Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Формирование читательской грамотности: принципы и приемы
Главная > Блог > Формирование читательской грамотности: принципы и приемы
07.06.2023
1456
Время чтения: 18 минут

Формирование читательской грамотности: принципы и приемы

Зачем? Формированием читательской грамотности можно заниматься уже тогда, когда ребенок начинает осмысливать первую книгу. Ведь понимание текста – это метапредметный ключевой навык, который пригодится на протяжении всей жизни.

Что учесть? Развитие читательской грамотности возможно не только на уроках русского языка и литературы. В процессе обучения ребенок сталкивается с текстами разной направленности типа изложения, и читательская грамотность способствует их пониманию.

Оглавление:
    1. Цели формирования читательской грамотности школьников
    2. Методы, направленные на формирование читательской грамотности
    3. 7 шагов к читательской грамотности
    4. Основные приемы и задания, направленные на формирование читательской грамотности
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Цели формирования читательской грамотности школьников

Данное понятие не тождественно интеллекту или высокой скорости чтения, не зависит от количества прочитанных книг. Это умение вникать в смысл и проводить анализ усвоенной информации.  Такие способности обуславливают важность формирования читательской грамотности учащихся школы и детей дошкольного возраста. Данный навык состоит из набора следующих аспектов:

  • скорость чтения;
  • пересказ и буквальное понимание текста;
  • оценка речи и формы изложения;
  • поиск и обособление нужной информации;
  • интерпретация данных от частного к общему;
  • умение выделять основные идеи и формулировать выводы;
  • общее понимание смысла прочитанного;
  • умение размышлять о прочитанном и соотносить эту информацию с окружающей действительностью.

Формирование читательской грамотности

Все перечисленные навыки неотделимы друг от друга. Работа по формированию читательской грамотности в ДОУ, у учеников начальной школы и старших школьников основана не только на работе непосредственно с изучаемым текстом, но и на умении получать дополнительную информацию, строить умозаключения.

Читательскую грамотность можно оценить по тому, насколько сформированы три группы умений:

  • навыки поиска и вычленения информации из текста;
  • умение связывать отдельные фрагменты прочитанного и толковать их смысл;
  • способность анализа и оценки прочитанного.

Методы, направленные на формирование читательской грамотности

Педагогическая наука в современной России выделяет несколько методологических подходов и технологий формирования читательской грамотности у обучающихся. Среди них стратегиальное чтение, изобретенное Сметанниковой Н.Н., технология РКМЧП, технология продуктивного чтения (школа 2100).

Данные техники зародились с опорой на исследовательские труды одних и тех же ученых в области психологии и имеют много общих моментов. Соотносятся отдельные приемы, методы и стратегические подходы работы с текстовой информацией. Кроме того, связующим звеном выступает отношение к ученику как к активному участнику образовательного процесса, а не как к пассивному его объекту.

Эти моменты можно отследить, сравнивая технологию продуктивного чтения с ведением обычного урока:

Технология продуктивного чтения
Цель: учим самостоятельно понимать текст;Средства: приемы освоения текста до, во время, после чтения.
Традиционный урок Продуктивное чтение
До чтения
Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам об авторе этого произведения…» или «Сегодня поговорим о…». Ученики прогнозируют содержание текста: «Попробуйте узнать, о чем будет идти речь по названию текста….  Иллюстрация подтверждает ваши догадки?»  Так у учеников появляется мотивация к процессу познания.
Во время чтения
Дети слушают текст, который читает учитель. «Читаем и ведем диалог с автором: спрашиваем, стараемся предугадать ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.
После чтения
Ученики отвечают на вопросы учителя и находят в тексте заданные отрывки. В ходе беседы обсуждаем позицию автора.

Учитель встает на одну ступень с учениками, становясь не только внимательным наставником, но и партнером и вдумчивым наблюдателем. Он помогает каждому подопечному развивать личность, двигаясь по индивидуальному пути.

Ученики чувствуют свободу, раскованность, самостоятельность и формирование читательской грамотности на уроках проходит более эффективно. Учитель в этой деятельности занимает позицию «режиссера» и направляет активную познавательную работу в нужное русло. В процессе свободного творчества и эмоциональной открытости дети способны гораздо глубже почувствовать и понять прочитанный текст.

7 шагов к читательской грамотности

Как помочь ребенку сформировать читательскую грамотность. Рассмотрим 7 шагов.

Шаг 1. Начните с простых текстов

Существует множество приемов, помогающих ребенку лучше воспринимать и понимать текстовую информацию. Но основа этого процесса – сама механика чтения, этот навык должен быть доведен до полного автоматизма. Не стоит думать, что это простая задача. Ребенку нужна максимальная концентрация, чтобы следить глазами за буквами в строке, помнить о том, что было в начале предложения, читая его конец.

Для формирования читательской грамотности в начальных классах нужно брать самые простые для детского восприятия тексты. Если с чтением не будет затруднений, то и понимание смысла дастся гораздо легче.

Формирование читательской грамотности

Шаг 2. Предлагайте картинки вместо длинных текстов

Самым юным читателям лучше начинать не с традиционных книг, а с комиксов или рассказов в картинках. Есть специальные книги для первого чтения, тексты в них предельно просты и полны иллюстрациями. Для занимательного времяпрепровождения и формирования читательской грамотности младших школьников подойдут сборники коротких анекдотов или небольших историй по возрасту. Такие произведения легко изучать и их сюжет просто осмыслить целиком.

Шаг 3. Используйте комментированное чтение

При первом знакомстве с произведением можно воспользоваться техникой комментированного чтения. В процессе такого ознакомления с текстом важно думать о том, что именно ребенок слышит и понимает. Наставник может прерывать ученика и спрашивать его о понимании смысла какой-то фразы или просить дать оценку поведению героя.

Важно предоставить ребенку возможность делиться мыслями и делать это без стеснения, в случае чего его можно корректно направить и что-то объяснить. Таким образом появляется навык фактического понимания содержания текста.

Шаг 4. Учите читать «между строк»

Полезно по ходу чтения говорить с ребенком о смысле происходящего с персонажами. В произведении Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» целые главы состоят из диалогов героев и зачастую какие-то смыслы не проговариваются напрямую, а как бы существуют априори. В этом и подобных примерах будет не лишним обсудить с учеником то, что он понял.

Можно спросить о чувствах, которые испытывают персонажи, о том, как именно они реагируют на слова друг друга и почему именно так? Это научит юных читателей понимать мотивацию и эмоции героев произведений, а также интерпретировать эти знания.

Шаг 5. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев

Следующим после понимания стоит навык прогнозирования развития текста. Сделав паузу в процессе чтения или по его окончании можно поговорить с ребенком и спросить: «Что по твоему мнению сейчас будет делать герой?». Так получится подогреть интерес к дальнейшему ознакомлению с произведением, кроме того, это хороший повод обсудить уже прочитанное. А в дальнейшем версии о событиях подтверждаются или опровергаются.

Такая методика помогает прожить и проанализировать не один, а множество вариантов развития событий, стимулирует фантазию и воображение. Все это способствует формированию читательской грамотности, в том числе как условия повышения качества образования.

Шаг 6. Задавайте нестандартные вопросы

Хорошо ли ребенок усвоил то, что до него хотели донести? Как это оценить? Вариант один – спрашивать. Вопросы должны быть не стандартизированные, а подходящие под ситуацию и контекст. Обязательно нужно обсуждать все прочитанное и просмотренное.

Если планируется просмотр фильма с учениками, то можно до его начала подготовить почву и обсудить то, какие выводы можно будет сделать после ознакомления с материалом. Например, заранее изучить какие-то факты по теме видео и предложить ученикам порассуждать на эту тему.

Формирование читательской грамотности

Шаг 7. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами

Чтобы оценить, насколько внимательны были дети на предыдущем уроке, можно дать им текст по пройденной теме, в котором будут пропущены определенные ключевые слова. Это могут быть как существительные, так и другие части речи. Такие упражнения служат не только проверкой полученных знаний, но и помогают формировать читательскую грамотность учащихся. Они учат школьников выделять из текста самое важное.

Основные приемы и задания, направленные на формирование читательской грамотности

Сейчас мы познакомимся с самыми действенными техниками работы в рамках современной педагогики.

  • Приём «Чтение с остановками»

Для проведения такого урока потребуется текст-повествование. Во вводной части занятия ученикам предлагается по заголовку определить, о чем будет идти речь в произведении. Далее текст делят на части и читают. По завершении ознакомления с каждым отрывком детей просят сформулировать предположения о том, что случится дальше. Такая стратегия позволяет сформировать внимательное отношение к мнению других людей и спокойном отказе от своей точки зрения, если аргументы выступают против нее.

  • Приём «Работа с вопросником»

Обычно используется в начале изучения нового материала во время самостоятельной работы с учебным пособием. Ученикам предлагается ответить на ряд вопросов по изучаемому тексту. И вопросы, и ответы на них не обязательно прямые. Некоторые заданы таким образом, чтобы школьнику потребовалось провести анализ, порассуждать, опираясь на имеющиеся знания и опыт.

  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Эта техника полезна как при изучении новой информации, так и для закрепления знаний. К примеру, знакомясь с творчеством А.С. Пушкина, дети составляют таблицу, в которую заносят все, что знают об этом авторе, что нового изучили и что еще хотели бы прочитать из его произведений. Чаще всего этот прием не укладывается во время, отведенное на один урок. Та часть таблицы, где пишут, что еще хотят узнать, подталкивает ребенка к поиску новой информации, внеклассному чтению.

Формирование читательской грамотности

  • Приём «Мозговой штурм»

Он помогает в формировании читательской грамотности младших школьников, активизируя их и заставляя задуматься над решением проблемы. Прием учит мыслить быстро и нестандартно. Ученикам предлагается отыскать любой способ, даже самый нелепый, позволяющий найти выход из затруднительной ситуации.

  • Приём «Уголки»

Эту технику можно применять на занятиях по чтению литературы для составления портрета героев произведения. Группу детей делят на две части. Первая готовит информацию, чтобы доказать, что определенный герой положительный, опираясь на текст и собственный опыт, а вторая группа пытается аргументировать противоположную точку зрения.

  • Приём «Написание творческих работ»

Эффективен при закреплении изученного материала. Можно предложить ученикам продолжить сюжетную линию какого-то произведения или попробовать самостоятельно сочинить рассказ или стихотворение.

  • Приём «Логическая цепочка»

Ученики знакомятся с новым текстом, после чего им предлагается по памяти восстановить логическую последовательность событий. Также этот прием можно использовать как часть подготовки к пересказу объемного произведения.

  • Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Детей учат видеть различия между вопросами, на которые можно ответить однозначно (тонкие) и на которые невозможно дать конкретный и точный ответ (толстые).

  • Прием «Найди и прочитай 6 слов на букву А»

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

  • Прием «Найди и прочитай 6 слов, в которых все гласные буквы это А»

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

  • Прием «Найди и прочитай 8 слов, в которых все гласные это О»

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

  • Прием «Прочитай слова без лишнего слога»

тюмалень леотепард лягушпака дямител инледюк кастгурюля скотовородка повачерёшка сертавиз калепуста уклероп петчарушка

Формирование читательской грамотности
Формирование читательской грамотности
  • Прием «Составляй слово из первых слогов»
канат лента дама рисунок
сани ракета фантазер
контора феникс тарелка
фикус аллея карандаш
  • Прием «Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и найдите отгадку»

N U D R F Д Q И W G Н Z h К U O L L P X Y Q Q P Z

L S W R Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S

Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Подсказка: Один костёр — весь мир согревает. (солнце)

  • Прием «Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно»

Не плюй в колодец, пригодится моды напиться.

Терпенье и прут всё перетрут.

Не зира знобит, а весна.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Для правильного выбора приемов нужно опираться на то, что основная задача обучения – зародить в ребенке изменения, обусловленные не только его личным опытом, полученными знаниями, но и самим характером действий, отношением к занятиям, желанием познания, способностью к самообучению и самовоспитанию.

Все перечисленные техники влияют на формирование читательской грамотности. Но она невозможна без стремления и любви к процессу чтения.

В дополнение к теме приглашаем вас на образовательный вебинар «Эффективные задания для развития читательской грамотности в рамках реализации ФГОС третьего поколения» – https://solncesvet.ru/webinar/effektivnye-zadaniya-dlya-razvitiya-chitatelskoy-gramotnosti-v-ramkah-realizacii-fgos-tretego-pokoleniya/

После просмотра дистанционного образовательного вебинара можете оформить международный сертификат участника вебинара.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw