Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
обучение грамоте дошкольников.
Главная > Блог > Обучение грамоте дошкольников: принципы, процесс, формы и этапы
18.09.2023
1452
Время чтения: 15 минут

Обучение грамоте дошкольников: принципы, процесс, формы и этапы

В чем проблема? Обучение грамоте дошкольников – непростая задача для педагога. Важно подобрать универсальную методику, которая подойдет детям независимо от уровня подготовки. Одновременно нельзя забывать о личностном подходе к каждому ребенку.

Почему это важно? Обучение грамоте – это старт в изучении языка для дошкольников. С помощью него дети научатся грамотно выражать собственные мысли и чувства. Важно, чтобы сразу были подобраны эффективные методы.

Оглавление:
  1. Главные принципы подготовки к обучению грамоте
  2. Как строится процесс обучения грамоте
  3. Формы и методы обучения грамоте дошкольников
  4. Этапы обучения грамоте дошкольников
  5. Часто задаваемые вопросы об обучении грамоте дошкольников
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Главные принципы подготовки к обучению грамоте

Перед тем, как ребенок идет в среднюю школу, обучение грамматике выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительный этап обучения к чтению и письму (дошкольное образование).
  2. Готовность принятия обучения к чтению и письму (дошкольное образование).
  3. Непосредственно обучение к чтению и письму (начальная школа).
  4. Развитие письменных навыков и навыков техники чтения (начальная школа).

В процессе формирования готовности к обучению грамоте важным моментом является изучение звуков, их анализ и усовершенствование графических азов.

Обучение грамоте дошкольников

В обучении дошкольников грамоте необходимо пройти следующие этапы:

  • Определять наиболее часто встречающийся звук в словах.
  • Выделять фонематические признаки в словах.
  • Анализировать слова по звуковой составляющей из 3-5 звуков.
  • Сопоставлять произносимое слово с его звуковой схемой.
  • В форме игры менять состав звука слова, произносить слова с различными звуками и звуковой структурой.
  • Осуществлять подбор слов по схожему и противоположному значению.
  • Описывать предметы, выделяя его свойства и качества.
  • Составлять небольшие рассказы, на интересующие его темы и формировать небольшие истории по сюжетным картинкам.
  • Не должен бояться участвовать в коллективной работе и задавать вопросы.

В соответствии с ФГОС, обучение грамоте дошкольников выделено в отдельную образовательную сферу и требует выполнение следующих задач:

  • Малыш должен владеть речью как нормальным инструментом общения и восприятия культуры.
  • Словарный запас необходимо постоянно пополнять.
  • Речь должна быть связанной.
  • Необходимо брать во внимание речевое развитие с творческой стороны.
  • Ребенку важно развивать не только звуковую культуру речи, но и интонационную.
  • Обязательно знакомство с детской литературой, понимание жанров и восприятие текста на слух.
  • Важным этапом подготовки дошкольников к обучению грамоте является формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Как строится процесс обучения грамоте

Методика обучения грамоте дошкольников подразумевает под собой постепенное вовлечение ребенка в процесс. Лучше всего подходит игровая форма. Здесь можно обозначить следующие задачи:

  • Программа обучения грамоте дошкольников, в первую очередь, включает в себя знакомство детей с самим определением «слово» и «звук», а также развитие фонематического слуха.
  • Умение делить слово на слоги и верно ставить ударения в словах.
  • Умение анализировать звуковой состав, определять гласные, согласные, твердые и мягкие буквы.
  • Определение понятия «предложение» и из чего оно состоит.
  • Базовые навыки в чтении и письме.

Большинство нынешних методик обучения строятся на звуковом аналитическо-синтетическом методе обучения. Их автором стал К. Д. Ушинский более века назад. В своих пособиях по обучению дошкольников грамоте, Ушинский утверждает, что дети начинают понимать звуки, когда они выделяются в живой речи.

В первую очередь запоминаются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. После задания для обучения дошкольников грамоте усложняются, и звук уже определяется в односложных и многосложных словах. Далее усваиваются буквы я, ю, ё, и только после этого можно переходить к изучению согласных. По словам автора методики, главной задачей является обучение малыша способности определять согласные буквы в составе слова – это первооснова чтения.

Сами занятия по обучению дошкольников грамоте могут включать в себя различные способы. Это может быть и рассматривание картинок, составление по ним рассказам, рисование, пение, чтение стишков, подвижные игры и т.д. Рекомендовано уделять подобным занятиям минимум один «урок» в неделю. При повышенной дифференциации подготовки и уровня развития грамматики важно создать подгруппы или проводить с малышом индивидуальные занятия.

Формы и методы обучения грамоте дошкольников

Принято выделять 3 группы методов обучения дошкольников. Каждый основывается на соответствующей форме мышления малыша:

  • Наглядные методы – демонстрация различных предметов, изображений, картинок, различение изографов, разгадывание ребусов, шарад и головоломок, а также просмотр мультфильмов, постановка различных театральных представлений.
  • Практические методы включают в себя различное моделирование, конструирование, выполнение упражнений, заданий, подвижные игры и активная деятельность.
  • Словесные методы подразумевают под собой проведение бесед в различных формах. Это могут быть рассказы по картинкам, пересказы, рассказы о фантазиях ребенка.

Воспитатель с достаточным уровнем квалификации и опыта может комбинировать все методы, либо чередовать их, чтобы источники получения и обработки информации сменяли друг друга.

Обучение грамоте дошкольников

Во время изучения алфавита лучше прибегать к различным творческим методам, например, раскрасить букву, слепить ее из пластилина, вырезать из бумаги, украсить ее цветами или узорами, составить ее из бусинок и т. д. Это способствует ускоренному усвоению материала.

Этапы обучения грамоте дошкольников

Подготовку к обучению грамоте дошкольников лучше всего начинать с 3 лет. В каждой возрастной группе имеются свои задачи, которые необходимо решить. Разберем все по порядку.

Вторая младшая группа

Задачи на эту возрастную группу:

  • пополнение словарного запаса;
  • четкое и верное произношение слов;
  • понимание различия звуков;
  • определение понятий «слово» и «звук».

Основные формы работы: игровая форма, беседы, заучивание стихотворений, составление рассказов.

На практических занятиях педагог знакомит детей со звуками окружающего мира, старается научить различать их и узнавать, также дает малышам определение самого понятия «звук».

Лучше всего начинать занятие с демонстрации предметов, издающих абсолютно разные звуки, такие как звон колокольчика (погремушки) и шелеста бумаги.  Далее, когда урок усвоен, рассматриваются схожие звуки, например, лист бумаги и листва. Также дети должны постараться различить и другие естественные звуки, вроде скрипа дверей, пения птиц, лая собаки и т.д.

В таких играх можно использовать заранее записанные звуки, и спрашивать у малышей «А это что за звук?» или «Как делает кошка (корова, баран и т. д.)?»

Обучение грамоте дошкольников

Хорошим методом обучения дошкольников будет демонстрация различных предметов, состоящих из разных материалов. Например, сначала педагог показывает стеклянный стакан и стучит по нему, дети запоминают этот звук. Затем берется металлический стакан и проделывается то же самое и т.д. А после, уже спрятав предмет, воспитатель ударяет по нему, и малыши должны определить, из чего предмет сделан.

Неплохой вариант – театрализовать любимую детскую сказку. Возьмем, к примеру, «Колобка». Всем малышам раздаются игрушки с персонажами из сказки. Педагог начинает свой рассказ: «Убежал Колобок от бабушки и дедушки. Катится по дороге, а навстречу ему…» и дети уже заканчивают: «Заяц».

Ребенок, которому досталась игрушка зайца, выходит вперед. Воспитатель может уточнить у него, как называется животное, давайте дружно произнесем это слово и т.д. В итоге так можно сделать со всеми действующими лицами «Колобка» или любой другой сказки. Так происходит акцент на понятии «слово».

Средняя группа

Задачами этой группы являются:

  • Развитие и дальнейшее пополнение словарного запаса.
  • Научить ребенка воспринимать повествовательный текст и воспроизводить его по памяти.
  • Научить ребенка рассказывать стихи, пословицы и поговорки.
  • Понимание и закрепление терминов «слово», «звук», деление слова по слогам.
  • Выделение первого звука слова, умение определить длину слова.

Основные формы работы: здесь уже можно прибегать к творческим играм, чтению несложных текстов, заучиванию стихов, пересказам и т.д.

Старшая группа

Сюда можно отнести детей старшего возраста. Основные задачи по обучению грамоте для дошкольников 6 лет являются:

  • Развитие фонематики: дети должны не только узнавать гласные и согласные звуки, но и правильно их произносить.
  • Распознавание слов с определенным звучанием.
  • Верная расстановка ударений.
  • Верная характеристика звука и его определение (твердый, мягкий, шипящий, гласный, согласный и т. д.).
  • Умение делить предложение на слова, верно определяя интонацию самого предложения.

Важный момент в обучении дошкольника 5-6 лет грамоте – это верное определение гласных звуков в словах. Их правильное произношение является основой красивой речи. Как правило, эти звуки изучают по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

Обучение грамоте дошкольников

Далее идет изучение согласных звуков, которые являются основой чтения. Большинство высококвалифицированных педагогов рекомендуют начать изучение со звуков [м] и [н]. Они быстрее всего усваиваются.

Подготовительная группа

В обучении дошкольников 6-7 лет грамоте определяются следующие задачи:

Образовательные:

  • Необходимо сформировать у ребенка представление о том, что такое слова, как они формируются в целое предложение и каким образом строятся.
  • Первое знакомство со слоговыми частями и самим слогом. Важный этап – научить ребенка делить слова на слоги.
  • Формирование понимание смыслоразличительной функции звука.

Воспитательные:

  • Важно не только формирование лингвистической культуры, но и языковой интуиции, интереса к красоте и звучанию языка.
  • Понимание того, что к книгам и к тетрадям по обучению дошкольников грамоте, необходимо бережное отношение.
  • Прививание любви к литературе.

Развивающие:

  • Формирование культуры звука и речи.
  • Развитие фонематики.
  • Развитие моторики и графических навыков у ребенка.
  • Формирование понимание того, что такое звукобуквенный анализ и зачем он нужен.
  • Налаживание коммуникативных навыков.

После периода обучения дошкольников грамоте каждый ребенок уже должен:

  • Уметь выявлять различия между понятием «звук» и «буква».
  • Знать все буквы алфавита наизусть.
  • Понимать, где находится место звука в слове.
  • Определять количество слогов.
  • Уметь анализировать слово по звуковому составу.
  • Сознательно, без резкости читать слоги и простые слова.
  • Понимать, какие грамматические изменения несет форма слова.
  • Коммуницировать с детьми и взрослыми.

Часто задаваемые вопросы об обучении грамоте дошкольников

Отвечаем на популярные вопросы про обучение дошкольников грамоте.

Почему нужно обучать грамоте до школы?

По мнению ряда психологов, 4-5 лет именно тот возраст, когда ребенок имеет особую предрасположенность к овладению языком, которая с возрастом становится слабее. По этой причине крайне важно начинать занятие с ребенком дошкольного возраста, чтобы сформировать у него с детства интуитивное восприятие красоты и грамотности языка, научиться четко произносить звуки и повышать словарный запас.

Также подобные занятия очень хорошо развивают мыслительную деятельность, память, воображение и другие способы обработки и воспроизведения информации.

Какие особенности подготовки к грамоте детей с нарушениями речи?

Обучение дошкольников грамоте с различными речевыми нарушениями требует определенного подхода и специальной квалификации специалиста. Только особенные методы позволят таким детям развить восприятие фонематических звуков, производить анализ и синтез слогов и словообразующих конструкций.

Какими пособиями по обучению грамоте дошкольников можно воспользоваться?

  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков»;
  2. Узорова О.В.,Нефедова Е.А «Практическое пособие для обучения детей чтению»;
  3. Жукова Н.С. «Букварь»;
  4. Жуковская Н.В. «Учим буквы интересно и легко» (КОНФЕТКА);
  5. Колдина Д.Н. «Запоминаю буквы» (КОНФЕТКА).

Качественное дошкольное образование является одной из самых важных инвестиций в будущее ребенка, которую могут сделать родители. Нет такого человека, который не хотел, чтобы его малыш вырос успешной, образованной и грамотной личностью. На данный момент школьная программа выстроена таким образом, что ребенок, уже придя в учреждение, должен знать какие-то базовые знания и основы грамматики.

В противном случае школьное обучение будет проходить для него весьма трудно. Очень важно подобрать такого опытного педагога, который сможет не только дать азы грамотности ребенку, но и привить любовь к языку, его чистоте и научить законам построения и использования.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
  7. ФГОС
  8. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 3.67
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw