Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие педагогов ДОУ – цели и реализация
Главная > Блог > Развитие педагогов ДОУ – цели и реализация
01.11.2023
609
Время чтения: 17 минут

Развитие педагогов ДОУ – цели и реализация

Зачем нужно? Развитие педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) способствует лучшему пониманию современных детей и работе с их родителями. В старых педагогических учебниках ни слова о цифровизации, Интернете, мессенджерах, которые стали незаменимыми инструментами в работе воспитателей. Движение в ногу со временем и есть совершенствование воспитателя.

Как организовать? О внедрении новых технологий в работу вещают на педсоветах, круглых столах, семинарах, педагогических чтениях, организованных силами ДОУ. Однако воспитатель может пойти другим путем – заняться саморазвитием на курсах, составив индивидуальный план развития.

Оглавление:
  1. Особенности развития педагогов ДОУ
  2. Формы и методы развития педагогов ДОУ
  3. Развитие каких умений требуется от педагогов ДОУ
  4. Самообразование педагогов ДОУ
  5. Как составить индивидуальный план развития педагогу ДОУ
  6. Часто задаваемые вопросы о развитии педагогов ДОУ
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Особенности развития педагогов ДОУ

В настоящее время образовательный процесс в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) строится в соответствии с Национальным государственным образовательным стандартом. А задача педагогов заключается в его организации в соответствии с требованиями стандарта. Для этого воспитателям важно расширять свои профессиональные компетенции, повышать уровень мастерства.

Квалификационные требования по соответствующим должностям образовательных учреждений растут, а вместе с ними повышаются требования к уровню квалификации педагогических работников.

Развитие педагогов ДОУ

Воспитатели ДОУ должны уметь:

  • устраивать мероприятия, нацеленные на физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников;
  • организовывать различные виды деятельности и общения детей;
  • эффективно взаимодействовать с родителями и другими сотрудниками ДОУ;
  • обеспечивать воспитательно-образовательный процесс.

Для повышения квалификации педагогов ДОУ используются материалы, разработанные методической и психологической службами образовательного учреждения и включенные в методическую работу воспитателей.

Организацией такой работы дошкольного учреждения занимается методическая служба.

Совершенствование системы образования невозможно без постоянного профессионального роста и развития педагогов ДОУ. Для воспитателей дошкольных образовательных организаций важны личностные и профессиональные качества, которые помогут им эффективно выстраивать свою работу в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

В связи с этим перед муниципальными методическими службами, выступающими структурными элементами системы непрерывного образования, стоит сложная задача по качественному разрешению возникающих проблем. Справившись с ней, они смогут повлиять на профессиональное развитие педагогов и его темпы.

Формы и методы развития педагогов ДОУ

Профессиональное развитие педагогов ДОУ предполагает использование разнообразных методов и приемов работы с кадрами, систематизированных и оптимально сочетающихся друг с другом. В разных детских дошкольных образовательных учреждениях формируется собственная неповторимая структура этой системы. Ее оригинальность в каждом случае обусловлена конкретными для определенного ДДУ организационно-педагогическими и морально-психологическими условиями в коллективе.

Развитие педагогов ДОУ

В дошкольном образовательном учреждении применяют следующие формы методической работы:

  • тематические педсоветы;
  • методические советы;
  • самообразование воспитателей;
  • методические объединения педагогов;
  • проведение открытых занятий;
  • организация педагогических чтений;
  • методические выставки, смотры-конкурсы методических пособий;
  • работа творческих микрогрупп;
  • наставничество для малоопытных специалистов;
  • работа с вновь принятыми воспитателями;
  • семинары;
  • круглые столы;
  • индивидуальные и групповые консультации по организации и проведению современных занятий;
  • налаживание работы с одаренными воспитанниками;
  • разработка методических рекомендаций, помогающих педагогам вести документацию, организовывать, проводить и анализировать современные занятия, систематизировать имеющиеся материалы, оформлять тематические стенды;
  • педагогический мониторинг;
  • организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;
  • аттестация;
  • оперативное информирование о содержании и направлениях развития образования, инновационной деятельности, новых педагогических технологиях.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение методической работы – это составная часть системы непрерывного образования педагогов, цель которой заключается в освоении наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания детей. Задачи методической работы меняются в связи с изменениями системы образования.

Развитие каких умений требуется от педагогов ДОУ

Для успешного перехода образовательных учреждений к новым обучающим стандартам воспитатели ДОУ должны обладать определенными умениями и навыками.

Развитие педагогов ДОУ

  • Исследовательскими.

То есть педагог обязан уметь оценивать воспитательные мероприятия (родительские собрания, массовые мероприятия, семинары и т. п.) с точки зрения новых стандартов, изучать индивидуальные психологические особенности детей, анализировать результаты воспитательно-образовательного процесса, методической деятельности и т. п. за определенный временной промежуток (год, полугодие, квартал), а также по отдельным направлениям работы.

Кроме того, он должен проводить анализ собственной деятельности, ориентируясь на требования, предъявляемые новыми образовательными стандартами.

  • Проектировочными.

Воспитатель ДОУ обязан уметь составлять сценарии воспитательных мероприятий, исходя из имеющихся проблем и возрастных особенностей ребят, современных требований к воспитанию в условиях перехода к новым образовательным стандартам, разрабатывать на определенный временной период планы и программы деятельности для достижения стоящих перед ним задач по воспитанию и развитию детей.

  • Организаторскими.

Педагог должен уметь использовать в своей работе современные образовательные технологии и подходы к воспитательно-образовательной деятельности, вовлекать воспитанников в различные виды деятельности, которые соответствуют их потребностям и психологическим особенностям.

  • Коммуникативными.

То есть воспитатель обязан иметь навыки выстраивания взаимодействия с детьми, родителями, другими сотрудниками ДОУ.

  • Конструктивными.

Воспитатель обязан уметь выбирать наиболее подходящие формы, методы и приемы воспитательной работы, осуществлять свою деятельность в соответствии с основными принципами образовательного процесса.

Теория и практика развития педагогов в ДОУ не стоит на месте, однако проблема формирования условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров детских дошкольных организаций требует пристального внимания. В первую очередь это относится к разработке механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в обучающем процессе.

Самообразование педагогов ДОУ

Развитие профессиональных компетенций педагогов ДОУ невозможно без саморазвития и тесно связанного с ним самовоспитания.

Занимаясь самообразованием, в том числе творческим, воспитатель совершенствует свое мастерство, оттачивает профессионализм, соответственно, важно, чтобы педагоги дошкольных образовательных организаций стремились к самосовершенствованию.

Одно из направлений процесса самообразования состоит в совершенствовании методических знаний, то есть в изучении специальной литературы, методических рекомендаций, практического опыта и достижений педагогики, непосредственном участии в методической работе ДОУ.

Молодым специалистам рекомендуется начинать самообразование с изучения и понимания ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития детей, основ педагогической работы, а также с формирования и совершенствования конструктивных умений и навыков.

Саморазвитие и развитие профессиональной компетентности опытных педагогов ДОУ должно быть направлено на:

  • углубление своих способностей к перепроектированию деятельности, исходя из социальных потребностей общества;
  • усиление творческого потенциала;
  • пропаганду личных достижений;
  • развитие исследовательской деятельности.

Направления самообразования зависят от стажа педагогической работы воспитателя ДОУ.

Как составить индивидуальный план развития педагогу ДОУ

Развитию профессионального мастерства педагогов ДОУ способствует удовольствие, получаемое ими в процессе учебы, а оно невозможно без интересного плана саморазвития, ежедневно мотивирующего специалиста на работу над собой. Ниже приведены советы, которые помогут составить такой план:

Выбор подходящей темы

Чтобы план саморазвития привел к лучшим результатам, важно подобрать интересную для педагога тему. Распределением направлений в большинстве случаев занимается старший воспитатель или методист. Однако для достижения желаемого эффекта предмет изучения должен также заинтересовать воспитателя, поэтому его следует подключить к выбору.

Развитие педагогов ДОУ

При выборе темы следует ориентироваться на три критерия:

  • наиболее сложное для воспитателя направление работы;
  • наличие у педагога опыта (к примеру, невозможно полноценно изучить речевое развитие детей 3-4-летнего возраста, не зная о формировании речи 2-3-летних);
  • развитие выбранной темы стоит в плане работы дошкольного учреждения на текущий год (ФГОС в начале учебного периода предлагает ряд направлений для изучения, к примеру, расширение знаний в использовании компьютерных технологий в образовательном процессе или более подробное изучение культуры здоровья воспитанников).

Помощь в выборе темы, способствующей развитию способностей педагогов ДОУ, окажет анализ изменений в годовом плане деятельности дошкольного учреждения.

Следует иметь в виду, что при выборе направления для изучения учитываются возраст, стаж работы педагога ДОУ, а также занимаемая должность (у старших воспитателей темы будут иными).

Ниже приведены направления исследований, предлагаемые ФГОС:

  • Развитию творческих способностей педагогов ДОУ, работающих в младших группах, будет способствовать изучение, к примеру, инновационных методик раннего формирования, нестандартных техник рисования.
  • Воспитатели средней группы могут выбирать из таких тем, как театральная деятельность, воспитание любознательности, обучение выразительному чтению.
  • В старшей группе для развития организаторских умений педагогов ДОУ предлагаются такие направления, как обучение элементарному анализу литературных произведений, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, связной речи.
  • Старший воспитатель для развития своих профессиональных компетенций может выбрать, к примеру, изучение способов создания психологического комфорта в группе, важности индивидуального подхода в воспитании и обучении, педагогической диагностики в дошкольной организации.

Обозначение актуальности темы, целей, задач и результатов

Для успешного развития речи педагогов ДОУ и их профессионального роста в целом необходимо продемонстрировать важную роль приобретенных навыков самим воспитателям, а также детям и их родителям.

Наставник должен понимать, что цель самообразования заключается не в формальном заполнении отчетов о проделанной работе, а в повышении профессиональной компетентности и улучшении образовательного процесса. Для этого стоит прописать четкие цели развития педагогов ДОУ, соответствующие им задачи и желаемые результаты.

Развитие педагогов ДОУ

В качестве цели можно, к примеру, выбрать повышение качества образования за счет применения информационных технологий. Чтобы достигнуть ее, необходимо решить определенные задачи, такие как изучение новых информационных систем и использование их в профессиональной деятельности. Результатом подобного развития педагога ДОУ станет разработанная учебная программа для дистанционного обучения.

Формулирование этапов работы на каждый месяц

На изучение темы педагогу ДОУ отводится учебный год, облегчить его работу по саморазвитию поможет таблица, в которой прописаны задачи на каждый месяц.

Можно выделить четыре типа задач, касающихся самообразования и развития творческого потенциала педагогов ДОУ:

  • Изучение теории. Процесс заключается в самостоятельном поиске воспитателем специализированной литературы, участии в обучающих вебинарах, курсах, мастер-классах и т. п.
  • Работа с детьми состоит в том, чтобы применить теоретические знания на практике, осуществляя диагностику воспитанников, организуя занятия, тематические ярмарки и пр.
  • Сотрудничество с семьей преследует цель поделиться полученным опытом с родителями путем проведения открытых занятий, тренингов, консультаций и т. д.
  • Передача опыта коллегам на педсоветах, открытых занятиях и пр.

Эти цели можно использовать при составлении таблицы задач на каждый месяц.

Определение формы представления результатов

Итогом самообразования и развития педагогов ДОУ становятся конкретные продукты, например, методические пособия, сценарии открытых занятий, дидактические материалы и т. п. Результаты необходимо прописывать в начале года.

Развитие педагогов ДОУ

Кроме того, в конце обучения воспитатель должен составить отчет или сформировать папку самообразования. К структуре документа предъявляются определенные требования, в нем должна быть следующая информация:

  • Тема, ее актуальность, цели и задачи.
  • Список изученной литературы.
  • Перечень ежемесячных задач и результаты их выполнения (сценарии открытых занятий, игровых мероприятий, фотоотчеты, конспекты и пр.).
  • Ссылки на итоги деятельности по самообразованию (опубликованные работы, методические пособия и т. п.).
  • Выводы по результатам обучения.
  • Планы на следующий год.

Отчет воспитатель презентует на педсовете в конце учебного года.

Часто задаваемые вопросы о развитии педагогов ДОУ

Отвечаем на популярные вопросы.

Что будет в случае игнорирования развития?

Современное образование отходит от шаблонных лекций, докладов и занятий. Любое методическое мероприятие представляет собой живое общение заинтересованных лиц, обсуждение насущных проблем, изложение собственных наблюдений. Необходимость внедрения и использования новых технологий в процессе образования и воспитания детей выходит на первый план. А стать грамотным специалистом, не изучая научные и практические достижения педагогической науки, не получится.

Как поддерживать интерес педагогов ДОУ к своему развитию?

Поддержать интерес педагогов ДОУ к своему развитию помогут нетрадиционные формы и методы индивидуальной и коллективной работы, такие как круглые столы, деловые игры и т. п. Задача администрации детских садов заключается в создании условий, при которых способности воспитателей раскроются максимально.

Какие различают формы самообразования педагогов ДОУ?

Развитие педагогов ДОУ достигается в процессе обучения на специализированных курсах, за счет самообразования, участия в методической работе ДДУ, города, района. Самостоятельное обучение способствует расширению и углублению уже имеющихся знаний, совершенствованию профессиональных навыков.

Специалисты ДДУ должны идти в ногу со временем. Дошкольный период очень важен для ребенка, поскольку именно в это время начинают формироваться определенные черты характера, проявляются скрытые способности, могут развиваться комплексы. Задача воспитателя состоит в том, чтобы распознать возможные проблемы, помочь проявить потенциал, сформировать гармоничную личность. А для этого потребуются знания, навыки и умения, получаемые в процессе развития педагогов ДОУ.

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw