба ответвления взаимосвязаны, и сегодня наука оценивается как педагогическая дисциплина. Отсюда следует вывод, что валеология – это здоровье через образование.

Соответственно, понимать необходимость заботы о своем здоровье нужно не только в рамках лечения, но в процессе обучения (в дошкольном, среднем, среднем специальном или высшем учебном заведении). Этот навык нужно привить. Такая обязанность ложится на плечи родителей, воспитателей и учителей.

Валеология в начальной школе

Как показывает статистика, в последнее время состояние здоровья детей резко ухудшается. Всего лишь примерно 10 % несовершеннолетних в России не имеют физических и психических отклонений, а также хронических заболеваний. Сегодня прослеживается четкая тенденция по сокращению количества здоровых выпускников школ.

Это тревожный критерий, так как через школу проходит все население страны, и на этом этапе социализации личности происходит формирование индивидуального здоровья детей и всего общества. Причинами резкого ухудшения здоровья являются недостаток движения, перегруженность учебного процесса, отсутствие культуры здорового образа жизни и сбалансированного питания в семье, а также плохая экология в регионе или населенном пункте.

Валеология

Медики утверждают, что чаще всего первые хронические заболевания выявляются у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Как правило, это заболевания органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушение осанки и зрения.

Школьная валеология – это дисциплина, в рамках которой преподаватели на занятиях передают знания, не связанные с сохранением и укреплением здоровья при изучении других предметов. Во время изучения валеологии дети узнают об анатомии и физиологии человека, гигиене, вредных привычках, начинают понимать психологические основы таких методов оздоровления, как закаливание, применение народных средств, аутогенные тренировки и пр.

Несмотря на то, что родители активно занимаются развитием у своих детей навыков гигиенической культуры, уделяют должное внимание сохранению их здоровья, с целью формирования привычки здорового образа жизни у школьников и воспитанников детского сада, валеология должна преподаваться педагогами в дополнение к мероприятиям со стороны родителей.

Детская валеология рассматривает вопросы как физического, так и духовного развития. Очевидно, что для сохранения высоких показателей недостаточно дважды в день чистить зубы, делать зарядку по утрам и правильно питаться. Важно приучать детей любить себя, окружающих и жизнь в целом. Здоровый человек – это тот, кто живет в гармонии с собой и миром.

Цели валеологии

  • Научить детей быть здоровыми не только телом, но и душой.
  • Понимая законы природы и бытия, развить в подопечных стремление сохранить свое здоровье.

Задачи валеологии

  • Сформулировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
  • Обеспечить развитие навыка физического и психического саморазвития.
  • Сформировать образно-словесные ассоциации у учеников, которые относятся к здоровью человека.
  • Сформировать у детей позитивное отношение к физическому «я».

Основное применяемое направление – это личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Необходимо акцентировать внимание на самостоятельном экспериментировании и поисковой активности несовершеннолетних, побуждать их относиться творчески к выполнению заданий.

Теоретический материал, а также практические задания, которые выдаются педагогом, должны соответствовать возрастным особенностям детей. В качестве примера практики можно привести тренировки и оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.

Уроки проводятся педагогом, который в ходе занятия рассказывает сказки и устраивает игры. Последнее мероприятие дает возможность учитывать специфику дошкольного возраста. Также занятия включают в себя такие виды деятельности, как изобразительная, театрализованная и пр. Так происходит обеспечение развития свойственных возрасту видов деятельности и познания, которые способствуют формированию у подопечных тех качеств, которые имеют школьники.

Играя и выполняя различные задания, дети формируют в себе умения и навыки, позволяющие успешно контактировать с окружающим миром. Они начинают понимать, какие условия среды обитания (дома, образовательного учреждения, улицы) гарантируют безопасность для здоровья и жизни.

Ученики младших классов начнут рассматривать свой рост и развитие как абсолютно естественный жизненный процесс, на который влияют разумность и правильность поведения и то, насколько они придерживаются здорового образа жизни.

Ученики начальной школы должны знать

  • Как правильно относиться к органам зрения и ухаживать за ротовой полостью.
  • Какие упражнения необходимо выполнять при плоскостопии и для его профилактики.
  • Как ухаживать за кожей.
  • Какую роль в жизни человека играют органы пищеварения, основы рационального питания и основные полезные продукты.
  • Роль настроения и здорового сна.
  • Как поддерживать осанку.
  • Как вести себя рядом с другими людьми.
  • Что такое оздоровительные паузы.
  • Чем физическое здоровье отличается от духовного.
  • Правила гигиены и закаливания.
  • Как устроено тело человека.

Учащиеся должны обладать следующими навыками:

  • Умываться, чистить уши и зубы.
  • Выполнять упражнения от плоскостопия, в том числе катание валика, ходьба босиком, массаж стоп.
  • Ухаживать за кожей и ногтями.
  • Оказывать первую помощь в случае пореза или ожога.
  • Правильно укладываться спать.
  • Правильно вести себя в общественных местах.
  • Выполнять упражнения для осанки и соблюдать рекомендации для ее поддержания.

Валеологический подход к организации уроков

Проведенные обследования здоровья учеников позволяют сделать вывод, что за последние десятки лет значительно увеличилась заболеваемость детей. Из этого напрашивается вывод: образовательный процесс со всеми его изменениями несет в себе некоторый разрушающий фактор, который подрывает здоровье не только детей, но и педагогов.

Во время обучения в школе снижаются показатели психического здоровья подопечных образовательного учреждения. Следовательно, можно сделать вывод, что школа влияет на них негативно.

Основной формой организации учебного процесса является урок, рассмотрим его подробнее. От того, насколько грамотно он организован, а также от уровня рациональности занятия зависят функциональное состояние обучающихся, продолжительность умственной работоспособности и предупреждение преждевременного утомления.

Если рассматривать проведение уроков с позиции сохранения здоровья, можно выделить следующие правила его построения.

  1. Педагог должен правильно организовать занятие.
  2. Нужно использовать каналы восприятия.
  3. Обязательным является определение зоны работоспособности учащихся.
  4. Следует распределять интенсивность умственной деятельности учеников.

Особенности валеологичного проведения уроков

Когда педагог планирует урок, он должен принимать во внимание критерии здоровьесбережения:

  • Обстановка в классе.
  • Организация гигиенических условий.
  • Психологический климат.
  • Перемена видов деятельности.
  • Чередования различных методов преподавания.
  • Место и продолжительность использования ТСО.
  • Поза, которую принимает ученик, возможность ее периодического изменения.
  • Плотность занятия.
  • Мотивирование учеников к учебной деятельности.

Смысл валеологичного проведения уроков заключается в обеспечении сохранения и, в идеале, увеличении запаса жизненных сил на протяжении всего занятия для всех его участников. Кроме того, важно, чтобы урок служил в качестве стимулятора у учеников желания быть здоровыми, радоваться жизни и учиться.

Экологическое мышление

На педагога возлагаются следующие обязанности

  • Избегать любых замечаний в адрес подопечных в отношении дисциплины, особенно если они оскорбляют чувство собственного достоинства учеников.
  • Применять по отношению к детям по большей мере спокойный, ласковый и доброжелательный тон, обращаться к каждому ученику по имени.
  • Важно, чтобы подопечные чувствовали, что их мнение уважают все участники образовательного процесса.
  • Педагог должен осознавать, что он во время общения с детьми занимает сразу две позиции: наставника и ученика.
  • Преподаватель должен прививать детям стремление быть здоровыми, демонстрируя этот навык на личном примере.

Во время работы педагог должен принимать во внимание

  • Индивидуальный потенциал здоровья каждого из учеников.
  • Здоровье – это состояние организма, которым можно управлять.
  • Чем лучше состояние здоровья человека, тем больше усилий для этого было приложено.
  • В течение 20 % от всего времени занятия ученикам нужно проявлять двигательную активность.

Задачи педагога

  • Сформировать у учеников и их родителей внутреннюю мотивацию вести здоровый образ жизни.
  • Развить навыки соблюдения личной гигиены.
  • Приобщить к правильному питанию.
  • Познакомить с методами поддержания физического и психического здоровья.

Для проведения здоровьесберегающих уроков нужно:

  • Правильно расставить парты в учебном кабинете.
  • Замотивировать учеников на положительное общение друг с другом, сделав обязательным приветствие в начале урока в парах, группах, в кругу.

Введение обязательного приветствия позволяет создать положительный настрой на занятия. Кроме того, дети меньше будут чувствовать усталость и напряжение.

  • Педагог организовывает активное межличностное общение, в рамках которого ученики взаимно прощают и благодарят друг друга. Организация проводится по тому же принципу, что и приветствие.

Если дети работают на уроке коллективно, это способствует их общению.

  • Педагогу необходимо максимально ответственно подойти к организации беседы, которая должна включать в себя вопросы эвристического, поискового или проблемного характера. Важно, чтобы для ответа дети могли поразмышлять.
  • Нужно расширять сознание учеников. Так они смогут осмыслить собственную жизнь, свое поведение, проанализировать отношения с окружающими людьми. Валеология способствует усвоению позитивных мыслей о здоровье.

Советы педагогам по сохранению здоровья обучающихся

Чтобы не перегружать детей во время занятий, педагогу следует прислушаться к следующим советам.

Валеология
Валеологи
  1. Следите, чтобы ученики меняли позу каждые 15-20 минут.
  2. Работайте с детьми в режиме зрительно-пространственной активности. Работа должна осуществляться в режиме дальнего зрения. («Речевой маршрут»: ученики читают текст с доски, делая шаги навстречу).
  3. Также для работы в режиме дальнего зрения применяются сюжетные и предметные иллюстрации, цифровой материал, размещенный на стенах.
  4. Речевая разминка. В рамках этой техники дети читают скороговорки, чистоговорки, поговорки и стихи. Здесь может применяться пошаговый алгоритм, где отдельное слово или слог произносится с каждым новым шагом. Также педагог может придумывать задания, выполняя которые, дети должны двигаться по классу.
  5. Проведение физминуток. Для этого применяется методика сенсорно-координаторских тренажей. Сюжетные иллюстрации размещаются в верхних углах кабинета, а рядом с ними цифры 1,2,3,4. Все ученики встают, и когда учитель называет цифры, дети разглядывают картинки, которые им соответствуют. Затем преподаватель меняет порядок. Задача учеников – делать синхронные движения головой и туловищем, успев при этом разглядеть все иллюстрации. В завершении учитель задает вопрос по сюжету. На это мероприятие должно отводиться от 1 до 1,5 минут.

Индивид будет комфортно чувствовать себя в обществе только в том случае, если он имеет навык общения. Поэтому перед педагогами в рамках валеологии стоит задача развить эту способность.

Кроме того, преподаватель должен обеспечить рефлексивность во время занятий.

Утверждать, что индивид здоров, можно лишь в том случае, если он понимает себя и окружающий мир, способен контролировать собственные действия. На основании этого педагогам рекомендуется предлагать детям фиксировать свое настроение и общее самочувствие в специальном дневнике.

В рамках занятий следует применять такие средства рефлексии, как слово (устное и письменное), цвет и музыку на разных этапах урока. Валеология в педагогике дает возможность воспитать из ребенка настоящего человека.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw