Обучение грамоте дошкольников: принципы, процесс, формы и этапы
Сохранить статью:
В чем проблема? Обучение грамоте дошкольников – непростая задача для педагога. Важно подобрать универсальную методику, которая подойдет детям независимо от уровня подготовки. Одновременно нельзя забывать о личностном подходе к каждому ребенку.
Почему это важно? Обучение грамоте – это старт в изучении языка для дошкольников. С помощью него дети научатся грамотно выражать собственные мысли и чувства. Важно, чтобы сразу были подобраны эффективные методы.
Главные принципы подготовки к обучению грамоте
Перед тем, как ребенок идет в среднюю школу, обучение грамматике выстраивается следующим образом:
- Подготовительный этап обучения к чтению и письму (дошкольное образование).
- Готовность принятия обучения к чтению и письму (дошкольное образование).
- Непосредственно обучение к чтению и письму (начальная школа).
- Развитие письменных навыков и навыков техники чтения (начальная школа).
В процессе формирования готовности к обучению грамоте важным моментом является изучение звуков, их анализ и усовершенствование графических азов.
В обучении дошкольников грамоте необходимо пройти следующие этапы:
- Определять наиболее часто встречающийся звук в словах.
- Выделять фонематические признаки в словах.
- Анализировать слова по звуковой составляющей из 3-5 звуков.
- Сопоставлять произносимое слово с его звуковой схемой.
- В форме игры менять состав звука слова, произносить слова с различными звуками и звуковой структурой.
- Осуществлять подбор слов по схожему и противоположному значению.
- Описывать предметы, выделяя его свойства и качества.
- Составлять небольшие рассказы, на интересующие его темы и формировать небольшие истории по сюжетным картинкам.
- Не должен бояться участвовать в коллективной работе и задавать вопросы.
В соответствии с ФГОС, обучение грамоте дошкольников выделено в отдельную образовательную сферу и требует выполнение следующих задач:
- Малыш должен владеть речью как нормальным инструментом общения и восприятия культуры.
- Словарный запас необходимо постоянно пополнять.
- Речь должна быть связанной.
- Необходимо брать во внимание речевое развитие с творческой стороны.
- Ребенку важно развивать не только звуковую культуру речи, но и интонационную.
- Обязательно знакомство с детской литературой, понимание жанров и восприятие текста на слух.
- Важным этапом подготовки дошкольников к обучению грамоте является формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Как строится процесс обучения грамоте
Методика обучения грамоте дошкольников подразумевает под собой постепенное вовлечение ребенка в процесс. Лучше всего подходит игровая форма. Здесь можно обозначить следующие задачи:
- Программа обучения грамоте дошкольников, в первую очередь, включает в себя знакомство детей с самим определением «слово» и «звук», а также развитие фонематического слуха.
- Умение делить слово на слоги и верно ставить ударения в словах.
- Умение анализировать звуковой состав, определять гласные, согласные, твердые и мягкие буквы.
- Определение понятия «предложение» и из чего оно состоит.
- Базовые навыки в чтении и письме.
Большинство нынешних методик обучения строятся на звуковом аналитическо-синтетическом методе обучения. Их автором стал К. Д. Ушинский более века назад. В своих пособиях по обучению дошкольников грамоте, Ушинский утверждает, что дети начинают понимать звуки, когда они выделяются в живой речи.
В первую очередь запоминаются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. После задания для обучения дошкольников грамоте усложняются, и звук уже определяется в односложных и многосложных словах. Далее усваиваются буквы я, ю, ё, и только после этого можно переходить к изучению согласных. По словам автора методики, главной задачей является обучение малыша способности определять согласные буквы в составе слова – это первооснова чтения.
Сами занятия по обучению дошкольников грамоте могут включать в себя различные способы. Это может быть и рассматривание картинок, составление по ним рассказам, рисование, пение, чтение стишков, подвижные игры и т.д. Рекомендовано уделять подобным занятиям минимум один «урок» в неделю. При повышенной дифференциации подготовки и уровня развития грамматики важно создать подгруппы или проводить с малышом индивидуальные занятия.
Формы и методы обучения грамоте дошкольников
Принято выделять 3 группы методов обучения дошкольников. Каждый основывается на соответствующей форме мышления малыша:
- Наглядные методы – демонстрация различных предметов, изображений, картинок, различение изографов, разгадывание ребусов, шарад и головоломок, а также просмотр мультфильмов, постановка различных театральных представлений.
- Практические методы включают в себя различное моделирование, конструирование, выполнение упражнений, заданий, подвижные игры и активная деятельность.
- Словесные методы подразумевают под собой проведение бесед в различных формах. Это могут быть рассказы по картинкам, пересказы, рассказы о фантазиях ребенка.
Воспитатель с достаточным уровнем квалификации и опыта может комбинировать все методы, либо чередовать их, чтобы источники получения и обработки информации сменяли друг друга.
Во время изучения алфавита лучше прибегать к различным творческим методам, например, раскрасить букву, слепить ее из пластилина, вырезать из бумаги, украсить ее цветами или узорами, составить ее из бусинок и т. д. Это способствует ускоренному усвоению материала.
Этапы обучения грамоте дошкольников
Подготовку к обучению грамоте дошкольников лучше всего начинать с 3 лет. В каждой возрастной группе имеются свои задачи, которые необходимо решить. Разберем все по порядку.
Вторая младшая группа
Задачи на эту возрастную группу:
- пополнение словарного запаса;
- четкое и верное произношение слов;
- понимание различия звуков;
- определение понятий «слово» и «звук».
на наши новости
500 000 пользователей!
Основные формы работы: игровая форма, беседы, заучивание стихотворений, составление рассказов.
На практических занятиях педагог знакомит детей со звуками окружающего мира, старается научить различать их и узнавать, также дает малышам определение самого понятия «звук».
Лучше всего начинать занятие с демонстрации предметов, издающих абсолютно разные звуки, такие как звон колокольчика (погремушки) и шелеста бумаги. Далее, когда урок усвоен, рассматриваются схожие звуки, например, лист бумаги и листва. Также дети должны постараться различить и другие естественные звуки, вроде скрипа дверей, пения птиц, лая собаки и т.д.
В таких играх можно использовать заранее записанные звуки, и спрашивать у малышей «А это что за звук?» или «Как делает кошка (корова, баран и т. д.)?»
Хорошим методом обучения дошкольников будет демонстрация различных предметов, состоящих из разных материалов. Например, сначала педагог показывает стеклянный стакан и стучит по нему, дети запоминают этот звук. Затем берется металлический стакан и проделывается то же самое и т.д. А после, уже спрятав предмет, воспитатель ударяет по нему, и малыши должны определить, из чего предмет сделан.
Неплохой вариант – театрализовать любимую детскую сказку. Возьмем, к примеру, «Колобка». Всем малышам раздаются игрушки с персонажами из сказки. Педагог начинает свой рассказ: «Убежал Колобок от бабушки и дедушки. Катится по дороге, а навстречу ему…» и дети уже заканчивают: «Заяц».
Ребенок, которому досталась игрушка зайца, выходит вперед. Воспитатель может уточнить у него, как называется животное, давайте дружно произнесем это слово и т.д. В итоге так можно сделать со всеми действующими лицами «Колобка» или любой другой сказки. Так происходит акцент на понятии «слово».
Средняя группа
Задачами этой группы являются:
- Развитие и дальнейшее пополнение словарного запаса.
- Научить ребенка воспринимать повествовательный текст и воспроизводить его по памяти.
- Научить ребенка рассказывать стихи, пословицы и поговорки.
- Понимание и закрепление терминов «слово», «звук», деление слова по слогам.
- Выделение первого звука слова, умение определить длину слова.
Основные формы работы: здесь уже можно прибегать к творческим играм, чтению несложных текстов, заучиванию стихов, пересказам и т.д.
Старшая группа
Сюда можно отнести детей старшего возраста. Основные задачи по обучению грамоте для дошкольников 6 лет являются:
- Развитие фонематики: дети должны не только узнавать гласные и согласные звуки, но и правильно их произносить.
- Распознавание слов с определенным звучанием.
- Верная расстановка ударений.
- Верная характеристика звука и его определение (твердый, мягкий, шипящий, гласный, согласный и т. д.).
- Умение делить предложение на слова, верно определяя интонацию самого предложения.
Важный момент в обучении дошкольника 5-6 лет грамоте – это верное определение гласных звуков в словах. Их правильное произношение является основой красивой речи. Как правило, эти звуки изучают по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].
Далее идет изучение согласных звуков, которые являются основой чтения. Большинство высококвалифицированных педагогов рекомендуют начать изучение со звуков [м] и [н]. Они быстрее всего усваиваются.
Подготовительная группа
В обучении дошкольников 6-7 лет грамоте определяются следующие задачи:
Образовательные:
- Необходимо сформировать у ребенка представление о том, что такое слова, как они формируются в целое предложение и каким образом строятся.
- Первое знакомство со слоговыми частями и самим слогом. Важный этап – научить ребенка делить слова на слоги.
- Формирование понимание смыслоразличительной функции звука.
Воспитательные:
- Важно не только формирование лингвистической культуры, но и языковой интуиции, интереса к красоте и звучанию языка.
- Понимание того, что к книгам и к тетрадям по обучению дошкольников грамоте, необходимо бережное отношение.
- Прививание любви к литературе.
Развивающие:
- Формирование культуры звука и речи.
- Развитие фонематики.
- Развитие моторики и графических навыков у ребенка.
- Формирование понимание того, что такое звукобуквенный анализ и зачем он нужен.
- Налаживание коммуникативных навыков.
После периода обучения дошкольников грамоте каждый ребенок уже должен:
- Уметь выявлять различия между понятием «звук» и «буква».
- Знать все буквы алфавита наизусть.
- Понимать, где находится место звука в слове.
- Определять количество слогов.
- Уметь анализировать слово по звуковому составу.
- Сознательно, без резкости читать слоги и простые слова.
- Понимать, какие грамматические изменения несет форма слова.
- Коммуницировать с детьми и взрослыми.
Часто задаваемые вопросы об обучении грамоте дошкольников
Отвечаем на популярные вопросы про обучение дошкольников грамоте.
Почему нужно обучать грамоте до школы?
По мнению ряда психологов, 4-5 лет именно тот возраст, когда ребенок имеет особую предрасположенность к овладению языком, которая с возрастом становится слабее. По этой причине крайне важно начинать занятие с ребенком дошкольного возраста, чтобы сформировать у него с детства интуитивное восприятие красоты и грамотности языка, научиться четко произносить звуки и повышать словарный запас.
Также подобные занятия очень хорошо развивают мыслительную деятельность, память, воображение и другие способы обработки и воспроизведения информации.
Какие особенности подготовки к грамоте детей с нарушениями речи?
Обучение дошкольников грамоте с различными речевыми нарушениями требует определенного подхода и специальной квалификации специалиста. Только особенные методы позволят таким детям развить восприятие фонематических звуков, производить анализ и синтез слогов и словообразующих конструкций.
Какими пособиями по обучению грамоте дошкольников можно воспользоваться?
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков»;
- Узорова О.В.,Нефедова Е.А «Практическое пособие для обучения детей чтению»;
- Жукова Н.С. «Букварь»;
- Жуковская Н.В. «Учим буквы интересно и легко» (КОНФЕТКА);
- Колдина Д.Н. «Запоминаю буквы» (КОНФЕТКА).
Качественное дошкольное образование является одной из самых важных инвестиций в будущее ребенка, которую могут сделать родители. Нет такого человека, который не хотел, чтобы его малыш вырос успешной, образованной и грамотной личностью. На данный момент школьная программа выстроена таким образом, что ребенок, уже придя в учреждение, должен знать какие-то базовые знания и основы грамматики.
В противном случае школьное обучение будет проходить для него весьма трудно. Очень важно подобрать такого опытного педагога, который сможет не только дать азы грамотности ребенку, но и привить любовь к языку, его чистоте и научить законам построения и использования.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: