Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Виды дошкольных учреждений и особенности работы в них
Главная > Блог > Виды дошкольных учреждений и особенности работы в них
24.09.2024
532
Время чтения: 13 минут

Виды дошкольных учреждений и особенности работы в них

Какие? В России разные виды дошкольных учреждений. Они делятся по форме собственности, возрастным группам, способам развития ребенка. Однако у всех учреждений общее то, что они обязаны воспитывать, обучать и присматривать за подопечными.

В чем разница? Детские учреждения различаются образовательными программами с разными уровнями сложности. Также есть детсады, предназначенные для всех детей, и те, куда определяются малыши с особенностями развития и патологиями здоровья.

Оглавление:
  1. Особенности дошкольного учреждения
  2. Виды дошкольных учреждений
  3. Характер работы воспитателей в разных видах дошкольных учреждений
  4. Часто задаваемые вопросы о видах дошкольных учреждений
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Особенности дошкольного учреждения

ДОУ, или дошкольное образовательное учреждение, представляет собой образовательную организацию, в которой реализуются программы общего дошкольного образования всесторонней направленности.

Виды дошкольных учреждений

В детских дошкольных организациях происходит реализация программ общего образования для малышей. В стенах заведения за детьми присматривают опытные воспитатели. Возраст подопечных в этих учреждениях составляет практически с рождения и до момента поступления в начальную школу.

Ключевыми задачами, которые поставлены перед ДОУ, являются:

  • сохранение и укрепление не только физического, но и психического здоровья воспитанников, охрана их жизней, проведение работы коррекционной направленности при наличии показаний к этому;
  • создание условий, при которых будет эффективно реализовываться развитие детей в таких направлениях, как познавательное, речевое, социальное, личностное, художественное, эстетическое и физическое;
  • организация процесса воспитания, при котором будут учитываться все возрастные особенности и потребности воспитанников;
  • налаживание связей и осуществление взаимодействия с семьями детей, необходимого для обеспечения развития малышей и дошкольников во всех направлениях, предоставление родителям консультативной и методической помощи, благодаря которой они смогут узнать все тонкости воспитания детей в этом возрасте.

Российские дошкольные образовательные учреждения, вся деятельность которых в стране основана на Законе «Об образовании», полностью отвечают потребностям детей. Малыши от одного года до трех лет посещают ясли-сад, также есть ДОУ, принимающие воспитанников возрастом от двух месяцев до одного года.

Виды дошкольных учреждений

В зависимости от организационно-правовой формы дошкольные образовательные учреждения подразделяются на пять видов.

Детский сад

Данный вид учреждения дошкольного образования является наиболее распространенным. Его основные функции – присмотр и уход за детьми, их воспитание, обучение и оздоровление. Отличие детских садов заключается в использовании разных образовательных программ.

Виды дошкольных учреждений

Существуют следующие виды образовательных учреждений дошкольного образования – комбинированные, компенсирующие, общеобразовательные, присмотра и оздоровления, а также с этнокультурным образовательным компонентом.

 Детский сад комбинированного вида

Дошкольные образовательные учреждения комбинированного типа характеризуются функционированием нескольких разнонаправленных групп, таких как общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные. Эти группы могут быть в различном сочетании.

Детский сад компенсирующего типа

Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего типа характеризуется тем, что у воспитанников, посещающих его, могут быть различные патологии. Например, проблемы развития в психическом направлении, туберкулезная интоксикация, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, слуха или речи, отклонения в развитии зрения, интеллектуальных возможностей, ослабленный иммунитет.

Сотрудниками подобных детских садов являются высококвалифицированные медицинские работники, а дети находятся в той среде, где им комфортно. Для них организуется питание диетического типа, посещение бассейнов, саун, массажных кабинетов. Группы в таких садиках формируются исходя из маленького количества детей.

Особенность детских садов компенсирующего вида заключается не только в лечении, но и в воспитании и обучении по специально разработанным программам. Родители воспитанников всегда могут получить рекомендацию или совет по любым вопросам, так как при садике функционируют консультационные пункты.

Для попадания в дошкольное учреждение компенсирующего вида у родителей должны быть направление от педиатра и справки от профильных специалистов.

 Детский сад общеразвивающего вида

Как правило, детские сады такого вида практикуют приоритетное осуществление одного или нескольких направлений развития детей. Здесь имеется в виду реализация программ, подразумевающих физическое, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.

 Детский сад присмотра и оздоровления

Деятельность детских садов присмотра и оздоровления направлена на реализацию мероприятий и процедур санитарно-гигиенического, оздоровительного и профилактического характера.

 Детский сад с этнокультурным или национальным компонентом образования

Ключевыми задачами детских садов такого вида являются достижение взаимоуважения и взаимотерпимости культур, освоение культурных традиций, бережное сохранение общечеловеческих духовных достижений, раскрытие творческих истоков народной культуры, отвергающих национальную исключительность. Дети должны воспитываться в духе взаимоуважения, терпимости, добра и достойного отношения к другим.

Дошкольные группы государственных образовательных учреждений

В такие группы ходят дети в возрасте шести лет, для того чтобы подготовиться к поступлению в школу.

Центр развития ребенка – детский сад

Такие центры характеризуются расширенным функционалом. Они оснащаются игровым и физкультурно-оздоровительными комплексами, компьютерными классами, студиями рисования, бассейнами и т. д. Работа с детьми основана на комплексном подходе, что подразумевает развитие в физическом и психическом плане, а также коррекцию. Помимо этого, акцентируется внимание на реализации программ интеллектуального и художественно-эстетического развития.

Виды дошкольных учреждений

Прогимназия

На греческом языке слово «прогимназия» означает подготовку к школе. Таким образом, само название говорит о том, что в этом учреждении детей готовят к поступлению в школу, соответственно, возраст воспитанников составляет 5–6 лет.

Первым и самым важным отличием прогимназии является начало изучения всех тех предметов, которые обязательны для начальной школы. Как правило, к ним относятся математика, русский язык и основы английского языка. Помимо этих предметов, программой обучения прогимназии предусмотрено освоение дисциплин эстетического цикла, изучение которых способствует развитию личности во всех направлениях. К таким предметам относятся хореография, музыка, рисование, лепка, ритмика, риторика, плавание, различные подвижные игры.

Важно, чтобы родители детей в первую очередь обращали внимание на то, каким предметам будут обучать в конкретной прогимназии. Если предметный список будет неполным, т. е. будет отсутствовать какой-либо предмет, который есть в начальной школе, то такое учреждение не оправдывает свое прямое назначение, заключающее в подготовке ребенка к школе.

Еще одной важной особенностью прогимназии является форма проведения уроков. Как правило, они проходят в занимательной игровой форме. Это сделано специально, поскольку окружающий мир дети познают посредством игры.

Если ребенок посещает прогимназию, то у него формируются навыки непрерывного обучения, он мягко и постепенно погружается в образовательный мир. После поступления в начальную школу он уже будет готов к различным требованиям дисциплины, выполнению домашних заданий и т. д.

Дошкольные группы государственных образовательных учреждений «Центр образования»

Такие центры образования представляют собой государственные учреждения общеобразовательной направленности. В них дети могут получить следующее образование:

  • начальное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.

Также дети могут обучаться по программам профессиональной подготовки и получать дополнительное образование на основе преемственности и непрерывности с учетом доступности и личной ориентации обучающегося.

В зависимости от типа собственности детские сады могут быть:

  • Государственными или муниципальными, контроль над деятельностью которых осуществляется государством.
  • Ведомственными – их создают конкретные организации для детей своих сотрудников, соответственно, и контролирует деятельность учреждений они же.
  • Частными или коммерческими. В этом случае частное образовательное учреждение обязано получить лицензию и аккредитацию, а все воспитатели – пройти аттестацию. Программы обучения воспитанников должны быть сертифицированы.
  • Детскими садами семейного типа или домашними, которые на самом деле представляют собой разновидность частных детских садов.

Характер работы воспитателей в разных видах дошкольных учреждений

По большому счету, характер работы воспитателей в разных видах дошкольных учреждений один и тот же. Т. е. везде составляются планы, ведется работа с документацией, реализуются мероприятия, направленные на защиту жизни и здоровья детей, организуется утренний прием, питание, режим обучения, прогулок и сна, взаимодействие с родителями детей и т. д.

Конечно, незначительные различия встречаются. Так, например, работа в специализированных детских садах должна осуществляться совместно с дефектологами, в частных учреждениях должностная инструкция воспитателя может содержать пункт о проведении дополнительных занятий, а также организацию для вышестоящего руководства и родителей детей отчетов в фото- и видеоформате.

Ребенок в дошкольной организации

Ниже представлены детальные отличия в работе воспитателей детских образовательных учреждений разных видов, которые связаны с условиями.

  1. Сотрудники государственных и специализированных детских садов обязательно должны проходить аттестацию. Первый раз подтверждение квалификации проводится спустя два года после начала работы, а потом – каждые пять лет. В частных детских садах сотрудники проходят аттестацию на усмотрение руководства.
  2. Вторым важным моментом является количество воспитанников в группе. СанПиН 2.4.1.3049-13 в п. 1.11. и 1.12 перечисляют ограничения, которые действуют в специализированных учреждениях и инклюзивных группах:
    • Количество детей в группах для воспитанников с ограничениями по здоровью не должно превышать 10 человек при условии, что их возраст не превышает 3 лет. Для детей старше 3 лет количество воспитанников в группе составляет до 15. В группах для детей с нарушениями зрения действуют еще более строгие ограничения: в младших группах количество воспитанников не должно превышать 6 человек, а в средних и старших – до 10.
    • В комбинированных группах, т. е. тех, где вместе со здоровыми детьми находятся воспитанники с задержкой развития, должно быть не более 15 человек, при условии, что максимум 4 из них будут иметь нарушения зрительной или речевой функции, слуха или умственного развития. Допускаются группы количеством 17 человек, из которых не более чем у 5 будет задержка психического развития.
    • Количество воспитанников в государственных дошкольных образовательных организациях может составлять 20 человек, а в отдельных случаях доходить и до 35. Частные детские сады, как правило, набирают группы в количестве 10–15 воспитанников.

Заработная плата сотрудников детских садов в нашей стране зависит от нескольких факторов. Например, регионального расположения, условий конкретного учреждения, квалификации воспитателя и т. д. Если же говорить укрупненно, то наиболее высокие зарплаты у сотрудников частных учреждений, средние – в специализированных, а низкие – в государственных.

Немаловажным моментом является продолжительность отпуска, которая у воспитателей может быть разной. Так, у сотрудников, работающих в специализированных детских учреждениях, ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 56 дней, в обычных садах – 42 дня, а в частных – всего 28 дней.

Какие еще бывают отличия в зависимости от вида детского учреждения?

Частные и специализированные детские сады по сравнению с государственными обладают:

  • более мягкими требованиями в части соблюдения дневного режима;
  • в них осуществляется достаточно тесное общение с воспитанниками, так как количество воспитанников в группах ограничено;
  • сокращенным количеством мероприятий обязательного характера;
  • меньшим объемом рутинной бумажной работы.

Для государственных детских садов характерны:

  • более активная, и как правило, сложная работа, поскольку количество детей в группе может доходить до 35;
  • наличие работы в комбинированных группах, в которых есть дети с ОВЗ;
  • четкое соблюдение и выполнение всех требований образовательной программы;
  • лояльный прием на работу молодых специалистов.

Виды дошкольных учреждений

Какие же требования в части образования, опыта и иных важных качеств воспитателя предъявляются к специалистам детских дошкольных учреждений?

На работу в государственные детские сады могут принять молодого специалиста сразу после учебы, т. е. без соответствующего опыта и квалификационной категории. Таким образом, чтобы работать по специальности «воспитатель», достаточно только окончить техникум или колледж, или же отучиться по любому профилю средне-профессионального образования, после которого пройти профпереподготовку по определенной программе.

Для того чтобы работать в специализированном детском учреждении, не лишним будет наличие дополнительного образования. Этот пункт не является обязательным при трудоустройстве, но на практике гораздо легче получить работу специалисту с более широкими знаниями.

Частные детские сады могут похвастаться тем, что у них в штате работают только сотрудники с большим опытом работы, имеющие первую или высшую квалификационную категорию. Также желательно знать приемы и методики, характерные для конкретного учреждения.

Любой специалист может устроиться на работу в детские сады трех видов, поскольку существенных различий в личностных и профессиональных качествах педагогического персонала детских образовательных учреждений не существует. Классические требования заключаются в любви к детям, умении находить с ними и их родителями общий язык, наблюдательности, тактичности, ответственности, умении быстро принимать решения и т. д.

Важным моментом является то, что если у вас есть планы работать в детском саду специализированного типа, то вы должны обладать повышенной стрессоустойчивостью, терпеливостью и педагогическим оптимизмом. Важно, чтобы воспитатель верил в способности воспитанника, который существенно отстает в развитии от других детей.

Часто задаваемые вопросы о видах дошкольных учреждений

В каком режиме могут функционировать различные виды дошкольных учреждений?

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения могут функционировать в следующих режимах:

  • кратковременного, не более 5 часов, пребывания;
  • сокращенного дня, как правило, это от 8 до 10 часов в день;
  • полного дня, от 10,5 до 12 часов пребывания;
  • продленного дня, от 13 до 14 часов пребывания;
  • круглосуточного пребывания воспитанников.

Виды дошкольных учреждений

На какие группы идет градация в дошкольных образовательных организациях?

Как правило, в дошкольной образовательной организации функционируют следующие группы:

  • ясельная, с детьми в возрасте от 1,5 до 2 лет;
  • младшая, с детьми в возрасте от 2 до 4 лет;
  • средняя, с детьми в возрасте от 4 до 5 лет;
  • старшая, с детьми в возрасте от 5 до 6 лет;
  • подготовительная, с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.

Какие структурные подразделения входят в состав дошкольной образовательной организации?

В качестве структурных подразделений детских садов могут выступать:

  • отдел общего развития;
  • отдел коррекции;
  • психологические, медицинские и педагогические кабинеты;
  • воспитательные и организационно-методические кабинеты;
  • кухни;
  • уборочные помещения и т. д.

Под детским дошкольным учреждением понимается такой тип образовательного учреждения, в котором происходит реализация общеобразовательных программ дошкольного образования, имеющих различную направленность. Из всех видов детских учреждений дошкольного образования самым распространённым является детский сад.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
  5. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw