Топ-11 методик воспитания детей дошкольного возраста
Сохранить статью:
Проблема. Не стоит отрицать, что методики воспитания детей дошкольного возраста эффективны. Просто не все умеют их применять в общении с малышами, а может быть, и не знают об их существовании. А их на самом деле очень много. Но какая из методик самая лучшая?
Решение. Разумеется, все занятия должны ориентироваться на возраст ребенка. С учетом этого выбирается подход к его воспитанию. Однако специалисты советуют не останавливаться на какой-то одной методике, а комбинировать сразу несколько.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Теме воспитания детей дошкольного возраста всегда уделялось много внимания, ведь этот процесс помогает формировать личность ребенка, учит общению с другими людьми, готовит его к школе. Воспитание направлено на получение и развитие необходимых навыков, выявление талантов и способностей.
Как известно, все методики воспитания детей дошкольного возраста основаны на поощрении, наказании и личном примере. Кстати, третий способ наиболее эффективен, благодаря склонности детей делать то же самое, что и взрослые.
Поэтому ориентироваться только на использование метода «кнута и пряника» не следует, все должно быть разумно. Дети, с которыми обращались очень строго, часто наказывали и ограничивали, растут закомплексованными, апатичными, неуверенными в себе, особенно если наказание несоразмерно проступку.
Другая крайность, когда дочке или сыночку все позволяют, балуют, «откупаются» игрушками и развлечениями. В результате общение переходит в формат шантажа и манипуляций, ребёнку обещают все больше и больше, лишь бы он согласился выполнить то, что требует взрослый.
Дети от года до 3-х лет проходят огромный этап в своем развитии, когда они начинают осваивать окружающее пространство, изучают его и приобретают необходимые для выживания навыки. К двухлетнему возрасту проявляются особенности интеллекта, способность мыслить абстрактно, в форме образов, запоминать информацию. Занятия с детьми должны проходить в виде игры с использованием музыки, чтения, рассматривания иллюстраций. Хорошо стимулирует развитие совместное творчество.
На третьем году жизни ребёнок переживает первый кризис, в это время, по мнению психологов, он начинает осознавать себя отдельной личностью. Поэтому так важно в этот момент уважительно относиться к особым проявлениям характера, чтобы избежать прорастания комплекса неполноценности.
Также важно учитывать, что в эти месяцы начинает развиваться речь, постепенно она становится полноценным инструментом взаимодействия с окружающими: обогащается лексика, тренируются органы речи. В этот период дети охотно играют, переходя от абстрактных к сюжетным с использованием различных персонажей.
До трех лет происходит формирование основных чувств, черт характера, определение эмоциональной основы личности. К этому периоду относится совершенствование мелкой моторики, усложнение мыслительных операций.
Примерно в 4 года ребёнок проявляет интерес к ролевым сюжетам. Многие родители уже с этого возраста начинают готовить своего малыша к школе, довольно резко смещая акценты в сторону обучения, воспитания и психологической подготовки. Но также необходимо уделять время и физическим нагрузкам.
В современных условиях жизни родителям непросто справляться с задачей обеспечения полноценного всестороннего развития своего малыша, на это необходимо и время, и другие возможности. Для достижения некоторых результатов требуется системный подход, который не всегда можно обеспечить своими силами, особенно в семьях, где есть дети с большой разницей в возрасте.
Решение этой проблемы является основной задачей современных детских центров образования и развития. Назначение таких организаций − сделать процесс образования и воспитания разнообразным, увлекательным и эффективным.
11 самых известных методик воспитания детей дошкольного возраста
Гленн Доман – воспитание с рождения
Методика этого американского педиатра направлена на формирование интеллекта и мышления у самых маленьких деток. Он был убежден, что начинать заниматься с ребёнком надо как можно раньше, ведь до 7-ми лет идет активный процесс развития мозговых клеток. Данный метод предполагает наличие у малыша неограниченных возможностей для усвоения информации, которую он получает, благодаря рассматриванию изображений со словами.
Домана, безусловно, можно считать автором методики физического воспитания детей дошкольного возраста, т.к. по его глубокому убеждению физическое развитие сильно влияет на рост интеллекта. Он призывал отказаться от тесного пеленания грудничков, сковывающего двигательную активность новорожденного.
Систематически занимаясь упражнениями Домана, ребёнок раньше начинает говорить, быстрее пополняет речь новыми словами, растет любознательным. Осваивает техники скорочтения.
Вальдорфский метод обучения – подражание взрослым
Методика вальдорфских школ заключается в умелом применении сюжетно-ролевых игр, основанных на подражании действиям взрослого. Детей здесь не заставляют зубрить. Последователи этой методики против раннего интеллектуально развития, даже читать и писать дети учатся с 12-ти лет.
В первую очередь в ребёнке развивают его индивидуальность с помощью элементов народной культуры и творческих занятий. Происходит знакомство со сказками, мифами, легендами, танцами и песнями. Дети участвуют в театральных постановках, поют, рисуют, создают поделки из природных материалов. Педагоги однозначно против просмотра телевизора и компьютерных игр, считая такое времяпровождение бессмысленным и вредным.
Мария Монтессори – методика всестороннего воспитания
Авторство метода принадлежит итальянскому педагогу Марии Монтессори. Она настаивала на том, что ребёнку надо предоставить возможности для выбора интереса, а не принуждать.
Ребенку создают ситуации, стимулирующие естественный выбор занятий в соответствии с его индивидуальностью. Никто не принуждает и не ограничивает малыша в его проявлениях. Пространство, в котором находятся дети, должно иметь все необходимые атрибуты для игр и занятий: музыкальные инструменты, игрушки, приспособления для творчества и подвижных игр, книги.
Метод включает специальные упражнения и работу с разными предметами и приспособлениями:
- дощечками;
- фигурками;
- рамками;
- вкладышами и другими пособиями.
Родитель или воспитатель играет роль посредника в процессе взаимодействия ребёнка с исследуемым объектом, направляя и помогая. Это способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе.
на наши новости
500 000 пользователей!
Леонид Береславский – методики непрерывного развития
По мнению доктора философии и изобретателя Леонида Береславского ребенок не должен останавливаться в развитии, и обязанность взрослых дать ему все возможности. Авторская методика предполагает занятия с малышом с 1,5 лет, чтобы задействовать все важные сенситивные периоды, каждый из которых соответствует определенному навыку.
Начиная с 1,5 лет, ребенок развивает мелкую моторику, учится фокусировать внимание, изучает предметы, например, фигурки разных животных. Для детей 3-х лет предлагается набор задач на развитие логики и пространственного мышления, знакомство с геометрическими фигурами. Ребенка постепенно готовят к обучению в школе, учат запоминать информацию, делать логические выводы, обобщать и упорядочивать знания.
Интересный момент – с возраста 3,5 лет детей знакомят с игрой в шахматы.
Сесиль Лупан – находим взаимопонимание с малышом
Эта методика разработана не ученым и не педагогом, а просто любящей мамой, которая хотела привить своим двум дочкам любовь к познанию мира. Начав с применения системы Гленна Домана, она увидела, где ее можно усовершенствовать с учетом интересов каждого маленького человека.
Любой малыш индивидуален, например, если он любит греметь крышками от кастрюль, вручите ему палочки и барабан. Если он рассматривает и трогает все вязаное и сшитое, разложите перед ним кусочки разной ткани, кожи для тактильного исследования.
Программу можно отнести к методикам музыкального воспитания детей дошкольного возраста, т.к. в ней множество вариантов занятий музыкальной направленности. Также есть части, знакомящие с историей, географией, иностранными языками, чтением и прочими областями знаний. Ребенок получает первый опыт в плавании и езде на лошади.
Жан Ледлофф – методика естественного воспитания
Переломным моментом в жизни врача-психотерапевта Жан Ледлоф стало ее пребывание в течение 2-х лет в индейском племени екуана, где она наблюдала за процессом воспитания детей. Жизнь людей в этом сообществе была наполнена счастьем, они общались без раздражения и гнева, редко был слышен детский плач. Вдохновившись увиденным, Жан изложила новый подход к воспитанию в книге «Как вырастить ребёнка счастливым».
По сути метод заключается в том, что в младенческом возрасте дитя всегда находится рядом с мамой. В процессе воспитания взрослые больше полагаются не на контроль, а на демонстрацию правильного поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Методика известного педагога, ученого и исследователя состоит в обучении детей дошкольного возраста чтению в игровой форме. Уроки сопровождаются пением и весельем, но одновременно с этим малыши строят фигуры (башни, паровозики) из специальных кубиков. Благодаря этому методу, после нескольких таких занятий детишки 4-х лет быстро делают успехи в чтении.
На кубиках, которые используются на уроке, нанесены изображения слогов, а не букв. Так детям проще складывать слова. Каждый кубик имеет свои отличия в размере, весе, цвете и звучании (материал наполнителя может издавать звонкий или глухой звук). Во время игры естественным образом происходит освоение речевых навыков и знакомство с русским языком. Такой ребёнок точно не будет отставать в школе.
Борис и Елена Никитины – как вырастить здоровых и умных детей
В семье русских педагогов Бориса и Елены Никитиных было семеро детей, которых родители-энтузиасты воспитывали по своей уникальной методике раннего развития. Детей увлекали решением головоломок, развивающих логику. Играя, малыши решали довольно непростые задачи.
Важный момент – игровой метод может быть адаптирован под любой начальный уровень ребёнка.
Задача данной методики не в том, чтобы подготовить детей к поступлению в садик или школу, а всестороннее гармоничное развитие ребенка: его мышления, способности к анализу, концентрации внимания, логики.
Шалва Амонашвили – метод гуманной педагогики
Доктору психологических наук, профессору Амонашвили принадлежит методика воспитания детей дошкольного возраста, основанная на гуманных принципах. Суть метода заключается в равноправном сотрудничестве взрослого и ребёнка, уважении его личности. Данная концепция набирает все больше последователей, т.к. людям понятна ее ценность.
Важной особенностью метода является отсутствие готовых уроков и заданий, нацеленных на формирование отдельных навыков и способностей. Она основана на правилах, которых должен придерживаться родитель или воспитатель. Знаменитый педагог убежден, что дети получают лучшие результаты в обстановке доверия и поддержки, а не жесткого контроля. Все дети талантливы, и взрослые должны учиться видеть эти таланты.
Доктор Шиничи Сузуки – воспитывает музыка
На таком же принципе основана методика Шиничи Сузуки. По его мнению, любой ребёнок изначально умен, талантлив и сообразителен, следовательно, с самого раннего возраста он может учиться игре на музыкальных инструментах. Если с рождения малыш слышит прекрасные мелодии классики, он всегда будет тянуться к высокому искусству и хорошему образованию. Автор не ставил целью воспитывать искусных пианистов и скрипачей, а развивал в детях открытость, стремление к гармонии.
Когда речь идет об индивидуальности ребёнка, трудно оставаться в рамках одного метода воспитания. Более эффективно посмотреть, что в них самое лучшее и подходящее для вашего случая. Тогда у вас есть все шансы стать новатором в педагогике, использующем свой авторский подход к развитию и обучению детей.
Методика Вячеслава Воскобовича
Особое место занимает методика Вячеслава Воскобовича под названием «Сказочные лабиринты игры». Его подход основан на принципах заинтересованности, познания и творчества. Автору принадлежит более 50-ти игровых сюжетов, являющихся по сути многофункциональными пособиями. Каждую игру можно использовать для детей разных возрастов от 2-х до 7-ми лет.
Данные методики воспитания детей дошкольного возраста подходят для воспитателей, работающих в детском саду. Игры содержат различные задания, включающие упражнения на мелкую моторику, развитие воображения и творческого мышления. Детям всегда нравятся такие занятия и игры.
С помощью системы Воскобовича дети быстро учатся читать и считать, игровой подход делает обучение легким и увлекательным. Большинство игр сопровождается методическими материалами с иллюстрациями и готовым сказочным сюжетом.
Игровая методика универсальна и направлена на одновременное решение нескольких задач:
- пробуждает интерес к новым знаниям, желание познавать;
- развивает наблюдательность, внимание к окружающей реальности;
- формирует представление об окружающем мире;
- способствует развитию воображения и нестандартному мышлению;
- помогает развить логику, аналитические способности, тренирует память;
- расширяет словарный запас, улучшает навыки речи;
- гармонизирует эмоциональный фон, адаптирует психику к обучающему процессу;
- способствует развитию мелкой моторики.
Как видите, существуют разнообразные методики воспитания детей дошкольного возраста. Наиболее эффективный подход – это комбинировать предлагаемые системы. И обязательно учитывать особенности маленького человека, который открывает этот мир.
Детские годы – прекрасное время, в котором должно быть все: прогулки, совместное творчество, физические упражнения. Любая игра может стать формой обучения, причем тогда это проходит естественно и ненавязчиво.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: