Развитие устной речи: как это делать правильно
Сохранить статью:
С чего начинается? С первого месяца жизни малыш успокаивается, когда слышит колыбельную, появляется интерес к человеческой речи. Большое значение имеет языковая среда, в которую погружен ребенок: чем она богаче, тем лучше и быстрее происходит развитие устной речи.
Как развивать? Для этого педагоги используют различные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Процесс целенаправленного развития речи начинается с ясельной группы в детском саду и заканчивается в выпускных классах школы.
Основные предпосылки для развития устной речи
Речью называют особую и наиболее совершенную форму общения, которая свойственна лишь людям. Речевое общение или коммуникация позволяет собеседникам обмениваться мыслями, оказывать взаимное воздействие. Для ребенка речь является важным средством связи с миром, который его окружает.
Специалисты выделяют в жизни человека определенные периоды, наиболее подходящие для развития и формирования конкретных функций и навыков. В первую очередь, данное правило действует для высших психических функций – к ним относятся речь, внимание, память, мышление, а также социальные навыки.
Под последними принято понимать навыки общения, от которых зависят личностные особенности и поведение индивида. Развитие всех перечисленных умений и функций определяется развитием центральной нервной системы (ЦНС). Если в ее формировании наблюдаются отклонения, нарушения, происходит дизонтогенез.
Нужно понимать, что речевое общение невозможно без языка, то есть системы фонетических, лексических и грамматических средств общения. Чтобы выразить мысль, нужно подобрать подходящие слова, связать их с учетом правил грамматики, после чего озвучить, артикулируя органами речи. Интересно, что только у человека от рождения есть анатомо-физиологический совершенный аппарат для речи.
Формирование и развитие устной речи происходит у ребенка под влиянием взрослых. Здесь важную роль играют наличие необходимого объема речевой практики, нормальное речевое окружение, воспитание и обучение, к которому приступают уже в первые дни жизни малыша.
Социальное окружение играет роль стимула и дает образец для развития устной речи. Если упущено время для воспитания высших психических функций, в том числе способности к коммуникации, в развитии ребенка наступают необратимые изменения. Данными вопросами необходимо заниматься с первых дней жизни и до достижения малышом трех лет. Позже необходимые функции уже не получится компенсировать.
В семьях, где детям недостаточно речевых побуждений, малыши говорят мало либо достаточно поздно начинают общаться посредством речи. Помимо отставания в коммуникативной сфере, наблюдается и отставание в развитии в целом, даже если от природы ребенок имеет нормальные интеллектуальные и речевые способности. Нужно воспринимать овладение речью как индивидуальный процесс, ход которого определяется целым набором факторов.
Недостаточно активное развитие устной речи проявляется у ребенка на фоне патологии во время беременности и родов. Также свою роль играют генетические факторы, поражения органов слуха, отставание в психическом развитии и факторы социальной депривации, иными словами, малышу не хватает общения, его воспитанию не уделяется достаточно времени.
В разных языках используется от 11 до 141 фонемы. В течение первого года жизни здоровый младенец может воспроизводить до 75 звуков – этого хватает для усвоения любого языка. Однако чаще дети находятся в одной языковой среде, поэтому постепенно отказываются от фонем, отсутствующих в родном языке. Так, в русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Основными смыслоразличительными признаками считаются звонкость и глухость (был – пыл, дом – том), твердость и мягкость (был – быль), ударность и безударность (за’мок – замо’к).
Любой язык представляет собой упорядоченную систему, предполагающую использование правил для соединения разных частей речи, то есть грамматики. Именно с ее помощью мы можем формировать из слов законченные смысловые единицы.
Синтаксис определяет принципы сочетания слов в предложении – речь идет о понимании взаимосвязи между словами фразы. Семантика трактует смысл отдельных слов. Способность понимать значение слов появляется у ребенка гораздо раньше, чем он сможет их сам произносить.
Время, необходимое для формирования фонематического восприятия и моторики речевого аппарата, индивидуально для каждого малыша. Чтобы вовремя и точно диагностировать речевые нарушения, важно принимать во внимание нормальные закономерности развития навыков устной речи.
Развитие устной речи у дошкольников
Основными составляющими устной речи называют словарь, которым оперирует ребенок, формирование грамматического строя и связности, развитие и совершенствование ее звуковой культуры. К последнему специалисты относят работу с фонематическим слухом. Остановимся более подробно на каждом из аспектов развития устной речи детей дошкольного возраста:
Лексическая сторона речи
Необходимо обогащать, расширять, активизировать словарный запас. Новая лексика усваивается в процессе более подробного знакомства с окружающими предметами, явлениями. Для развития устной речи ребенка взрослые должны обеспечить как количественное, так и качественное расширение словарного запаса. А значит, важно положительно реагировать на любопытство малыша, его стремление узнавать слова и их смысл.
Грамматический строй
Речь идет о правильном формировании из слов словосочетаний и предложений, что предполагает согласование в роде, числе и падеже, добавление предлогов.
Чтобы у ребенка появились соответствующие навыки, требуется поощрять его готовность составлять словосочетания и предложения. Не менее важно обучать строить простые предложения и делать их более объемными при помощи нескольких подлежащих, определений, сказуемых.
Старшее окружение должно способствовать появлению в речи детей сложных конструкций, показывать, как использовать простые повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, то есть с разными целями высказывания.
Звуковая культура речи
Важно совершенствовать фонематический слух, уточнять и закреплять произношение звуков, свойственных родному языку. Ребенка нужно учить четко произносить слова, предложения, использовать в разговоре спокойный темп и размеренный ритм. Еще одним ключевым направлением развития устной речи является работа над интонационной выразительностью – для этого можно использовать игровые упражнения или театрализованную деятельность.
Приемы развития связной устной речи у дошкольников:
Ведение диалогов
Необходимо создавать коммуникативные ситуации, чтобы ребенок мог вести беседу, поддерживать ее и сам начинать разговор. Еще до школы малыш должен привыкнуть к правилам ведения диалога: научиться слушать и понимать собеседника, задавать понятные вопросы, опираться на чужой вопрос при построении ответа.
В этом возрасте ребенку пора понять и закрепить на личном повседневном опыте, что языковое насыщение диалога определяется темой разговора и собеседником. Речь идет об использовании определенных слов, выражений, интонаций. Дети должны научиться осознанно подбирать языковой материал с учетом конкретной ситуации – вовремя использовать приветствие, обращение, просьбу, извиняться, утешать, благодарить и прощаться.
Задача взрослых – привить малышам вежливость, чувство такта, которые потребуются ему в общении со старшими и ровесниками.
Речь в формате монолога.
В рамках работы по развитию устной речи дошкольника важно подготовить к обучению монологическим типам речи, таким как описание и повествование:
- Описание.
Чтобы ребенок мог применять данный тип речи, рекомендуется тренировать малыша выделять и называть предметы, их признаки, действия. Полезны будут упражнения на соотнесение предметов и предложенных описаний, составление простых перечислений, например, объектов, качеств, свойств, состояний, действий. Дошкольнику нужно научиться расширять описательные высказывания, доводить их по объему до 2–4 предложений.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Повествование.
Отработка данного типа речи предполагает выработку навыка, благодаря которому ребенок восстанавливает простые последовательности в знакомых сказках. Например, как происходили события, какой герой появился после другого, какие действия совершал. Ребенок составляет простые последовательности появления героев и событий, а педагог формирует из них сюжеты. Последние могут создаваться с применением наглядных материалов, частичным их использованием или без них.
Также детей можно приучить к повествованию по аналогии со знакомыми текстами. Например, малыш вместе с взрослым вспоминает сказку «Репка» и по тому же принципу сочиняет сказку «Свекла». Также возможно изменение имеющихся или внесение новых эпизодов.
Развитие устной речи в школе
Развитие устной речи школьников предполагает решение следующей задачи – сделать речь более свободной, связной, точной, логичной, выразительной и наполненной образами. За присутствие логики и точности в высказываниях отвечают школьные учителя разных направлений подготовки, тогда как остальные характеристики формируются во время уроков чтения, а потом литературы.
Важным инструментом развития устной речи учащихся является художественный текст, который является образцом для подражания.
В процессе беседы младшие школьники готовятся пересказывать текст, поскольку учитель делает акцент на композиции, логике текста, присутствующих в нем языковых средствах, смысле. Далее детям важно воспроизвести прочитанное, задействовав взятую из текста лексику, синтаксические конструкции. Также они должны сохранить последовательность изложения, передать ключевую идею.
Пересказ по достоинству относится к отличным упражнениям развития устной речи младших школьников. С его помощью ребенок развивает логическое и образное мышление, задумывается и осознает свое отношение к прочитанному.
По форме изложения пересказ считается репродуктивным видом деятельности, его всегда выполняют на основе исходного текста. Данное задание особенно ценно, поскольку приучает ребенка лексически и грамматически верно передавать чужую мысль, сохраняя ее смысл.
Прежде чем дать детям текст для пересказа, педагогу важно сформулировать цель подобной работы, ведь ученику это занятие кажется бессмысленным. Например, школьник должен представить, что он рассказывает сказку младшему брату или сестре, делится впечатлениями с другом или бабушкой.
Пересказ получится лишь при условии, что подготовлен план, составлению которого учатся отдельно. Учитель разбивает задачу на несколько этапов, во время которых ребенок:
- думает, сколько картин к прочитанному тексту можно нарисовать;
- решает, на какое количество частей можно разделить текст;
- выбирает, о чем будет каждая часть;
- придумывает заголовок к каждой из частей;
- обсуждает варианты заглавий и выбирает наиболее подходящие.
Все заголовки составляются по одной синтаксической конструкции. Проще всего использовать формат вопроса к определенной части текста, далее ученик учится формулировать заглавия в виде двусоставных предложений.
На следующем этапе обучения пересказу как методу развития устной речи заголовок представляет собой назывное предложение. И в конце учитель объясняет, что роль заглавия может играть фраза из прочитанного текста.
Существуют разные виды пересказа:
- Подробный. Дети справляются с ним лучше всего, осваивая в процессе работы логику рассуждений, развивая речь, обогащая память, привыкая обращать внимание на факты.
- Близкий к тексту. Применяется, если в качестве основного материала предложена лирическая проза, художественное описание. Задача ребенка состоит в использовании в своем монологе слов и оборотов, синтаксических конструкций, взятых из текста.
- Выборочный. Позволяет привлечь внимание учеников к определенному эпизоду, помочь проследить мотивы, выбрать фрагменты текста, описывающие персонажа, пр.
- Краткий. Вызывает больше всего сложностей у младших школьников, поскольку нужно выделить и передать только основные детали. Обучение краткому пересказу является одной из важных отдельных задач развития связной устной речи, решаемых во время уроков чтения.
В процессе репродуктивного пересказа лексический, синтаксический, текстовый материал, содержащийся в тексте, воспроизводится со значительной нагрузкой на память или забывается. Все совсем иначе, когда необходимые элементы свободно озвучиваются и задействуются ребенком как часть собственной речи. А значит, важно приучать детей к продуктивному пересказу, который в современной методике чаще называют творческим.
В условиях школы творческий пересказ используется редко. Он отличается от других видов этой деятельности своей воспитательной направленностью и способами подготовки учеников.
Творческий пересказ призван пробудить в ребятах эмоции по отношению к произведению, помочь им вникнуть в идею. Оптимальными для подобного рода деятельности считаются рассказы, где ученик может поставить себя на место героя, понять его психологию, чувства, с его позиции оценить события и других персонажей.
Обычно подготовка к творческому пересказу предполагает отбор материала из рассказа либо его дополнение. Дело в том, что некоторые факты ученику могут быть неизвестны, либо он решит обозначить переживания, о которых автор умолчал.
Получается, что творческий пересказ – это передача содержания с изменениями. По мнению М. Р. Львова, советского и российского ученого-педагога, при подобной работе ученик:
- Добавляет, что могло произойти ранее или как развивались события после описанной в тексте ситуации.
- Выбирает другого рассказчика. Допустим, повествование ведется от третьего лица, а в пересказе школьник использует первое лицо. Или выбирается новый герой, от имени которого идет речь.
- Меняет время глаголов. Тогда учитель должен подчеркнуть, каким образом корректируется изображение событий. Так, благодаря глаголам в настоящем времени можно обеспечить эффект присутствия, сделать событие ближе читателю.
Подобные упражнения направлены на развитие устной речи, позволяют выработать гибкий взгляд, приучают понимать отношение разных героев к происходящему в тексте, сопереживать.
Только достаточно богатый лексический запас позволит ребенку полно и точно выразить свою мысль. Вот почему важной особенностью развития устной речи в качестве первого этапа является расширение и совершенствование словаря. На этом пути от всех участников процесса (учеников и педагогов) требуется систематическая и кропотливая работа.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: