Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Нарушение слоговой структуры слова: причины, диагностика, работа
Главная > Блог > Нарушение слоговой структуры слова: причины, диагностика, работа
25.05.2023
3211
Время чтения: 16 минут

Нарушение слоговой структуры слова: причины, диагностика, работа

О чем речь? Число детей с нарушениями речи растет с каждым годом. Всё чаще в детские сады и школы приходят ребята с несформированными компонентами речи. В тяжелых случаях наблюдается нарушение слоговой структуры слова.

Что делать? Систематические занятия с логопедом, подкрепленные упражнениями, выполняемыми в группе детского сада или в классе, дают хороший результат по коррекции речи. Дети лучше усваивают чтение и письмо, а также могут успешно выполнять звуковой анализ слова.

Оглавление:
    1. Виды нарушений слоговой структуры слова
    2. Причины нарушений слоговой структуры слова
    3. Обследование нарушения слоговой структуры слова
    4. Этапы работы над слоговой структурой слова
    5. Использование компьютерных игр при нарушении слоговой структуры слова
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Виды нарушений слоговой структуры слова

В наше время все больше детей страдают от тяжелых нарушений речи. Эти расстройства проявляются в различной форме, включая недоразвитие речи, но чаще всего встречается неправильное произношение звуков, приводящее в школьном возрасте к дислексии – неспособности нормально читать и писать из-за трудностей с распознаванием состава слов.

Нарушение слоговой структуры

В свою очередь, недостатки звукопроизношения тоже бывают разные. У многих детей, когда они начинают говорить, наблюдается искажение отдельных звуков: как правило, это проходит, но у некоторых данное нарушение остается и требует коррекции. Еще одним распространенным ТНР является нарушение слоговой структуры слова (ССС), когда ошибки допускаются на уровне слогов – их произношении.

Соответственно, родители, педагоги и профессиональные логопеды должны приложить все усилия, чтобы вовремя заметить проблему и с помощью специальных упражнений устранить недостатки звукопроизношения у ребенка. Если не принять меры, то нарушения ССС в последующем осложнят освоение чтения и письма. Выделяются следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

  • Произвольное изменение количества слогов. При этом их число сокращается, что называется элизией (велосипед – сипед), либо, наоборот, увеличивается путем повторения какого-либо слога – это явление обозначается в логопедии как итерация (молоко – мололоко).
  • Перестановки – нарушение порядка слогов в слове (бегемот – гебемот) или звуков отдельного слога (каблук – баклук).
  • Искажение произношения слога: в этом случае происходит сокращение стечения согласных (стол – тол, капуста – капута) или добавление лишних согласных (лампа – лампта).
  • Антиципация, представляющая собой уподобление соседних слогов, когда предшествующий слог произносится по образцу последующего (пипитан – капитан, нананас – ананас).
  • Персеверация – инертное застревание на одном слоге, чаще всего на первом, что может перерасти в заикание (воробей – ввалабей).
  • Контаминация – ошибочное соединение двух слов (белток – белок + желток, холодильница – холодильник + хлебница). Порой взрослым кажется забавным, когда дети таким образом придумывают новые слова, но важно отследить, чтобы это не вылилось в нарушение речи.

Подобные грубые нарушения слоговой структуры слова указывают на первичное недоразвитие слухового восприятия или на другие проблемы.

Причины нарушений слоговой структуры слова

Причины нарушений слоговой структуры слова у дошкольников могут крыться в самых разнообразных факторах: физиологические патологии, излишняя эмоциональность, недостаток общения и связанное с этим замедленное развития речи и т. п.

Нарушение слоговой структуры

Фонетико-фонематическое недоразвитие

При этом нарушаются процессы звукопроизношения и восприятия фонем, хотя ребенок обладает нормальным интеллектом и слухом. У таких детей чаще всего наблюдается нарушение слоговой структуры сложных слов: они упрощают порядок звуков, и со временем неверное звукопроизношение закрепляется, поэтому важно как можно раньше начать коррекцию. ФФН требует занятий с логопедом, а также будет полезно участие в диагностике детского психолога.

Дизартрия

Это нарушения артикуляционного аппарата и звукопроизношения Речь таких детей сбивчивая, невнятная, нарушен ритм дыхания, что может быть вызвано недоразвитием артикуляционных мышц, а в наиболее тяжелых случаях – поражением центральной нервной системы. При дизартрии рекомендован комплексный подход – логопедическое и, при необходимости, лечебное воздействие.

Низкий уровень развития оптико-пространственной организации

Хотя может показаться, что умение ориентироваться в пространстве и адекватно его воспринимать никак не связано с речью, в действительности психические речевые и неречевые процессы взаимосвязаны. В большей степени формирование оптико-пространственных представлений влияет на обучение чтению, успешность которого зависит от правильного восприятия букв, однако часто сложности с пространственной ориентацией встречаются у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Сбои в ритмической и динамической организации движений

Здесь тоже можно говорить о комплексном характере проблемы. Часто ОНР накладывается на общую моторную неловкость. Такие ребята испытывают трудности с координацией движений и внешне выглядят неуклюжими – при ходьбе, беге, во время танца. Им недостает понимания ритма, у них наблюдается пониженная двигательная память и внимание.

Несформированность динамических характеристик выражается в том, что ребенок с трудом переключается с одного вида движения на другой. Сходным образом сбои проявляются и в работе артикуляционного аппарата, произношении слов.

Неспособность мозга провести серийно-последовательную обработку информации

В данном случае корень проблемы заключается в том, что мозг не успевает правильно обработать информацию, в силу чего происходят ошибки в соединении слогов и слов, а также слов в предложении, и ребенку сложно дается восприятие услышанного. Такие дети не могут планировать свою деятельность, в том числе и речевого характера, например, они не в состоянии выразить словами происходящее, свои чувства.

Пониженная мотивация речевой активности

Общеизвестно, что залогом успеха в любой человеческой деятельности является наличие мотивации. Может показаться странным, но в отдельных случаях ее нехватка касается даже такой стороны нашей жизни, как общение. У некоторых детей отмечается пониженная потребность в коммуникации, что, конечно, служит препятствием к развитию речи. Ребенок не желает вступать в разговоры, замыкается, что не позволяет сформироваться вербальным навыкам.

Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечивать малышу возможность взаимодействия, причем не только со взрослыми, но и со сверстниками. Это будет мотивировать его развивать свою речь, учиться правильно выражать свои мысли, чтобы быть понятым.

Обследование нарушения слоговой структуры слова

Началу коррекции нарушений слоговой структуры слова должна предшествовать диагностика, цель которой – оценить характер и масштаб речевых проблем, а также выявить источник их происхождения. Поэтому необходимо провести комплексное обследование ребенка-логопата.

Сейчас разработаны разнообразные диагностические методики, которые принимают во внимание состояние здоровья малыша, его возраст, общий уровень его речевого развития и прочие имеющие значение факторы. Одним из элементов логопедических обследований детей является раздел «Состояние слоговой структуры слова».

Нарушение слоговой структуры

Для получения полной картины по правильности слоговой структуры и звуконаполняемости слов участникам диагностики предлагаются разнообразные примеры: слова с определенными звуками, с разным числом и типами слогов, со стечением согласных в тех или иных местах. Кроме того, методика обследования предусматривает отраженное и самостоятельное называние картинок.

Содержание диагностики напрямую зависит от возраста. При работе с детьми 3 лет их просят повторять за логопедом слова, состоящие из одного, двух и трех слогов, и внимание обращается на то, насколько верно воспроизводится произношение.

Аналогичным образом выглядит речевая диагностика детей 4-5 лет, но примеров становится больше. Сначала предлагаются более простые слова, состоящие из открытых слогов, а затем логопед переходит к словам, в которых встречаются стечения согласных в начале, середине и конце слова.

К примеру, последовательность проверочного речевого материала может быть следующей: кот, рама, дерево, санки, полотенце, шляпа, нарост, перчатки, пуговица, скворечник, простокваша, сковорода, велосипед, верблюд, аквариум, парикмахерская, строительство.

На основании подмечаемых сложностей в произношении отдельных звуков и слогов специалист предлагает дополнительные задания:

  • повторение рядов слогов, имеющих определенный состав: разные гласные и согласные (ко-ди-ра), разные согласные, но одинаковые гласные (ко-то-со-мо), одинаковые согласные с разными гласными (ра-ро-ру);
  • отстукивание ритмического рисунка – логопед объясняет условные знаки (громкость и количество звуковых сигналов, например хлопков, наличие пауз) и просит воспроизвести звуки, изображенные на рисунке.

Детям старше 5 лет даются задания на повтор целых предложений:

  • На участке идет строительство дома.
  • Учительница дала школьникам домашнее задание.
  • В нашем подъезде двадцать семь квартир.
  • В коробке лежат разноцветные карандаши.
  • Автомобиль остановился на перекрестке.

Еще одно используемое задание – ребенок должен составить предложение по сюжетной картинке.

По данным упражнениям определяется степень нарушения слоговой структуры слова у детей, исходя из чего планируется дальнейшая коррекционная работа.

Этапы работы над слоговой структурой слова

В детском возрасте вербальное развитие тесно связано с другими процессами, носящими неречевой характер: навыки оптико-пространственной ориентации, способности темпо-ритмической организации движений, умение обрабатывать информацию серийно-последовательным образом.

Нарушение слоговой структуры

Коррекция нарушений слоговой структуры слова обычно представляет собой поэтапную работу.

Подготовительный этап

Здесь организуется взаимодействие с ребенком по невербальным направлениям, которые являются фундаментом для развития речевых навыков:

  • формирование умений оптико-пространственной ориентации;
  • упражнения на улучшение двигательной деятельности по динамическим и темпо-ритмическим характеристикам;
  • задания на серийно-последовательную обработку информации.

Разумеется, занятия должны проходить с использованием игровых форм, и детям предлагаются упражнения, которые развивают все эти навыки: приобретение элементарных математических представлений, музыка, танцы, рисование, физическая активность, беседы с логопедом и пр.

Коррекционная работа

Основное содержание данного этапа составляют собственно логопедические занятия. Процесс развития речевых навыков должен быть последовательным с постепенным усложнением разбираемого материала.

Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова обычно включает в себя разделы:

  • гласные звуки;
  • слоги;
  • слова;
  • короткие предложения;
  • чистоговорки, стихи и прочие тексты.

Для достижения лучшего эффекта необходимо, помимо речевой деятельности, использовать и другие направления по развитию навыков ребенка: слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

Продолжительность процесса коррекции определяется индивидуальными факторами, и в некоторых случаях работа может длиться несколько месяцев и даже лет.

Использование компьютерных игр при нарушении слоговой структуры слова

В наше время важное значение в образовательном процессе имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), задействованы они и в дошкольном образовании. Согласно требованиям ФГОС, использование ИКТ нацелено на улучшение качества обучения, повышение мотивации детей в познавательной деятельности, ускорение процесса усвоения знаний.

Одним из видов ИКТ являются компьютерные технологии, которые позволяют наполнить процесс обучения более ярким и разнообразным содержанием. Актуальны они и для преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей: так в занятия добавляются игровые элементы, что положительно сказывается на мотивации ребенка.

Нарушение слоговой структуры

Значение компьютерных ресурсов:

  • повышение интереса ребенка к занятиям;
  • возможность разработки заданий разных уровней сложности;
  • использование игр для отработки различных навыков, в том числе неречевых: на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и т. д.;
  • легкость разработки собственных дидактических материалов для практического применения.

Внедрение компьютерных технологий дает возможность использовать самые современные средства и методики обучения. Полезны в этом качестве и компьютерные игры: они обеспечивают интерес ученика, и благодаря им ребенок получает новые знания, учится логически мыслить, прогнозировать результаты собственных действий.

Сейчас к услугам специалистов предлагаются различные логопедические игры, которые развивают фонематический слух, формируют навыки звукового и слогового анализа, дают представление о лексико-грамматических компонентах речи.

Простейший вариант, доступный каждому, – создание собственных презентаций на основе программы PowerPoint. Логопедические игры и презентации способствуют тому, чтобы процесс коррекции протекал быстрее и продуктивнее за счет повышения мотивации ребенка.

В целом родителей должно насторожить, если речь ребенка качественно не улучшается с возрастом и в ней слышны искажения звуков и ошибки в слоговой структуре слова. Если до трех лет это является нормой, то в 4-5 лет речь должна стать чище.

Поэтому если ребенок продолжает говорить масолет (вместо самолет) или моцик (вместо мотоцикл), то самое время обратиться за помощью к квалифицированному логопеду. Чем быстрее будет начата коррекционная работа, тем проще окажется устранение нарушений слоговой структуры слова.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw