Экспериментирование для детей как часть познавательной деятельности
Сохранить статью:
О чем речь? Экспериментирование для детей помогает разнообразить процесс обучения и является одним из методов геймификации. С помощью простых экспериментов можно развить пытливость ума и познакомить детей со свойствами предметов.
Какие существуют? Разнообразные опыты не требуют особой подготовки, и для большинства из них подходят инструменты и материалы, которые можно найти даже на кухне. О том, как с помощью экспериментирования раскрыть исследовательские качества у детей, расскажем далее.
Цели программы экспериментирования для детей дошкольного возраста
Детское мышление в своём развитии проходит несколько важных этапов:
- До трёх лет ребенку присуще наглядно-действенное мышление, он исследует окружающий мир по алгоритму «вижу — делаю», важен визуальный контакт и тактильные ощущения во взаимодействии с окружающим миром.
- С трех-четырёх лет доминирует наглядно-образное мышление, когда ребёнок начинает мыслить образами, без необходимости обязательной манипуляции каким-то предметом.
Мир познаётся маленьким человеком в игре и в исследовании окружающей действительности. Ребенок развивается, изучая свойства предметов, которые его окружают, усваивая причинно-следственные связи. В этом плане экспериментирование для детей — это деятельность, прекрасно подходящая под потребности возраста и специфику детского мышления.
Экспериментирование для детей раннего возраста способствует их развитию за счет стимулирования врождённого познавательного интереса и исследовательской активности. Ребенок узнаёт много нового об окружающем его мире, явлениях природы, свойствах предметов, их схожести и различиях.
В дошкольных образовательных учреждениях главная цель экспериментирования для детей — это создание целостной картины окружающего мира (живые существа, объекты неживой природы и рукотворного мира) методом самостоятельного исследовательского познания.
Такая практическая познавательная деятельность также способствует:
- Стимулированию интереса к активному познанию окружающего мира, самостоятельному поиску причинно-следственных связей.
- Расширению словарного запаса ребёнка.
- Познанию природных явлений, процессов и предметов окружающего мира.
- Формированию у детей до семи лет знаний о живой и неживой природе.
Задачи экспериментирования для детей
Экспериментирование для детей решает целый комплекс ключевых задач:
- Формирует целостную картину мира с его причинно-следственными связями.
- Учит ребенка воспринимать любой предмет комплексно: визуально, тактильно, органами обоняния.
- Развивает детскую логику, в процессе сравнения и анализа тех или иных свойств предметов или явлений.
- Сочетает экспериментальную деятельность с игрой.
- Развивает всё многообразие мыслительных операций у детей: сравнение, анализ и т.д.
Образовательные задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи |
Знакомство с характеристиками предмета |
Развитие опытно-экспериментальной деятельности |
Воспитание самостоятельности, инициативности и заинтересованности на занятии |
Формирование умения делать умозаключения |
Речевое развитие |
Воспитание отзывчивости в детском коллективе, умения действовать согласованно, взаимовыручки и взаимопонимания |
Формирование представлений о причинно-следственных связях |
Развитие мелкой моторики и сенсорики, осязания |
Приучение к порядку и опрятности в деятельности |
Развитие основных познавательных психических процессов (внимание, мышление, память и воображение) |
Наблюдение как ключевой метод экспериментирования
Наблюдение или визуальный контакт ребёнка с каким-то явлением или объектом — является способом познания, в результате которого ребёнок совершает открытие, узнаёт что-то новое и начинает применять полученные знания в жизни.
Педагоги активно используют следующие виды наблюдений в экспериментировании для детей в детском саду:
- Распознающее наблюдение.
Метод познания, в ходе которого у ребёнка формируется целостное представление о предметах окружающего мира, природных явлениях, их характеристиках, причинно-следственных связях и закономерностях. Такое наблюдение — короткое по времени, оценивает объект здесь и сейчас. Главная задача, которую педагоги ставят в этом методе познания — познакомиться с новыми объектами живой и неживой природы, их ключевыми характеристиками.
на наши новости
500 000 пользователей!
-
Длительное наблюдение
Метод исследования окружающего мира в динамике, включает несколько кратковременных фиксаций изменения природных явлений или поведения живых существ.
Например, наблюдение за набуханием почек на деревьях весной и появлением молодых побегов в дальнейшем. Ребенок может оценить изменения визуально, проанализировать их последовательность, смену стадий жизненного цикла. Часто педагоги делают с детьми зарисовки и другой наглядный материал, чтобы в дальнейшем зафиксировать изменения в ходе экспериментирования с детьми.
- Наблюдение, основанное на сравнении нескольких объектов живой природы (например, дерево и кустарник; голубь и воробей). Такая познавательная деятельность может проводиться в форме разового занятия или несколько раз для отслеживания динамики. Фиксируются характерные признаки, сходства и различия.
- Дедуктивное наблюдение — подходит для занятий с детьми старше пяти лет, которые уже имеют определенные представления и навыки простейшего анализа, делают умозаключения и могут восстановить логический ход событий. Например, перед детьми может быть поставлена проблема — почему упали сосульки и чем это опасно.
- Включенное наблюдение — метод, когда педагог и дети включены в исследуемый процесс или объект. Например, занятие «я — пассажир» (проработка безопасного поведения в общественном транспорте).
Педагоги применяют разные организационные формы для проведения экспериментирования для детей раннего возраста:
- общее групповое занятие в дошкольном образовательном учреждении;
- организованные мероприятия для образовательной группы вне учреждения (прогулка, поездка, поход);
- занятия в группе в уголке природы, где созданы все условия для познания и творчества детей. Наблюдения могут проводиться каждым ребенком по отдельности или в паре. Все участники процесса открывают для себя что-то новое в процессе такой познавательной деятельности.
Организационные моменты познавательного наблюдения определяются спецификой детского возраста:
Младшая возрастная группа
Дети до трёх лет ещё не готовы к осознанной познавательно-исследовательской деятельности. Главная задача педагога — заинтересовать и замотивировать ребёнка. Экспериментирование для детей младшей группы — в основном наблюдение за живыми существами, которые, в силу возраста, очень интересны воспитанникам.
Важно научить детей правилам безопасного взаимодействия с животными, а также сопереживанию и заботе. Подобного рода занятия развивают словарный запас детей, эмоциональную сферу, самовыражение и коммуникативные навыки. Со временем дети усваивают все характерные особенности тех или иных живых существ, знают их сходства и различия, вырабатывается навык сравнения.
Средняя возрастная группа
С четырёх лет экспериментирование для детей постепенно переходит в осознанную познавательную деятельность. Педагоги организуют разные виды наблюдений. Дети могут сосредотачиваться на определенном объекте продолжительное время. Благодаря этому, педагог имеет возможность организовывать длительные наблюдения для динамического отслеживания жизненного цикла растений, природных явлений, причинно-следственных связей в окружающем мире.
Также увеличивается значимость коммуникаций в процессе познавательной деятельности, так как дети уже имеют определенный жизненный опыт и готовы активно делиться им. Задавая направляющие вопросы, педагог учит воспитанников делать выводы, вытекающие из проделанной познавательной работы и экспериментов.
Важно систематизировать объекты, явления окружающего мира, живые существа в сознании детей, выделив ключевые характеристики, общие свойства и отличительные моменты и закрепив их на практике — в творческой или игровой форме.
Старшая возрастная группа
Начиная с пятилетнего возраста, дети совершенствуют навыки самоорганизации и могут самостоятельно выполнять познавательную деятельность, следуя поставленному педагогом плану. Любой объект живой природы в экспериментировании для детей старшей группы исследуется не только сам по себе, но и в целостной картине мира: где обитает, от чего зависит.
Такие занятия направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять факты, делать умозаключения и применять полученные знания в жизни. Педагог направляет воспитанников, оценивает их достижения и упущения, корректирует познавательную деятельность.
Подготовительная возрастная группа
Дети шестилетнего возраста еще более самостоятельны в познавательной деятельности. В процессе наблюдения пополняется их понятийный словарный запас, представление о цикличности, периодах развития тех или иных природных процессов, понимание и анализ причинно-следственных связей.
Педагог мотивирует детей делать познавательные открытия, соответствующие возрасту, поддерживает достижение поставленных целей в процессе экспериментирования для детей подготовительной группы. Большое внимание уделяется процессам выстраивания системы в знаниях, навыках и умениях.
Большинство детей прекрасно усваивают структуру познавательной деятельности и осуществляют её самостоятельно, начиная с постановки и понимания цели экспериментирования для детей. В конце занятия обязательно подводят итоги.
Педагогами ставятся важные для понимания детьми задачи, которые решаются в интересной эмоциональной деятельности, взаимодействии детей с окружающим миром и друг с другом. Очень важно, что успешное наблюдение всегда сопровождается искренними детскими эмоциями от достижения поставленных целей, что мотивирует на дальнейшую познавательную активность.
5 интересных экспериментов для детей
Лавовая лампа
Беспроигрышный вариант эксперимента, который интересен всем детям.
Продолжительность – полчаса.
Реквизиты: пищевая сода, лимонная кислота, растительное масло, пищевой краситель, вода и ёмкость из стекла. Подойдёт любой вытянутый прозрачный сосуд или бутылка.
Последовательность эксперимента:
- Добавляем масло в стеклянную вазу для эксперимента.
- В отдельной миске нужно соединить столовую ложку лимонной кислоты с небольшим количеством воды.
- В полученную смесь следует добавить несколько капель красителя и хорошо размешать.
- В конце эксперимента получившуюся яркую жидкость следует перелить в ёмкость с маслом, которую не нужно закрывать.
Что происходит: эффект извержения лавы, который вызывает взаимодействие соды, лимонной кислоты и воды.
Свечной маятник
Основы физики легко можно преподать ребёнку дома, проведя несложный эксперимент с обычной свечой, которая есть в каждом доме.
Продолжительность эксперимента – пять минут.
Реквизит: 2 стакана, стандартная свеча 15 см в длину и 2 см в ширину, вязальная спица и спичка или зажигалка.
Последовательность эксперимента:
- Низ свечки осторожно чистим от парафина, чтобы позднее его тоже можно было поджечь.
- Протыкаем свечку спицей строго посередине.
- Кладем вязальную спицу с нанизанной на неё свечой на стаканы, стоящие рядом друг с другом.
- Поджигаем свечку с обоих концов.
Что происходит: свеча приходит в движение, наподобие маятника, когда начинает капать парафин.
Радуга из воды
Очень интересный эксперимент, в процессе которого ребенок видит, как смешиваются цвета и незаметно переливается вода.
Продолжительность — около 30 минут.
Реквизиты: акварель, небольшие колбочки из прозрачного стекла (столько же, сколько цветов в акварели), вода, влажные салфетки.
Последовательность эксперимента:
- Скрутить из салфеток полоски.
- Выставить ёмкости в круг и наполнить их водой на 2/3.
- В каждую вторую колбочку нужно добавить акварель (не жалея, вода должна хорошо окраситься).
- В завершении ёмкости нужно соединить полосками, скрученными из салфеток, согнув их пополам и опустив в каждую рюмку.
Что происходит: вода переливается, цвета смешиваются, образуя эффектную радугу.
Вода в перевернутом стакане
Это эксперимент, который удивит любого ребёнка и вызовет желание его повторить самостоятельно.
Продолжительность: 5 минут.
Реквизиты: плотный лист бумаги, стеклянный стакан, вода.
Последовательность эксперимента:
- Налить воду в стакан.
- Накрыть стакан листом бумаги.
- Придержать бумагу рукой и быстро перевернуть стакан вверх дном.
- Убрать руку и продемонстрировать, что вода не выливается.
Что происходит: атмосферное давление на лист бумаги больше давления воды, именно поэтому вода остаётся в стакане.
Плавающие яйца
Любопытный эксперимент, который заинтересует любого ребенка.
Продолжительность: 5 минут.
Реквизит: 2 граненных стакана, 2 куриных яйца (сырые), мелкая соль, вода.
Последовательность эксперимента:
- Налить воду в стаканы, в один из них добавить соль и перемешать до её растворения.
- В каждый стакан нужно аккуратно поместить по яйцу.
- Результат: в чистой воде яйцо утонет, а в солёной нет.
Что происходит: наглядно демонстрируется физическое понятие — плотность. У яйца она выше, чем у обычной воды, а вот солёная вода, наоборот, имеет плотность выше, чем чистая. Не лишним будет напомнить ребёнку, что проще научиться плавать в морской воде, так как она солёная.
Экспериментирование для детей не требует длительной подготовки родителей или педагога, всё необходимое есть практически в каждом доме. Вся прелесть данной познавательной деятельности — увлекательная форма подачи научной теории, доступной пониманию ребёнка. Просто, наглядно и доказательно объясняются сложные научные процессы и свойства.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: