Как стать учителем начальных классов и что для этого нужно
Сохранить статью:
Как? Стать учителем начальных классов сегодня не так уж трудно. Достаточно получить необходимое образование в высшем или среднем специальном учебном заведении. Дополнительный вариант – пройти курсы профессиональной переподготовки.
В чем сложность? Нужно действительно подходить для будущей работы, совмещая в себе призвания преподавателя, воспитателя и психолога. Задачи учителя начальных классов намного объемней, чем педагога-предметника, а дело его гораздо более ответственное.
- Плюсы и минусы профессии
- Обязанности учителя начальных классов
- Особенности работы педагогом в начальной школе
- Необходимые для учителя личностные и профессиональные качества
- Пути получения нужного образования
- Вступительные испытания и продолжительность обучения
- Варианты работы после получения образования
Плюсы и минусы профессии учителя начальных классов
В нашей стране профессию учителя начальных классов не назовешь самой популярной. Такое отношение складывалось на протяжении нескольких десятков лет. При этом во многих других странах учитель любой дисциплины и в любом учебном заведении – человек авторитетный и глубокоуважаемый.
Не будем забывать, что владеть методикой преподавания сразу нескольких предметов и обучать детей, впервые пришедших в школу – задача не из простых. Предлагаем рассмотреть особенности этой профессии со всех сторон.
Начнем с того, какие очевидные преимущества видят люди в этой работе и какие выгоды она может принести.
- Разнообразие. Если рутинная и однообразная деятельность вам не подходит, то работа с детьми начальных классов как раз для вас. Они будут не только сердить и раздражать, но и смешить, удивлять, учить, расти и меняться. Ни один урок не окажется похож на другой, если вы действительно творческий человек.
- Гарантированный отдых летом. Как известно, каникулы между классами у школьников длятся три месяца. Конечно, учителя не освобождены от работы на все это время. Но, тем не менее, большую часть лета они могут наслаждаться теплом и свободой.
- Четкий и не очень перегруженный график. Начальная школа учится всегда в первую смену и недолго. Соответственно, и занятость учителя – пять дней в неделю. Не до позднего вечера, а примерно полдня. Конечно, подготовка и проверка работ занимают время, но в общей сложности нагрузка не превышает пятидневку офисного работника.
- При наличии дополнительной квалификации и свободного времени можно взять подработку. Например, ведение группы продленного дня, логопедические занятия, репетиторство и т.д.
- Интеллектуальные виды деятельности заставляют наш мозг образовывать новые нейронные связи, что является лучшей профилактикой старческих заболеваний, связанных с потерей памяти, внимания и т.д.
- Показывая детям что-то новое на прогулках по городу и различных экскурсиях, учителя и сами получают новые эмоции и вносят разнообразие в свою жизнь.
Тем не менее, чтобы составить правильное представление о работе учителя начальных классов, надо понимать, что одними бонусам она не ограничивается. Есть и сложности, с которыми сталкивается каждый преподаватель.
- Зарплата, не соответствующая временным и энергозатратам. Ничего не остается, как принять это как данность.
- Время, отобранное у семьи. Так или иначе, такое происходит. Поездки в музеи и театры, походы могут длиться дольше, чем обычный рабочий день. Придется иногда возвращаться после ужина или проводить часть выходного дня с классом, а не с родными.
- Промежуточные каникулы в течение учебного года бывают непродолжительными, зачастую они заняты внеурочными мероприятиями. Поэтому взять отпуск в не летние месяцы практически невозможно.
- С детьми важно «держать удар», быть лояльным, но не показывать уязвимость. Они хорошо чувствуют, как можно воспользоваться слабыми местами взрослого. Соблюдение такого баланса не всем легко дается.
- Постоянное взаимодействие с руководством, коллегами, родителями и детьми заметно влияет на психологическое состояние.
- Общение с родителями учеников требует не меньше стойкости духа, чем ведение урока у расшалившихся малышей. Многие представители старшего поколения считают, что лучше знают, как воспитывать детей. Спорить с ними бесполезно, а выслушать все равно придется по долгу службы.
- Пока ребенок на вашем уроке, вы несете за него ответственность. Довольно непросто отвечать за безопасность 20-30 детей, при этом контролировать учебный процесс.
Обязанности учителя начальных классов
Главная задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы дать детям соответствующие знания, умения и навыки. Их уровень и объем определяются ФГОС НОО.
Кроме того, в круг обязанностей преподавателя входит довольного много других разнообразных дел. Вот примерный их список:
- подготовка учебной программы с соблюдением соответствующих требований и стандартов Министерства образования;
- проведение учебных занятий по созданным программам и учебным планам;
- разработка программы внеклассных мероприятий, их подготовка и проведение;
- планирование классных и внеклассных занятий на каждый день и на четверть вперед;
- планирование и проведение внутриклассных собраний с родителями;
- заполнение различных форм отчетности и их своевременная подача руководству;
- контроль усвоенности знаний;
- ежедневное отслеживание посещаемости и динамики среднего плана у каждого ученика и класса в целом;
- ведение обязательной документации;
- соблюдение при разработке учебного плана и всей деятельности местных локальных нормативных актов;
- обеспечение безопасности детей и сохранности их здоровья во время учебных занятий;
- оказание первой помощи при травмах;
- психологическая поддержка и помощь в прохождении учебного материала отдельным учащимся, у которых возникают затруднения;
- разговоры с отдельными семьями для решения индивидуальных проблем с обучением или адаптацией в коллективе их ребенка;
- проверка письменного домашнего задания;
- посещение совещаний и педсоветов;
- проведение мероприятий, разработка методических пособий для обязательного повышения квалификации.
Принципиальным отличием работы в начальном звене является то, что один педагог ведет практически все предметы, прописанные в программе. Конечно, речь не идет о сложных научных дисциплинах. Тем не менее, задача у учителя начальных классов достаточно трудоемкая: сформировать крепкую базу знаний, поддержать природную любознательность, развить волю и самодисциплину, отвечать на разнообразные вопросы по смежным областям знаний и т.д.
В программу обучения в начальной школе обязательно входят письмо (русский язык), чтение, математика, окружающий мир, а также музыкальные занятия, рисование и уроки физической культуры. Также в некоторых школах в начальной ступени начинают преподавать основы информатики и иностранные языки.
Особенности работы педагогом в начальной школе
Тем, кто хочет стать учителем начальных классов, важно понимать всю специфику этой профессии. Как ни странно, но важнее всего не дать детям определенный объем знаний, а научить их учиться. Что это значит? Помочь им овладеть навыками планирования времени, работы с информацией, подготовки заданий в парах и группами и т.д.
Важно мягко вести детей к развитию самостоятельности и пониманию личной ответственности за выполнение домашнего задания, поведение в школе и т.д.
Кроме того, особенности развития воли ребенка младшей школы таковы, что ему сложно сознательно настраиваться на рабочий ритм, переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д. Роль учителя в том, чтобы ученики младших классов усвоили школьные правила и порядки, велика. Но делать это надо мягко и ненавязчиво, так, чтобы они не уставали от однообразных занятий на уроке. То есть использовать различные формы обучения, подбирать интересную подачу сложной информации и т.д.
В общении с детьми очень важны общая интонация и стиль общения. Если вы стремитесь стать хорошим учителем начальных классов, важнейший совет заключается в следующем: важно не только, что говорить ребенку, но и как. Самовосприятие младших школьников в большой степени зависит от мнения о них авторитетных взрослых. Поэтому недопустимы обидные слова, фразы-клише, переход на личность в общении и т.д. Педагог обязан следить за своим психическим и эмоциональным равновесием.
Еще одна неотъемлемая часть работы в школе и с маленькими детьми, в частности, это постоянное взаимодействие с их родителями. С одной стороны, взрослых приходится информировать обо всех важных изменениях в расписании, крупных событиях и т.д. С другой стороны, они сами часто обращаются к учителю с уточняющими вопросами касательно выполнения домашнего задания, оценок и т.д.
Воспитание ребенка в школе и дома должно быть скоординированным и согласованным процессом, подчиняющимся одной цели. Поэтому умение установить сотрудничество с родителями учеников является обязательным для преподавателя в начальной школе.
Необходимые для учителя личностные и профессиональные качества
Что нужно, чтобы стать учителем начальных классов? Диплом с отличием об окончании профильного вуза? Да, но не только. Любая профессия требует и наличия определенных свойств личности, черт характера. Работа с детьми подразумевает, что вы не просто готовы профессионально делиться с ними полученными знаниями, но способны делать это с искренней заботой и теплотой.
Твердость и принципиальность для учителя также играют не последнюю роль. Попробуем составить наиболее полный список черт личности идеального учителя начальных классов.
- внимательное отношение к окружающим;
- профессиональная интуиция;
- дипломатичность в отношениях;
- умение сглаживать острые углы;
- природное обаяние;
- задатки для работы перед аудиторией;
- ответственность;
- хорошая реакция и быстрота мышления;
- требовательность;
- самодисциплина;
- самоконтроль;
- склонность к управлению и организации процессов.
на наши новости
500 000 пользователей!
Если говорить о профессиональных знаниях, то и их спектр довольно широк. Учитель начальных классов должен владеть знаниями и опытом применения на практике различных отраслей психологии: общей, возрастной и социальной. А также методиками преподавания всех дисциплин, входящих в учебный план данной ступени обучения. Истинный профессионализм заключается в том, чтобы правильно формулировать цели учебно-воспитательного процесса и успешно их достигать.
Пути получения нужного образования
Прийти в эту профессию сегодня можно по-разному. Все зависит от вашего образования на текущий момент, поставленных задач и актуальных возможностей. Рассмотрим различные варианты.
- Высшие учебные заведения
Поступить в них можно только при наличии аттестата о среднем общем образовании. Сегодня это могут быть профильные университеты, академии, институты или отдельные факультеты вузов другой направленности.
У этого пути есть солидное преимущество, так как с высшим образованием можно не только стать учителем начальных классов, но и при желании подниматься по карьерной лестнице. Например, занять должность завуча, директора школы и т.д.
- Средние специальные учебные заведения
К ним относятся колледжи, училища и техникумы. Поступить в ссузы можно как после 9-го класса, так и после 11-го. От этого будет зависеть программа обучения, в частности, объем преподавания общеобразовательных дисциплин, а также количество учебных семестров. Встречаются как очные, так и заочные формы обучения.
- Курсы профпереподготовки
Идеальный вариант для тех, кто задумался, как стать учителем начальных классов с высшим непедадогическим образованием. Профессиональные стандарты не позволяют работать в школе специалистам без педагогического образования. Но если у вас есть диплом о высшем образовании в другой области, вы можете пройти обучение на профильных курсах.
В равной степени это касается и тех, кто окончил ссуз по другой специальности, но решил стать учителем начальных классов. Так как без педагогического образования это невозможно, выходом также станет профпереподготовка на курсах. Специальных вступительных испытаний на них нет. Достаточно подать заявку и пройти обучение. По его итогам, чаще всего, проводится тестирование. Более того, сегодня все больше образовательных организаций, которые предоставляют услуги по дистанционному обучению.
Вступительные испытания и продолжительность обучения
Любое высшее учебное заведение принимает только выпускников 11-ых классов. Приемная комиссия рассматривает результаты ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, история, обществознание. В некоторых вузах дополнительно надо подать ЕГЭ по математике.
Кроме того, у каждого направления педагогического вуза вероятно наличие специальных требований по ЕГЭ, в зависимости от специализации. Например, это могут быть такие дисциплины как иностранный язык, биология, информатика и т.д.
В большинстве ссузов вступительные экзамены проходят в форме конкурса аттестатов: шансы на поступление выше у абитуриентов с высшим средним баллом. Чтобы повысить вероятность успешного зачисления, лучше подавать документы сразу в несколько учебных заведений.
Длительность обучения варьируется. На это влияет:
- тип учебного заведения (вуз или ссуз);
- полученное ранее образование (9 классов, 11 классов, неоконченное высшее, оконченное высшее другого профиля);
- форма обучения (очная или заочная);
- предусмотренная программа (бакалавриат или специалитет).
Так диплом специалиста выдается после пяти лет обучение, а бакалавром можно стать на год раньше. А очное присутствие на занятиях, как правило, позволяет окончить курс обучения раньше, чем заочное.
Полученное полное среднее образование дает возможность пройти все обучение в педагогическом колледже за 2 года 10 месяцев, а общее среднее удлинит этот срок на один год.
Дистанционная форма обучения допускается только на курсах профпереподготовки. То есть для тех, кто уже получил высшее или среднее специальное образования по другим специальностям и решил получить необходимые знания, чтобы работать учителем начальных классов.
Варианты работы после получения образования
Учителя начальных классов сегодня востребованы в самых разных учебных заведениях:
- в муниципальных школах;
- в лицеях;
- в гимназиях;
- в негосударственных учебных заведениях.
Также с таким образованием можно вести различные кружки или курсы в домах детского творчества или центрах развития для детей.
На базе педагогического образования легче пройти профпереподготовку и получить новую специальность, например, детского психолога, логопеда-дефектолога, преподавателя-предметника и т.д.
Как видите, мечта стать учителем начальной школы абсолютно осуществима. Есть несколько путей ее реализации. Выбирайте тот, который актуален для вас. Взвесьте еще раз все за и против и дерзайте! И помните, что самое большое достоинство учителя – не блестящее владение методикой преподавания, а открытое любящее сердце.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: