Депривация у детей: суть явления, виды и варианты помощи
Сохранить статью:
Какая бывает? Депривация у детей возникает из-за отсутствия или ограничения возможности получить необходимое для гармоничного развития. Она бывает различных видов в зависимости от того, какой дефицит испытывает ребенок: сенсорный, когнитивный, социальный, эмоциональный или иной.
Что может сделать учитель? Особый случай – так называемая образовательная депривация. Под этим термином понимают отсутствие благоприятных условий для усвоения ребенком школьных знаний. Огромную роль играет личность учителя: от характера взаимоотношений, которые он сумеет выстроить с детьми, во многом зависит успех педагогического процесса.
Виды депривации
Депривация (deprivatio) в переводе с латинского означает «потеря» или «лишение». Данное психическое состояние возникает из-за образа жизни человека, лишённого собственных потребностей.
Другими словами, депривация – это отсутствие чего-то крайне важного для внутреннего мира человека, сопровождающееся чувством разрушения и опустошения.
Благодаря исследованиям Джона Боулби в области детской психологии стало очевидно, что ребёнок, которого лишили материнской любви и заботы, больше остальных нуждается в дополнительном внимании. Серьёзные проблемы задержки в развитии проявляются в когнитивной, речевой, двигательной функциях человека. Также страдает личностное и эмоциональное состояние.
Спектр явлений, подходящих под понятие «депривация», довольно обширен. Поэтому психологи постоянно рассматривают разные типы данного состояния, определяя формы, в которых может протекать этот процесс (они бывают открытыми и замаскированными).
Рассмотрим основные виды депривации у детей/
Сенсорная
При данной форме депривации у детей выявляется существенный недостаток в сенсорных импульсах, то есть в ограничении разных стимулов и в несоответствии их возможностям развития ребёнка.
Сенсорное развитие — это процесс, который включает в себя формирование понимания свойств тела, ощущений, поступающих извне и внутренних органов, а также взаимодействие с предметами окружающей среды. Важно при этом, чтобы ребёнок мог развивать способность различать болевые и приятные ощущения, а также тепло, холод, тактильность, вкус, цвет, запах, пространственные восприятия от своей моторной активности.
Недостаток таких впечатлений может привести к тревоге, нарушению внимания, координации движений и контакта с окружающим миром. Также у ребёнка появляется неуклюжесть, отсутствие чувствительности к боли и других ощущений, трудности с ориентацией во времени и пространстве и так далее.
Ребёнок, испытывающий депривацию, находится в поиске сильных и опасных сенсорных стимулов или уходит в мир фантазий, чтобы компенсировать недостаток впечатлений. Сенсорное развитие является важной частью формирования личности, на которое необходимо обращать внимание уже с раннего возраста.
Родители и педагоги могут помочь в этом процессе, предоставляя каждому ребёнку разные сенсорные стимулы: текстуры, звуки, вкусы, запахи, а также игры, способствующие развитию моторики и координации движения.
Когнитивная депривация
Дети часто сталкиваются с дефицитом информации, которая соответствует их возрасту и необходима для их развития. Кроме того, знания, которые они получают, могут быть хаотичными, изменчивыми и неупорядоченными. Это затрудняет объяснение окружающего мира.
Если ребёнок не развивает навыки обработки данных, то в информационно-насыщенной среде, например такой, как школа, он может быстро уставать, не справляться с потоком знаний, проявлять протестное поведение или даже заболеть.
Социальная депривация
Социальная депривация у детей проявляется в виде частичного или полного отсутствия контактов с другими членами группы. Это приводит к ограничению развития его роли и понимания своего места в структуре общества.
К сожалению, сегодня социальное развитие строится на том, что ребёнок должен самостоятельно усвоить структуру общества, научиться взаимодействовать с другими людьми и понимать свою роль во взаимоотношениях.
Социальная депривация у детей в раннем и дошкольном возрасте может привести к серьёзным проблемам развития. Одной из таких проблем является нарушение связи между личностью и именем, а также трудности в развитии идентичности в обществе. Ребёнок испытывает неуверенность в себе и не знает, кто он такой, что он может и не может делать.
Это приводит к чрезмерной социальной тревоге и неадекватному поведению (повышенная агрессия или патологическая покорность). Кроме того, ребёнок становится склонным к самоизоляции и неразборчивости в выборе друзей. Он не в состоянии оценивать жизненные перспективы и позитивные социальные устремления.
Эмоциональная депривация
Эмоциональная депривация у детей – это отсутствие возможности установления эмоционального контакта с другим человеком или разрыв уже существующих связей при отсутствии поддержки в период переживания болезненного душевного состояния.
Это приводит к задержке психического и физического развития личности, включая такие важные функции, как речь и умение находить контакт с людьми. Дети, страдающе эмоциональной депривацией, часто не могут различать особенности развития других индивидов и не умеют сотрудничать с ними.
Также они используют неподходящие для своего возраста стратегии общения, плохо различают чужие эмоции, не испытывают радость от игр. Вместо этого манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами, не включаясь эмоционально в сюжет.
Результатом данного вида депривации является и неумение формировать позитивные эмоциональные образы себя, чувствовать значимость для окружающих людей и плохо реагировать на похвалу и порицание. Это формирует серьёзные проблемы в будущем, такие как социальная изоляция, трудности в общении и в установлении здоровых отношений.
Материнская депривация
Материнская депривация у детей – самый травмирующий вид депривации. Это состояние, при котором ребёнок страдает от отсутствия эмоциональной связи с матерью, что в будущем приводит к недостатку доверия к взрослым и миру в целом.
Исследования депривации у детей, оставшихся без попечения родителей, показывают, что ребёнок может испытывать задержку в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. У младенцев, которые не получили достаточно материнской заботы и любви, развивается анаклитическая депрессия (состояние, при котором ребёнок испытывает глубокую тоску и отчаяние из-за отсутствия материнской внимания).
Материнская депривация приводит к серьёзным последствиям, таким как:
- неумение устанавливать близкие отношения с другими людьми и формировать безопасную привязанность;
- развитие сильной зависимости от мнения и действия окружающих;
- непризнание самого себя среди других индивидов и проявление аутоагрессии (форма поведения, при которой агрессия направлена на самого себя);
- осознание стыда за собственные действия, а также неумение говорить правду и отсутствие ответственности;
- демонстрация невротических состояний, таких как аутостимуляция (человек совершает повторяющиеся действия при помощи собственного тела или окружающих предметов), нарушение сна, расстройство желудочно-кишечного тракта, недержание мочи во время сна и иные психосоматические заболевания;
- формирование повышенного уровня тревожности и беспочвенных страхов;
- проявление импульсивности;
- демонстрирование недостатка психоречевого развития.
Как правило, некоторые виды депривации имеют схожую симптоматику и проявляются комплексно.
Варианты проявления депривации
Психическая депривация у детей связана с отсутствием необходимых условий для полноценного развития и может проявляться в различных стратегиях поведения в местах пребывания ребёнка (дом, школа и другие).
- Неповиновение. Выражается в необходимости привлекать внимание к своей персоне. Дети, которые испытывают такую депривацию, могут демонстративно перестать слушаться родителей и педагогов, а также вести себя неадекватно в местах скопления людей, например, закатывать истерики.
- Агрессия. Ребёнок, испытывающий депривацию, может проявлять агрессию для того, чтобы привлечь внимание к своим проблемам. В таком случае специалисты советуют уделять детям повышенное внимание и прислушиваться к тому, что они хотят сказать. Так ребёнок почувствует свою важность и сможет уверенно поделиться тем, что его тревожит.
- Оборонительная позиция. Дети, столкнувшиеся с эмоциональным дефицитом, могут чувствовать себя очень уязвимыми и испытывать страх при общении с другими людьми. Как правило, они неуверенные в себе и из-за этого вынуждены держать оборонительную позицию.
- Частые проявления страха. Маленький ребёнок просто не в состоянии самостоятельно справиться с собственными проявлениями депривации. Он испытывает чувство пустоты и незащищённости, что впоследствии приводит к различным страхам.
- Плохая успеваемость. Из-за сложного психоэмоционального состояния ребёнок перестаёт ответственно подходить к выполнению домашнего задания и внимательно слушать учителя на уроке. Такое поведение неизбежно приводит к проблемам с успеваемостью.
на наши новости
500 000 пользователей!
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональная депривация у детей неблаготворно влияет на учёбу, приводит к проблемам с речью. Дети, которые не выражают открыто любовь к семье, могут с задержкой начать говорить и испытывать трудности в социализации. Они строго контролируют свои эмоции и не желают заводить дружбу с кем бы то ни было.
Образовательная депривация
Образовательная депривация у детей характеризуется тем, что условия в учебном заведении ограничивают личностное развитие ребенка и возможности для его самореализации.
Это может стать причиной отчуждения учащихся, потери интереса к учебной деятельности. Отрешённость такого рода связана с психологическим дискомфортом, который испытывает ребёнок в процессе обучения. Данное состояние проявляется в негативном отношении к школе и учебе.
Однако отчуждение также затрагивает глубинные переживания ребёнка, связанные с несовпадением его ценностей и ценностей школы. Простыми словами, образовательная депривация у детей вызывает серьёзные последствия для личностного развития ученика и его будущей карьеры.
Одной из главных причин отчуждения учащихся от учителей в школе является характер их взаимодействия, оно проявляется в:
- отсутствии полноценного общения между педагогом и учениками;
- строгом, официальном тоне взаимоотношений;
- нежелании педагога создавать демократическую атмосферу, ученики при этом не способны доверительно общаться со своим учителем.
Это приводит к тому, что дети не раскрывают в полной мере свой творческий потенциал. Одной из основных причин такого отношения является стереотипное восприятие учителем своих учеников. То есть педагоги не хотят или не могут понять цель наблюдения за поведением подопечных, а также не знают, как организовать процесс раскрытия личности ученика.
Многие специалисты в области психологии замечают, что в период школьного обучения особенно часто возникают психические расстройства у детей и трудности в обучении. Проведенные исследования говорят о том, что отсутствие такта со стороны педагога служит основной причиной таких проблем, как неврозы, школьные фобии и тому подобное.
Это свидетельствует о том, что сегодняшняя образовательная система стала источником серьезных негативных процессов, которые ограничивают потенциал ребёнка и вызывают у него глубокие эмоциональные переживания.
Образовательная депривация имеет несколько важных аспектов
Эмоциональная депривация со стороны педагога
Депривация возникает из-за отсутствия необходимой мотивации и поддержки от преподавателя. Наставник не учитывает потребности ученика, игнорирует его как личность и не даёт возможности проявить себя в коллективе.
Сочетание с когнитивной депривацией
Когнитивная депривация возникает в случае, когда ученик не в состоянии полностью усвоить информацию в школе из-за преград в усвоении значений внешнего пространства. Это происходит, когда ребёнок, обладающий индивидуальными особенностями, сталкивается с информацией, которую он ещё не может понять.
Личностные характеристики индивида могут повлиять на характер и темп развития ребёнка в школе, поэтому важно, чтобы преподаватель, выстраивая программу обучения, учитывал их. Иначе данный вид депривации приведёт к необратимым психологическим последствиям. При изучении большого количества данных, которые ученик не понимает, но обязан усвоить, может сформироваться неприятие образовательного процесса.
Сочетание с культурной депривацией
Культурная депривация – это отсутствие возможности или нежелание получить образование. Это может быть связано с психологическим состоянием ребёнка в семье. Дети, чьи родители не мотивируют и не подталкивают ребёнка к учёбе, не получают стимулов, которые помогают понять важность образования и постигнуть культурные ценности через образование.
Таким образом, можно сделать вывод, что мнение семьи способствует усилению влияния на образовательную депривацию. Важно обеспечить доступ к учебному процессу и поощрять желание ребёнка к работе на уроке. Особенно это необходимо делать семьям, где образованию не уделяется должного внимания.
Проблема с распознаванием данного вида депривации заключается в том, что её бывает трудно заметить.
Как помочь ученику
При исследовании основных потребностей детей в процессе обучения выяснилось, что ученики больше всего нуждаются в поддержке учителей, чувстве защищённости, общении с коллективом, получении достижений и признаний.
Чтобы избежать последствий образовательной депривации, детям важно чувствовать не давление, а понимание и поддержку со стороны наставников. В таком случае избежать депривации помогает полное погружение ребёнка в систему образовательного процесса.
Педагогическая поддержка является важным инновационным компонентом учёбы, которая служит для предотвращения образовательной депривации. Помощь, которую оказывает учитель, необходимо осуществлять в трудный период жизни ребёнка. Она должна быть основана на развитии его способностей.
Поддержка, оказанная школьникам, имеет превентивный и оперативный характер и бывает двух видов: индивидуальное и групповое взаимодействие.
Педагогическая поддержка – это вид преподавательской практики, раскрыть содержание которой можно поэтапно:
- первый этап – это информирование о проблемах ребёнка, включающее знакомство с историей его развития;
- второй этап – это понимание трудностей, с которыми сталкивается школьник, изучение его жизненных проблем и интерпретации их значимости для него;
- третий этап – поисково-формирующий (поиск причин возникновения проблем, обсуждение путей их решения и выбор оптимальных вариантов педагогического воздействия);
- четвёртый этап – деятельный (осуществляется педагогическое воздействие, направленное на стратегическое решение проблем, содействие ребёнку и координацию действий заинтересованных лиц и специалистов).
- пятый этап – рефлексивно-прогностический, он включает анализ промежуточных результатов и обсуждение успехов и неудач, а также корректировку взаимодействия и выстраивание дальнейших планов развития.
Педагогическая поддержка при ранней депривации у детей помогает преодолевать трудности и достигать успехов в учёбе и личной жизни.
Предотвращение депривации при обучении и воспитании включает в себя комплекс мер, который педагог применяет в учебном процессе.
Главная задача всех мероприятий – удовлетворить личностно значимые потребности ребёнка:
- применение разных видов деятельности, которые соответствуют возрасту учащихся;
- проведение диагностики детей, благодаря которой учитель может идентифицировать причины нарушения взаимодействия;
- разработка стратегии педагогической помощи ученикам (должна осуществляться в соответствии с вышеуказанными причинами).
Исследователи характеризуют процесс предотвращения депривации как ориентацию на достижение взаимопонимания между педагогом и его подопечным, а также готовность учителя к осуществлению новых форм взаимодействия.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: