Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Виды учебных материалов
Главная > Блог > Традиционные и новаторские виды учебных материалов
11.11.2022
1970
Время чтения: 14 минут

Традиционные и новаторские виды учебных материалов

О чем речь? Одним из самых массовых и популяризированных видов учебных материалов является книга. А точнее – учебник. Этот древнейший способ хранения и передачи информации сохранил свою форму и основные задачи до наших дней.

Какие существуют? Но в условиях современного педагогического процесса обучения по книгам уже недостаточно. Сегодня интерактивность является одной из составляющих педагогики, и потому список одобренных Минобром видов учебных материалов пора расширить.

Оглавление:
  1. Учебник как один из основных видов учебных материалов
  2. Современные виды учебных материалов, используемых при обучении
  3. 4 вида учебных материалов для дистанционного образования
  4. Как выбрать учебные материалы для домашнего образования
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Учебник как один из основных видов учебных материалов

Современный человек имеет возможность получать образование самыми разными способами в зависимости от возможностей и желания. При этом, несмотря на большое обилие видов учебных материалов, цель любого всегда сводится к одному и тому же – усвоению знаний и формированию навыков. Таким образом, методы меняются, а содержание сохраняется.

Учебник в данном случае является наиболее традиционным форматом передачи систематизированной информации. В нем всегда есть содержание или оглавление, знания посвящены конкретной дисциплине и имеют обоснование.

Основные отличия учебника от учебного пособия, согласно ГОСТу:

  • рекомендованный объем от 200 до 500 страниц;
  • подтверждение госорганами (часто — Министерством образования);
  • обилие иллюстрирующего материала.

Учебник используется на усмотрение преподавателя и как основной источник информации, и как вспомогательный. Знания в нем приводятся кратко и емко, с примерами, можно всегда отыскать интересующую тему через оглавление.

Чаще всего педагоги используют учебники для тренировки умения учеников работать с информацией. Ее необходимо не только найти и изучить, но и проанализировать в соответствии с перечнем вопросов и заданий, сделать определенные выводы.

Таким образом, учебник — это источник фундаментальных знаний по конкретной дисциплине. И в зависимости от характера их передачи может выглядеть как:

  1. Практикум. Представляет собой перечень упражнений и заданий для отработки теории. Может использоваться на уроках и в процессе самоподготовки.
  2. Хрестоматия. Своеобразные сборник. Содержит в себе фрагменты или целые произведения со ссылками на первоисточники.
  3. Словарь-справочник. Состоит из перечисленных в алфавитном порядке терминов по конкретной дисциплине с краткими пояснениями. Полезен при подготовке к проверочным, контрольным и практикумам.
  4. Справочник. Может включать в себя сводные таблицы, схемы, краткие правила по определенной дисциплине или даже ее блоку.
  5. Энциклопедия. Свод всех знаний по конкретному предмету или отрасли, имеющий определенную, чаще — алфавитную, структуру.

Современные виды учебных материалов, используемых при обучении

Помимо бумажных книг существуют и иные, более прогрессивные способы предоставления образовательного контента. 

Интернет-курсы и компьютерные программы

Позволяют получать базовую информацию по предмету и контролировать качество ее усвоения.

Как правило, включают в себя следующие блоки:

  • теоретический материал;
  • словарь с необходимыми по дисциплине терминами;
  • задания для подготовки и самоподготовки к практическим занятиям;
  • упражнения для промежуточного и итогового контроля знаний.

Виды учебных материалов

Курсы и программы могут содержаться на серверах или храниться в цифровых накопителях для дальнейшего распространения посредством копирования.

  1. Электронные учебники. Традиционные книги в более современном, цифровом формате. Содержат всю ту же информацию, что и стандартные пособия, только доступ к ней упрощен и пользоваться такими учебниками можно посредством любого медиаустройства.
  2. Цифровые базы данных. Предназначены для хранения и предоставления тематической информации в структурированном виде.
  3. Виртуальные тренажеры и симуляторы. Программы, позволяющие учащимся получать наглядный опыт. Часто это лабораторные и практикумы, имитирующие реальные ситуации.

Также в эту категорию входят задачники с упражнениями на отработку различных алгоритмов решений с их графической визуализацией.

Банки тестов

Онлайн-ресурсы, содержащие большое количество проверочных заданий с вариантами ответов. Могут использоваться на занятиях и для самоподготовки. Удобны по причине автоматизированной проверки ответов.

Виды учебных материалов

Все вышеперечисленные виды электронных учебных материалов имеют неоспоримые преимущества. Они:

  • позволяют быстрее находить информацию;
  • гораздо легче, чем бумажные издания, за счет чего реально работать с большим количеством учебной литературы единовременно;
  • могут содержать цифровые копии редких изданий;
  • позволяют моделировать в виртуальном пространстве реальные ситуации;
  • содержат инструменты для объективной проверки знаний учащихся.

Важно, чтобы вся приводимая в электронных пособиях информация соответствовала реальным фактам и имела научное обоснование. Только в таком случае они могут использоваться в образовательных целях. Это же касается и бумажных носителей.

4 вида учебных материалов для дистанционного образования

Новому времени иные инструменты. В том числе и образовательные. Познакомьтесь с некоторыми вариантами удаленного обучения сегодня:

  1. Вебинар. Представляет собой онлайн-мероприятие, в котором есть спикер (лектор) и 1 или более слушателей. Предполагает живое участие в удаленном формате с использованием web-технологий. Слушатели могут задавать вопросы и комментировать речь спикера, обмениваться с ним мнениями по какому-либо вопросу.
  2. Онлайн-телевидение. Представляет собой серию запланированных трансляций уже отснятых лекций и практикумов. Темы устанавливаются заранее и планируются на неделю. Таким образом, просмотр интересующей передачи можно запланировать заранее, освободив указанное время.
  3. Электронные учебные модули. Посвящены определенным темам или даже отдельным разделам дисциплины, могут комбинироваться и дополняться на усмотрение педагога. Есть онлайн и офлайн версии.
  4. Сертификационные курсы. Предназначены для быстрого повышения квалификации тем, кто уже имеет образование и не хочет тратить лишние часы на изучение общеобразовательных дисциплин. По их окончании выдаются документы утвержденного образца. Наибольший «вес» имеют аккредитованные программы.

Как выбрать учебные материалы для домашнего образования

Традиционно списки необходимых для занятий предметов ежегодно составляются школой. Однако, есть семьи, в которых дети находятся на домашнем обучении. У них родители сами занимаются подбором методической литературы. И это оказывается не так и просто.

Виды учебных материалов

Хоумскулинг позволяет семьям самими выбирать виды учебных материалов и в начальной школе, и в средней, и в старшей. Они решают, в каких случаях уместно использование книг, а когда оптимально заниматься по видеолекциям. Это очень удобно, поскольку позволяет подстроить образовательный процесс под школьника и его особенности. Однако, учебного материала и его форматов очень много и поначалу легко запутаться, что лучше. Попробуем разобраться, какие форматы и для чего наиболее приемлемы.

Учебники

Традиционный формат представления информации, актуальный по сей день благодаря четкой структуре и исчерпываемости ответов на различные вопросы.

Желательно, чтобы учебник соответствовал Федеральному государственному образовательному стандарту. Зачастую это своеобразный знак качества, по которому можно отбирать пособия. Однако даже если пометки «ФГОС» нет, то это не страшно.

При выборе учебника также рекомендуется обращать внимание на его:

  • Читабельность. Оцените четкость текста и структурированность материала, легкость его подачи с учетом возраста и индивидуальных особенностей восприятия ребенка. Например, старшеклассник положительно оценит объемный справочник, в то время как второклассник едва ли поймет, зачем ему вообще это нужно.
  • Стоимость. Родителям с детьми на домашнем обучении приходится самостоятельно приобретать весь учебный материал. Помните, что в таком случае школьными книгами реально воспользоваться только в период промежуточных и контрольных проверок.

Разумеется, учебники можно попробовать найти и в цифровой версии бесплатно в интернете. Однако, в таком случае стоит быть особенно внимательными. Во-первых, велика вероятность, что это нарушает авторские права, во-вторых, файл может оказаться со старой редакцией или ошибками в тексте.

Рабочие тетради

Вариант учебного пособия для закрепления изученного на практике. Особенно актуален в начальной школе. Является дополнением к учебнику.

Согласно собранной ВЦИОМ статистике, рабочие тетради чаще всего используются в начальной и средней школе. По ним занимаются 9 учеников из 10. Порядка 2/3 опрошенных родителей уверены в том, что рабочие тетради детям необходимы. По их мнению, это положительно сказывается на качестве учебы.

Виды учебных материалов

Рабочие тетради удобны тем, что задания в них:

  • разноформатные. Ребенку предлагается дорисовать схему, продлить линию или цифру, закрасить области, повторив материал из учебника. При том, что в самой книге, конечно, это делать нельзя;
  • имеют нескольких уровней сложности. Есть базовые вопросы, нацеленные на контроль усвоения основных сведений, и углубленные, заставляющие дольше анализировать и искать дополнительный материал по теме. Последние часто остаются для самостоятельного изучения или задаются на оценку.

Однако также рабочие тетради — это:

  • дополнительная нагрузка к основным заданиям. Если же упражнения в тетради еще и повторяют то, что дети сделали в классе ранее, это только утомляет и отбивает интерес к предмету;
  • стандартизированные задания, которые могут оказаться бесполезны для отстающего ученика или опережающего программу. Первому не хватает понимания, а тетрадь обычно не содержит теории, только упражнения. Второй же успевает выполнить «не такие и сложные примеры» и заскучать;
  • лишний вес в рюкзаке и траты. Рабочие тетради объемны и часто стоят недешево, даже если покупать их в комплекте с учебниками.

Судить о том, насколько актуально использование рабочих тетрадей, можно по частоте их применения. В школе они нередко оказываются нужны, поскольку содержат уже готовые упражнения, только бери и пиши решение, что экономит время. Однако, на дому все зависит от формата обучения: в каких-то случаях они будут уместны, а где-то ребенок обойдется и обычной тетрадью.

Сборники по подготовке к экзаменам

ЕГЭ и ОГЭ формируются по определенным стандартам. В связи с этим подготовка к ним должна также включать задания, аналогичные тем, что уже были на экзаменах.

Виды учебных материалов

На что обращать внимание при выборе бумажного сборника:

  • Время покупки. Поскольку Федеральный институт педагогических измерений публикует информацию об изменениях в грядущих экзаменах только в конце августа, сборники редактируются тогда же и позднее. Имеет смысл покупать сборники в сентябре.
  • Дата выпуска. Экзамены за 2015 и 2022 годы могут сильно отличаться по структуре и содержанию заданий. Логично, что эффективней окажется подготовка по самому новому сборнику, а не по его более старой версии.
  • Наличие логотипа ФИПИ. Это гарантирует, что в сборнике действительно нужные задания для подготовки, аналогичные экзаменационным.
  • Полнота предоставляемой информации. Есть сборники, содержащие исключительно экзаменационные задания с ответами, а есть серьезные пособия, в которых приводятся подробные решения и даже в нескольких вариантах с пояснениями, почему так или вот так. При подготовке вторые более эффективны.

Также всегда можно обратиться к официальным сайтам ОГЭ, ЕГЭ и ФИПИ, на которых выкладываются демонстрационные варианты заданий.

Словари и справочники

Можно приобрести несколько бумажных по основным предметам или дисциплинам либо найти их электронные версии, поместив в закладки браузера. Абсолютно все собирать смысла не имеет. Как правило, нескольких базовых справочников хватает.

Электронные библиотеки

Сайты, предоставляющие великолепную возможность получать доступ к сотням тысяч книг, не выходя из дома. Прежде требовалось посещать библиотеки и подолгу перебирать издания в поисках подходящего. Благодаря оцифровке время существенно экономится. Есть общедоступные библиотеки, а есть предоставляющие доступ только по подписке. Главное, чтобы эти сайты имели разрешение на использование материалов.

Виды учебных материалов

Образовательные курсы

Подходят для полноценного изучения какой-либо дисциплины или даже ее темы. Как правило, общедоступны и предполагают удаленное участие из любой точки мира. Называются они МООК — массовые открытые онлайн-курсы. Благодаря их формату каждый желающий может прослушать и освоить интересующую тему с получением по итогу именного сертификата.

На МООКах используются различные виды учебных материалов по педагогике, живописи, литературе и прочим дисциплинам. Это позволяет максимально эффективно доносить знания до слушателей.

Другим уровнем МООКов являются онлайн-школы. Их отличие состоит в том, что здесь студенты (любого возраста) могут заканчивать не только конкретные курсы, но и целые программы, состоящие из нескольких дисциплин. Учебный процесс структурирован, как в образовательном учреждении. Благодаря этому заниматься на интернет-платформе могут и дети на домашнем обучении — это хорошая альтернатива традиционному формату.

Подбор образовательных пособий по предметам зависит от уровня, на котором желательно их освоить. Также влияние оказывает предпочтительный способ усвоения информации. Важны дата выпуска и актуальность приводимой информации. Когда эти факторы учтены, подбирать учебные материалы становится гораздо проще, так как лишние форматы сразу отсеиваются.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw