Классный час в 3-м классе: форматы, структура, тематика
Сохранить статью:
О чем речь? Проведение классных часов – одна из основных форм работы классного руководителя с детьми. Нельзя назвать уроком в прямом смысле, однако значение этого вида взаимодействия педагога и учеников сложно переоценить. Классный час в 3-м классе имеет свои особенности, связанные с возрастными характеристиками.
Как проводится? Чтобы заинтересовать учеников, педагогу важно правильно выбрать формат и тему мероприятия. Но это не значит, что классный час предназначен для развлечения. Даже в игровой форме можно донести до детей важные вещи.
Особенности классного часа в 3-м классе
Классные часы являются важной формой организации воспитательной работы в школе. В рамках классного часа ученики под руководством педагога занимаются организованной деятельностью, которая способствует формированию их мировоззрения и системы жизненных ценностей.
В отличие от обычного урока, содержание этих встреч не определяется какой-либо единой программой, и учитель может по-разному проводить классные часы. К тому же они менее формализованы и предполагают диалог между педагогом и школьниками в более свободной форме, чем на предметных занятиях.
Прежде чем давать рекомендации по проведению классного часа в 3-м классе, следует сказать, для чего он нужен и что собой представляет. Этот час не является уроком в строгом смысле, хотя он тоже ставится в расписание и проходит еженедельно в одно и то же время. Как правило, этот час отводится на общение по текущим вопросам или имеет тематическую направленность.
Классный час может быть нацелен на решение различных задач.
- Сформировать условия для развития индивидуальности ребенка, раскрытия его творческих способностей и талантов.
- Дать ученикам новые знания об окружающем мире, человеческом обществе.
- Содействовать формированию эмоционально-чувственной сферы ребенка, системы его личностных ценностей.
- Способствовать созданию такой атмосферы в классе, которая бы благоприятствовала развитию личности каждого школьника.
Классный час способен выполнять разнообразные функции, связанные с воспитанием ребенка:
- Просветительская – расширение кругозора учеников путем формирования знаний по тем вопросам, которые не входят в программу школьных предметов. Содержание классного часа может быть связано с любым событием, явлением и т. д.
- Направляющая – классный час нацелен на то, чтобы переводить теоретические знания учеников в практическую плоскость, формировать их личный жизненный опыт.
- Ориентирующая – обсуждение социально значимых проблем должно способствовать пониманию учащимися происходящих событий, осознанию ими существующей в современном обществе системы материальных и духовных ценностей.
- Формирующая – педагог в ходе общения с учениками должен помогать им в формировании личностных качеств, в том числе умения выстраивать взаимоотношения с окружающими, выражать и защищать свою точку зрения.
Разумеется, при организации классного часа нужно учитывать возраст школьников и связанные с этим физиологические и психологические особенности детей. Так, формы работы с третьеклассниками и старшеклассниками будут заметно отличаться.
Учащиеся начальной школы обладают слабым навыком концентрации, поэтому необходимо чередовать виды деятельности и всеми силами поддерживать их интерес, используя наглядные средства, игровые элементы и т. д.
Основные компоненты и структура классного часа в 3-м классе
У каждого учителя своя манера общения с воспитанниками, но в целом постоянное использование строгого назидательного тона нежелательно, поскольку это приводит к тому, что дети замыкаются и в последующем неохотно идут на контакт, не желают проявлять инициативу, боясь критики и наказаний.
Главные компоненты классного часа:
- Целевой – каждое мероприятие должно преследовать определенные цели, связанные с развитием личности ребенка, освоением им новых знаний, умений и навыков.
- Содержательный – классный час строится на содержательной части, так чтобы она обеспечивала выход на поставленные цели. При этом необходимо добиваться, чтобы содержание было интересно и актуально для каждого школьника.
- Организационно-деятельный – ученики не только участвуют в различных видах деятельности по ходу классного часа, но и могут привлекаться к его организации.
- Оценочно-аналитический – по результатам классного часа обычно проводится анализ, позволяющий оценить, насколько выполнены задачи, какую новую информацию усвоили учащиеся, чем обогатился их личный опыт.
Обычная структура классного часа:
- Вступление – мобилизация внимания учащихся.
- Постановка проблемы – актуализация обсуждаемой темы, демонстрация ее важности.
- Обсуждение – в форме диалога учителя с учениками.
- Закрепление – выполнение заданий на применение полученных знаний на практике.
- Заключение – подведение итогов совместной работы.
Типы классного часа для 3-го класса
Классные часы весьма разнообразны не только по содержанию, но и по формам и методам воспитательной работы. Можно выделить четыре их разновидности:
Тематический
В этом случае классный час имеет преимущественно познавательную направленность, чтобы обеспечивать духовное развитие школьников и расширять их культурный кругозор. При этом темы отдельных мероприятий могут быть взаимосвязаны и составлять целый цикл.
Кроме того, подобные классные часы способны выступать в качестве дополнения к тому материалу, который разбирается на уроках. Желательно, чтобы у учеников была возможность самим предлагать интересующие их темы.
на наши новости
500 000 пользователей!
Нравственный
Его основная задача – нравственное воспитание учащихся. В рамках таких часов педагог в процессе общения с классом определяет содержание личностных качеств (доброта, ответственность, честь и т. д.), оценивает их значимость и старается привить их своим воспитанникам.
Сделать это можно как на примере исторического прошлого, художественных произведений, так и ситуаций из личного опыта детей. Соответственно, нравственное содержание нередко присутствует и в тематических часах.
Также порой возникает необходимость обсудить ту или иную нравственную проблему в связи со случившимся в жизни школы или класса. С учетом актуальности подобные обсуждения обычно оказывают наиболее сильное эмоционально-чувственное воздействие на детей.
Главное, чтобы это был диалог с учениками, а не монолог учителя в духе чтения нравоучений. Классный час должен представлять собой совместный поиск истины, извлечение из происходящего нравственных уроков.
Стоит посоветовать не злоупотреблять подобной формой организации внеклассной работы: чтобы эффект от нравственных классных часов в 3-м классе был максимальный, лучше их устраивать не чаще 1-2 раза в четверть, и тогда каждый из них станет ярким, запоминающимся событием в жизни ребят.
Интеллектуально-познавательный
Хотя приоритетом на классном часе обычно являются воспитательные цели, ничто не мешает учителю использовать это время для того, чтобы мотивировать школьников к интеллектуальному росту. Школа должна обеспечивать ученика не только суммой знаний в готовом виде, но и научить его самому их добывать и использовать.
Поэтому необходимы внеклассные мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных умений учащихся, чтобы дети стремились к самосовершенствованию. Можно выделить следующие формы работы в данном направлении:
- интеллектуальные игры, конкурсы, викторины и пр.;
- дни интеллектуального творчества;
- подготовка и защита исследовательских проектов;
- заседания кружка или клуба интеллектуального развития;
- иные мероприятия познавательного характера.
Информационный
Подобный классный час должен информировать школьников о том, какие события и процессы происходят, причем масштаб может быть любой – от школьных новостей до освещения того, что случилось в стране и мире.
Таким способом дети учатся разбираться во внешних явлениях, оценивать их значение, анализировать информацию из различных источников и формулировать свое собственное мнение по актуальным вопросам. Здесь возможны обзорные часы, знакомящие с наиболее важными новостями, или тематические, посвященные какой-то конкретной проблеме.
Примерные темы классных часов для 3-го класса
- Правила школьного поведения
Хотя наиболее актуально это для первоклассников, будет полезно ежегодно напоминать школьникам о правилах поведения на уроке, на перемене, в столовой, тем более если появляются какие-либо нововведения.
- Правила пожарной безопасности
Здесь повтор правил еще более важен, чтобы у учеников были доведены до автоматизма навыки поведения в случае объявления пожарной тревоги. Как действовать при появлении очагов огня и признаков задымления, каким образом проводится эвакуация, какие используются средства индивидуальной защиты – об этом следует неустанно напоминать школьникам младших классов.
- Правила дорожного движения
Эта тема также из разряда всегда актуальных. Следует ежегодно проверять и закреплять знание правил перехода улицы, езды на велосипеде, навыки чтения дорожных знаков и т. д.
- День защитника Отечества
История и значение праздника. В качестве тем классных часов в 3-м классе можно брать и другие отмечаемые в нашей стране государственные праздники.
- Режим дня
Следует объяснить школьникам целесообразность соблюдения режима и показывать на примерах, какие преимущества дает планирование своего времени.
- Как оградить себя от опасностей в каникулы
Перед началом любых каникул нелишним будет напомнить детям основы безопасности жизнедеятельности – правила поведения на улице, на природе, дома при возникновении чрезвычайных ситуациях и пр.
- Будь опрятным и аккуратным
Урок-беседа на тему, почему важна опрятность во внешнем виде и как ее можно поддерживать.
- Семейные обязанности
Нужно объяснить, что у каждого члена семьи должны быть свои обязанности, а после того как дети расскажут, что они делают по дому, следует выйти на проблему того, насколько значима в семье взаимопомощь, зачем и как нужно помогать своим близким.
- Правила поведения в общественных местах
Здесь будет уместно не только перечислить правила поведения, но и разобрать конкретные ситуации, как себя нужно вести, скажем, на транспорте, в кинотеатре, в библиотеке и т. п.
- Человек и общество
Начав с простейших примеров, насколько мы зависим от отношения к нам других людей, учитель может показать, что человек – существо социальное, и выйти на проблему включенности каждого из нас в систему общественных связей.
- Семейные праздники (День матери, День отца и т. п.)
Проще всего провести подобный классный час в 3-м классе в игровой форме: сначала дать информацию о появлении праздника, а затем предоставить слово детям, чтобы они рассказали о своих семьях, родственниках, семейных традициях и сделали бы подарки близким своими руками.
- Зимние виды спорта
Здесь содержание часа многогранно – представление основных зимних видов спорта, обсуждение их особенностей, объяснение правил безопасности, а в конце ученики могут поделиться своим опытом – что их больше всего увлекает.
- Что такое Конституция
Беседа с объяснением, что представляет собой Конституция, какие права и обязанности в ней закреплены, для чего обществу нужны законы и пр.
- Моральные качества – положительные и отрицательные
По данной теме несложно организовать дискуссию в ходе классного часа даже в 3-м классе. Вначале нужно предложить детям список различных личностных черт и попросить их разбить на две категории – положительные и отрицательные. После этого можно сравнить получившуюся разбивку и в случае несовпадения организовать обсуждение, как может быть оценено то или иное моральное качество.
Далее необходимо продемонстрировать, каким образом следует развивать в себе хорошие черты и избавляться от дурных. Выводом же способно стать утверждение о присущем людям стремлении к самосовершенствованию.
- Правила поведения в экстренных ситуациях
Кроме пожаров, следует рассмотреть и другие потенциально возможные опасности природного и техногенного характера (наводнение, сильная гроза, ураган, взрыв и т. п.). Дети должны четко представлять, как вести себя в подобных ситуациях.
- Новый год
С одной стороны, много интересного можно сообщить о различных традициях, связанных с Новым годом, истории этого праздника. С другой же – следует напомнить правила безопасного поведения на новогодних мероприятиях – использование бенгальских огней, хлопушек и петард, пребывание в общественных местах. Завершить же встречу можно праздничным чаепитием.
- Очевидное и невероятное
Один из вариантов – проведение игры-викторины на общие знания.
- Лес и его обитатели
Перечень основных вопросов: какие бывают леса, лесная флора и фауна, лесные богатства и их значение для людей, правила поведения в лесу и т. п.
- Здоровый образ жизни
На эту тему несложно провести целую серию классных часов, рассматривая различные аспекты человеческого здоровья.
Например, одну встречу можно посвятить тому, насколько полезен активный образ жизни – ежедневная зарядка, занятия физкультурой и спортом. В ходе беседы уместно будет предложить освоить какие-либо несложные упражнения для поддержания физической формы.
Отдельный раздел могут составить правила гигиены, причем в ходе классного часа объяснения лучше чередовать с презентациями и отработкой с учениками 3-го класса практических навыков.
Еще одна возможная тема – «Забота о собственном зрении». Здесь следует рассказать, от чего зависит острота зрения, как нужно заботиться о своем зрении, какие для этого есть средства.
- Привычки: вредные и полезные
Начать можно с определения понятия «привычка», а далее охарактеризовать различные привычки и показать, какое негативное или позитивное влияние они оказывают на жизнь и здоровье человека. Следует мотивировать учеников воспитывать в себе полезные привычки и формировать отрицательное отношение к вредным.
- Мой родной край
Содержание рассказов может быть разнообразным – природные богатства, историческое прошлое, местные обычаи и традиции, фольклор. Желательно подбирать любопытные факты и прививать ученикам интерес к родной земле.
- Освоение космоса
Наиболее подходящее для подобного классного часа время – День космонавтики. Школьников можно увлечь рассказами об истории освоения космоса, представить им наиболее известных покорителей космоса.
- Правила хорошего тона
Правила вежливости проще всего разбирать на примере конкретных ситуаций: при разговоре со старшими или сверстниками, общение по телефону или в письменной форме, поведение за столом и т. д.
- Польза знаний
Нужно воспитывать у детей потребность в познавательной деятельности, демонстрировать им необходимость постоянного получения новых знаний.
- День Победы
Содержательная часть этого классного часа может иметь исторический уклон – что означает данный праздник, победу в какой войне он символизирует. Очень уместными станут сообщения учеников о своих родственниках, которых затронула война. В конце же следует подчеркнуть нравственный аспект защиты Родины и своих близких.
- Мои любимые художественные произведения
Перед этим классным часом нужно дать задание ученикам 3-го класса – выбрать любимую книгу или фильм и подготовить небольшое сообщение, рассказав своим одноклассникам о произведении, чем оно понравилось.
- Профессии
Уже в 3-м классе ученики начинают задумываться о том, чем бы им хотелось заняться в будущем, и можно построить час в игровой форме: предложить охарактеризовать различные профессии, выделить качества, необходимые для овладения ими.
Как сделать классный час в 3-м классе интересным и полезным
Хороший классный час должен не только иметь благую цель, но и содержание, интересное для школьников в этом возрасте. Поэтому следует ориентироваться на несколько аспектов:
- Построение классного часа по принципу «от простого к сложному». Начинать следует с вводной информации, побуждая учеников выстраивать на основе этого собственные суждения.
- Отказ от жесткого навязывания учителем своей точки зрения – необходимо учитывать мнения школьников и тонко подводить их к нужным выводам и решениям.
- Учет психологических особенностей детей в соответствии с их возрастом – нужно сочетать разные виды деятельности.
- Привнесение положительного эмоционального заряда – общение должно оставлять позитивные эмоции.
- Обеспечение рефлексивной (итоговой) части. В конце классного часа нужно дать ученикам 3-го класса возможность самим оценить, что они узнали и какой извлекли для себя опыт.
Не секрет, что школьники с неохотой идут на классные часы, если они проходят как монолог учителя. Задача педагога – вовлечь воспитанников в совместную работу и организовать мероприятие, которое было бы и интересным, и полезным для каждого ребенка в классе.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: