Диагностика педагогов как способ оценки профессионализма
Сохранить статью:
Зачем нужна? Диагностика педагогов представляет собой процесс, направленный на выявление уровня профессионализма учителя. Может применяться не только к молодым специалистам, но и к тем, кто много лет отработал в школе, на предмет наличия профессионального выгорания.
Как проводится? Существуют различные методы диагностики педагогических кадров. Это может быть посещение урока, анкетирование, тесты, независимая экспертиза. Есть варианты самоанализа, при котором учитель может проверить сам себя с помощью вопросов на наличие тех или иных проблем в работе.
Требования, предъявляемые к личности педагога
К педагогам часто предъявляют ряд достаточно серьезных требований, которые подразделяют на основные (главные) и второстепенные. Также помимо таких двух видов можно оценивать психологические свойства педагога: устойчивые и изменчивые.
Устойчивые свойства – это те, которые присущи учителям всех времен, эпох и народов, а изменчивые, в свою очередь, зависят от того, где и в каком обществе живет и преподает педагог, на каком этапе социально-экономического развития оно находится.
Ключевые требования, которые безоговорочно применяются к учителю – профильное образование по специальности, любовь к детям и своей работе, начитанность, эрудированность, высокий уровень интеллекта, культурные и нравственные ценности, профессиональные навыки.
Очевидно, что эти свойства не даны людям с рождения. Педагоги приобретают и развивают их годами упорным трудом и колоссальной работой над собой.
Кроме того, относительно постоянными требованиями к учителю также являются харизматичность, общительность, опрятный и сдержанный внешний вид и другие. Но без некоторых из этих качеств можно вполне обойтись.
Приведем пример: физик-интроверт, но с прекрасным знанием своей науки и преподавательскими способностями, ученики любят и понимают его предмет, имеют высокий уровень компетентности по нему, положительные оценки и занимают призовые места на олимпиадах.
Здесь отсутствие у преподавателя желания общаться отходит на второй план, и без этого качества он может оставаться потрясающим учителем. А можно представить себе противоположный вариант – харизматичного и общительного химика, которому самому явно не хватает знаний предмета и таланта объяснить его другим. Согласитесь, этот человек вряд ли станет хорошим преподавателем.
Понятие педагогической диагностики
Термин «педагогическая диагностика» ввел немецкий ученый Карлхайнц Ингенкамп в 1968 г. Он описал это понятие исходя из аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но очевидно, что по сфере применения, преследуемым целям и задачам профессиональная диагностика педагогов уникальна и самостоятельна.
Сюда вкладывается более глубокий смысл, чем простая проверка знаний учащихся. Ведь она лишь фиксирует результаты, никак не объясняя их происхождение. А диагностика деятельности педагогов как раз таки призвана показать, как пришли к этим результатам, каким путем, какие тенденции к ним привели.
Педагогическая диагностика помогает зафиксировать уровень работы учителей, сформированность педагогических компетенций и их устойчивость, что позволяет делать прогнозы и принимать дальнейшие решения.
Диагностике работы педагогов помогают:
- открытые уроки (присутствие на уроках) и наблюдение за работой учителя во внеурочное время;
- изучение школьной документации (классные журналы, журналы группы продленного дня, личные дела учащихся и т.д.);
- опросы, тестирование и анкетирование преподавателей;
- наблюдение за общением учителя с учениками и их родителями, коллегами и другим персоналом, манерой поведения и речи;
- устный опрос: разговор, беседа, интервью с преподавателем.
Методы диагностики профессионализма педагога
Существует несколько методик диагностики компетенций педагогов, позволяющих оценить мастерство учителя.
Мониторинг
Таким образом можно квалифицировать разные составляющие: профессиональную деятельность педагога, условия, процесс или результат обучения и другие моменты.
Мониторинг выступает инструментом управления – это постоянные диагностические и контролирующие действия, позволяющие понять, как растет и движется преподаватель по лестнице профессионального мастерства.
Что учитывает мониторинг управления профессиональной деятельностью учителей:
- кадровый состав коллектива;
- возрастные характеристики;
- психолого-педагогическую диагностику педагогов;
- возможности учителей;
- знания, умения и навыки по предметам;
- диагностику профессионального уровня педагогов школы;
- креативность преподавателей;
- изменения в творческом развитии учителей.
Диагностика коллектива подразумевает:
- анализ того, как проходит контроль внутри учебного заведения – результативно или нет;
- самоанализ работы учителя;
- диагностику проблем и трудностей в деятельности педагогов,
- изменения уровня преподавательского сотрудничества.
Мониторинг позволяет узнать, на каком уровне педагогического мастерства в данный момент находится учитель, и определить, что поможет ему перейти на следующую ступень, на более высокий уровень профессиональных умений, знаний, навыков, какие возможности преподавателю использовать, по какому пути пойти. Благодаря этим результатам можно на деле оказать учителю конкретное содействие. Также мониторинг способствует совершенствованию внутришкольного контроля.
Педагогический аудит
Сюда относятся помощь в повышении профессионального уровня учителей, независимая экспертиза, развитие у преподавателей навыков анализа результатов тестовых и контрольно-срезовых работ, корректировка своей деятельности с учетом этих результатов.
Педагогический аудит – это контроль качества подготовки воспитанников и преподавателей в учебном заведении. Если в ходе проверки выявлены какие-либо недочёты и недостатки в образовательном процессе, то даются организационно-педагогические рекомендации по их устранению.
Критериально-ориентированные тесты
Позволяют узнать уровень сформированности у преподавателя профессиональных компетенций.
По этой методике:
- производится оценка и самооценка работы учителя по специальным критериям-компетенциям: педагогическая, психологическая, методическая, общекультурная, инновационная, предметная;
- выявляются уровень и качество профессиональной деятельности как отдельно взятого педагога, так и коллектива в целом по определенным показателям.
Результаты диагностики педагогов с помощью анкет помогают администрации учебного заведения сделать вывод, на каком направлении образовательной активности нужно сконцентрироваться – повышении квалификации или воплощении теоретических идей на практике, а, может быть, на осмыслении теории.
Сегодня цель методической работы – это становление учителя как субъекта профессиональной деятельности и социальной жизни, самореализации, саморазвития, самоорганизации и самоактуализации. Поэтому так важно сейчас постоянное повышение мастерства педагога, ведь это – сущность новых технологий.
Перед тем как организовать какую-либо работу с учителями, обязательно стоит провести диагностику затруднений педагогов, которая поможет понять, с какими проблемами сталкиваются преподаватели. Для их выявления и анализа можно использовать специальный опросник, составленный на базе анкет видных деятелей педагогики П. И. Третьякова и В. И. Зверевой.
Анкета для изучения спроса и потребностей учителя
Представленная анкета предполагает самоанализ учителя и больше применима к диагностике профессионального развития молодых педагогов. Для каждого из приведенных ниже пунктов нужно выбрать один вариант ответа: 1–владею; 2–частично владею; 3–не владею.
- Знание предмета. Понимание целей и задач науки, владение терминами; представление о том, как использовать свои знания в образовательном процессе; практическое применение знаний; отбор содержательной части для обучения на основе законов, фактов, понятий; интерес к современным достижениям науки.
- Владение методикой преподавания. Знание целей и задач обучения предмету; ориентация в разнообразии методов и приемов образования, в том числе, в самых новых формах организации процесса; понимание учебных планов и программы преподавания науки.
- Понимание психологических особенностей учащихся. Учет особенностей психики школьников при выборе методов и форм обучения и отборе преподаваемой информации; знание роли психодиагностики в развитии детей; ориентация в методах развития сторон психики учащихся.Психологическая диагностика педагогов в школе подразумевает составление социально-психологического портрета школьника, помощь детям, испытывающим трудности в общении, обучении и психическом самочувствии.
- Знание теории педагогики. Понимание целей и задач педагогической деятельности во взаимоотношениях со школьниками (когда идет их воспитательный процесс, обучение и развитие); умение диагностировать уровень освоения дисциплины школьниками; ориентация в методах преподавания и понимание каждого из них.
- Знание педагогических технологий. Понимание места учителя в познавательной деятельности школьников; умение спланировать и организовать личный труд детей; применять в процессе обучения контрольные мероприятия и уметь их грамотно анализировать.
- Использование методов исследовательской работы. К таким способам относятся изучение разнообразной литературы, документации; метод наблюдения; социологические методы; эксперименты; интервью, опрос, анкетирование.
- Обобщение собственного опыта. Подразумевается выбор и изучение опыта, его осмысление, анализ и обоснование. Обобщить свой педагогический опыт – значит увидеть в частном общее и объяснить с научной точки зрения, как достигаются положительные результаты в образовательном процессе.
- Педагогическое самообразование – это процесс и результат личностного и профессионального роста преподавателя, приобретение им новых знаний, умений и навыков.
- Самооценка уровня творческого потенциала учителя. Это оценка педагогом самого себя, своих творческих возможностей и места среди других людей, способность преподавателя реализовывать собственную индивидуальность.
Для каждого из пунктов подчеркните уровень: низкий, чуть выше среднего, средний, выше среднего, высокий, очень высокий.
Анкета «Способность к саморазвитию»
Цель анкетирования – выявить у учителя способность к саморазвитию.
Инструкция. Ответьте на вопросы, проставив соответствующие баллы.
- 1 – утверждение не соответствует действительности;
- 2 – скорее не соответствует;
- 3 – не определился (и да, и нет);
- 4 – скорее соответствует;
- 5 – полностью соответствует.
Утверждения:
- Я стремлюсь к самопознанию.
- Стараюсь развиваться, всегда нахожу на это время, даже если совсем некогда.
- Я не пасую перед трудностями, они помогают мне двигаться вперед.
- Я стремлюсь узнать чужое мнение по разным вопросам, так как это помогает мне лучше понять и оценить себя.
- Я намеренно анализирую и оцениваю свою деятельность.
- Прорабатываю свои чувства и пережитый опыт.
- Люблю читать и делаю это часто.
- Участвую в дискуссиях по интересующим меня вопросам.
- Я верю в себя и свои возможности.
- Я стремлюсь быть более открытым.
- Я осознаю, что окружающие оказывают на меня влияние, и понимаю какое оно.
- Я постоянно развиваюсь профессионально.
- Я осваиваю что-то новое с удовольствием и желанием.
- Я не страшусь возрастающей ответственности.
- Я был бы рад получить новую должность и повышение.
Суммируйте свои баллы и читайте расшифровку:
- 75–55 – активное развитие;
- 54–36 – нет четкой системы саморазвития, все зависит от сложившихся в данный момент условий;
- 35–15 – нет развития.
Анкета «Какой Вы педагог» (по Овчаровой Р. В.)
Чтобы пройти диагностику педагогов в форме анкетирования на выявление профессиональных затруднений, нужно ответить на все вопросы только «да» или «нет».
- С радостью ли вы беретесь подготовить новую тему урока, у которого ещё нет типовой разработки?
- С легкостью ли вы откажетесь от уже проверенных приемов воздействия на детей?
- Быстро ли вы перестали сожалеть о прошедшей юности, став педагогом?
- Вам просто отказаться от привычного поведения в разных жизненных ситуациях?
- Можете ли вы дать четкую безошибочную характеристику своим непосредственным учениками?
- Способны ли вы отказаться от выделения «любимчиков» среди детей?
- Согласны ли вы с тем, что нет единого стиля преподавания и на разных этапах работы нужно уметь применять разные варианты?
- Вам проще избежать конфликта с детьми, чем с представителями администрации?
- Хотите ли вы отказаться от традиционного стереотипного воспитания и обучения, о котором вам рассказывали в вузе?
- Часто ли вы правильно интуитивно чувствуете детей, их личностные качества?
- Часто ли объективные причины неудач уходят на второй план, а вперед выступают личные недоработки?
- Вам не хватает времени для эффективной работы?
- Поощряете и порицаете ли вы разных учеников по-разному за одни и те же поступки?
Посчитайте итоговую сумму баллов, руководствуясь данной таблицей и читайте результат ниже:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Количество баллов за ответ | |||||||||||||
Да |
1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Нет |
0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 |
0–5 баллов. К сожалению, вы слабый педагог. Вам сложно работать с детьми. Но все поправимо, если есть желание. Рекомендуется потрудиться и лучше овладеть методикой воспитания и обучения.
6–9 баллов. У вас еще много трудностей в работе с детьми. Перенимайте опыт более мудрых коллег, советуйтесь с ними, интересуйтесь, как поступить в той или иной ситуации. Читайте больше литературы по темам педагогики и психологии детей. Проводите больше коллективных мероприятий и каждое из них анализируйте.
10–14 баллов. У вас все в порядке. Только не берите на себя слишком много и не забываете, что некоторые дела можно также делегировать родителям.
на наши новости
500 000 пользователей!
15–18 баллов. Педагог – однозначно ваша профессия! Вы не довольствуетесь работой по шаблону, подходите к процессу обучения творчески. Нередко категоричны по отношению к людям. Возможно, стоит быть более тактичным с представителями администрации и коллегами.
Аттестация педагогических работников
Тех педагогов, кто уже в профессии от двух лет и не имеет первой или высшей квалификационной категории, раз в 5 лет аттестуют для подтверждения соответствия занимаемой должности.
Выделяют 3 этапа аттестации:
- Предварительный этап.
- Письменное квалификационное испытание.
- Вынесение решения о соответствии занимаемой должности.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Предварительный этап
Руководитель образовательного учреждения должен подготовить на аттестуемого представление, которое включает в себя:
- объективную оценку профессиональных и деловых качеств преподавателя;
- итоги трудовой деятельности;
- информацию о пройденных курсах;
- результаты прошлых аттестаций.
Работник должен ознакомиться с подготовленным представлением и подписать его не ранее, чем за месяц до дня аттестации. Преподаватель может попросить внести в представление сведения о его трудовой деятельности за период после прошлой аттестации; если педагог проходит ее первый раз, то с момента приема его на работу.
Также, если педагог не согласен с мнением руководителя, то он может подать в аттестационную комиссию альтернативное собственноручно составленное представление с обоснованием своей точки зрения.
Аттестуемый должен быть проинформирован о месте и дате проведения квалификационного испытания письменно и не меньше чем за месяц до даты начала.
Письменное квалификационное испытание
Испытание может проводиться выездной комиссией, чтобы аттестуемые чувствовали себя более комфортно. Также оно может проходить после курса повышения квалификации, но при условии, что комиссией будет независимая группа экспертов, созданная здесь именно для аттестации педагогических работников.
Комиссия даёт экспертное заключение по итогам выполненных заданий.
Вынесение решения о соответствии занимаемой должности
Комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности. В комиссию входят также представители профсоюза.
Решение оформляется протоколом, заносится в аттестационный лист педагога.
Вердикт может быть одним из двух:
- соответствует занимаемой должности (прописывается должность работника);
- не соответствует занимаемой должности (прописывается должность работника).
В случае необходимости в аттестационном листе даются рекомендации работнику совершенствовать профессиональную деятельность, повышать квалификацию с указанием конкретной специализации и др.
Решение аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти в сфере образования.
Далее аттестационный лист и выписка из распорядительного акта направляются руководителю аттестуемого для ознакомления с ним работника под роспись в срок не позднее 30 дней с момента принятия решения. Затем вышеперечисленные документы хранятся в личном деле преподавателя.
Если были сделаны какие-либо замечания в аттестационном листе, то работодатель предоставляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций.
Письменное квалификационное испытание касается вопросов, связанных с профессиональной педагогической деятельностью преподавателя в занимаемой должности. Такая аттестация – это один из способов управления качеством образования. По результатам испытания оценивается квалификация педагога и, если есть необходимость, вырабатывается план мероприятий для дальнейшего профессионального роста.
Есть несколько вариантов определения уровня квалификации учителя. Первый – изучить качество планов уроков этого преподавателя. Второй – посмотреть, насколько хорошо он управляет классом на уроке. И последний вариант, так скажем, экспресс диагностика педагогов – спросить самих учеников, что они думают о конкретном учителе как о профессионале.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: