Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ
Сохранить статью:
О чем речь? В современной российской системе образования реализация индивидуального подхода в обучении возможна в отношении двух категорий учащихся: дети с различными ОВЗ, требующими особых образовательных условий, и одаренные ученики.
На что обратить внимание? Но перед внедрением такой методики педагог должен провести специальную диагностику, которая определит особенности каждого ребенка. Это позволит выбрать или же подготовить специальную программу обучения.
- Индивидуальный подход в обучении и воспитании
- Цели индивидуального подхода в обучении учащихся
- Почему индивидуального подхода нет в обычной школе
- Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ
- 6 принципов индивидуализации обучения учащихся с ОВЗ
- Основные технологии индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ
- Рекомендации для педагогов, практикующих индивидуальный подход
Индивидуальный подход в обучении и воспитании
Психолого-педагогический принцип, в котором система работы преподавателя построена на анализе личностных особенностей и жизненных обстоятельствах каждого ученика, называется – индивидуальный подход. Его главным критерием является гуманное отношение к человеку и пониманию его как исключительной ценности.
Осуществляя индивидуальный подход, важно учитывать успехи, трудности, ошибки и недостатки каждого ученика. Подход, основанный на индивидуальном отношении, построен на уважительно-активном, целеустремлённом и наиболее целесообразном применении различных воздействий. Преподаватель, который поддерживает в подопечном стремление к самовыражению, помогает ему развивать необходимые личностные качества, навыки, умения, а также стимулирует его к овладению знаниями.
Индивидуальный подход в обучении основан на увеличении и закреплении положительных качеств, а также на устранении недостатков. Умелое и своевременное вмешательство педагога позволяет избежать нежелательных и болезненных процессов перевоспитания. Особенно это касается тех детей, в период обучения которых долгое время закреплялась отрицательная сторона поведения и характера.
Образование школьников и дошкольников строится на индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении. Он включает в себя следующие задачи: создать коллектив, научить ребёнка подчинять свои личные желания и интересы общим, оказывать помощь в выборе направления деятельности, регулировать поведение каждого ребёнка в отдельности.
Если ученик находится вне группы, то некоторые его личностные качества не могут раскрыться в полной мере. Например, организованность, коллективизм, уважение к товарищам, желание помогать друг другу, умение дружить – все эти качества формируется внутри коллектива. А такие отрицательные проявления, как эгоизм, своеволие и зазнайство, наоборот, искореняются.
Цели индивидуального подхода в обучении учащихся
Эффективность образовательного процесса зависит от целей индивидуального подхода:
- Обучающая. Данная цель обусловлена средствами индивидуализации, в работу которой входит усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Важно при этом постоянное повышение уровня знаний, а также содействие в усвоении учебных программ, углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики способностей. Выполнение данного комплекса задач способствует уменьшению абсолютного и относительного отставания, от которого зависит уровень возможностей ребёнка.
- Развивающая. Отвечает за логическое и креативное мышление, а также за стремление учиться, опираясь при этом на зону ближайшего развития.
- Воспитывающая. Цель, которая построена на воспитании личности в широком понимании данного понятия.
Индивидуальный подход в обучении развивает интересы и специфические способности ребёнка. Важно помнить, что учитель, в данном случае, должен опираться не только на уже имеющиеся познавательные интересы, а побуждать ученика к изучению нового материала.
Индивидуализация необходима для того, чтобы ребёнок испытывал положительные эмоции во время образовательного процесса, при этом должны сохраняться и развиваться его характерные поведенческие особенности. Благодаря этому, у подопечного появляется мотивация к учёбе и формируется ответственное отношение к выполнению заданий. Происходит усовершенствование человека и превращение его в неповторимую уникальную личность.
Из этого можно сделать вывод, что применение индивидуального подхода не только улучшает ведение учебного процесса и деятельности ребёнка, но и создает условия, при которых развиваются качества, формирующие успешность самой деятельности. Педагоги, в свою очередь, могут эффективно осуществлять свою работу, которая проходит в рамках государственных образовательных стандартов.
Почему индивидуального подхода нет в обычной школе
На сегодняшний день в традиционных школах редко встречается такое понятие, как «индивидуальный подход». Тому есть свои причины.
Переполненность классов
Чаще всего в одном классе учится до 30 человек. На одном уроке, который длится всего 45 минут, у загруженного преподавателя просто не остаётся свободного времени, чтобы проработать материал с каждым персонально. Мало времени и для того, чтобы в короткий промежуток времени применить новые форматы и ресурсы для обучения.
Шаблонность
Современное образование не предусматривает вольного изучения материала. Ученик даже сочинение должен написать, опираясь на определённую структуру и наставления учителя.
То, насколько ребёнок достиг прогресса, оценивается по критериям Федеральных государственных образовательных стандартов, которые направлены больше не на объединение разнообразных программ, а на приведение их в единую систему. Стандарты часто обновляются, однако внедрение новых форматов чаще всего не приветствуется.
Отсутствие финансирования
В образование ребёнка, требующего индивидуальный подход, часто включается тьюторское сопровождение. Это значит, что за конкретным школьником закрепляется персональный наставник, который помогает ему в трудных ситуациях и мотивирует к учёбе.
Проблема заключается в том, что учителя не могут брать на себя дополнительную нагрузку, а администрация школы не заинтересована в найме дополнительного персонала, чтобы решить задачу с наставничеством.
Этическая сторона вопроса
К сожалению, современное общество до сих пор не готово к тому, что некоторым школьникам требуется индивидуальный подход. Традиционные учебные заведения стараются не замечать существующие различия между учениками.
Это проявляется во всём, начиная от школьной формы и заканчивая едиными требованиями к детям с разными физическими и умственными способностями.
Принято считать, что школа – это оплот общепринятых норм и правил, которых нужно придерживаться. А индивидуальный подход к детям нарушает сложившуюся систему и формирует зависть и соперничество.
Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ
Методы индивидуального подхода в обучении предусмотрены для детей, имеющие различные особенности развития. Исходя из этого, педагог, прежде всего, должен осуществить диагностику состояния ребёнка, а уже потом организовать процесс обучения.
Комплексный анализ помогает выявить не только фактический уровень развития ребёнка, но и понять, в каких условиях он прибывал в дошкольный период. Также оценивается характер, интересы, наклонности подопечного, особенности его психического и физического состояния и так далее.
В системе общеобразовательных традиционных школ принято принимать трудности в обучении за особенности развития ребёнка и низкий уровень усвоения им учебного материала. В школах с коррекционной направленностью трудности в обучении чаще всего связывают с проблемами здоровья, такими как: недостаток слуха, плохое зрение, неразвитость речи и другое.
Предлагаем посетить наш вебинар «Реализация индивидуального подхода в обучении. Особенности построения образовательного процесса для детей с задержкой психического развития». После просмотра дистанционного образовательного вебинара можете оформить международный сертификат участника вебинара.
Учебный процесс с детьми, требующих индивидуальный подход, не должен ограничиваться только лишь работой в классе. Организация перемен – одна из важнейших составляющих взаимодействия с ребёнком. На уроке отследить некоторые поведенческие особенности ученика бывает крайне трудно, ведь занимаясь, он ведёт себя сдержанно.
На перемене же дети раскрепощены и без пристального внимания взрослых перестают стесняться. Именно поэтому, контроль над ребёнком должен происходить не только во время учебного процесса, но и на перемене.
на наши новости
500 000 пользователей!
Используя данный метод, преподаватель может собрать информацию о характере и личностных качествах каждого ученика по отдельности, а также выяснить причины неуспеваемости в учёбе. Благодаря проведённому анализу и педагогическому мастерству у учителя появляется возможность предотвратить негативные факторы, влияющие на учебный процесс.
6 принципов индивидуализации обучения учащихся с ОВЗ
- Состояние успеха. Педагогу необходимо создать такие условия на уроке, при которых ученик почувствует состояние успеха, ощутит свою значимость и не станет испытывать страх перед исправлением ошибок. Задача преподавателя — дать задание, которое создаст ситуацию успешности ребёнка, а право исправить ошибку – не будет являться чем-то зазорным. Ученику нужно дать возможность исправлять свои неточности незаметно для других людей.
- Постепенное усложнение учебного материала. Необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы подача материала поступала поэтапно. При этом первые задания должны быть простыми, а каждые последующие – более сложными.
- Использование наглядного материала. При проведении урока стоит применять большое количество красочных дидактических и наглядных пособий.
- Ориентированность на жизненный опыт. Эффективнее всего, если в своей работе преподаватель делает акцент на практическую направленность учебного материала, при этом опирается на индивидуальные жизненные обстоятельства ученика.
- Многократное повторение. Педагог обязан производить периодическое воспроизведение материала, возвращаться к «старым» знаниям. Повторение изученного должно происходить на каждом этапе урока и к концу темы закрепляться с помощью различных методов и приёмов, например, решая кроссворды, собирая мозаику и тому подобное.
- Для того чтобы облегчить свою работу, ученик должен использовать необходимое количество заданий и иметь возможность обратиться к образцу. Например, это могут быть карточки с рисунками объектов или задания по заполнению схем. Важно учитывать, что учебный материал сначала нужно разобрать с ребёнком, а уже потом предложить выполнить задания в чистовой тетради самостоятельно.
Основные технологии индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья построена на особых коррекционно-развивающих педагогических технологиях. Благодаря им у ребёнка быстро формируется положительная динамика в обучении и воспитании.
Рассмотрим самые эффективные приёмы коррекционно-развивающих педагогических технологий:
- игровая ситуация;
- игры, направленные на развитие мыслительной деятельности (дидактические игры);
- работа в группах по 2 и более человека;
- использование наглядных материалов;
- включение анализаторов;
- включение в программу трудовой деятельности, соответствующую возрасту и развитию ребёнка;
- использование поисковых приёмов, ситуаций, требующих нестандартного решения;
- сопоставление учебного материала и индивидуальной жизненной ситуацией школьника;
- применение различных форм оценки.
Рекомендации для педагогов
- Старайтесь быть уверенным в собственных силах. Это поможет ученику, выполняющему определённое задание, ощутить состояние успешности, в случае, если он правильно решил упражнение или пример. Важно помнить, что сложность заданий должна постепенно возрастать и быть сопоставима возрасту и возможностям ребёнка.
- Не требуйте от ученика немедленного включения в учебный процесс. В начале каждого урока должны решаться организационные моменты, а уже потом следует перейти к усвоению материала. Эта необходимость связана с тем, что детям с ограниченными возможностями здоровья трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Не ставьте ребёнка в неожиданную для него ситуацию. Если вы задали вопрос, то не ждите быстрого ответа, а дайте некоторое время для обдумывания и формирования мысли.
- Не задавайте слишком большой и сложный материал. Для лучшего усвоения рекомендуется разделять его на отдельные части и предлагать упражнения постепенно по мере их усвоения.
- Не требуйте от ребёнка ежеминутного исправления неправильного ответа. Побудите ребёнка к повторению материала и попросите его решить задание через некоторое время ещё раз.
- Не отвлекайте ученика во время выполнения задания дополнительными условиями, уточнениями и инструкциями. Процесс переключения с одного действия на другой очень сложен. Таким образом, ребёнок будет чувствовать дискомфорт.
- При подаче информации старайтесь использовать картинки, схемы, таблицы. Это облегчит восприятие ребёнка и улучшит учебную деятельность. Однако, не стоит давать слишком много визуального материала, так как объём восприятия может быть снижен.
- Постарайтесь активизировать работу двигательного, зрительного, слухового и кинестетического анализатора. Для детей очень важно слушать, смотреть и проговаривать ту информацию, которую вы ему предлагаете.
- Тщательно готовьтесь перед каждым уроком. Важно, чтобы ребёнок на уроке сделал не «быстро» и «много», а тщательно проработал материал и правильно выполнил задания.
- Не забывайте об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Им необходимо предоставлять кратковременный отдых, чтобы ученик не чувствовал переутомления. Рекомендуется через каждые 10 минут включать в урок динамические паузы.
- Развивайте у детей самоконтроль. Педагог должен давать возможность самостоятельно определять наличие ошибки у себя и у одноклассников. Не делайте это явно, а лучше тактично в игровой форме указывайте на наличие неточностей.
- Не давайте на уроке большое количество новой информации. В работе ребёнка важна активизация не столько механической, сколько смысловой памяти. Хвалите ученика, для оценки его способностей применяйте жетоны, фишки, наклейки и другое.
- Создайте максимально комфортную обстановку. Проводя занятие, важно чтобы царила атмосфера доброжелательности и взаимовыручки.
- Используйте спокойный, равномерный темп подачи учебного материала. Не проговаривайте слова слишком быстро, а медленно повторяйте задание несколько раз.
- Используйте только те приёмы и методы, которые соответствуют возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок должны испытывать чувство удовлетворённости и уверенности в своих силах.
- Осуществляйте индивидуальный подход к каждому ребёнку в группе. Педагог должен делать это не только на своих уроках, но и во время дополнительных занятий.
Внедрение индивидуального подхода в обучении позволяет сформировать эффективный учебно-воспитательный процесс. Дифференцированный подход построен на том, что учитель должен учитывать личные качества ученика: его потребности, склонности, возможности, интересы, мотивы, особенности темперамента, мышление и память.
Преподаватель создаёт для каждого отдельного школьника такие условия, при которых он сможет осуществлять учебную деятельность, соответствующую его развитию. Важно обеспечить ребёнку вероятность самостоятельного усвоения учебного материала.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: