Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Роль сенсорных эталонов в развитии ребенка
Главная > Блог > Роль сенсорных эталонов в развитии ребенка
26.12.2022
3871
Время чтения: 18 минут

Роль сенсорных эталонов в развитии ребенка

Что это такое? Черный квадрат, запах вареной картошки, стрекотание сороки – всё это сенсорные эталоны. Данное понятие было введено А.В. Запорожцем при построении теории формирования личности на основе перцептивных действий.

Как влияет? По сути, сенсорный опыт человечество накапливало по мере познания и выработки стандартов в отношении форм, величин, цвета предметов, звуков и т. п. Ребенок погружается в эту сферу с момента рождения, и именно на основе сенсорных эталонов происходит его социализация.

Оглавление:
  1. Понятие сенсорных эталонов
  2. Особенности сенсорного развития у детей разных возрастов
  3. Игры, способствующие формированию сенсорных эталонов у ребенка
  4. Причины возможных нарушений сенсорного развития
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие сенсорных эталонов

Сенсорные эталоны – это набор обобщенных знаний о свойствах и отношениях различных предметов и явлений. В психологии их нередко называют отправной точкой интеллектуального роста.

Сенсорные эталоны появились с течением времени, чему поспособствовала история развития человечества. Теперь же они считаются образцами, мерками, составляющими основу восприятия окружающего мира.

Сенсорные эталоны можно рассматривать в целости или по отдельности. Например, существуют цветовые эталоны – оттенки, их насыщенность и яркость, эталоны формы – различные геометрические фигуры и эталоны величины, связанные с системами счисления.

Понятие сенсорных эталонов

Как правило, размер идентичных объектов люди определяют на глаз, поэтому данный показатель принято считать относительным.

Звуки, речь и музыкальные тоны относятся к сенсорным эталонам слухового восприятия. Вкусовые развиваются при помощи изучения основных вкусов: соленого, сладкого, кислого и горького. Обонятельные эталоны связаны с определением различных запахов: тяжелых и легких, свежих, горьких, сладких и других.

Благодаря своему разнообразию сенсорные эталоны позволяют изучить свойства и характеристики отдельных предметов, а потому имеют большое значение для воспитания умственного и познавательного развития детей. Процесс познания эталонов достаточно длительный и сложный, поэтому он начинается в самом раннем возрасте и продолжается даже после завершения дошкольного периода.

Дети получают информацию с помощью органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, но за установление взаимосвязей отвечают именно слова.

Методика с использованием «голосовых подсказок» позволяет развивать сенсорные эталоны, учит формировать образы на основании представлений даже после длительного времени с момента восприятия объекта.

Особенности сенсорного развития у детей разных возрастов

Первый год жизни

В прошлом десятилетии специалисты считали, что сенсорное воспитание начинается с 1 года, но это утверждение было опровергнуто после проведения последних исследований. Сейчас сенсорные эталоны у детей рекомендуется развивать с более раннего возраста – уже после первого месяца жизни.

Это связано с тем, что на 4-16 неделе ребенок познает мир с помощью осязания и обоняния, а уже на 17 неделе начинает активно использовать органы зрения. Переходить к развитию мелкой моторики можно с 6 месяцев.

Особенности сенсорного развития у детей разных возрастов

С года до трех лет

В это время развивается не один, а целая совокупность сенсорных эталонов: цвета, формы, величины и др. Знания и навыки, полученные в этом возрасте, продолжают совершенствоваться. Особенно активно этот процесс происходит после двух лет.

Ребенок начинает исследовать все предметы в доме и взаимодействовать с ними, учится самостоятельно ходить и подражать взрослым: открывает коробки, набирает в ведерко песок или воду, расчесывает волосы.

После года малыш уже начинает воспринимать речь и ориентироваться на нее при визуальном изучении предмета. Например, он может найти картинку или игрушку по маминым словесным подсказкам. Общее сенсорное восприятие в этот период направлено на изучение предметов, их характеристик и признаков.

Чтобы информация усваивалась эффективнее, предметы должны иметь практическую ценность для малыша. Например, столовая и чайная ложка относятся к сенсорному восприятию величин, фрукты – к определению формы и цвета.

Какие навыки должны выработаться у крохи к трем годам:

  • уметь разбирать и собирать кольца пирамидки на стержень в определенной последовательности;
  • понимать, как играть сортировщиком и картинками-вкладышами без подсказок;
  • знать основные текстуры предметов: гладкая, шершавая, мягкая и другие;
  • различать основные вкусы, выбрать наиболее близкие для себя;
  • указывать на форму предмета по просьбе взрослого (прямоугольник – коробок, круг – солнышко);
  • танцевать под музыку;
  • различать такие геометрические тела, как куб и шар;
  • разделять объекты по схожим признакам: цвет, величина, форма.

Дальше рекомендуется познакомить ребенка с дидактическими играми. Сенсорные эталоны в младшем возрасте подготавливают малыша к этому этапу, закладывая базу для личностного, интеллектуального и психоэмоционального развития.

С года до трех лет

С четырех до шести лет

В это время достаточно активно используются все органы чувств. Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте легче всего развивать в игровом формате, это позволит заинтересовать детей, а также ускорит процесс получения навыков и запоминания информации.

Какие занятия лучше всего использовать для сенсорного воспитания:

  • собирать из геометрических фигур картинку по образцу;
  • искать образы и предметы на изображении;
  • играть в игру на поиск отличий, анализировать «что лишнее» или «чего не хватает»;
  • изучать взаимосвязи между объектами или явлениями (например, построить пищевую цепочку или рассказать о круговороте воды в природе);
  • придумать свои движения или танец;
  • попробовать приготовить новое простое блюдо, например, смузи.

Развивать сенсорные эталоны в игровой форме гораздо удобнее, чем при монотонном обучении. Однако направление познавательной игры для детей младшего дошкольного возраста обозначает взрослый.

Помните, если ребенок не хочет играть, не нужно его принуждать. Попробуйте выбрать иной путь и не забывайте хвалить малыша, если у него все получается.

Игры, способствующие формированию сенсорных эталонов у ребенка

Восприятие цвета

  • «Цветные штампики»

Восприятие цвета

Для игры вам понадобятся прищепки с закрепленной ватой, бумага и пальчиковые краски. Назовите вашему ребенку цвет и попросите его поставить на бумаге соответствующий штамп. Игру стоит начинать с 3 цветов и постепенно усложнять задачу. Сенсорные эталоны в разном возрасте развиты по-разному, а потому малыш от года до двух лет может рисовать ручками, а ребенок-дошкольник – использовать геометрические фигурки, вырезанные из картофеля.

  • «Дорожки»

Возьмите цветной скотч и наклейте на пол дорожки разных цветов. Младшим ребятам лучше сделать прямые дорожки, а тем, кто постарше – кривые или пересекающиеся. Подберите к скотчу предметы аналогичных цветов. Задачей малыша будет взять предмет, определить цвет, а затем пронести его по дорожке к «домику» (можно использовать коробочку или ведерко такого же цвета).

  • «Сам себе ювелир»

Игра направлена на развитие сенсорных эталонов цвета и формы предметов. Выберите бусины двух разных цветов. Вам понадобится около 10 штук каждого цвета. Попросите малыша нанизать бусины на веревочку, чередуя их между собой или в другом выбранном порядке. Усложнить игру можно с помощью добавления цветов и форм. Цель игры – соблюдать определенный алгоритм при нанизывании бусинок.

Тактильные ощущения

  • «Забавные шарики»

Несколько шариков необходимо заранее наполнить водой, мукой, крупами или другими небольшими предметами и завязать. Предложите ребенку подержать их и попробовать определить, что находится внутри.

  • «Найди такой же»

Вам понадобятся две коробки, которые нужно будет наполнить одинаковыми наборами кусочков ткани (например, льна, меха или хлопка), ваты, искусственного сена, мишуры и другими. Задача ребенка – взять предмет из одной коробки и на ощупь найти такой же во второй (не подсматривая). В этой игре развиваются сенсорные эталоны, поскольку малыш не только находит идентичные предметы, но и знакомится с ними при взаимодействии.

  • «Волшебная тропинка»

Вам понадобится длинный лоскут ткани шириной до 30 см. Длину вы выбираете для себя сами. Прикрепите к нему с помощью клеевого пистолета несколько предметов: мягкую и жесткую половинку губки, кусочек плюша, металлические монетки, маленькие камушки гладкой гальки, кусочек ваты, пластиковые крышечки от бутылок и т.п. Предложите своему малышу аккуратно пройтись по ним, словно по тропинке.

Восприятие размера

  • «Найди домик»

Восприятие размера

Приготовьте 3 домика: один большой и два поменьше. Выберите для каждого домика куклу. Цель игры – поселить каждую из куколок в свой домик.

  • «Идем на прогулку»

Упражнение развивает сенсорные эталоны величины. Для него нам нужны 3 похожие игрушки разных размеров. Например, вы можете взять собаку, зайчика и котенка или трех щенков. Приготовьте для каждого из питомцев свой поводок с ошейником по размеру его головы (его можно сделать из шнурка или веревки для белья). Задача малыша – правильно подобрать поводки для зверушек и вывести их на прогулку.

  • «Дизайнер»

Игра для ребят постарше. Возьмите две или три куклы разной величины, которых можно одевать. Снимите с них одежду и предложите ребенку одеть их так, чтобы каждая вещь соответствовала своей кукле.

Восприятие запаха и вкуса

  • «Съедобное-несъедобное»

Упакуйте в коробочку несколько предметов с характерным запахом: духи, ванильный сахар, мыло, кожуру мандарина и т.п.

Закройте ребенку глаза. Предложите ему понюхать каждый предмет и разделить их на съедобные и несъедобные. Для каждой категории можно выделить отдельную коробочку, а потом обсудить получившиеся результаты. Допускается проведение игры без деления по коробочкам, когда ребенок сразу называет категорию, а вы подтверждаете его слова или отрицаете их.

  • «Где спрятался запах?»

Данная методика также подходит для развития сенсорных эталонов запаха. Дайте малышу понюхать баночку с определенным запахом и попросите его найти идентичный запах среди предложенных вариантов.

  • «Дегустатор»

Возьмите несколько баночек и добавьте в них немного сахара, соли и лимонной кислоты. Подготовьте картинки, соответствующие этим вкусам: шоколад, лимон, колбаса, мороженое, щавель и др. Доставая карточки с изображениями по очереди, предложите малышу указать на баночку с соответствующим вкусом. Чтобы поощрить его, можете предложить попробовать угощение из баночек.

Восприятие форм

  • «Карточки загадки»

Купите или сделайте картонные карточки с проделанными в них фигурными отверстиями. Задача ребенка – подобрать фигуру, соответствующую прорези на карточке.

  • «Наполни коробочку»

Игра для развития сенсорных эталонов формы и цвета. Вырежьте из плотной бумаги по 5 одинаковых предметов разных цветов: треугольники, круги, квадраты, прямоугольники и овалы. Разложите фигуры на столе или на полу и попросите ребенка разгруппировать их.

  • «Собери картинку»

Приготовьте по 3-5 штук нескольких фигур: квадратов, треугольников, кругов, овалов и прямоугольников. На отдельном листе сделайте рисунок, который можно из них собрать: ель (треугольники), матрешка или снеговик (круги), конфета (круги и треугольники) и др. Попросите ребенка собрать из фигур предмет, изображенный на рисунке.

Причины возможных нарушений сенсорного развития

Случается, что сенсорное восприятие несколько отклоняется от нормы. Причины могут быть разными. Ниже представлен список основных нарушений, которые приводят к сбоям в развитии сенсорных эталонов:

  • повреждения головы или спины, травмы, полученные при рождении (защемления, гипоксия и др.);
  • перенесение инфекционных болезней до рождения (внутриутробный период);
  • патологические состояния, а также инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
  • недоношенность.

Параллельно с нарушениями сенсорного восприятия могут появляться параличи или парезы, аутизм, ДЦП, синдром Дауна, слепота или глухота, умственная отсталость, СДВГ.

На какие признаки стоит обратить внимание, чтобы обнаружить нарушения в развитии сенсорных эталонов:

  • малыш закрывает уши руками или пугается громких звуков;
  • плохо сохраняет равновесие, нередко падает и ударяется головой;
  • пугается яркого света;
  • опасается прикосновений;

Причины возможных нарушений сенсорного развития

  • не способен определить источник звука;
  • не может понять инструкции, данные родителями;
  • не испытывает дискомфорт, когда одежда грязная или надета задом-наперед;
  • не может выбрать ведущую руку после 5 лет (правша или левша);
  • не способен спокойно сидеть на стуле, не раскачиваться;
  • путает право и лево;
  • поворачивает к источнику звука не только голову, но и все тело;
  • не может удержать взгляд на перемещаемом предмете;
  • любит играть один, избегает компании других детей;
  • медленно обучается.

Если в развитии сенсорных эталонов ребенка есть нарушения, то вам стоит обратиться за помощью к специалисту. Он проведет диагностику, после чего предложит вам варианты последующих действий.

Вам могут рассказать о том, как сделать процесс сенсорного восприятия более эффективным, на какие сферы сделать упор в первую очередь и как помочь ребенку быстрее достичь необходимого результата.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw