Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Здоровьесберегающие технологии: цели, принципы, применение
Главная > Блог > Здоровьесберегающие технологии: цели, принципы, применение
31.03.2023
4359
Время чтения: 15 минут

Здоровьесберегающие технологии: цели, принципы, применение

О чем речь? Здоровьесберегающие технологии в школе представляют собой комплекс мер, способствующих укреплению физического состояния детей. Ведь сохранение здоровья школьников – это вопрос государственной важности.

Какие существуют? Комплекс таких технологий включает в себя программы педагогического, психологического и медицинского характера, которые помогают как педагогам, так и ученикам обеспечить безопасный учебный процесс. Какие же методы можно отнести?

Угрозы здоровью детей в современной школе

Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только то, что у человека нет заболеваний и отклонений от нормального развития. Здоровым является полностью благополучный в физическом и психологическом плане индивид.

Институт возрастной физиологии РАО приводит статистику, согласно которой нахождение ребёнка в современной образовательной среде ведёт к факторам риска, ухудшающим их здоровье. От 20 до 40 % негативного воздействия несёт именно школьное обучение.

Здоровьесберегающие технологииv

В школе дети сталкиваются с такими факторами риска:

  • ситуации на уроках, приводящие к стрессу (необъективность оценок, предъявление неадекватных требований к ученикам, применение стрессогенной педагогической тактики);
  • нехватка движения и физической нагрузки, приводящие к ослабленному здоровью;
  • несоблюдение норм гигиены и физиологии;
  • учебная нагрузка, превышающая возрастные рекомендации;
  • переутомление в связи с интенсификацией процесса образования;
  • недостаток знаний о способах охраны и укрепления здоровья, как у детей и родителей, так и педагогического состава;
  • отсутствие индивидуального подхода к обучающимся;
  • малое распространение культуры ЗОЖ;
  • недостатки в организации школьного питания.

Всё перечисленное связано со школьной жизнью. Поэтому вместе с медиками и психологами необходимо заботиться о здоровье школьников и педагогам. И здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе призваны в этом помочь.

Понятие, цели и задачи здоровьесберегающих технологий в школе

С помощью технологий здоровьесбережения учебный процесс положительно влияет на состояние ребёнка. Они предполагают:

  • создание доброжелательной атмосферы общения, исключение стрессовых ситуаций, в результате – комфортная психологическая обстановка;
  • предъявление посильных требований к ученикам;
  • учебная нагрузка, соответствующая возрасту детей;
  • организация процесса обучения, учитывающая возрастные, половые, культурные, индивидуальные и психологические различия обучающихся;
  • физическая активность в необходимом количестве.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в школе – это средство обеспечения безопасности учебного процесса, позволяющего сохранять и развивать здоровье учеников в физическом, психологическом и социальном плане.

При этом выигрывает и школа, так как её деятельность становится эффективнее в результате безопасности для благополучия детей.

Используя здоровьесберегающие технологии обучения в школе, педагоги способствуют адаптации учащихся к образовательной среде, лучшему усвоению материала и развитию индивидуальных способностей.

Нахождение учителей вместе с детьми в психологически комфортной среде является профилактикой ассоциативного поведения и позволяет развиваться индивидуальности.

Также наблюдаются следующие результаты здоровьесберегающих технологий в школе: успешное формирование у обучающихся универсальных учебных действий и метапредметных компетенций.

Новые ФГОСы ставят перед технологиями здоровьесбережения такие задачи, как укрепление здоровья школьников, формирование у подрастающего поколения ценностей здорового образа жизни и выбор таких образовательных методов и приёмов, которые не приводят к перегрузкам и не нарушают здоровье детей. В эти технологии входят как традиционные, так и инновационные принципы обучения и воспитания школьников.

Какие средства обучения позволяют достигнуть указанных выше целей и задач:

  • направленные на двигательную активность;
  • природные оздоровительные факторы;
  • гигиенические.

Отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих технологий в школе

Здоровьесберегающие технологии в школе отличаются:

  • Исключением авторитарности в процессе обучения.
  • Наличием индивидуального подхода.
  • Созданием мотивации к здоровому образу жизни.
  • Повышением интереса к обучению.
  • Включением физкультминуток в план занятия.
  • Гигиеническим контролем.

Здоровьесберегающие технологии

Среда, в которой живёт ребёнок, является определяющим фактором его роста, развития, социально-психологической адаптации. В возрасте от 6 до 17 лет дети и подростки до 70% активного времени проводят в образовательной среде. В настоящее время Минздрав РФ отмечает наличие функциональных отклонений у 50% школьников, а у одного из пяти – хронические патологии.

Здоровьесберегающие технологии для детей в школе должны соответствовать сформулированным Н.К. Смирновым принципам.

Принципы

  1. Принцип «Не навреди!» Необходимо применять только проверенные на практике, обоснованные средства, методы и приёмы обучения, не вредящие здоровью обучающихся и педагогов.
  2. Здоровье находится в приоритете. Все педагогические средства следует оценивать с точки зрения их влияния на физическое и психологическое самочувствие ученика и учителя.
  3. Принцип непрерывности и преемственности. Работа проводится не эпизодически, а ежедневно на всех уроках.
  4. Обучение организуется в соответствии с возрастом школьников. Возрастные особенности принимаются во внимание при определении учебной нагрузки и сложности учебного материала.
  5. Создание ситуации успеха. В любом действии сначала отмечаются положительные моменты, и лишь потом указывают на недостатки.
  6. Активность. При активном включении в деятельность снижается возможность переутомления.
  7. Формирование чувства ответственности. Чтобы ребёнок применял на практике знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, нужно, чтобы он считал себя в ответе за своё здоровье.

Указанные выше дидактические принципы являются основой здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе и среднем звене, предоставляющих возможность самореализации каждому обучающемуся. Когда ребёнок реализуется как личность, он ощущает эмоциональное здоровье, активен и способен получать новые знания.

Виды здоровьесберегающих технологий в школе

Существуют разные виды классификации здоровьесберегающих технологий в школе. Направления определяются способом влияния на ребёнка: с помощью окружающей обстановки, физической и умственной нагрузки, взаимодействие с взрослыми или другими детьми.

Здоровьесберегающие технологии

Современные здоровьесберегающие технологии в начальной школе и дошкольных учреждениях

  1. Технологии сохранения и совершенствования здоровья: подвижные игры, способы расслабления, динамические паузы, различные виды гимнастики (дыхательная, пальчиковая, для глаз), игры с водой и песком.
  2. Технологии формирования здорового образа жизни: спортивные мероприятия, гимнастика, закаливающие процедуры, массаж, активные виды отдыха, игры, корректирующие проблемы со здоровьем.
  3. Коррекционные технологии: терапия при помощи музыки, книг, сказок; упражнения на артикуляцию.

Профессор Н.К. Смирнов предлагает ещё одну классификацию здоровьесберегающих технологий в школе:

  • МГТ (медико-гигиенические технологии). Эти меры проводятся совместно педагогами и медиками. Сюда относится своевременная медицинская помощь, наблюдение за состоянием здоровья детей, санитарно-гигиенические мероприятия, профилактика заболеваний. В эту же группу входят просветительские меры на актуальные темы.
  • ФОТ (Физкультурно-оздоровительные технологии). Организация соревнований, весёлых стартов, спортивных секций, уроков физкультуры и прочие меры повышения физической активности.
  • ЭЗТ (Экологические здоровьесберегающие технологии). Привлечение детей к озеленению в школе, уходу за комнатными растениями и животными, приведению в порядок территории для создания гармонии в отношении ребёнка к природе.
  • ТОБЖ (Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности). Задача этой группы технологий – охрана здоровья детей на территории организации, ответственность за которую несут строители, архитекторы, инспекторы пожарной безопасности и другие специалисты. Сюда же относятся занятия по ОБЖ.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и дальнейших ступенях образования

  • ОПТ (Организационно-педагогические технологии). Предназначены для сохранения состояния детей во время уроков. Учитель распределяет нагрузку и выбирает методы работы с учётом цикла работоспособности детей.
  • ППТ (Психолого-педагогические технологии). Регулируют взаимодействие учителя и учеников и включают способы снижения эмоциональной нагрузки для поддержания психологической атмосферы, благоприятной для обучающихся.
  • УВТ (Учебно-воспитательные технологии). Комплекс мер, направленных на профилактику вредных привычек, формирование знаний о сохранении здоровья, популяризацию ЗОЖ. Для этого проводятся тематические занятия, организуются физкультминутки и т.д.

Здоровьесберегающие технологии во внеучебное время

Кроме вышеперечисленных, существуют ещё две группы. До этого они мало касались школьной жизни, но сейчас иногда применяются как здоровьесберегающие технологии в средней школе во внеурочное время:

  • САЛРТ (Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии). Направлены на социальное и психологическое благополучие личности. Для этого организуют встречи в форме тренингов, приглашают специалистов и экспертов на внеурочные занятия со школьниками.
  • ЛОТ (Лечебно-оздоровительные технологии). Эта группа мер отвечает за реабилитацию здоровья. Можно привести, как пример, лечебную физкультуру и лечебную педагогику.

Уже не раз отмечалось, что применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе и дальше основано в первую очередь на доброжелательном отношении к детям.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в школе

Претворять в жизнь методы здоровьесберегающих технологий в школе может и отдельный педагог на своих уроках, и администрация учебной организации для всей школы.

В последнем случае сначала необходимо провести диагностику и определить имеющиеся проблемы. В зависимости от полученных результатов определяют целесообразность использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе, среднем и старшем звене и подбирают наиболее подходящие.

Для успеха необходимо соблюдение трёх условий: наличие в учебной организации методического материала, возможность обучения или переобучения педагогов и наличие финансов для осуществления планов.

Создавать проект по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе можно после принятия совместного решения руководителя, педагогического состава, школьного совета и совета родителей.

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС – нелёгкая задача для учителя. Это не только проведение физкультминуток и гимнастики для глаз. Чтобы формировать у ребёнка культуру сохранения здоровья, нужно постоянно уделять внимание этому вопросу.

Для того чтобы применение технологий здоровьесбережения было результативным, учебная организация должна подходить к их реализации комплексно и задействовать весь коллектив.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw