Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
профессиональная квалификация учителя
Главная > Блог > Что такое профессиональная квалификация учителя, и как ее повысить
17.08.2022
6256
Время чтения: 16 минут

Что такое профессиональная квалификация учителя, и как ее повысить

Что это? Профессиональная квалификация учителя – это подтвержденный результат кропотливых трудов педагога. Ее повышение демонстрирует развитие специалиста в своей профессии, следование новым методам и технологиям в образовательном процессе. К получению квалификационных категорий должны стремиться все учителя, но из всего есть исключения.

Как получить? Чтобы повысить категорию, педагог должен продемонстрировать свои достижения: успеваемость учеников, их заинтересованность в участии в конкурсах, разработанные методики обучения и проч. Все это документируется и подается в аттестационный центр, где эксперты начисляют баллы за успехи и выносят вердикт, который, кстати, если не устроит, можно оспорить.

Что такое профессиональная квалификация учителя

До работы с детьми допускаются лица, чей уровень образования позволяет осуществлять педагогическую деятельность и подтвержден соответствующими документами.

Профессиональная квалификация учителя отражает уровень его компетенций и багаж накопленных знаний, умений и навыков, а также их соотношение с предъявляемыми, согласно должности, требованиями.

Поскольку мир постоянно развивается, педагогу также приходится регулярно обучаться , ведь сведения, полученные и усвоенные им за определенный период, успевают устареть или получить дополнение. Это необходимо учесть в образовательной программе.

Повышение квалификации позволяет осуществлять процесс приобретения теоретических и практических знаний быстро и целенаправленно. Это экономит время самих учителей и способствует оперативному внедрению полученных сведений в учебный процесс.

Также повышение квалификации является обязанностью работников любых образовательных учреждений и одновременно их правом в том случае, если они изъявляют желание пройти аттестацию на повышение категории.

Педагог обязан проходить обучающие курсы, как минимум, каждые три года либо по необходимости. Если у него был перерыв в трудовой деятельности, срок продлевается ровно на этот период.

Повышение квалификации относится к дополнительному профессиональному образованию.

Повышение квалификации

Аттестация представляет собой результат оценивания учителя на соответствие занимаемой должности.

Она проводится, когда нужно подтвердить уровень педагога или присвоить ему новый при наличии такого пожелания.

Ее основными задачами являются:

  • Стимулирование педагогических работников к регулярному повышению своего профессионального уровня посредством успешного прохождения соответствующих курсов.
  • Выявление данной необходимости в конкретный период времени.
  • Определение путей оптимизации деятельности учителя.
  • Выявление новых каналов применения педагогического потенциала.
  • Проверка выполнения учебным заведением требований ФГОС в части квалификации сформированного кадрового состава.
  • Регулирование заработной платы педагогов согласно их профессиональной категории, определенной по результатам проверки, и учебной нагрузке.

Аттестации присущи принципы коллегиальности, открытости, гласности. Благодаря им каждый педагогический работник может рассчитывать на объективность оценки своих трудов и способностей и непредвзятость по какому-либо основанию.

Закон закрепляет за каждым сотрудником, осуществляющим учебный процесс, обязательство по прохождению проверки. Также он устанавливает сроки, согласно которым аттестация проводится раз в три года на регулярной основе.

Ее прохождение гарантирует, что знания учителя являются актуальными и регулярно дополняются в соответствии с последними тенденциями.

Как правило, аттестация одновременно выполняет две функции: помогает педагогу подтвердить квалификацию и доказать окружающим его право на конкретную должность. Правда, если он пожелал повысить свою категорию, эта же проверка способствует увеличению заработной платы. Таким образом учитель всегда может рассчитывать на актуализацию своих знаний, умений и навыков в определенный период времени либо по желанию.

Проводится аттестация в два этапа. Первый представляет собой проверку на соответствие педагога занимаемой должности. Оцениваются как его собственные знания, так и работа с детьми на занятиях.

Аттестация

Второй этап наступает, когда профессиональная компетентность и квалификация учителя не подлежат сомнению и требуют соответствующего выражения, то есть повышения до первой либо высшей категории.

При этом в соответствии с Федеральным законом об аттестации педработников от проверки освобождаются лица:

  • проработавшие в должности учителя меньше двух лет;
  • находящиеся в положении (беременные);
  • пребывающие в отпуске по уходу за ребенком.

Однако если они изъявят желание, то по письменному заявлению могут пройти проверку, чтобы подтвердить или повысить свой профессиональный статус.

Требования к профессиональной квалификации учителя

В процессе принятия решения относительно степени подготовленности учителей в соответствии с занимаемыми должностями проверяющими должны учитываться:

  • Профессиональные стандарты.
  • Информация, приводящаяся в едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих и относящаяся к работникам образования.
  • Рекомендации, разрабатываемые для руководителей учебных организаций в соответствии с пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  • Требования ФГОС относительно педагогов, получивших средне-специальное образование.

Если профессиональные стандарты разработаны, они должны быть закреплены и применены в школе. При их отсутствии руководителям, осуществляющим отбор педагогических кадров, надлежит руководствоваться ЕКС, упомянутым выше.

Виды квалификационных категорий учителя

Всего в настоящее время к педагогам применимы четыре вида статусов. Это:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Виды квалификационных категорий учителя

К молодым педагогам относятся лица, только получившие диплом и в совокупности проработавшие в должности учителя меньше двух лет. При этом имеет значение, спустя какое время после окончания учебы выпускник приступил к исполнению служебных обязанностей.

Всего он может пребывать в статусе молодого специалиста три года, которые продлеваются, если педагог:

  • одновременно учится в аспирантуре на дневном отделении либо стажируется с отрывом от работы;
  • призван в армию;
  • отправился в отпуск по уходу за ребенком.

Затем у молодого специалиста два пути. Первый – он подает заявку на присвоение первой категории по своему профилю.

Второй – руководство школы назначает ему плановую аттестацию на подтверждение уровня согласно занимаемой должности (СЗД). По результатам проверки комиссия определяет, может специалист и дальше продолжать учить детей или его объем знаний не соответствует современным требованиям. В последнем случае школа может уволить работника согласно части 3 статьи 82 Трудового кодекса.

Раньше молодой педагог мог претендовать на повышение категории до первой, второй и высшей с учетом предыдущего положения. Однако после принятия приказа №276 РФ от 7 апреля 2014 года вторая категория была изъята и больше не присваивается.

Как получить первую квалификационную категорию учителю

Каждый регион самостоятельно определяет перечень требований, предъявляемых к учителю для повышения профессионального статуса. Они базируются на приказе Министерства образования Российской Федерации о порядке аттестации педагогов и варьируются в части распределения баллов, а также состава портфолио.

В официальном документе критерии сформулированы нечетко, однако достаточно ясно для понимания того, к чему должен стремиться работник образовательной сферы, желающий повысить квалификацию.

Итак, для получения первой категории необходимо следующее:

  • Положительная успеваемость среди учеников, фиксируемая посредством проведения проверочных и контрольных работ в течение определенного периода времени.

Как правило, выражается в виде справки, в которую вписаны в зависимости от учебного учреждения характеристики учащихся. Из школы приводятся оценки, от дополнительного образования — итоговые результаты. В детском саду даются характеристики, показывающие степень интеллектуальной, социальной и творческой развитости воспитанников.

  • Итоги прохождения ГИА (государственной итоговой аттестации).

Этот пункт учитывается только в школах и в том случае, если ученики сдавали экзамен по предмету. В таком случае также прикрепляется выписка с их результатами.

Итоги прохождения ГИА

  • Развитие интереса у учащихся к интеллектуальной, творческой и иной деятельности в соответствии с преподаваемым предметом.

Здесь учителю необходимо раскрыть методы и техники, с помощью которых он выявляет в подопечных различные склонности и устремления.

  • Регулярная оптимизация собственных методов обучения и обмен опытом с коллегами, работа с методической частью.

В этой части возможны варианты. Педагог либо занимает место председателя в методическом объединении школы, либо регулярно проводит встречи по обмену опытом с коллегами по предмету, либо занимается выпуском тематического пособия.

Это подходит для повышения профессиональной квалификации и учителя иностранного языка, и русского, и преподавателя математики. Также педагог может предоставить комиссии на проверку методичку, которая обновляется ежегодно в соответствии с образовательными требованиями.

Какие документы собирать и куда отправлять

Чтобы повысить квалификацию, необходимо подать заявление в региональную комиссию. Сделать это можно лично, через почту с пометкой о вручении и в Интернете, чтобы сэкономить время.

При заполнении нужно указать, кем вы являетесь и на какую категорию претендуете. Например, «педагог-психолог», «высшая категория». При этом следующий профессиональный статус предоставляется в порядке очередности. Это значит, что педагог не может из молодого специалиста стать преподавателем высшей категории. Сначала ему придется получить первую. Заявление на пересмотр категории он может подать и лично, и удаленно, даже находясь в декретном отпуске.

Получить высшую категорию школьный сотрудник может через два года после присвоения первой. При этом приобретенный статус ему придется подтверждать далее уже самостоятельно каждые пять лет. Тогда понадобится снова писать заявление и проходить проверку.

Как получить высшую квалификационную категорию учителю

  • Участие подопечных в различных мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Оптимально, если их достижения носят не только городской, но и областной, региональный или даже федеральный характер. Если в портфолио перечислены награды школьного уровня, комиссия может и не учесть их.

  • Активное применение различных педтехнологий с последующим отображением.

Например, учитель провел с классом тематический конкурс. Чтобы комиссия его засчитала, необходимо осветить это мероприятие: в школьной или областной газете, социальной сети, на образовательном портале или собственном ютуб-канале с подписчиками. Чем выше уровень, тем больше баллов будет начислено за этот пункт.

Как получить высшую квалификационную категорию учителю

  • Участие в профессиональных конкурсах и разработка методических пособий.

Оптимально, если педагог находится в жюри или даже является идейным инициатором, организатором мероприятия.

Как проходит аттестация

Процедура оценки профпригодности проводится вне стен родного учебного заведения. Например, всех педагогов могут пригласить на аттестацию в Департамент образования или провести ее в одной из выбранных школ.

Состав комиссии утверждается и публикуется в начале учебного года, и в него в обязательном порядке входит представитель профсоюза. Прочие участники выбираются из обширного списка иных педагогов и методистов, а также руководителей и психологов.

Подготовка к аттестации зависит от региона. В одном в качестве подтверждения своей деятельности для присвоения первой категории педагог собирает портфолио за последние пять лет. В другом — вместе с коллегами организованно выкладывает его на специально созданном интернет-ресурсе. В третьем — проводит открытые уроки, которые представители комиссии либо посещают лично, либо просматривают в видеозаписи.

При этом педагогу желательно присутствовать на аттестации на случай возникновения у проверяющих вопросов касательно реализации учебной программы, конкретных методик по обучению и воспитанию, обмену опытом с коллегами. Для присвоения высшей категории работник должен руководить методкабинетом.

Как проходит аттестация

Аттестация проходит следующим образом. Сначала от лица комиссии выступает проводивший исследование трудов конкретного педагога эксперт. Он озвучивает результаты проверки.

Затем может выступить с дополнениями и пояснениями уже сам учитель. Далее комиссия может задать ему вопросы, происходит короткий диалог. Сразу за этим находящиеся в зале, за исключением самого педагога, голосуют за или против того, чтобы присвоить ему соответствующую категорию.

Результатом аттестации является официальный протокол с итоговым решением и подписями членов комиссии, а также самого учителя. Далее у педагога есть три варианта действий.

  • Первый – он соглашается с вынесенным вердиктом и в случае присвоения следующего профессионального статуса начинает получать повышенную зарплату со дня визирования.
  • Второй – педагог не получает повышения и спустя год подает заявку на переаттестацию.
  • Третий – он отказывается соглашаться с решением комиссии и обжалует его соответствующим образом оформленным заявлением с подробным обоснованием.

Кто принимает решение о повышении квалификации учителя

Получит педагог новую категорию или нет, решают эксперты из аттестационной комиссии. В одном регионе это может быть один человек. В другом — полноценная группа из нескольких проверяющих. Анализируются результаты преподавательской деятельности, работа в коллективе, проведение уроков. Последние, в зависимости от местных норм, могут представляться для оценки в записи.

Затем идет выставление баллов. Есть определенное пороговое значение, которое необходимо преодолеть для подтверждения текущего или присвоения нового статуса. Каким оно будет, решает комиссия. Баллы присваиваются по результатам рассмотрения портфолио и в зависимости от пунктов имеют разный вес, то есть качественно отличаются.

Критерии оценивания разрабатываются и утверждаются в Министерстве образования. Они едины для всех участников образовательного процесса, поэтому либо педагог с ними соглашается, либо отказывается от аттестации и категории.

Если проблема оказывается в недоборе баллов, то она разрешается проще. Достаточно сделать упор на количественные показатели в другом разделе. Для первой категории такое допускается. Например, если вы с учениками не участвовали в конкурсах, но активно работали на открытых занятиях и занимали места в олимпиадах, эксперты это обязательно примут во внимание. На высшую же категорию понадобится набрать баллы везде, поскольку это максимальный уровень.

Также в некоторых регионах вводят дополнительные критерии для оценивания. Ведь профессиональная квалификация учителя — это совокупность знаний и компетенций, которыми он обладает. Соответственно, главное, чтобы новый критерий подходил к этому определению.

Например, в Пермском крае ввели раздел, в котором отражается взаимодействие педагогов с родителями и опекунами. Данный критерий является обоснованным, поскольку подобное общение может положительно сказаться на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

В то же время в Хабаровском крае учителям начисляются дополнительные баллы лишь в том случае, если их выпускники, сдавшие экзамены по их предмету, затем поступили по этому же профилю в вуз или ссуз.

Это выглядит не совсем справедливым, поскольку даже в случае успешного прохождения испытания ученик не обязательно решит учиться по этому же направлению. Однако отменить учет данного критерия может только принявшая сторона, то есть комиссия, а убедить ее в этом можно только коллективно, да и то не всегда.

решение о повышении квалификации учителя

Баллы можно получить также за различные достижения. Например, почетные грамоты и иные знаки отличия. Этот аспект профессиональной деятельности не является официальным критерием, однако же учитывается. И его также можно коллективно оспорить через профсоюз.

Настоящая модель аттестации не является полноценной. Об этом можно судить по инициативе, согласно которой происходит постепенная подготовка почвы для внедрения Национальной системы учительского роста (НСУР), разработанной совместно двумя министерствами: образования и просвещения.

Впервые о ней заговорили в конце 2019 года. Тогда вышло распоряжение Правительства РФ о проведении предварительных мероприятий по налаживанию работы на местах для последующего внедрения НСУР. Предполагалось опробировать систему уже в ближайшем времени, однако пандемия коронавируса на неопределенное время отодвинула инициативу.

В итоге конкретный год пока не анонсирован. Зато многие уверены, что новая модель оценивания будет существенно отличаться от настоящей. Например, из нее уберут отметки и характеристики учеников, зато добавят профильные тесты для самих педагогов.

Как учителю выбрать курсы повышения квалификации

Объем информации растет день ото дня, и подчас педагог оказывается перед сложным выбором из нескольких курсов. Кажется, что такого? Можно пройти их по очереди. Однако курсы в свою очередь тоже непрерывно обновляются, а учитель не может позволить себе постоянно заниматься саморазвитием, в то время как его внимание требуется ученикам. Это отнимает силы, время и денежные ресурсы.

Отдельно стоит упомянуть пересмотр некоторых знаний (например, исторических фактов), что также влечет за собой необходимость в обновлении компетенций.

Как учителю выбрать курсы повышения квалификации

Процесс последующей аттестации в действительности оказывается более многоступенчатым, чем это выглядит со стороны. В нем есть комиссия и педагог. Однако еще участие в процессе принимает школа (образовательное учреждение). Ее руководитель следит за тем, чтобы уровень профессиональных компетенций педагога оставался актуальным. Для этого ему необходимо регулярно повышать свою квалификацию, посещая курсы из предложенных администрацией либо найденных самостоятельно.

И это не все! Помимо профильного предмета, он должен повышать и общие компетенции, что тоже выражается в отдельных занятиях. Например, по оказанию первой медицинской помощи, действиям при пожаре и так далее.

Как уже становится понятно, профессиональная квалификация педагога — это широкое определение. Она требует постоянного повышения и подтверждения. Чтобы не распыляться во все стороны, педагог с учетом возможностей и потребностей учеников и учебного заведения выбирает один из множества курсов, опираясь на ряд критериев.

На что нужно обращать внимание при принятии решения:

  • Наличие у организации, предлагающей курсы, документов, подтверждающих ее право на реализацию учебной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.

Существуют государственные стандарты, которым должен соответствовать ее сайт. Так, лицензию следует искать в разделе «Сведения об образовательной организации». Там должны быть данные об учебных планах, расписание занятий, аннотации курсов, списки преподавателей и прочее. Если посетитель не может ознакомиться с учебным планом, открыв или скачав его, по причине его отсутствия, это является прямым нарушением действующего законодательства.

  • Количество академических часов.

Например, длительный семинар не считается повышением квалификации. Как правило, он может занимать от двух часов до нескольких дней. Даже если занятия будут идти неделю, тематика мероприятия не позволяет учесть его соответствующим образом. Традиционные курсы повышения квалификации нередко имеют объем до 250 академических часов и более. Важной будет вставка «профессиональное» в словосочетании «дополнительное образование».

Количество академических часов

Также следует смотреть на недельную нагрузку. Стандартным считается объем до 54 часов. Если в программе указано больше, это повод усомниться в ней. Официальный лимит не просто так существует, он фиксирует пределы физических и интеллектуальных возможностей. Если его превысить, то усвоение информации вряд ли будет полноценным, а учеба — эффективной.

  • Требуемые документы для поступления.

Официально заключение договора о повышении квалификации между организацией и слушателем возможно только при наличии у последнего документов об образовании, на базе которого будет происходить обновление компетенций. В противном случае соглашение является недействительным.

Документы об образовании в свою очередь должны быть актуальны. Например, если они не соответствуют государственным стандартам, что может быть в случае с дипломами 90-х годов, нельзя говорить о каком-либо повышении. Сначала надо проверить, насколько знания человека соответствуют современным требованиям. В противном случае любое «повышение» окажется бесполезным.

Правда, ряд коммерческих организаций, «выдающих» так называемые удостоверения о прохождении курсов, чаще акцентирует внимание на заработке, а не на обучении. В результате слушатель платит деньги за то, чтобы получить некую бумажку, в действительности имеющую мало отношения к повышению какой-либо квалификации.

Однако понять, держите вы в руках оригинал или подделку, просто. Либо это будет «Удостоверение о повышении квалификации», либо там окажется другая формулировка. Первая закреплена законодательно, поэтому такой документ имеет силу. Все остальное — недействительная имитация. Если вы попытаетесь с ее помощью устроиться на работу, при обнаружении подлога в лучшем случае вас просто выгонят.

Курсы повышения квалификации проводятся вживую либо дистанционно. В обоих случаях слушатели проходят проверку на усвоение материала. Это может быть тест, зачет, устный или письменный опрос. При дистанционном обучении материалы должны быть представлены на сайте и доступны для скачивания.

Курсы повышения квалификации

Ирина Щербо, заслуженный учитель России, писала, что для педагогического коллектива важным является не соревнование за звание самого лучшего преподавателя, а умение выстраивать систему обучения в долгосрочной перспективе, стараясь предугадать будущие тенденции, чтобы использовать их в образовательном процессе в настоящем. Профессиональная компетентность — то, что поможет выстоять педагогу в любой ситуации.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw