Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Буллинг учителей: формы и способы справиться
Главная > Блог > Буллинг учителей: формы и способы справиться
22.01.2023
5482
Время чтения: 16 минут

Буллинг учителей: формы и способы справиться

В чем проблема? В школе нередко сталкиваются с буллингом учителей со стороны детей и их родителей. При этом практически нет механизмов, способных прекратить травлю, ведь ученики сегодня нередко воспитываются в условиях, при которых ощущают свою безнаказанность. Буллинг влияет не только на психическое, но иногда и физическое здоровье учителя. Он мешает и учебному процессу.

Как ее решить? Поскольку от агрессивного поведения детей, к которым зачастую подключаются и родители, не застрахован ни один педагог, нужно учиться справляться с такой ситуацией самостоятельно. Для этого нужно понимать природу буллинга и учиться работать с буллерами.

Оглавление:
  1. Проблема буллинга учителей
  2. Буллинг учителей учениками
  3. Буллинг учителей родителями
  4. Почему учитель становится объектом буллинга
  5. Виды буллинга учителей
  6. Как учителю справиться с буллингом
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Проблема буллинга учителей

Буллинг представляет собой намеренную и регулярную травлю какого-то члена коллектива со стороны агрессора (психологическую, социальную и физическую). На сегодняшний день очень актуальна проблема буллинга учителей со стороны учеников.

Можно выделить две формы его выражения в школе:

  • явный — грубое общение, обидные шутки, издевки, унижения, угрозы, срывы уроков, травля из-за внешности, особенностей речи, обсуждение семейного положения учителя и даже интимной жизни;
  • косвенный — сплетни, слухи, в том числе в социальных сетях, бойкотирование учителя.

Буллинг учителей

Согласно данным опросов (включая проведенные онлайн), буллинг учителя со стороны учеников не является редкостью. Половина опрошенных педагогов хотя бы раз в своей профессиональной практике сталкивались с теми или иными формами выражения травли. Преимущественно она касалась их личной жизни (семьи, детей, интимной составляющей). По статистике, 42 % педагогов имели дело с кибербуллингом — издевками в социальных сетях.

С регулярным психологическим давлением со стороны учеников сталкивались 70 % учителей в России. Большинство из них очень тяжело воспринимают подобного рода агрессию и ограничены в способах борьбы с ней из-за своего положения и слабой правовой защищенности.

Согласно исследованию 2012 года Университета Восточной Финляндии, уместно проводить аналогию буллинга педагогов с травлей учеников одноклассниками в связи с одинаковыми формами воздействия. Это оскорбления, угрозы, физическое запугивание (толчки, удары, подножки). Именно поэтому травлю в отношении педагогов также именуют буллингом.

В 2018 году были опубликованы данные исследования, проведенного в Высшей школе экономики. В процентном отношении определены преобладающие виды буллинга учителей в школах России:

  • Около 80 % опрошенных говорили о фактах издевок над ними хотя бы раз за их профессиональную практику.
  • Около 90 % педагогов упоминали, что ученики им давали прозвища.
  • Подавляющее большинство опрошенных (свыше 85 %) отмечали факты бойкотирования их уроков.
  • Около 80 % учителей упоминали факты целенаправленного нарушения дисциплины и срывов уроков.
  • Подавляющее большинство (свыше 80 %) отмечали, что ученики явно выражали пренебрежение к преподаваемому предмету.
  • Около 70 % опрошенных утверждали, что на них поступали жалобы директору школы по надуманному поводу, не соответствующему действительности.
  • 2/3 учителей говорили, что им выражали явные знаки неуважения в виде оскорблений и неприличных жестов.
  • Около 50 % опрошенных отмечали, что про них распространяли сплетни.
  • 1/3 учителей говорили, что им поступали намеки и сообщения сексуального плана.

Больше 40 % опрошенных педагогов отмечали факты кибербуллинга от учеников. Подавляющее большинство людей сейчас не представляют жизни без интернета и социальных сетей, выражаясь в данном виртуальном пространстве более открыто и даже агрессивно, нежели в реальных взаимоотношениях. Именно поэтому имеется много фактов буллинга педагогов в интернете со стороны учеников.

Вне зависимости от реализуемой формы травли, у агрессора одна цель — добиться контроля над выбранной «жертвой» посредством регулярных унижений и оскорблений.

Буллинг учителей учениками

Педагоги отмечают низкий статус профессии в современных реалиях и отсутствие уважительного отношения среди учеников и их родителей. Особенно остро с такой проблемой сталкиваются учителя, работающие с детьми переходного возраста (старше 12 лет). Буллинг в адрес учителей выражается в разных формах, но основной фактор, провоцирующий психологическую агрессию со стороны учеников (особенно подростков) — мягкость педагога и отсутствие ответной реакции.

Буллинг учителей

Однако даже строгие учителя зачастую не пользуются уважением учеников, но формы выражения агрессии в их сторону не являются явными, в основном это обидные прозвища. Есть ряд закономерностей, характерных для буллинга учителей в школе.

Самый распространенный сценарий травли следующий: если педагог не дает правильную реакцию на агрессию ученика, он тем самым позволяет ему продолжать действовать в том же духе. Тут очень важна реакция зрителей, особенно их одобрение, которое подстегивает травлю и усугубляет ситуацию. Если одноклассники, напротив, высказывают осуждение, то агрессор прекратит буллинг учителя.

Очень остро проблема травли педагога стоит в коллективе, где школьник, занимающийся буллингом, не обладает высокими моральными принципами и плохо воспитан, но при этом имеет авторитет в классе. Если учитель даст отпор, то существует большая вероятность, что родители ученика станут исключительно на сторону ребенка, не особо разбираясь в сложившейся ситуации.

Многие педагоги солидарны во мнении, что во время их ученичества (в основном это советское время) родители всячески поддерживали авторитет профессии учителя, всегда вставали на его сторону и в целом больше времени уделяли воспитанию детей и их моральных принципов.

Сейчас же авторитет педагога крайне низок в глазах родителей, которые винят в низкой успеваемости учеников исключительно тех, кто учит, активно жалуются на них и транслируют неуважительное отношение своим детям. Родители не вникают в детали возникающих противоречий и спорных ситуаций, цепляются к учителям, критикуют их профессиональные качества и во всем оправдывают своих детей.

Согласно данным опроса Высшей школы экономики, около половины педагогов считают, что буллинг со стороны учеников связан с половым созреванием и переходным возрастом. Другая половина отмечает, что причина подобного поведения — стремление утвердиться в классе. Также есть точка зрения, что это всего лишь способ привлечения внимания к своей персоне или ответная реакция на строгость учителя.

Буллинг учителей родителями

В новостной ленте периодически мелькают случаи, связанные с конфликтами учителя и ученика, которые приводят к стычке и физическому отпору со стороны педагога. Конечно, подобные реакции учителя нельзя оправдывать и закрывать на них глаза. Однако есть примеры буллинга учителей со стороны учеников и даже их родителей, которые приводят к печальным последствиям, и их нельзя оценить однозначно.

Например, конфликт, произошедший в 2021 году между учителем физики и учеником 8-го класса, который нарушил дисциплину, грубо и по-хамски общался с педагогом. После того как учитель выставил его из класса, подросток пожаловался на побои. Педагог самостоятельно написал заявление об увольнении, а большинство одноклассников и их родителей встали на его сторону, выражая свое мнение публично и заявляя о несправедливости произошедшего по отношению к педагогу.

Буллинг учителей

Распространенное неуважение к профессии учителя и отсутствие поддержки со стороны родителей связывают со следующими причинами:

  • Собственный негативный опыт.

Во времена СССР родители доверяли учителям, ходили в школу только на родительские собрания. Дети боялись, что учитель будет их ругать. Так воспитали поколение детей, которых родители не защищали и всегда вставали на сторону учителя. Сейчас многие из них, напротив, готовы обойти все инстанции, лишь бы защитить своих отпрысков, не разбираясь в деталях произошедших ситуаций.

  • Беспокойство родителей и отсутствие доверия учителю.

Родители часто не осознают последствия своих чрезмерно эмоциональных и не всегда оправданных реакций и действий. Защищая ребенка и не желая идти на диалог, они тем самым могут провоцировать буллинг учителя со стороны учеников и родителей.

  • Влияние активной переписки в школьных чатах.

Сейчас некоторые родители активно высказывают свое мнение в чатах, иногда не осознавая последствия и формируя общий негативный фон и напряженную атмосферу. Учителю очень тяжело работать с такой группой родителей, которые из любой, даже незначительной, ситуации делают трагедию и заводят окружающих.

Большинство из них хотят, чтобы учителя относились по-особенному к их детям, вели каждый урок в интересной и креативной форме, что сложно реализуемо в современных школах с их жесткими требованиями и условиями труда педагогов.

Почему учитель становится объектом буллинга

Активные формы буллинга учителей в школах чаще всего встречаются в старших классах. Часто агрессор не один, а группа школьников, в которой присутствуют:

  • школьник-буллер, главный «нападающий»;
  • учитель-жертва;
  • зрители, которые активно или пассивно поддерживают агрессора. Также возможен нейтралитет.

Ученик-буллер и его группа поддержки демонстрируют агрессию в сторону учителя. Крайне важна реакция последнего: при ответной агрессии или, наоборот, оправданиях высока вероятность повторения этого прецедента. Часто такие ученики также занимаются буллингом одноклассников.

Виды буллинга учителей

  • Вербально выражаемая травля учителей. Является самым распространенным видом буллинга со стороны учеников. К нему относятся оскорбительное вербальное общение, грубость, откровенное хамство, издевки.

Буллинг учителей

  • Невербальная форма буллинга учителя: непристойные жесты, насмешки за спиной, карикатурные рисунки, передразнивание речи педагога, особенно если есть характерные особенности.
  • Косвенное запугивание, которое в той или иной мере ощутили на себе многие педагоги. К нему относится:
    • бойкотирование слов и требований учителя на уроке;
    • нарушение дисциплины в классе во время урока;
    • прямой отказ выполнять указы учителя и занятие своими личными делами на уроке.
  • Формы психологического давления в виде демонстративных опозданий, постоянных обманов, клевета и слухи про учителя, наплевательское отношение к заданиям и открытые сомнения в профессионализме педагога.
  • Кибербуллинг учителей в социальных сетях и посредством мобильных телефонов. Очень распространенный вид травли. Ученики оскорбляют, насмехаются над педагогами, их личной жизнью. Они уверены в своей безнаказанности, да и в целом проще высказывать негатив и агрессию не в лицо, а в интернете.

Как учителю справиться с буллингом

В стандартном понимании буллинг учителей в школе идет от одного плохо воспитанного и не поддающегося педагогическому влиянию ученика. В действительности психологическая агрессия всегда идет от группы. Психология буллинга основана на том, что есть агрессор, жертва и зрители.

Не стоит недооценивать роль наблюдающих, они косвенно или прямо поддерживают агрессию, тем самым мотивируя буллера к дальнейшим действиям. Сложность состоит в том, что если убрать агрессора или его жертву, то роли зачастую перераспределяются.

Если коллектив класса не имеет позитивных точек соприкосновения, то часто объединение происходит в таком деструктивном ключе. Так ученики ощущают свою общность и сопричастность. Агрессор получает психологическое удовлетворение от своих действий и поддержки наблюдателей, ощущает значимость и признание.

Буллинг учителей

На пустом месте дети не формируют деструктивную группу из-за того, что у кого-то из них низкие моральные ценности и плохое воспитание. Это всегда связано с отсутствием внимания и заботы авторитетного взрослого, который определяет нормы и правила поведения в коллективе и четко следит за их исполнением.

Класс, в котором обучается ребенок, сформирован случайным образом без общей цели, понятной каждому. Получить образование для большинства детей — размытое понятие и пустое занятие. В спортивной же секции или каком-то творческом объединении у детей есть общая цель и часто сильный руководитель, поэтому педагоги там не отмечают фактов буллинга со стороны учеников.

Каким образом можно предотвратить формирование групп на деструктивной основе?

  • Учитель должен иметь знания групповой динамики и навыки работы с ней. В высших учебных заведениях России мало внимания уделяется подобным темам, поэтому педагогам не помешает пройти дополнительное обучение по направлению кризисной психологии для успешной преподавательской деятельности.
  • Определять интересы детей, на основании которых ученики объединяются в группы.
  • Выстроить отношения с теми учениками, у которых есть задатки потенциальных агрессоров. Для этого нужно уделять им много внимания и искреннего интереса, перекидываясь парой фраз на переменах и интересуясь не только учебой. Любой ребенок чувствует искреннее участие и обычно отвечает взаимностью.

Какую помощь сейчас могут оказать учителю, ставшему жертвой буллинга в школе? Данное направление в России слабо развито и педагоги не защищены. Нет психологических центров и работников, оказывающих помощь педагогу в решении возникших проблем.

В Европе и США большее внимание уделено решению проблемы буллинга учителей в школе, есть консультанты, квалифицированные психологи и даже юридическая защищенность. В России данное направление в стадии развития, так как проблема буллинга учителей со стороны учеников является актуальной и озвучивается многими педагогами.

Общероссийский профсоюз образования разработал прогрессивный законопроект, который ужесточает ответственность родителей за детей, оскорбляющих работников образования. Данным законопроектом предусмотрен административный штраф от 500 до 3000 рублей за оскорбление педагогического работника и 5000 рублей за нападение ученика на учителя. За унижение учителя должностным или юридическим лицом предусмотрен штраф до 150000 рублей.

Буллинг учителей

Безусловно, педагоги всегда должны помнить, что они взаимодействуют с детьми, которые в переходном возрасте и пубертатном периоде являются психологически неустойчивыми и эмоционально неуравновешенными личностями. Учитель должен быть авторитетом для учеников.

Однако, как показывает практика, даже опытного педагога могут вывести агрессия и хамство, на которые крайне сложно не реагировать, учитывая их систематичность и жестокость форм буллинга со стороны учеников.

В академии Министерства просвещения был разработан тренажер для учителей по разрешению конфликтов с детьми. Самое важное, чтобы педагогический работник чувствовал поддержку и знал возможные варианты решения сложных ситуаций, не ожесточаясь и не ставя крест на своей профессиональной деятельности.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 3.38
( голосов 13 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw