ЕГЭ по русскому языку в 2024 году: изменения, подготовка
Сохранить статью:
Кто сдает? ЕГЭ (единый государственный экзамен) по русскому языку в 2024 году, как и ранее, является обязательным предметом для сдачи выпускниками 11 классов. Он необходим для поступления в вузы не только гуманитарной направленности.
Как написать? ЕГЭ по русскому языку в 2024 году можно написать на высокие баллы, если начать подготовку заранее. Нужно изучить структуру экзамена и регулярно тренироваться в написании сочинений. Ответственное отношение поможет получить 90 баллов и более.
Структура ЕГЭ по русскому языку в 2024 году
Единый государственный экзамен по русскому языку, известный как ЕГЭ, объединяет два раздела: тестовую и сочинительную части. Временной лимит для выполнения заданий составляет 3 часа и 30 минут, а максимальное количество баллов, которые можно получить, – 58 (раньше было 59). В пределах тестовой части можно набрать 33 балла, тогда как сочинение может быть оценено максимум на 25 баллов.
Откуда же возникают 100 баллов? Имеется 58 первичных баллов, которые затем преобразуются в стобалльную шкалу. Если, например, вы наберете 57 баллов, в сертификате, скорее всего, будет указано 98 баллов. Однако это не точно, так как преобразование во вторичные баллы осуществляется уже после окончания экзаменов. В 2020 году максимальное количество баллов в ЕГЭ по русскому так же составляло 58, поэтому можно использовать шкалу преобразования того года для ориентации.
Всего тестовая часть состоит из 26 заданий:
- Для проверки знания правил пунктуации используются задания 16, 17, 18, 19, 20 и 21. В них необходимо верно расставить знаки препинания.
- В заданиях 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 нужно показать свои успехи в орфографии. Надо дополнить слова правильными буквами и найти ошибки.
- Для решения заданий 7 и 8 необходимо выявить грамматические ошибки и исправить их, а также определить вид ошибок, допущенных в предложениях.
- Проверка умения работать с текстом включает задания 1, 3, 22, 23, 25. При их выполнении необходимо применить навыки анализа содержания, разобраться в значениях многозначных слов, понять глубинный смысл написанного, определить тип речи и установить связь между предложениями.
- Для выполнения заданий 5 и 6 требуется ознакомиться с речевыми нормами, разобраться в паронимах и уметь выявлять лексические ошибки в предложении.
- Задание 2 предполагает проверку знаний частей речи: союзы, предлоги, местоимения, частицы, а также умение определять вводные слова.
- Задание 4 выявляет знания постановки ударений.
- Умение определять средства художественной выразительности и знание терминов проверяют задания 24 и 26.
Большинство заданий в тестовой части оценивается в 1 балл, за исключением двух: под номерами 8 и 26. Если выполнить задание 8 правильно, то получите 5 баллов, а правильно сделанное задание 26 даст 4 балла.
Сочинение в ЕГЭ по русскому языку
В задании номер 27 требуется написать эссе. Для этого будет предложен фрагмент текста из литературного произведения. Необходимо сформулировать проблему, которую поднимает автор этого текста, и выразить свое мнение по этому вопросу. Чтобы проиллюстрировать проблему, надо выбрать два примера из текста. Также нужно пояснить свою позицию по отношению к автору и аргументировать ее.
За выполнение задания 27 будет поставлено 0 баллов, если объем сочинения составляет менее 70 слов, а максимальный балл по критериям грамотности может быть присужден только при условии, что в сочинении 150 слов и более. Если же объем сочинения составляет от 70 до 150 слов, то максимальных баллов можно не ждать.
Потерю драгоценных баллов можно предотвратить благодаря вдумчивому разбору текста задания, поскольку уточнена формулировка, которая теперь требует давать пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Оценка К2 («Комментарий к проблеме исходного текста») была снижена на 2 балла, и теперь составляет 3 балла вместо 5. Если в блоке «пример-иллюстрация + пояснение к нему» имеется две части, то итоговая оценка будет 2 балла. Ещё 1 балл ставится за анализ и соединение всех примеров и пояснений к ним. Ранее оценивались только пример-иллюстрация и пояснение к нему отдельно, и можно было получить 1 балл за хороший пример, при этом не получить 1 балл за его пояснение, если оно было некорректным.
Ранее выпускники оценивались по критерию К6, который назывался «Точность и выразительность речи». Однако сейчас его название заменено на «Богатство речи». Изменение также коснулось оценки, которую можно получить по этому критерию – теперь это всего лишь 1 балл (вместо прежних 2).
Не менее интересным нововведением является то, что с этого года критерий К6 больше не зависит от критерия К10 («Соблюдение речевых норм»). Ранее для получения максимальной оценки по критерию К6 требовалось также получить максимальный балл по критерию К10. В новой редакции эта связь отсутствует.
Забудьте о понятии «повторяющаяся ошибка». Теперь каждая считается как отдельный случай. Раньше первые три однотипные ошибки считались за одну, и только после четвертого повторения добавлялась вторая. То есть можно было сделать одну и ту же ошибку три раза и потерять всего 1 балл. Теперь снисхождения нет.
Эксперты уточнили и конкретизировали критерий К4 «Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста». Для обоснования своей точки зрения следует избегать общих рассуждений и использовать конкретные примеры. Аргументация должна быть основана на жизненном, читательском или историко-культурном опыте экзаменуемого. Возможно, возрастет количество фантастических и необычных примеров.
Критерии ЕГЭ по русскому языку – 2024
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверноУказание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текстПриведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций
Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текстПриведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно) |
2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текстПриведен 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текстИли
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста Или Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста Или Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста Или Проблема исходного текста не прокомментирована Указания к оцениванию. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) |
0 | |
КЗ | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверноИли
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обоснованоИли
Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме Или Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибкаИли
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста Или Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибкиИли
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста Или В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Богатство речи | |
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три или более ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре или более ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за выполнение задания 27 (К1–К12) |
21 |
Изменения в заданиях ЕГЭ по русскому языку в 2024 году
В ЕГЭ по русскому языку в 2024 году появились изменения в экзаменационных заданиях, их целью является улучшение процесса решения и проверки уровня знаний выпускника:
на наши новости
500 000 пользователей!
- В заданиях 13 и 14 внесены изменения в саму формулировку и систему ответов. Теперь ответы представлены в виде цифр, которые можно выбрать из множества вариантов. Кроме того, в языковой материал добавлены новые разделы и темы.
- В системе оценки ответов на задания 8 и 26 произошли изменения.
- Изменение внесено в первоначальную оценку работы, а именно снижен максимальный балл с 54 до 50.
Таблица баллов, которые можно получить за задания
Номер задания по русскому языку | Первичный балл |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 1 |
10 | 1 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 1 |
15 | 1 |
16 | 1 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 1 |
20 | 1 |
21 | 1 |
22 | 1 |
23 | 1 |
24 | 1 |
25 | 1 |
26 | 3 |
27 (сочинение) | 21 |
Итого |
50 |
Часто задаваемые вопросы о ЕГЭ по русскому языку
Отвечаем на популярные вопросы.
Что можно и нельзя брать с собой на ЕГЭ по русскому языку – 2024?
Во время экзамена по русскому языку не требуется использование дополнительных устройств. Разрешено взять с собой следующие предметы:
- документы, удостоверяющие личность (обычно паспорт);
- ручку;
- лекарство, если это необходимо;
- питьевую воду;
- черновик, который выдают экзаменаторы;
- специальные технические средства для учащихся с ограничениями по здоровью.
Какие темы входят в ЕГЭ по русскому языку – 2024?
На экзамене ЕГЭ по русскому языку – 2024 будут проверяться знания различных норм, включая синтаксические, морфологические, лексические, словообразовательные и орфоэпические. Также требуется знание многих орфографических правил, пунктуации и изобразительно-выразительных средств языка.
Дополнительно экзаменуемому предложат изучить текст и провести его смысловой и логический анализ. Последним заданием будет написание сочинения на основе прочитанного текста. Информацию о пробном варианте теста можно найти на сайте ФИПИ.
Как уложиться по времени?
При выполнении экзамена, если вы испытываете трудности с каким-то заданием, рекомендуется отложить его и вернуться к нему после выполнения остальных заданий. Однако следует контролировать время, чтобы хватило для всех экзаменационных пунктов. В своем бланке заданий можно выделять, подчеркивать, делать заметки, работать с текстом так, как удобно, и только после заполнять чистовик.
Если хотите перенести результаты на бланк ответов, присоедините к соответствующему вопросу любой из листков, которые находятся в экзаменационном комплекте. Также не забудьте проконтролировать, чтобы ответы совпадали с номерами вопросов на бланке, так как даже смещение на одну строчку может привести к неправильным результатам.
Чтобы успешно справиться с экзаменационной работой, важно начать готовиться заранее. Пробное предварительное написание, выявление проблемных мест и их устранение – все это поможет вам определить, какие вопросы являются наиболее трудными. Неожиданных тем или материала, выходящего за рамки школьной программы, не будет. Однако объем тестируемого материала обширный. Но если начать готовиться еще осенью, есть все шансы не просто справиться с экзаменом, а сдать его успешно.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: