Когнитивно-поведенческая терапия: как и когда применять
Сохранить статью:
Что это? Когнитивно-поведенческая терапия основывается на стереотипном, шаблонном мышлении и поведении. Каждый человек реагирует на внешние раздражители определенным образом. Это могут быть как полезные реакции, так и мешающие успешно взаимодействовать с окружающим миром и социумом.
Как работает? Психолог или психотерапевт, опирающийся на когнитивно-поведенческую терапию, учит пациента работать с собственными мыслями, смотреть иначе на ситуацию. В результате меняются стереотипы, снижается тревожность, уходят паника и стрессы.
- Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия
- Цели когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков
- Стратегии ведения консультации в когнитивно-поведенческой терапии
- Организация когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков
- Повышение квалификации в области когнитивно-поведенческой терапии
Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия
Все люди уникальны, абсолютно каждый человек обладает своими, присущими только ему привычками, убеждениями, суждениями, взглядом на жизнь, манерой поведения. Характер и личность человека формируются на основе опыта, приобретенного в течение жизни, который может включать самые разные события и эмоции (положительные и отрицательные), телесные травмы и так далее. Человеку свойственно воспринимать окружающий мир (других людей, вещи, происходящие события) в соответствии со своим внутренним миром.
Эта способность называется когнитивностью. Она проявляется в том, что мысли могут возникать автоматически и бессознательно, как реакции на различные внешние раздражители. Эти мысли в свою очередь называются когнициями. Они бывают нейтральными, но также могут быть деструктивными и обладать разрушительной силой.
Попав в плен негативных установок, человек становится неспособным давать здравую оценку реальности, что приводит к странному поведению и непредсказуемым поступкам. Окружающие могут не понимать его реакций, в то время как для него самого они кажутся единственно верными в конкретной ситуации. В итоге, такое состояние изматывает, приводит к эмоциональной усталости и мешает жить полноценной нормальной жизнью.
В настоящее время когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) признается как наиболее эффективный и доступный вид психотерапевтической помощи в мире. Эта форма терапии показала высокие результаты в лечении большого спектра расстройств психики, таких как всевозможные зависимости, расстройства приема пищи, депрессивные состояния, тревожные расстройства и панические атаки.
Кроме того, групповая когнитивно-поведенческая терапия активно применяется для работы с пациентами всех возрастных групп, начиная от детей детсадовского возраста, заканчивая пожилыми людьми.
Для работы с семьями, где дети страдают зависимостью от Интернета и связанных с ним гаджетов, существуют специальные адаптированные методики когнитивно-поведенческой терапии. Основные принципы КПТ в данном случае заключаются в комплексном подходе, воздействующем на мышление, настроение и поведение пациентов, а также в обучающем стиле работы с ними.
Особое внимание уделяется предотвращению повторения проблемы, краткосрочности терапии и ориентации на решение конкретных задач. Это делает КПТ наиболее эффективным видом помощи для таких семей.
Когнитивно-поведенческий подход к психотерапии основывается на том, что наша эмоциональная реакция на события зависит не от самих обстоятельств, а от нашего восприятия и собственного толкования ситуации. Основы когнитивно-поведенческой терапии сосредоточены на идее, что наши мысли и убеждения влияют на наши чувства и поведение.
Этот подход помогает людям разобраться в ложных рассуждениях о себе, окружающих людях и мире, что помогает справляться с негативными эмоциями и поведенческими проблемами.
С помощью данной методики специалисты обнаруживают «пробелы» в образе мышления и неправильные убеждения, содействующие искажению восприятия реальной жизни. КТП позволяет заменить их на разумные и объективные, поменять модель поведения с отсылкой к новой правильной реальности, сформированной в процессе терапии.
Специалист не предлагает пациенту готовые решения во время сеансов. Он координирует процесс, задавая наводящие вопросы, чтобы человек мог сам осознать искажения в своем мышлении, ведущие к неправильному восприятию реальности, а также скорректировать негативные мыслительные паттерны. Итогом КТП является формирование более позитивных и здоровых шаблонов.
Задачи когнитивно-поведенческой психотерапии для детей и подростков
- Помочь пациенту изменить свое отношение к себе, перестать считать себя ничтожным, бесполезным и неэффективным, а вместо этого начать воспринимать себя как обычного человека, который как и все совершает ошибки, но может их исправлять.
- Научить ребенка контролировать свои автоматические отрицательные мыслями.
- Научить человека видеть связь между своими рассуждениями и последующими поступками.
- Помочь пациенту научиться обрабатывать и анализировать информацию, которая регулярно появляется в его жизни.
- Поддержать подростка или ребенка в принятии решения, заменить дисфункциональные деструктивные мысли на реалистичные, способствующие жизнеутверждению.
Основная цель работы терапевта заключается в том, чтобы помочь человеку научиться управлять когнициями и поменять отношение к тем или иным событиям, которые постоянно происходят в его жизни.
на наши новости
500 000 пользователей!
Этапы, через которые должен пройти пациент
Для того чтобы получить свободу от навязчивых неверных убеждений, пациент должен пройти через несколько важных этапов:
- Научиться распознавать момент, когда возникают негативные мысли, как реакция на раздражители и им начинает управлять страх, паника, фобия, депрессивное состояние.
- Подумать, что послужило стимулом к возникновению таких автоматических процессов и последующей неадекватной реакции.
- Внести изменения в образ жизни с целью устранения факторов, которые могут спровоцировать деструктивные мысли. К положительным изменениям можно отнести налаживание режима сна и бодрствования, отказ от вредных привычек и избегание чрезмерных нагрузок.
- Утвердиться в новом подходе к образу мышления и использовать его в дальнейшем, не избегая проблемных ситуаций, а борясь с ними, не позволяя депрессиям и тревогам завладеть сознанием.
- Прекратить стесняться своих слабостей, признать, что тревожатся все люди, не только он, не закрываться в себе, а научиться открыто общаться со своими близкими о трудностях, сомнениях, переживаниях, просить у них помощи, принимать и быть благодарным за нее.
Хотя КПТ не является единственным способом борьбы с психологическими нарушениями, оно признано одним из наиболее эффективных во всем мире.
Цели когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков
КТП помогает выявлять у детей и подростков факторы, провоцирующие психологические расстройства.
Терапия, в первую очередь, направлена на изменение этих факторов. Она помогает пациентам осваивать новые навыки.
Чему учатся дети
- Искать и корректировать отрицательные мыслительные схемы и предположения о себе и окружающей действительности.
- Исправлять искаженные представления о себе или о том, как его воспринимают другие люди.
- Сосредоточиваться на внешних факторах в социальных чрезвычайных ситуациях, не зацикливаясь на себе, чтобы быть способным получать новые знания.
- Отказываться от защитного поведения, которое поддерживает негативные убеждения, усиливает тревогу и мешает взаимодействию с окружающими.
- Работать с памятью, чтобы преодолеть негативные эмоции и ослабить воздействие социально травматических событий на психическое состояние.
- Идентифицировать негативные последствия до и после проработки травматических событий и блокировать эти процессы.
- Осуществлять анализ убеждений родителей, которые могут неосознанно усугублять проблему, стараться менять такие суждения.
- Учиться распознавать негативные представления о своих сверстниках и собственные реакции на них, развивать здоровые социальные связи.
В процессе когнитивно-поведенческой терапии для подростков выявляются случаи негативного отношения или издевательств со стороны сверстников, после чего детям оказывается поддержка в формировании альтернативных социальных контактов.
Стратегии ведения консультации в когнитивно-поведенческой терапии
Есть 3 ключевых метода КТП, которые обеспечивают высокую эффективность этого подхода и приводят к хорошим результатам в лечении психологических проблем: активное сотрудничество с пациентом, направляемое открытие, использование сократовского диалога.
Однако главным достоинством когнитивной терапии является то, что пациент приобретает навыки, которые остаются с ним на долгое время и позволяют ему в будущем самостоятельно справляться со своими проблемами.
Выделяют следующие направления когнитивно-поведенческой терапии
Эмпиризм сотрудничества
Это процесс взаимодействия между пациентом и терапевтом, который помогает обнаружить, а затем опровергнуть или закрепить автоматические мысли человека посредством выдвижения различных гипотез.
Задача эмпирического сотрудничества состоит в том, чтобы выдвигать гипотезы, анализировать всевозможные доказательства адекватности целесообразности когниций, делать соответствующие выводы, на основании которых производится разработка альтернативного образа мышления.
Сократовский диалог
Сократовский диалог представляет собой общение в форме вопрос-ответ, которое способствует:
- обнаружению проблемы;
- нахождению логического объяснения конкретному образу мышления;
- осознанию значения событий и восприятия их пациентом;
- оценке событий, поддерживающих когниции;
- оценке поведения пациента.
В процессе сократовского диалога психолог задает вопросы, на которые пациент отвечает самостоятельно и сам делает выводы. Вопросы не являются направленными на конкретный результат и не ставят целью подтолкнуть человека к какому-то определенному решению. Вместо этого они призваны помочь пациенту открыться и рассмотреть ситуацию объективно, избегая защитных механизмов.
Направляемое открытие
Это процесс, включающий в себя использование когнитивных техник и запланированных экспериментальных действий для проверки обоснованности убеждения. Это помогает человеку проанализировать свое неправильное поведение, выявить логические ошибки и приобрести новый положительный опыт.
Такой подход способствует развитию у пациента навыка правильно обрабатывать и усваивать информацию, мыслить адаптивно и проявлять адекватные реакции на события. В результате лечения пациент приобретает навык решать свои проблемы без помощи специалиста.
Организация когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков
В ходе когнитивно-поведенческой терапии (лечения) проводятся регулярные встречи раз в неделю. После окончания основной части предусмотрены дополнительные сессии через определенные периоды времени – через месяц, два, полгода.
На первом этапе фокусируются на установлении доверительных отношений между специалистом, подростком и родителями, коррекции выявленных проблем, определении общей стратегии лечения и формулировании целей, которых нужно достичь в ходе терапии.
Постоянная тренировка может помочь подростку переключить свое внимание с собственных проблем на реальный мир вокруг него. Кроме этого, в ходе терапии применяются различные методы, такие как: опросы, упражнения на запоминание, анализ предыдущих ситуаций, проработка убеждений и поведения родителей, решение проблем, связанных с издевательствами, насмешками и насилием в школе, а также построение правильных взаимоотношений со сверстниками.
Реализация данных этапов психотерапии и их временные рамки определяются успехами ребенка в процессе лечения. В конце терапии терапевт и подросток проводят финальную сессию, где они формулируют итоги проделанной работы и обсуждают стратегии предотвращения возможных обострений.
Через определенные промежутки времени после окончания терапии проводятся дополнительные сессии с целью контроля прогресса и предотвращения возможных откатов. Одним из важных элементов терапии являются опросники, которые подростки должны заполнять перед каждым сеансом, а также на первой, средней и последней встречах для стандартизации процесса.
Хотя основной участник терапии – это подросток, родители также являются важным компонентом успеха лечения. Терапевт работает в тесном контакте с ними, информируя их о прогрессе и включая их в процесс. Например, родители могут помочь подростку выполнить домашние задания и поддержать его на пути к выздоровлению.
Вместе с пациентом обсуждаются домашние упражнения и возможные трудности, с которыми он может столкнуться при их выполнении, а также способы их преодоления. Родители также вовлечены в этот процесс. Если терапевт обнаруживает у родителей (значимых взрослых) неправильные убеждения или дезадаптирующее влияние на ребенка, то приглашает их на дополнительные индивидуальные сессии, и, если необходимо, проводит совместные детско-родительские консультации.
Повышение квалификации в области когнитивно-поведенческой терапии
На специализированной интернет-платформе «Солнечный свет» квалифицированные психологи могут улучшить свои знания и навыки в области когнитивно-поведенческой психотерапии детей и подростков. Основная цель программы – развитие у слушателей знаний и практических навыков, необходимых каждому успешному психотерапевту. По завершении обучения участники программы получают удостоверение о повышении квалификации в сфере психотерапии.
Основная задача данной программы состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с основами когнитивно-поведенческой терапии и ее применением в работе с детьми и подростками в сферах преподавания, психологии, общественной жизни.
Для достижения данной цели программой предусмотрены следующие задачи:
- Изучение основ когнитивно-поведенческой терапии (теория).
- Изучение специфики применения когнитивно-поведенческой терапии в работе с учащимися.
- Ознакомление с основными методами КПТ и их применением в работе с детьми и подростками.
- Получение информации о главных направлениях когнитивно-поведенческой терапии, включая рационально-эмоционально-поведенческую терапию (РЭПТ).
- Овладение навыками применения РЭПТ в работе с учащимися.
Курс позволяет специалистам изучать КПТ и получать новые практические и теоретические знания в удобное для них время. В рамках программы вы изучите основы поведенческой когнитивной терапии, психотерапевтический контакт, современные техники, методы и приемы, а также научитесь применять РЭПТ в работе с клиентами.
Вы также получите знания о когнитивном содержании эмоциональных расстройств личности, о составлении плана терапии, особенностях терапевтических сессий и консультирования. Помимо этого, вы узнаете, как использовать поведенческую терапию при тревожных состояниях, фобиях, проблемах в отношениях, психических расстройствах и проводить профилактику рецидивов.
В рамках нашей программы обучения психотерапии вы сможете выбрать план, который подходит именно вам и освоить материал в течение 36–180 часов.
Обучение включает несколько ключевых модулей, в том числе:
- Основы когнитивно-поведенческой терапии.
- Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) – модификация когнитивно-поведенческой терапии.
- КТП детей и подростков.
- Рационально-эмоционально-поведенческая терапия детей и подростков.
Для проверки знаний в области психотерапии могут быть использованы различные промежуточные тесты, содержащие вопросы по соответствующим темам. По окончании курса терапевты обязаны пройти итоговую аттестацию в соответствии с графиком. После успешного завершения обучения выдается свидетельство, подтверждающее повышение квалификации.
Чтобы пройти программу повышения квалификации, необходимо заполнить форму обратной связи, указав фамилию, имя и отчество, адрес электронной почты, телефон для связи, а также дать согласие на обработку своих персональных данных. После этого необходимо внести оплату и получить доступ к программе.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: