Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Проверка функциональной грамотности: методы и оценки
Главная > Блог > Проверка функциональной грамотности: методы и оценки
22.11.2023
877
Время чтения: 15 минут

Проверка функциональной грамотности: методы и оценки

О чем речь? Проверка функциональной грамотности – дополнительная обязанность учителей. До этого они должны помочь сформировать этот навык у детей по разным направлениям. Теперь в школах закладывают основы читательской, математической, компьютерной, финансовой, естественно-научной компетентности.

Как проверяют? Для оценки всесторонней развитости школьников разработаны специальные задания, которые основаны не на предмете, а на нестандартных ситуациях. Дети должны с учетом полученных знаний и опыта назвать логически правильные ответы.

Оглавление:
  1. Что такое функциональная грамотность
  2. Зачем учить школьников функциональной грамотности
  3. Формирование функциональной грамотности
  4. Методы проверки функциональной грамотности
  5. Часто задаваемые вопросы о проверке функциональной грамотности
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что такое функциональная грамотность

Термин «функциональная грамотность» был включен в ЮНЕСКО в 1957 году. Однако в то время его интерпретировали как ликбез, направленный на обучение всего населения страны письменности и чтению. При этом ликвидация безграмотности затрагивала в большей степени взрослых людей, а ее основной задачей было облегчение решения бытовых вопросов.

функциональная грамотность

С 2010 года отечественные школы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами образования на метапредметные результаты обучения, которые и составляют систему функциональной грамотности. Существует большое количество методических приемов, позволяющих сделать человека более грамотным.

Это проявляется не только в том, что уделяется больше внимания исключительно прикладным вопросам, содержащимся в школьных учебниках, но и в развитии таких образовательных программ, как «Профессиональные пробы», «Урок на природе или в музее», «День конвергентного урока» и т. п.

Учащимся должны прививаться не только теоретические знания и практические навыки, их следует учить определять жизненные ценности, а также выстраивать отношения в обществе.

В апреле 2021 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования третьего поколения, уточнивший вклад каждого отдельного школьного предмета в достижение данных результатов. Кроме того, этот ФГОС ООО обозначил необходимость перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к созданию единой целостной системы.

По каждой учебной дисциплине уже разработаны специальные учебные программы, которые помогут осуществить переход на новые типовые образцы. Они показывают, что решение задач обучения может происходить комплексно при условии соблюдения баланса между функциональной грамотностью и предметной подготовкой.

Формирование функциональной грамотности у учащихся стартует еще на стадии начального образования, когда и преподаватели, и ученики обладают очевидным преимуществом: один учитель преподает все основные предметы, следовательно, и межпредметные связи в начальной школе гораздо проще, чем в последние годы обучения.

Так, к примеру, если ранее главным критерием читательской грамотности являлось скорочтение, то сегодня применяются совершенно другие подходы: когда перед учащимся ставится задача понять смысл текста, выделить из него центральную мысль, найти необходимую информацию.

Функциональная грамотность включает:

  • компьютерную;
  • финансовую;
  • естественно-научную;
  • математическую;
  • читательскую;
  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции.

Зачем учить школьников функциональной грамотности

Люди, которые задаются этим вопросом, по всей видимости твердо убеждены, что дети посещают школу только ради аттестата о среднем образовании. Следовательно, они считают, что нет смысла тратить время и силы на формирование навыков практического применения полученных знаний.

функциональная грамотность

Столица России уже многие годы принимает участие в различных исследованиях качества образования международного уровня, одним из которых является программа оценки образовательных достижений учащихся PISA. Она проверяет способность учеников применять на практике знания, полученные во время учебы.

В последний раз подобная проверка функциональной грамотности школьников проводилась в 2018 году. Она затронула около 80 стран. Итоги тестирования показали, что московские школьники входят в ТОП-3 лучших в мире по читательской грамотности, в ТОП-5 – по математической и в ТОП-6 – по уровню естественно-научных знаний.

В соответствии с PISA, понятие функциональной грамотности включает естественно-научную, математическую, читательскую, финансовую грамотность, а также глобальные навыки и креативное мышление.

С развитием человечества происходит не только «удлинение» детства, но и его существенные изменения. А отечественные ученые сегодня соглашаются с этим утверждением как с фактом, не подвергая спорам и сомнениям.

Активность использования Интернета за последние шесть лет значительно увеличилась как у взрослого, так и у детского населения. Количество тинейджеров с высокой и наивысшей пользовательской активностью выросло более чем в два раза. Каждый пятый подросток в возрасте 14–17 лет проводит в Сети около девяти часов в сутки, а каждый второй – в среднем шесть.

В последнее время все острее и актуальнее встает вопрос о цифровой личности. Проще говоря, это процесс и результат оцифровки биографии, отношений, деятельности, персональных данных и личных потребностей человека.

Формирование функциональной грамотности

Процесс формирования функциональной грамотности делится минимум на два основных вектора:

функциональная грамотность

Каждодневная работа учителя с учениками в рамках реализации учебного процесса

Рассмотрим, например, как формируется читательская грамотность. Каждый раздел учебника является новым текстом для ученика. Задача преподавателя в данном случае – создать систему вопросов и заданий различной сложности, которые будут формировать у обучающегося разные навыки: находить необходимую информацию в тексте и делать соответствующие умозаключения, толковать и применять полученные данные в новых обстоятельствах, включая те, которые не описаны в учебнике.

В связи с этим учитель должен уметь понимать и применять принципы конструирования заданий, а также составлять их в соответствии с контекстом, дидактической единицей предметного содержания, индивидуальными особенностями учащегося и, конечно, развиваемой компетенцией.

Из этого следует, что формирование функциональной грамотности – это не набор каких-то отдельных знаний и уроков, а системно и логично внедренный в образовательную программу процесс, который при этом является его обязательной составляющей.

Дополнительное и предпрофессиональное образование школьников

Если сравнивать задачи, устанавливаемые в рамках формирования функциональной и академической грамотности, то в первом случае они будут моделировать реальную ситуацию из жизни, а во втором – это будут учебно-познавательные задачи, которые направлены на решение научной проблемы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что основная особенность заданий на формирование функциональной грамотности учеников состоит в том, что базовой составляющей ее содержания является практическая ситуация, для решения которой (в учебном процессе и в реальной жизни) потребуются самые разные познания и навыки. Чаще всего эти упражнения являются интегративными. Допускается применение различных техник обучения, подходящих под конкретные обстоятельства в той или иной сфере учебной деятельности.

Методы проверки функциональной грамотности

В качестве примера оценки уровня функциональной грамотности можно рассмотреть несколько методик:

  • Метод выборочной оценки, проводимой учителем и учащимся. Преподаватель предлагает ученику предоставить ему результат по выбору.
  • Совокупная оценка. Это когда учитель сначала рассказывает ученику о задачах, которые ему предстоит решить за конкретный период времени, после чего предлагает выделить наиболее важные аспекты полученной информации и представить отчет в письменном виде. Учащийся при этом может сам поставить себе оценку, а учитель – выставляет свою, основываясь на роде деятельности и отметке обучающегося.
  • Письменный контроль. Это метод, предполагающий выполнение комплексного упражнения, включающего задачи, на которые ученик должен кратко или развернуто ответить, а также задания, содержащие уже готовые ответы, – из них учащемуся предстоит выбрать правильный.

функциональная грамотность

С помощью анализа задач, направленных на формирование и проверку уровня функциональной грамотности, можно отметить характерные черты их структуры и содержания:

  • Комплексность: структура задания представляет собой комплекс задач, связанных между собой и выстраиваемых на соответствующих средствах информации, а также подразумевающих разные формы обработки данных.
  • Компетентностный подход: предметные задания, знания и навыки учащихся составляют фундамент, средство разрешения задач, с которыми они сталкиваются в реальной жизни.
  • Контекстность – моделирование настоящей жизненной ситуации в разных контекстах.
  • Концептная ориентированность – формирование задачи, в основе которой концепты с преимущественным применением дедуктивного метода.
  • Ориентированность на нелинейное мышление.

Одной из главных особенностей информации, которая сопутствует той или иной задаче либо в целом всему заданию, считается ее вероятная информационная избыточность и мозаичность. Моделируемая ситуация может быть представлена с неполным описанием. Логически выстроенные в структуре общего упражнения формулировки задают направление, в котором будут рассматриваться, сопоставляться, отбираться и интерпретироваться в ходе его реализации представленные факты.

В процессе решения той или иной задачи учащийся должен находить недостающие элементы, без которых невозможно добиться смысловой и информационной целостности общего задания. Информация, необходимая для реализации задания, черпается из рассматриваемого текста (из разных его частей). Степень сложности упражнения зависит от размера текстового отрывка – чем он значительнее, тем больше в нем ненужных количественных и текстовых сведений.

Задания чаще всего включают в себя несколько задач разного уровня сложности, но затрагивают одну и ту же смоделированную жизненную ситуацию. Для большинства учителей такой формат является новым и может вызывать сложности при конструировании заданий, поскольку происходит смена смысловой нагрузки при формулировке вопросов.

функциональная грамотность

Как мы уже говорили выше, реализация любой задачи характеризуется решением целого комплекса подзадач, направленных на обработку разных аспектов функциональной грамотности. Так как упражнения в структуре комплексного задания подразумевают работу с информацией, мы можем классифицировать их по форме работы с нею:

  1. Задача-интерпретация. Подразумевает трактование учеником текстовой, символьной, графической информации об объекте. Для постановки задачи необходимо идентифицировать предмет либо рассмотреть его взаимосвязь с прочими объектами.
  2. Сравнение. Характеризуется применением приема сравнения, когда выделяются различные и сходные свойства объекта.
  3. Аналогия. Ее целью является добыча новой информации об изучаемом объекте посредством определения сходства какого-то плохо исследованного с хорошо изученным объектом в форме предположения.
  4. Моделирование. Этот тип задачи предполагает использование техники моделирования для последующего получения информации об исследуемом объекте.
  5. Поиск прообраза. Данная задача характеризуется поиском настоящего предмета либо явления, показывающего определенное свойство или отношение с прочими объектами.
  6. Структурирование (линейное, в виде таблиц и иерархий). Данный вид задач направлен на структурирование информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, обнаружение новых связей между отдельными сегментами объекта.
  7. Возможность. Характеризуется анализом подлинности информации: проверяется ложность или правдивость суждений, а также устанавливается существование и несуществование объектов. Требование данной задачи может выражаться в оценке подлинности посредством проверки обоснованности утверждения, а также с помощью анализа верности предложенного готового ответа/решения и так далее.
  8. Задача на избыточность. В рамках ее реализации применяется прием сжатия информации для оценки ее полноты.
  9. Задача на недостаточность. Здесь используется прием дополнения/расширения информации при оценивании ее полноты.

Проверка функциональной грамотности школьников во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м, 6-м, 7-м, 8-м, 9-м классах характеризуется некоторыми основными особенностями:

  • Выбор оценочных учебно-методических материалов, которые были разработаны специально для установки уровня функциональной грамотности учеников разных классов. При этом их назначение производится с упором не на исследование способностей преподавателя доносить материал в рамках существующей образовательной программы, а на анализ умения обучающихся применять знания и навыки, полученные в школе, при решении конкретных жизненных ситуаций.
  • Классическая структура задач, направленная на формирование академической грамотности, реализуемой в рамках содержания предмета, должна быть направлена на снабжение учеников требуемыми знаниями, умениями и навыками в нужном объеме. Кроме того, она должна позволять определить степень усвоения учащимися предметного содержания. Задачи же, устанавливаемые в контексте развития функциональной грамотности, должны быть направлены на оттачивание навыков обучающегося, способствующих достижению успешности и самореализации как личности.

Часто задаваемые вопросы о проверке функциональной грамотности

Отвечаем на популярные вопросы.

Чем отличаются задания для оценки функциональной грамотности от традиционных, помогающих оценить уровень знания учеником предмета?

Задания, направленные на проверку функциональной грамотности, имеют ряд отличительных характеристик. В первую очередь, ученикам предлагаются те задачи, которые сформулированы вне предметной области, однако при этом подразумевается, что решаться они будут с помощью предметных знаний и жизненного опыта.

Отличаются также и формулировки задач. Они подразумевают вероятную множественность решений и проблемный характер, а доносятся до обучающихся понятным и простым (не академическим) объяснением. Основной упор при этом делается на то, что для реализации цели ученик должен самостоятельно определить вектор решения – перевести задание с обыденного на язык конкретного предмета: алгебры, химии, геометрии и так далее.

Кем разрабатываются инструменты для оценки функциональной грамотности?

В нашей стране задачи по разработке национальных инструментов для формирования и проверки функциональной грамотности возложены на плечи Института стратегии развития образования Российской академии образования. В ходе разработки, так же как и в PISA, учитываются все шесть составляющих функциональной грамотности: финансовая, естественно-научная, читательская, математическая, а также креативное мышление и глобальные компетенции.

Выставляется ли оценка по итогам проверки?

При анализе работ используются правильные ответы, приложенные к каждому варианту, а также ключи оценивания. Заработанные обучающимся баллы не трансформируются в оценку. Их цель – показать родителям и учителю реальный уровень развития конкретного ученика. Кроме того, с помощью этих отметок преподаватель может разработать схему помощи для дальнейшего продвижения ребенка.

Как видим, формирование и проверка функциональной грамотности в 3-м классе, как и в 5-м или в 9-м, является прямой задачей каждого современного учителя. Данный процесс нельзя назвать простым, поскольку он требует от преподавателя проявления творческого мышления, креативности, применения инновационных методик и форм обучения.

Однако сформировать самостоятельную, конкурентоспособную, инициативную и социально ответственную личность, которая сможет легко адаптироваться в любых условиях и находить свое место «под солнцем» в мире, который так стремительно меняется, можно только при успешном усвоении элементов функциональной грамотности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Портал учителя РФ
  5. Всероссийский педагогический портал
  6. Институт развития стратегии образования
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw