Классные часы в 5 классе: зачем нужны и как проводить
Сохранить статью:
Что это такое? Классные часы в 5 классе – это одна из лучших форм занятия вне основного учебного времени. Такие встречи обычно не очень длинные, но максимально насыщенные по общению и взаимодействию с учениками.
Как подготовить? Организуя классные часы среди детей такого возраста, педагог должен стремиться не только предоставить ученикам какую-либо информацию, но и вывести их на рассуждения, представить для решения проблему и, в случае необходимости, скорректировать их размышления.
Суть и задачи классного часа
Классные часы в 5 классе выступают наиболее предпочтительной формой работы с учениками. В ходе таких занятий у педагога появляется возможность для общения сразу со всем классом, чтобы одновременно оказывать влияние на каждого из присутствующих.
Высказывая собственное мнение, ученики проявляют свой эмоциональный интеллект и способности к объективному мышлению. В ходе классного часа учитель может проводить наблюдения, которые позволят разработать план воспитательной работы.
Возможность высказать свое мнение – очень важный момент для подростков. При этом для школьников слова сверстников могут иметь даже более весомое значение, чем замечания педагога. Именно поэтому можно говорить о высокой эффективности классных часов в 5 классе. Такие занятия в разрезе воспитательной работы обеспечивают более высокие результаты, чем индивидуальная педагогическая работа с отдельным учеником на протяжении длительного времени.
При серьезном подходе к организации классных часов учитель получает возможность наблюдать детей в атмосфере естественного общения. Он может реально оценивать психологические особенности каждого ребенка и грамотно выбирать методику воспитательной работы.
Какие педагогические цели можно ставить при организации классных часов?
- Первая цель классных часов в 5 классе – формирование условий, которые позволяют ученикам проявить себя и свои креативные способности.
- Вторая цель таких занятий состоит в том, что педагог может дать школьникам знания по проблемам окружающего мира и общества, о человеке и природе. Классные часы нужно проводить таким образом, чтобы дети получали навыки участия в решении общественно важных вопросов, формировали понимание существующей политической ситуации и глобальных проблем современности.
- Следующая цель связана с нравственным и этическим воспитанием учащихся. Важно прививать детям качества нравственной устойчивости, воспитывать правильное восприятие общечеловеческих ценностей и развивать эмоциональный интеллект.
- Не менее важная цель классных часов в 5 классе состоит в формировании здорового коллектива, благоприятствующего нравственному, общественному и интеллектуальному воспитанию учащихся.
Главные компоненты классного часа
Составляющие классного часа | Стандартный классный час | Личностно-ориентированный классный час |
Целевой |
Ориентирован на прививание ученикам социальных ценностей, норм поведения в обществе |
Направленность на раскрытие потенциала личности учеников, на их самоактуализацию, формирование уникального стиля жизнедеятельности |
Содержательный |
Субъектом, определяющим содержание и тематику классного часа, выступает учитель, но в некоторых ситуациях эту функцию могут выполнять представители ученического самоуправления |
Содержание занятия имеет личностную значимость. Оно строится на материале, который важен для саморазвития и личностного самоутверждения. Классный руководитель вместе с учениками и, при необходимости, родителями, подбирает тему и определяет содержание классного часа |
Организационно-активностный |
Основным, а зачастую и единственным организатором занятия выступает классный руководитель. Его взаимодействие с учениками выстраивается в форме монолога, фронтальных и групповых методов. Занятие отличается строгим регламентом и проводится на основании составленного плана |
Ученики принимают полноценное участие в организации классного часа, который выстраивается на принципах совместной деятельности. Учитель вместе с учениками создает ситуации для выбора и формирования успеха детей и взрослых. Преимущественно занятия проводятся в форме исследований, дискуссий и обсуждения проблемных вопросов |
Оценочно-аналитический |
В процессе оценивания классного часа основное внимание уделяется новизне, размеру и духовности изучаемой информации, культуре и нестандартности изложения материала и качеству его усвоения учениками |
Критериями для оценивания мероприятия являются такие категории, как значение изучаемого материала для развития личности, самореализации, формирования креативного мышления, творческих способностей, воздействие на комфортное психологическое состояние учеников и их активность |
Методы организации классного часа в 5 классе
В соответствии с методикой проведения таких занятий, необходимо в первую очередь определить их содержание с учетом поставленных целей, особенностей детей и их навыков.
Классные часы в 5 классе могут проводиться на разные темы и в различной форме. Их эффективность определяется планом организации основных мероприятий на учебный год, грамотной подготовкой к ним учителей и учеников.
При организации таких занятий в 5 классе классный руководитель должен:
- Руководствоваться целями и задачами, опираться на цели и задачи, запланированным циклом основных занятий и мероприятий системы школьного воспитания.
- Сформировать цель и задачи воспитательного процесса в классе.
- Систематизировать классные воспитательные мероприятия, запланировать формы их проведения.
- Определить темы и подобрать содержание с учетом нравственных особенностей и уровня воспитанности учеников (определяется методами анкетирования и собеседования), а также традиций учебного заведения.
- Подобрать темы классных часов на учебный год (возможно, с привлечением учеников и их родителей). Если в учебном заведении предусмотрены календарно-тематические планы, формы и содержание занятий подобрать в соответствии с ними.
- Составить план подготовки и проведения занятий, который будет включать формирование творческих групп учеников в соответствии с их потенциалом и желанием, привлечение родителей, учителей, специалистов в отдельных областях знаний, работников учебного заведения и внешкольных организаций.
Этапы подготовки к классному часу в 5 классе
- выбор (или уточнение) темы занятия, постановка его цели;
- выбор формы проведения;
- подбор методического материала с учетом требований, которые предусмотрены для таких занятий (актуальность, жизненность, соответствие имеющемуся у учеников класса опыту, уровню развития, возрасту, личностным качествам);
- разработка плана подготовки и сценария классного часа в 5 классе (необходимо на этом этапе привлекать максимально возможное количество учащихся);
- выбор форм и методов, которые могут повысить уровень интереса учеников к рассматриваемой теме;
- выбор наглядного материала, музыкального сопровождения и вариантов оформления аудитории для формирования благоприятных условий при проведении классного часа;
- принятие решения относительно участия родителей, учеников других классов, педагогов, экспертов по рассматриваемой теме и других лиц;
- выбор роли и варианта позиционирования классного руководителя в мероприятиях по подготовке и проведению классного часа в 5 классе;
- распределение задач среди участников занятия и творческих групп учеников;
- определение вариантов закрепления знаний, полученных учениками в ходе классного часа, в дальнейшей учебной и практической деятельности;
- проведение запланированного занятия;
- анализ и оценка результатов классного часа и подготовительных мероприятий (часто этот пункт отсутствует в планах классных руководителей).
При разработке классного часа в 5 классе необходимо обратить отдельное внимание на психологический настрой учеников. Этот фактор следует анализировать еще с момента, когда ученики получают информацию о будущем классном часе. Оптимальные формы подготовки класса к такому занятию – разделение класса на команды, подготовка в таких группах отдельных фрагментов мероприятия, участие в оформлении учебного класса т.д.
Лучшие темы для классного часа в 5 классе
Подготовка и проведение психологических тренингов и игр
Такие занятия могут проводиться без особой подготовки, но они отличаются высокой эффективностью. Классный час в игровой форме всегда более привлекателен для детей. На таком тренинге они могут получать навыки коммуникации, учиться осознавать собственные комплексы.
- «Комплимент»
Ученики становятся так, чтобы получилось 2 круга (один внутри другого). При этом должны получиться пары, включающие детей из разных кругов, которые становятся лицом друг к другу. Один из участников пары должен произнести имя своего партнера и сделать ему комплимент.
После этого второй участник благодарит и произносит ответный комплимент. На это отводится одна минута, по истечении которой ведущий делает условленный знак, и ученики из внутреннего круга делают один шаг влево. В результате формируются новые пары, повторяется предыдущее задание. Игра заканчивается, когда вновь встретятся участники первой пары.
- «Сравнение»
Для этой игры необходимо сформировать круг из стульев и рассадить на них участников. Оптимальное количество учеников в одном круге — от 8 до 10. Участники круга по очереди описывают любого из членов команды с использованием сравнений (необходимо составить максимально развернутое описание с большим количеством сравнений).
К примеру «если бы это было здание, то оно бы выглядело, как монолитная крепость; если бы он был книгой, то назывался бы «Илья Муромец»; если бы он был деревом, то это бы был дуб». Составляя описание, важно не называть имя, так как задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, о ком идет речь.
- «Волшебный магазин»
В начале занятия педагог говорит детям следующее: «Предположим, вы оказались в волшебном магазине, где есть любые качества людей, их проблемы, эмоции, навыки, поступки и проблемы. Вы можете купить все, что угодно, но только в обмен на то, что вам не нужно (что-то лишнее, то, что мешает). Каждый ученик должен подробно рассказать, что он хочет приобрести и продать.
- «Знакомство»
Ученики формируют круг. Ведущий, а затем и каждый участник должен произнести свое имя и прибавить к нему прилагательное, отражающее определенные качества характера, черты личности, поведения и т.д. Нужно обязательно выполнить требование, чтобы прилагательное начиналось с первой буквы имени (к примеру, Ваня внимательный, Сережа строгий).
на наши новости
500 000 пользователей!
- «Всеобщее внимание»
Игра предполагает выполнение всеми участниками следующего требования: необходимо, не используя физические контакты, привлечь к себе внимание других учеников. При этом все учащиеся должны делать это одновременно. Ведущий определяет, кто достиг поставленной цели и с помощью каких приемов.
- «Какие качества людей нас привлекают»
Каждый участник должен выбрать одного ученика и в письменной форме описать 5 его качеств, которые вызывают симпатию, не указывая имени. Все заполненные листики сдаются ведущему. После этого он зачитывает каждый список, а участники игры должны угадать обладателя описанных качеств.
- «Рассмешить партнера»
Для этой игры все ученики разбиваются на пары. Задача состоит в том, чтобы рассмешить напарника. Если все попытки заканчиваются неудачей, формируется другая пара. Тот участник, который засмеялся, сам выбирает себе пару из оставшихся учеников. В результате игры будет определен наиболее смешливый ученик с хорошим чувством юмора.
Подготовка и проведение тематического занятия
Тематические классные часы в 5 классе планируются еще в сентябре. Они могут объединяться в рамках одной темы на протяжении определенного времени. Тематические занятия могут началом или подведением итогов учебных занятий, дополненных различными внеклассными мероприятиями.
Подготовка и проведение информационного занятия в 5 классе
Информационные классные часы проводятся, чтобы сформировать у учеников осознание личной принадлежности к общественно-политической жизни государства, региона, населенного пункта.
Различают обзорные и тематические занятия с информационной направленностью.
- На обзорных классных часах учеников знакомят с последними важными событиями в мире, государстве, населенном пункте. Длительность обзорного часа составляет около 20-25 минут.
- Тематические занятия направлены на ознакомление учеников с актуальными проблемами (проводят их анализ, изучают отношение к ним представителей разных социальных групп и экспертов). Тематические часы занимают больше времени, чем обзорные занятия.
Правила организации информационных классных часов в 5 классе:
- Важно, чтобы информационные занятия давали ученикам актуальные и своевременные сведения.
- Необходимо обеспечить мобильность информационных часов.
- Важно подбирать для таких занятий свежую информацию, которая еще не известна ученикам.
- Необходимо обеспечить беспристрастность подачи сведений
- Важно организовать проведение информационных занятий таким образом, чтобы обеспечить интеллектуальное развитие учеников (дети получают навыки анализа, сравнения, обобщения, формирования выводов).
Какие формы занятий используются для проведения информационного классного часа в 5 классе:
- чтение сообщений в прессе;
- пересказ новостей из газет с внедрением цитат из текстов; получение навыков работы со словарями и справочными изданиями;
- занятия с анализом глобальной политической карты и глобуса;
- формулирование вопросов на проблемные темы и формированием ответов;
- просмотр и телепередач с последующим обсуждением.
В каких формах может проводиться классный час в 5 классе:
- викторины (обзорная и по конкретным темам);
- информационный ринг;
- проведение конкурсов (рисунков, плакатов), соревнование по эрудированности;
- пресс-конференция;
- организация встреч с экспертами и известными личностями;
- праздники изданий прессы;
- занятия в форме вопрос/ответ;
- дискуссионные мероприятия;
- «перемещение во времени» (изучение истории развития печатных изданий);
- рекламные акции.
Подготовка и проведение конференции читателей
Конференции в воспитательном процессе часто применяют для подведения итогов после изучения определенной темы, проблемы, сферы знаний.
Различают читательские, исследовательские, научные конференции и мероприятия в форме уроков. В настоящее время в школах чаще практикуются научно-исследовательские или практические конференции.
Цель читательских мероприятий состоит в формировании у учащихся интересов к чтению и книгам. Такие занятия прививают привычку и традиции чтения.
Читательские конференции подготавливаются таким образом, чтобы обеспечить условия для развития интеллекта, стремления к знаниям, кругозора у учащихся.
Как правило, в школах такие мероприятия проводят, начиная с 5-го класса.
Этапы и методика организации читательской конференции:
- Выбор темы занятия.
- Согласование времени проведения мероприятия со всеми предполагаемыми участниками (ученики, учителя, работники библиотеки).
- Разработка вопросов, планируемых для обсуждения в процессе читательской конференции.
- Выявление проблем, которые раскрываются в книгах выбранных авторов.
- Просмотр кинофильмов и спектаклей, посещение музеев и тематических выставок, связанных с темой читательской конференции.
- Подготовка и проведение встреч с людьми, имеющими отношение к планируемому мероприятию.
- Подбор книг, документов, библиографий и других материалов по теме читательской конференции.
- Формирование групп учеников в рамках подготовки мероприятия с учетом их интересов и желаний.
- Предварительное обсуждение с созданными группами учеников результатов работы в рамках подготовки к читательской конференции.
- Обсуждение итогов мероприятия и участия учеников в ее организации и проведении.
В каких формах может проводиться читательская конференция в рамках классного часа?
- конкурсы литературных героев;
- театр миниатюр;
- литературная викторина;
- литературная гостиная автора;
- праздник, посвященный любимым произведениям;
- литературная встреча.
В завершении нашего материала хотим обратить ваше внимание на один очень важный момент. Классные часы в 5 классе нельзя проводить с использованием нравоучений и наставлений. Опытные педагоги планируют подобные занятия таким образом, чтобы у учащихся не возникало ощущение, что их «воспитывают». Классный час – это время для общения. Если его планируют лишь для «выполнения плана», то для учителя и учеников будет полезнее посвятить это время другим вопросам.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: