Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Тестирование учителей: как проходи
Главная > Блог > Тестирование учителей: как проходит
02.11.2023
763
Время чтения: 14 минут

Тестирование учителей: как проходит

Для чего? Тестирование учителей позволяет эффективно оценить компетенции, которые напрямую отражают уровень знаний и относятся к области мягких навыков. Результат необходим в первую очередь самому педагогу для выстраивания собственного образовательного маршрута.

Как осуществляется? Учитель может использовать различные формы тестирования: дистанционные и офлайн. В настоящее время многие интернет-платформы предлагают попробовать свои силы и сразу получить обратную связь и сертификат о прохождении теста.

Оглавление:
  1. Общие принципы тестирования учителей
  2. Основания для тестовой диагностики профессиональных дефицитов
  3. Добровольное независимое тестирование учителей
  4. Требования к тестам
  5. Часто задаваемые вопросы о тестировании учителей
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Общие принципы тестирования учителей

Современное образование нацелено на разностороннее развитие обучающихся, их способности к социальной адаптации в обществе, труду, саморазвитию и самообразованию, а потому должно соответствовать актуальным потребностям личности, общества и государства. Достижение этих целей гарантирует свободно мыслящий педагог, обладающий профессиональной компетентностью, способный моделировать образовательный процесс и прогнозировать результат своей деятельности.

Тестирование учителей

Профессиональная компетентность – совокупность деловых и личностных качеств, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности. Она включает следующие виды компетенций:

  • интеллектуально-педагогическую;
  • коммуникативную;
  • информационную;
  • рефлексивную.

Эффективная и результативная работа педагога невозможна без определенных навыков. Учитель должен уметь:

  • систематически выстраивать умственную работу;
  • действовать рационально;
  • управлять своими эмоциями и психологическим состоянием;
  • правильно использовать собственный потенциал;
  • проявлять творческую активность.

С помощью тестов можно эффективно и объективно оценить умения и навыки, определить уровень достижений, а также структуру знаний и их соответствие установленным по профилю тестируемого нормам.

Слово «тест» происходит от латинского «testum» («testu») – «глиняный сосуд». В Средние века так начали называть чашу, в которой алхимики определяли количество золота в смеси элементов. Используемое в науке слово «тест» имеет английское происхождение и означает «испытание, проба, проверка».

В обучении тесты впервые были применены в 1864 году британцем Дж. Фишером. В дальнейшем разработкой теоретических основ тестирования занимался английский психолог Ф. Гальтон. Он считал, что данные задания представляют собой серии одинаковых для группы индивидов испытаний, результаты которых статистически обрабатываются на основе эталонной оценки.

Официально термин «тест» был введен в научный оборот в 1890 году американским психологом Дж. Кеттелом. Он предложил серию из 50 заданий, позволяющих определить примитивные психофизиологические характеристики, к примеру, скорость реакции испытуемого на звук.

Французский психолог А. Бине в 1891 году разработал первые интеллектуальные опросники, благодаря которым стало возможным оценивать высшие психические функции человека. Затем, в 1911 году, немецкий психолог В. Штерн предложил тестирование, с помощью которого можно было определять индекс интеллектуального развития личности.

Считается, что нормативно-ориентированные педагогические тесты дают возможность сравнить общий уровень знаний и умений отдельных педагогов относительно друг друга. Полученные в результате тестирования баллы помогают определить компетентность испытуемых.

С помощью критериально-ориентированных педагогических тестов можно узнать уровень индивидуальных учебных достижений испытуемого по отношению к полному объему знаний, умений и навыков по конкретному предмету.

В начале обучения проводится входное тестирование для учителей, включающее предтесты:

  • определяющие степень готовности к обучению, выполняемые на основе критериально-ориентированного подхода;
  • проводимые на основе нормативно-ориентированного подхода.

В процессе обучения тестирование учителей включает:

  • формирующие тесты на основе критериально-ориентированного подхода;
  • диагностические задания на основе специфического подхода, позволяющего определить причины пробелов в знаниях.

В конце обучения учителям предлагают итоговое тестирование, а именно тесты достижений на основе двух подходов:

  • нормативно-ориентированного;
  • критериально-ориентированного.

Основания для тестовой диагностики профессиональных дефицитов

Диагностическое тестирование учителей для выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций проводится на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указа Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • распоряжения Правительства РФ № 3273-р от 3112.2019 «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему педагогического роста»;
  • паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
  • распоряжения Министерства просвещения РФ № Р-174 от 16.12.2020 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
  • распоряжения Министерства просвещения РФ № Р-33 от 04.02.2021 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
  • приказа Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Также при проведении диагностики (то есть при тестировании профессиональной компетентности учителей) следует учитывать письмо Министерства образования и науки РФ № 08-2739 от 27.12.2017 «О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации».

Добровольное независимое тестирование учителей

Правительство РФ по поручению Президента разработало национальную систему учительского роста (НСУР), в рамках которой реализуются мероприятия по профессиональному развитию педагогов. К ним относится исследование компетенций учителей (ИКУ), направленное на оценку уровня знаний и умений, которые устанавливаются в соответствии с требованиями профессионального стандарта преподавателя и федерального государственного образовательного стандарта.

Учитель старших классов

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2015 году запустила программу мониторинга уровня профессиональной подготовки преподавателей школ. В разные годы к исследованиям привлекались различные учреждения (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», ФГБУ ФИОКО, «Издательство «Просвещение», Ассоциация «Российское историческое общество» и др.).

Тестирование учителей по ФГОС проводилось в разных формах и по различным предметам. Всего в исследованиях приняли участие около 70 000 педагогов и 3 500 руководителей образовательных организаций.

Благодаря исследованиям были одобрены единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), в рамках которых проводится аттестация и тестирование учителей, а также оценка четырех групп их профессиональных компетенций (предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных).

Полученные результаты тестирования учителей, включая тесты, проведенные с применением ЕФОМ, помогают выстроить единую систему непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, определить организации дополнительного профессионального образования, выбрать методические объединения, службы (в том числе муниципальные) и общеобразовательные организации.

Требования к тестам

Тесты для учителей, как мы уже писали выше, бывают открытого и закрытого типа. К каждому типу применяется свой ряд требований.

Требования к тестовым заданиям закрытого типа

Тестирование учителей, в том числе онлайн, предполагает использование различных типов заданий:

  • с выбором одного верного ответа, нескольких правильных ответов;
  • упражнения, в рамках которых необходимо выявить соответствия;
  • задачи, направленные на установление определенной последовательности (порядка).

Задания в рамках тестирования учителей обязаны соответствовать определенным требованиям:

  • они должны быть сформулированы кратко, понятно и однозначно, не допуская разночтений и нескольких трактовок;
  • не должны содержать качественные характеристики (эффективно, оптимально, достаточно и пр.), а также пояснения при помощи использования количественных характеристик;
  • в тексте заданий и вариантах ответов запрещено использовать слова-подсказки;
  • ответы к упражнениям не должны содержать подсказки к другим заданиям;
  • все варианты решений обязаны быть одинаково привлекательными;
  • варианты ответов должны быть подобраны по одному основанию (к примеру, если одна версия является общей, то другие не могут быть конкретными).

В процессе тестирования учителям предлагают задания различного уровня сложности:

  • на первой ступени выявляют наличие знаний;
  • на второй – умение их применять в типовых ситуациях;
  • на третьей – возможность использования знаний в нестандартных ситуациях.

Чтобы обеспечить вариативность тестирования учителей, рекомендуют:

  • выбирать тесты с четырьмя параллельными вариантами;
  • избегать идентичных заданий в однородных версиях;
  • включать в каждый вариант минимум три различных формы заданий;
  • применять принцип фасетных задач в параллельных версиях.

Под фасетными понимают однотипные задания, содержание которых незначительно варьируется, либо те, что обладают схожими параметрами (относятся к одной и той же сфере знаний, представляют для тестируемых одинаковую сложность).

При изменении порядка вариантов ответов задания уже не будут фасетными, они считаются идентичными. В фасетных упражнениях может присутствовать один и тот же вопрос, но с разными версиями неправильных высказываний.

При тестировании учителей рекомендуется использовать следующее количество заданий и вариантов ответов:

  • если нужен один верный ответ, количество вариантов высказываний не должно быть менее четырех;
  • при выборе нескольких верных утверждений число версий ответов должно составлять от четырех до семи;
  • в заданиях на установление последовательности количество вариантов высказываний может варьироваться от четырех до семи.

Требования к тестовым заданиям открытого типа

В тестировании учителей применяют задачи открытого типа – это задания-дополнения и задания свободного изложения.

В первом случае ответы должны состоять максимум из трех слов, лучше – из одного слова, числа, символа, чтобы обеспечить однозначность оценивания.

При составлении заданий-дополнений, включаемых в тестирование учителей, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • в каждой задаче предполагается одно конкретное дополнение с обозначенным для него местом, которое выделяется прочерком или точками;
  • в тексте задания должно содержаться минимум данных, позволяющих его правильно выполнить.

В заданиях свободного изложения испытуемые формулируют и записывают развернутый ответ. В этом случае учителя демонстрируют свою экспертную оценку по заданной теме.

Структура упражнений свободного изложения состоит из стимульной части (например, текста, рисунка, графика, таблицы, схемы), содержащей учебную информацию, которая позволяет ответить на несколько вопросов.

Такие задания помогают определить действия педагога в различных профессиональных ситуациях при:

  • планировании и проведении учебных занятий;
  • формировании мотивации к обучению;
  • организации учебной деятельности;
  • оценивании учебных достижений;
  • использовании цифровых инструментов в процессе обучения;
  • взаимодействии с учениками;
  • самопрезентации.

Тесты – совокупность заданий, при помощи которых можно объективно, сопоставимо и качественно оценить подготовку тестируемого в определенной образовательной области. Благодаря такой оценке появляется возможность эффективнее управлять учебным процессом, к примеру, корректировать содержание образовательных стандартов и программ, совершенствовать методы обучения, повышать уровень стимулирования самостоятельных занятий учащихся.

Тестирование учителей позволяет создать лучшие условия для сотрудничества, усилить гибкость обучения, которое будет, с одной стороны, отвечать интересам каждой личности, а с другой – задавать единые требования для учащихся и педагогов.

Часто задаваемые вопросы о тестировании учителей

Отвечаем на популярные вопросы.

Какие существуют направления диагностики профессиональных дефицитов?

Направления тестирования учителей разработаны в соответствии с нормативно закрепленным перечнем профессиональных компетенций (предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных), которыми должен обладать педагог для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Тесты для управленческих кадров образовательных организаций разработаны в соответствии с должностными обязанностями, которые на них возлагаются в целях эффективного управлением процессами, ресурсами, кадрами, результатами и требованиями в области использования информации.

В какой форме может проходить тестирование учителей?

Тестирование учителей может проводиться как отдельное диагностическое мероприятие, а также как входное/итоговое испытание при обучении по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Тематика программ обуславливает направленность заданий во входном/итоговом экзамене педагогических кадров.

Как часто должно проходить тестирование учителей?

Тестирование учителей согласно стандартизированным оценочным процедурам, нормативам повышения квалификации педагогических кадров, а также графикам аттестаций рекомендовано проводить один раз в три года.

Система стандартизированного тестирования учителей помогает модернизировать контрольно-оценочный процесс усвоения знаний, повысить качество обучения, оценить эффективность образовательной системы, обеспечить доступность образования.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw