Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Классные часы в 5 классе
Главная > Блог > Классные часы в 5 классе: зачем нужны и как проводить
02.09.2022
1980
Время чтения: 14 минут

Классные часы в 5 классе: зачем нужны и как проводить

Что это такое? Классные часы в 5 классе – это одна из лучших форм занятия вне основного учебного времени. Такие встречи обычно не очень длинные, но максимально насыщенные по общению и взаимодействию с учениками.

Как подготовить? Организуя классные часы среди детей такого возраста, педагог должен стремиться не только предоставить ученикам какую-либо информацию, но и вывести их на рассуждения, представить для решения проблему и, в случае необходимости, скорректировать их размышления.

Оглавление:
  1. Суть и задачи классного часа
  2. Главные компоненты классного часа
  3. Методы организации классного часа в 5 классе
  4. Лучшие темы для классного часа в 5 классе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть и задачи классного часа

Классные часы в 5 классе выступают наиболее предпочтительной формой работы с учениками. В ходе таких занятий у педагога появляется возможность для общения сразу со всем классом, чтобы одновременно оказывать влияние на каждого из присутствующих.

Высказывая собственное мнение, ученики проявляют свой эмоциональный интеллект и способности к объективному мышлению. В ходе классного часа учитель может проводить наблюдения, которые позволят разработать план воспитательной работы.

Суть и задачи классного часа

Возможность высказать свое мнение – очень важный момент для подростков. При этом для школьников слова сверстников могут иметь даже более весомое значение, чем замечания педагога. Именно поэтому можно говорить о высокой эффективности классных часов в 5 классе. Такие занятия в разрезе воспитательной работы обеспечивают более высокие результаты, чем индивидуальная педагогическая работа с отдельным учеником на протяжении длительного времени.

При серьезном подходе к организации классных часов учитель получает возможность наблюдать детей в атмосфере естественного общения. Он может реально оценивать психологические особенности каждого ребенка и грамотно выбирать методику воспитательной работы.

Классные часы в 5 классе

Какие педагогические цели можно ставить при организации классных часов?

  • Первая цель классных часов в 5 классе – формирование условий, которые позволяют ученикам проявить себя и свои креативные способности.
  • Вторая цель таких занятий состоит в том, что педагог может дать школьникам знания по проблемам окружающего мира и общества, о человеке и природе. Классные часы нужно проводить таким образом, чтобы дети получали навыки участия в решении общественно важных вопросов, формировали понимание существующей политической ситуации и глобальных проблем современности.
  • Следующая цель связана с нравственным и этическим воспитанием учащихся. Важно прививать детям качества нравственной устойчивости, воспитывать правильное восприятие общечеловеческих ценностей и развивать эмоциональный интеллект.
  • Не менее важная цель классных часов в 5 классе состоит в формировании здорового коллектива, благоприятствующего нравственному, общественному и интеллектуальному воспитанию учащихся.

Главные компоненты классного часа

Составляющие классного часа Стандартный классный час Личностно-ориентированный классный час

Целевой

Ориентирован на прививание ученикам социальных ценностей, норм поведения в обществе

Направленность на раскрытие потенциала личности учеников, на их самоактуализацию, формирование уникального стиля жизнедеятельности

Содержательный

Субъектом, определяющим содержание и тематику классного часа, выступает учитель, но в некоторых ситуациях эту функцию могут выполнять представители ученического самоуправления

Содержание занятия имеет личностную значимость. Оно строится на материале, который важен для саморазвития и личностного самоутверждения. Классный руководитель вместе с учениками и, при необходимости, родителями, подбирает тему и определяет содержание классного часа

Организационно-активностный

Основным, а зачастую и единственным организатором занятия выступает классный руководитель. Его взаимодействие с учениками выстраивается в форме монолога, фронтальных и групповых методов. Занятие отличается строгим регламентом и проводится на основании составленного плана

Ученики принимают полноценное участие в организации классного часа, который выстраивается на принципах совместной деятельности. Учитель вместе с учениками создает ситуации для выбора и формирования успеха детей и взрослых. Преимущественно занятия проводятся в форме исследований, дискуссий и обсуждения проблемных вопросов

Оценочно-аналитический

В процессе оценивания классного часа основное внимание уделяется новизне, размеру и духовности изучаемой информации, культуре и нестандартности изложения материала и качеству его усвоения учениками

Критериями для оценивания мероприятия являются такие категории, как значение изучаемого материала для развития личности, самореализации, формирования креативного мышления, творческих способностей, воздействие на комфортное психологическое состояние учеников и их активность

Методы организации классного часа в 5 классе

В соответствии с методикой проведения таких занятий, необходимо в первую очередь определить их содержание с учетом поставленных целей, особенностей детей и их навыков.

Классные часы в 5 классе могут проводиться на разные темы и в различной форме. Их эффективность определяется планом организации основных мероприятий на учебный год, грамотной подготовкой к ним учителей и учеников.

Методы организации классного часа

При организации таких занятий в 5 классе классный руководитель должен:

  • Руководствоваться целями и задачами, опираться на цели и задачи, запланированным циклом основных занятий и мероприятий системы школьного воспитания.
  • Сформировать цель и задачи воспитательного процесса в классе.
  • Систематизировать классные воспитательные мероприятия, запланировать формы их проведения.
  • Определить темы и подобрать содержание с учетом нравственных особенностей и уровня воспитанности учеников (определяется методами анкетирования и собеседования), а также традиций учебного заведения.
  • Подобрать темы классных часов на учебный год (возможно, с привлечением учеников и их родителей). Если в учебном заведении предусмотрены календарно-тематические планы, формы и содержание занятий подобрать в соответствии с ними.
  • Составить план подготовки и проведения занятий, который будет включать формирование творческих групп учеников в соответствии с их потенциалом и желанием, привлечение родителей, учителей, специалистов в отдельных областях знаний, работников учебного заведения и внешкольных организаций.

Этапы подготовки к классному часу в 5 классе

  • выбор (или уточнение) темы занятия, постановка его цели;
  • выбор формы проведения;
  • подбор методического материала с учетом требований, которые предусмотрены для таких занятий (актуальность, жизненность, соответствие имеющемуся у учеников класса опыту, уровню развития, возрасту, личностным качествам);
  • разработка плана подготовки и сценария классного часа в 5 классе (необходимо на этом этапе привлекать максимально возможное количество учащихся);
  • выбор форм и методов, которые могут повысить уровень интереса учеников к рассматриваемой теме;
  • выбор наглядного материала, музыкального сопровождения и вариантов оформления аудитории для формирования благоприятных условий при проведении классного часа;
  • принятие решения относительно участия родителей, учеников других классов, педагогов, экспертов по рассматриваемой теме и других лиц;
  • выбор роли и варианта позиционирования классного руководителя в мероприятиях по подготовке и проведению классного часа в 5 классе;
  • распределение задач среди участников занятия и творческих групп учеников;
  • определение вариантов закрепления знаний, полученных учениками в ходе классного часа, в дальнейшей учебной и практической деятельности;
  • проведение запланированного занятия;
  • анализ и оценка результатов классного часа и подготовительных мероприятий (часто этот пункт отсутствует в планах классных руководителей).

При разработке классного часа в 5 классе необходимо обратить отдельное внимание на психологический настрой учеников. Этот фактор следует анализировать еще с момента, когда ученики получают информацию о будущем классном часе. Оптимальные формы подготовки класса к такому занятию – разделение класса на команды, подготовка в таких группах отдельных фрагментов мероприятия, участие в оформлении учебного класса т.д.

Лучшие темы для классного часа в 5 классе

Подготовка и проведение психологических тренингов и игр

Такие занятия могут проводиться без особой подготовки, но они отличаются высокой эффективностью. Классный час в игровой форме всегда более привлекателен для детей. На таком тренинге они могут получать навыки коммуникации, учиться осознавать собственные комплексы.

Лучшие темы для классного часа

  • «Комплимент» 

Ученики становятся так, чтобы получилось 2 круга (один внутри другого). При этом должны получиться пары, включающие детей из разных кругов, которые становятся лицом друг к другу. Один из участников пары должен произнести имя своего партнера и сделать ему комплимент.

После этого второй участник благодарит и произносит ответный комплимент. На это отводится одна минута, по истечении которой ведущий делает условленный знак, и ученики из внутреннего круга делают один шаг влево. В результате формируются новые пары, повторяется предыдущее задание. Игра заканчивается, когда вновь встретятся участники первой пары.

  • «Сравнение»

Для этой игры необходимо сформировать круг из стульев и рассадить на них участников. Оптимальное количество учеников в одном круге — от 8 до 10. Участники круга по очереди описывают любого из членов команды с использованием сравнений (необходимо составить максимально развернутое описание с большим количеством сравнений).

К примеру «если бы это было здание, то оно бы выглядело, как монолитная крепость; если бы он был книгой, то назывался бы «Илья Муромец»; если бы он был деревом, то это бы был дуб». Составляя описание, важно не называть имя, так как задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, о ком идет речь.

  • «Волшебный магазин»

В начале занятия педагог говорит детям следующее: «Предположим, вы оказались в волшебном магазине, где есть любые качества людей, их проблемы, эмоции, навыки, поступки и проблемы. Вы можете купить все, что угодно, но только в обмен на то, что вам не нужно (что-то лишнее, то, что мешает). Каждый ученик должен подробно рассказать, что он хочет приобрести и продать.

  • «Знакомство»

Ученики формируют круг. Ведущий, а затем и каждый участник должен произнести свое имя и прибавить к нему прилагательное, отражающее определенные качества характера, черты личности, поведения и т.д. Нужно обязательно выполнить требование, чтобы прилагательное начиналось с первой буквы имени (к примеру, Ваня внимательный, Сережа строгий).

  • «Всеобщее внимание» 

Игра предполагает выполнение всеми участниками следующего требования: необходимо, не используя физические контакты, привлечь к себе внимание других учеников. При этом все учащиеся должны делать это одновременно. Ведущий определяет, кто достиг поставленной цели и с помощью каких приемов.

  • «Какие качества людей нас привлекают» 

Каждый участник должен выбрать одного ученика и в письменной форме описать 5 его качеств, которые вызывают симпатию, не указывая имени. Все заполненные листики сдаются ведущему. После этого он зачитывает каждый список, а участники игры должны угадать обладателя описанных качеств.

Тематические классные часы в 5 классе

  • «Рассмешить партнера» 

Для этой игры все ученики разбиваются на пары. Задача состоит в том, чтобы рассмешить напарника. Если все попытки заканчиваются неудачей, формируется другая пара. Тот участник, который засмеялся, сам выбирает себе пару из оставшихся учеников. В результате игры будет определен наиболее смешливый ученик с хорошим чувством юмора.

Подготовка и проведение тематического занятия

Тематические классные часы в 5 классе планируются еще в сентябре. Они могут объединяться в рамках одной темы на протяжении определенного времени. Тематические занятия могут началом или подведением итогов учебных занятий, дополненных различными внеклассными мероприятиями.

Подготовка и проведение информационного занятия в 5 классе

Информационные классные часы проводятся, чтобы сформировать у учеников осознание личной принадлежности к общественно-политической жизни государства, региона, населенного пункта.

Различают обзорные и тематические занятия с информационной направленностью.

  • На обзорных классных часах учеников знакомят с последними важными событиями в мире, государстве, населенном пункте. Длительность обзорного часа составляет около 20-25 минут.
  • Тематические занятия направлены на ознакомление учеников с актуальными проблемами (проводят их анализ, изучают отношение к ним представителей разных социальных групп и экспертов). Тематические часы занимают больше времени, чем обзорные занятия.

Правила организации информационных классных часов

Правила организации информационных классных часов в 5 классе:

  • Важно, чтобы информационные занятия давали ученикам актуальные и своевременные сведения
  • Необходимо обеспечить мобильность информационных часов
  • Важно подбирать для таких занятий свежую информацию, которая еще не известна ученикам
  • Необходимо обеспечить беспристрастность подачи сведений 
  • Важно организовать проведение информационных занятий таким образом, чтобы обеспечить интеллектуальное развитие учеников (дети получают навыки анализа, сравнения, обобщения, формирования выводов). 

Какие формы занятий используются для проведения информационного классного часа в 5 классе:

  • чтение сообщений в прессе;
  • пересказ новостей из газет с внедрением цитат из текстов; получение навыков работы со словарями и справочными изданиями;
  • занятия с анализом глобальной политической карты и глобуса;
  • формулирование вопросов на проблемные темы и формированием ответов;
  • просмотр и телепередач с последующим обсуждением.

В каких формах может проводиться классный час в 5 классе:

  • викторины (обзорная и по конкретным темам);
  • информационный ринг;
  • проведение конкурсов (рисунков, плакатов), соревнование по эрудированности;
  • пресс-конференция;
  • организация встреч с экспертами и известными личностями;
  • праздники изданий прессы;
  • занятия в форме вопрос/ответ;
  • дискуссионные мероприятия;
  • «перемещение во времени» (изучение истории развития печатных изданий);
  • рекламные акции.

Подготовка и проведение конференции читателей

Конференции в воспитательном процессе часто применяют для подведения итогов после изучения определенной темы, проблемы, сферы знаний.

Различают читательские, исследовательские, научные конференции и мероприятия в форме уроков. В настоящее время в школах чаще практикуются научно-исследовательские или практические конференции.

Читательские конференции

Цель читательских мероприятий состоит в формировании у учащихся интересов к чтению и книгам. Такие занятия прививают привычку и традиции чтения.

Читательские конференции подготавливаются таким образом, чтобы обеспечить условия для развития интеллекта, стремления к знаниям, кругозора у учащихся.

Как правило, в школах такие мероприятия проводят, начиная с 5-го класса.

Этапы и методика организации читательской конференции:

  • Выбор темы занятия. 
  • Согласование времени проведения мероприятия со всеми предполагаемыми участниками (ученики, учителя, работники библиотеки). 
  • Разработка вопросов, планируемых для обсуждения в процессе читательской конференции. 
  • Выявление проблем, которые раскрываются в книгах выбранных авторов. 
  • Просмотр кинофильмов и спектаклей, посещение музеев и тематических выставок, связанных с темой читательской конференции. 
  • Подготовка и проведение встреч с людьми, имеющими отношение к планируемому мероприятию. 
  • Подбор книг, документов, библиографий и других материалов по теме читательской конференции. 
  • Формирование групп учеников в рамках подготовки мероприятия с учетом их интересов и желаний. 
  • Предварительное обсуждение с созданными группами учеников результатов работы в рамках подготовки к читательской конференции. 
  • Обсуждение итогов мероприятия и участия учеников в ее организации и проведении. 

В каких формах может проводиться читательская конференция в рамках классного часа?

  • конкурсы литературных героев;
  • театр миниатюр;
  • литературная викторина;
  • литературная гостиная автора;
  • праздник, посвященный любимым произведениям;
  • литературная встреча.

В завершении нашего материала хотим обратить ваше внимание на один очень важный момент. Классные часы в 5 классе нельзя проводить с использованием нравоучений и наставлений. Опытные педагоги планируют подобные занятия таким образом, чтобы у учащихся не возникало ощущение, что их «воспитывают». Классный час – это время для общения. Если его планируют лишь для «выполнения плана», то для учителя и учеников будет полезнее посвятить это время другим вопросам.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw