Педагог дополнительного образования: компетенции, обязанности
Сохранить статью:
Кто это? Педагог дополнительного образования специалист, который помогает раскрыть потенциал ребенка, реализовать его желание развиваться. Одним из значимых результатов является формирование софтскилс.
Какие возможности? Местом работы для педагога дополнительного образования могут стать государственные или частные учреждения. Также профессия открывает возможности для оформления ИП или самозанятости – ведения индивидуальных и групповых занятий.
Деятельность педагога дополнительного образования
Особенность школы как общеобразовательного учреждения заключается в том, что работа преподавателя в первую очередь ориентирована одновременно на всех учащихся класса.
Основная задача, стоящая перед педагогом – освоение школьниками знаний в требующемся объеме. Таким образом учитель-предметник не имеет возможности уделять достаточное количество времени на индивидуальные занятия. На компенсацию этого недостатка направлена работа педагога дополнительного образования.
Ребята сами решают, какую именно секцию, клуб или кружок они хотят посещать. Именно там для них формируется спокойная и приятная обстановка, способствующая развитию. В современных условиях к достоинствам характера относятся уверенность в себе, желание занимать лидирующие позиции.
Дети участвуют в состязаниях и конкурсах, что поддерживает соревновательный дух и помогает становлению личности. Взрослые члены семьи имеют возможность лучше понять своих детей, точнее определить их способности и интересы.
Педагогом дополнительного образования является специалист, проводящий занятия по дисциплинам, которые не входят в обязательную программу обучения.
Учитель допобразования должен:
- формировать группы дополнительного образования: секции, кружки, клубы, студии;
- устанавливать порядок функционирования данных групп;
- разрабатывать программы, планировать проведение занятий;
- организовывать мероприятия, побуждать учащихся участвовать в них;
- развивать способности и навыки, системно поддерживать талантливых детей;
- консультировать родителей;
- осуществлять методическую деятельность.
К обязанностям педагога дополнительного образования также относится:
- обеспечение соблюдения законодательства в части прав и свобод воспитанников;
- ответственность за безопасность учащихся в соответствии с нормами ТБ и НПБ;
- регулярное повышение уровня профессиональных компетенций.
Аудитория преподавателя допобразования – люди разных возрастов: дети, студенты, взрослые. Педагог дополнительного образования может трудиться в следующих учреждениях:
- В школах в качестве организатора внеурочной деятельности. Учителя ДО могут быть руководителями различных кружков, студий и спортивных секций.
- В детских учреждениях допобразования (дворцах творчества, школах искусств, станциях юных техников, театральных студиях и т.п.) задача данного специалиста – развивать способности учащихся и осуществлять раннюю профессиональную ориентацию.
- В колледжах и вузах преподаватель ДО работает с учениками вне границ основных программ образования: руководит кружками, организовывает конкурсы, олимпиады, выставки.
- В учебных центрах для детей или взрослых специалист допобразования может преподавать на различных курсах, обучать искусству и ремеслам и т.д.
Рабочие часы педагога дополнительного образования условно делятся на две части. Первая из них отводится непосредственно на проведение занятий, нормой за ставку является 18 часов в неделю. Ко второй части относится участие в педсоветах, подготовка к преподавательской деятельности и т.п. Ставка при этом находится в зависимости от квалификационной категории, присваиваемой по аттестационным итогам.
Необходимое образование
Для работодателей, комплектующих штат, главным нормативным актом является профессиональный стандарт. В РФ осуществляется тщательный контроль за уровнем квалификации преподавателей. Получить работу педагога ДО без соответствующего образования не представляется возможным.
В соответствии с профессиональным стандартом, необходимо пройти обучение и получить один из этих дипломов:
- об окончании или высшего учебного заведения по какому-либо профилю из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01, или колледжа по специальности 44.02.03;
- вуза или колледжа непедагогической направленности совместно с документом о дополнительном профессиональном образовании по педагогике.
Высшее образование не является непременным условием возможности претендовать на должность преподавателя ДО. Отсутствию ограничений для педагогической деятельности (судимости, медицинских и психиатрических проблем, и т.п.) отводится гораздо большая роль.
Аттестация педагога дополнительного образования
Преподаватели ДО аттестовываются один раз в пять лет членами специальной комиссии, создаваемой внутри образовательного учреждения. Данная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и является обязательной.
Её главная задача – стимулировать профрост и улучшать качество учебно-воспитательной работы. Педагогам ДО присваивается I, II, высшая категории квалификации.
Для прохождения аттестации претенденту нужны следующие материалы:
- список программ деятельности;
- документы, которые подтверждают число учащихся;
- список и скриншоты электронных ресурсов, используемых в работе, а также распечатки занятий, на которых применялись современные образовательные технологии;
- итоги взаимодействия с родителями, включающие фотоотчеты, сценарии и планы, анализ проведенных опросов;
- копии дипломов и грамот учащихся за призовые места в различных мероприятиях, а также самого преподавателя за достижения в педагогической деятельности.
Как дополнение предоставляются документы, которые удостоверяют:
- ученую степень;
- наличие опубликованных монографий, статей, учебников, методических пособий;
- доклады на профессиональных мероприятиях, осуществление мастер-классов, проведение открытых занятий;
- наставническую деятельность.
на наши новости
500 000 пользователей!
Результат аттестации – экспертное заключение комиссии о соответствии педагога дополнительного образования той категории квалификации, на которую он претендует.
Чтобы успешно аттестоваться, желательно уделить повышенное внимание современным технологиям. Обычно квалификационная комиссия дает высокую оценку наличию у преподавателя ДО своего блога или сайта, а также публикаций, размещенных в сети Интернет. Педагогический проект – еще один из образцов современных технологий. Его подготовка и реализация относятся к наиболее полезным навыкам в работе педагога дополнительного образования.
Разработка проекта представляет собой описание системных мероприятий, ориентированных на разрешение определенной ситуации. Первый шаг включает формулировку целей и обоснование потребности воплощения в жизнь. Для его реализации необходимо тщательно проанализировать решаемую проблему. Правильный итог данного этапа – корректное изложение задач и описание необходимых действий.
Следующей стадией создания проекта является план его осуществления. Тут должны быть выявлены интервальные и итоговые результаты, оценена их продуктивность, а также возможные риски и способы их сведения к минимуму. Предложение действенных инструментов продвижения – это последнее звено плана проекта.
Обучение на педагога дополнительного образования
Существует две возможности для получения квалификации преподавателя ДО:
- обучение в педагогическом колледже;
- прохождение курсов в центре ДПО, которые готовят данных специалистов.
Первой могут воспользоваться молодые люди, не закончившие ни одного учебного заведения. Вторая подходит для обладателей документов о получении СПО или любого высшего образования.
Шифр специальности «педагогика дополнительного образования» 44.02.03. В системе СПО она преподается очно по ряду направлений, в том числе:
- техническое творчество;
- изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство;
- хореография;
- туристско-краеведческая деятельность.
Для преподавателей ДО осуществляется большое количество программ: организация работы с объединениями молодежи, создание СМИ в рамках образовательных учреждений и т.д.
Содержание учебных программ по данному направлению регулируется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Поступить в колледж на эту специальность можно после окончания 9-го или 11-го класса. Длительность очного обучения составляет, соответственно, 3 года 10 месяцев или 2 года 10 месяцев.
Для имеющих дипломы о высшем или среднем профобразовании нет необходимости в многолетней учебе. В этом случае есть возможность закончить курсы переподготовки в центрах ДПО, которые работают при многих образовательных учреждениях. Длительность обучения составляет от 4 до 5 месяцев.
Сегодня очень востребованным является дистанционный формат получения профессионального образования. Это в полной мере относится и к педагогике ДО. Преимущества дистанционных технологий:
- персональные сроки освоения образовательной программы, самостоятельное планирование темпов учебы;
- интерактивный метод обучения;
- возможность получить документ об образовании столичного образовательного учреждения, оставаясь в своем городе;
- удобное взаимодействие с наставниками;
- цены более низкие, чем для очного формата.
Педагогика ДО не входит в список направлений, обучение по которым не предполагает использование только удаленной формы.
Количество дистанционных курсов переподготовки, где обучают педагогов дополнительного образования, намного превышает число программ среднего профобразования. Чтобы стать слушателем, необходимо иметь документ, подтверждающий наличие ВО или СПО. Также возможно поступление студентов колледжей и курсов, если они предоставят справку об обучении.
Получив диплом педагога ДО, можно претендовать на должности преподавателя в сфере искусства, педагога-организатора, тренера-преподавателя в области физкультуры и спорта, педагога-методиста. Ряд позиций предусматривает обязательное дополнительное обучение.
В частности, это актуально для туристско-краеведческой деятельности. Для любых направлений и должностей существуют программы повышения квалификации педагогов дополнительного образования или профессиональной переподготовки. Для таких курсов указывается также область деятельности. Каждую из этих программ можно осваивать удаленно.
Дистанционные курсы профпереподготовки представлены на интернет-ресурсах лицензированных центров ДПО и институтов повышения педагогической квалификации. Их длительность, в зависимости от наполнения учебных планов, составляет 250–1000 академических часов.
Между документами, получаемыми по окончании удаленных и очных курсов обучения и переподготовки, не существует никаких различий.
В соответствии с порядком оформления дипломов и свидетельств в них стандартно указывается очный формат. Дистанционная и заочная формы обучения упоминается только по желанию выпускника в случае подачи соответствующего заявления.
Курс «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности»
Программа разработана согласно изменениям ФГОС, вступившим в силу с 01.09.2022.
Длительность занятий: 36–248 часов.
Цель: повышение квалификации педагогов ДО в области оформления процесса образования в контексте характеристик нового допобразования.
Требования к квалификации педагогического работника: образование среднее профессиональное или высшее педагогическое/психологическое.
Категория слушателей: педагоги допобразования, методисты ДО и общего образования, осуществляющие дополнительные общеобразовательные программы.
Дистанционный образовательный формат. Документы об окончании курса не содержат упоминания о форме обучения. Они являются одинаковыми для любого формата образования.
Начало занятий – день осуществления оплаты. Есть возможность экспресс-обучения.
Слушателям выдается удостоверение установленного образца. Данные поступают в ФИС ФРДО (Федеральный реестр сведений документов об обучении).
Интернет-портал. Занятия проводятся в удобные часы, не требуют отрыва от основной деятельности.
Работа платформы лицензирована. Выпускниками удаленного обучения, получившими удостоверения установленного образца, уже стали десятки тысяч педагогов со всей страны.
Документы, выданные центром «Солнечный свет», отвечают всем требованиям Министерства образования и науки РФ (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). Поэтому данные дипломы и удостоверения получают признание аттестационных комиссий всех регионов России.
Специальность «педагог дополнительного образования» является творческой и пользующейся спросом. Получив эту профессию, можно трудиться как в частных, так и в государственных образовательных учреждениях. К перспективным направлениям относится создание авторских учебных программ для получения дополнительного дохода. При любых обстоятельствах специалисты дополнительного образования получают возможность раскрыть собственный креативный потенциал.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: