Профессиональное выгорание педагога: преодоление и профилактика
Сохранить статью:
Что это такое? Профессиональное выгорание – явление, с которым часто сталкиваются работники сферы образования. Профессия педагога требует особой погруженности в процесс. Как правило, учитель вынужден посвящать работе большую часть своего времени, не свободен от нее даже дома, постоянно испытывает стрессовые нагрузки. Все это неизбежно ведет к эмоциональному и когнитивному истощению.
В чем проблема и как помочь? На первые признаки усталости педагоги зачастую не обращают внимания, продолжая трудиться в том же интенсивном темпе. Вот почему они вовремя не обращаются за помощью к специалистам-психологам, да и сами оказываются не готовы себя поддержать. Между тем выполнение простых правил по профилактике выгорания, а также знания о том, где брать ресурсы для борьбы с ним, могли бы стать важным подспорьем для учителя в деле сохранении своего здоровья и профессионализма.
Что такое профессиональное выгорание педагога
Самая частая причина того, что педагог разочаровывается в профессии, теряет желание творить и развиваться в своей сфере деятельности, кроется в появлении профессионального выгорания.
Психолог Н. А. Аминов проводил исследование, в результате которого выяснил, что после 20 лет работы в сфере образования большинство учителей получают эмоциональное выгорание, а когда стаж 40 лет, это состояние наблюдается у всех преподавателей.
Под эмоциональным выгоранием подразумевается физическое, эмоциональное и умственное изнурение. Защитный психологический механизм полностью или частично подавляет эмоции в ответ на воздействия, которые негативно сказываются на психике.
Как правило, выгорание является продолжительной стрессовой реакцией либо синдромом, которые появляются из-за того, что человек долгое время находится в стрессе средней степени.
Поэтому эмоциональное выгорание педагога многие исследователи называют ещё синдромом психического или профессионального истощения.
Изучать проблему профессионального выгорания начали в 70-е годы ХХ века. Толчком послужили участившиеся обращения в Американскую службу психологической и социальной поддержки граждан с жалобами на то, что сотрудники стали хуже работать, они неуравновешенные и раздражительные.
После исследования этой проблемы психологи и медики выявили специфическую форму «стресса общения». Американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг назвал его burnout, что в переводе на русский означает «выгорание». Зачастую это слово применяют в разговорном английском языке, когда речь идёт о наркотической зависимости. Когда говорят о сфере образования, то оно означает зависимость педагогов, которые уже выгорели, от их работы.
Учителя больше всех подвержены профессиональному выгоранию, потому что они каждый день находятся в стрессовых ситуациях и должны постоянно контактировать с другими людьми. Для того чтобы работать в сфере образования, человек должен уметь контролировать себя даже в нерабочее время.
Когда офисные сотрудники или работники завода могут после рабочего дня спокойно отдохнуть, педагог идёт на субботник, собрание, проверяет тетради, общается с родителями, планирует занятия, проводит репетиции к мероприятиям.
Даже если учителю дадут время на отдых, он всё равно не сможет полностью расслабиться. В наше время преподаватели всегда находятся под контролем общества и даже из-за «нешкольной» фотографии в личном аккаунте социальной сети педагога могут осудить. Получается, что учитель должен им быть 24 часа в сутки. Подобный стресс тяжело выдержать даже самому стойкому человеку.
По данным исследований, профессиональное выгорание чаще встречается у людей, чей возраст больше 35-40 лет. В это время они становятся опытными специалистами, их дети взрослеют и на них уходи меньше сил. Казалось бы, вот он момент, когда должен быть профессиональный подъём, но всё происходит совершенно иначе. Учитель менее активно занимается своей работой, у него исчезает мотивация, а усталость становится сильнее.
Нередко бывает такое, что очень хороший преподаватель из-за профессионального выгорания становится непригодным для работы в школе. Часто в таких ситуациях люди меняют место работы, чтобы оно не было связано с образованием, но всё равно очень скучают по занятиям с детьми.
Выгорание считается устойчивым состоянием, однако если будет оказано достаточно поддержки, от него можно избавиться.
Факторы, способствующие выгоранию
Факторы, которые влияют на развитие профессионального выгорания, разделяют на три группы:
Личностные
К ним относятся:
- склонность к интраверсии;
- реактивность;
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
- жесткость и авторитарность по отношению к окружающим;
- низкий уровень самоуважения и самооценки и прочее.
В ходе нескольких исследований стало известно, что чаще всего выгорание происходит у трудоголиков. Это люди, которые ставят работу превыше всего: они отдают ей все свои эмоциональные и физические силы, посвящают всё своё время, позабыв о других вещах.
Статусно-ролевые факторы
К ним относятся:
- ролевой конфликт;
- ролевая неопределённость;
- неудовлетворённость профессиональным и личностным развитием;
- низкое социальное положение;
- ролевые поведенческие стереотипы, из-за которых нет творческого развития;
- отверженность в ценной группе;
- отрицательные гендерные установки, которые ущемляют права и свободу человека.
Корпоративные
В неё входят:
- нечёткая организация и планирование работы;
- монотонность деятельности;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгий порядок времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
- негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплочённости;
- напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны других сотрудников;
- конфликтные ситуации, соревновательная атмосфера;
- недостаток административной, социальной и профессиональной поддержки и прочее.
Стоит понимать, что один фактор не приводит человека к выгоранию, а вот их совокупность, которая может быть и на профессиональном, и на личностном уровне, запросто.
Как проявляется синдром
Если профессиональное выгорание педагога вовремя не заметить или намеренно не предпринимать никаких действий по его преодолению, оно может привести к изменению личности. Чтобы выявить профессиональное выгорание, можно воспользоваться готовыми опросниками, к примеру, тестом В.В. Бойко.
Главные признаки того, что учитель получил выгорание, это:
- истощение, усталость;
- психосоматические осложнения;
- бессонница;
- негативные установки по отношению к школьникам, коллегам;
- негативные установки по отношению к своей профессии, нежелание работать;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увеличение объема психостимуляторов;
- ухудшение аппетита или переедание;
- пониженная самооценка;
- возрастание агрессивности;
- усиление пассивности;
- чувство вины.
Развивается выгорание постепенно: сначала приходит чувство эмоциональной истощённости, далее появляется сильная усталость, которая через время становится разочарованием, учитель понимает, что его больше не интересует данная профессия и ходить на работу желания нет.
Наиболее часто встречается модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона, которая была разработана в 1981 г. Они разделили выгорание на три основных компонента:
- Эмоциональное изнурение проявляется в чувстве беспомощности, безысходности, срывах, усталости, уменьшении энергетического тонуса и качества выполнения работы, появлении физических недугов. Приходит осознание того, что нет никаких чувств, проблемы окружающих вообще не вызывают эмоции.
-
Вторым компонентом является деперсонализация, которую можно наблюдать в изменённых отношениях с окружающими. У некоторых это появление зависимости от других людей, а кто-то, наоборот, не желает общаться с кем-либо и выказывает отрицательное отношение к людям.
Когда начинает развиваться деперсонализация, учитель перестаёт видеть в детях отдельных личностей. Педагог отдаляется от учеников, потому что ждёт от них чего-то плохого. Отрицательные реакции могут вылиться в нежелание контактировать, унизительное отношение к детям, пренебрежение их просьбами.
- Последний компонент – сокращённая профессиональная реализация. Она может выражаться через отрицательную самокритику, негативную оценку своего профессионализма и успехов, служебных достоинств и умений или принижения собственного достоинства, сокращение своих возможностей и обязательств в отношении других людей.
Ресурсы противодействия выгоранию
У каждого человека свой изменчивый профиль ресурсов, который может помочь справиться с профессиональным выгоранием и найти пути его преодоления.
Ресурс – это психологические и физические силы, необходимые человеку для того, чтобы легче переносить стрессовые ситуации. Его можно сравнить с иммунной системой, ведь, когда есть ресурс, учитель сможет предупредить появление профессионального выгорания, влияния других отрицательных аспектов профессии и жизни в целом.
Существуют внутренние (личностные) ресурсы, среди которых:
- умения и навыки;
- знания, опыт;
- модели конструктивного поведения;
- актуализированные способности.
С их помощью человек становится более гибким и устойчивым к стрессу, успешным и радуется жизни.
Выделяют 4 уровня личностных ресурсов борьбы с выгоранием:
- Физиологический уровень.
Это база, которая включает в себя то, что задано природой: тип нервной системы (её силу, слабость, устойчивость), половую принадлежность, количество лет, состояние здоровья, реакции организма на стрессовые ситуации.
- В психологическом уровне есть три подуровня:
- Эмоционально-волевой
Эмоциональное преодоление подразумевает понимание и принятие своих внутренних ощущений и эмоций, желаний, нужд, умение правильно проявлять свои чувства, контроль за изменениями переживаний, избавление от заторможенности, слабой реакции и прочего.
- Когнитивный
К когнитивному преодолению относится осознание причин стресса, понимание ситуации, использование её образа для создания полного портрета своей личности, окружающих и взаимоотношений с ними.
Не последнюю роль играют психологическая компетентность, оптимизм, рациональное мышление, гибкость ума, поиск и анализирование возможных методов, которые можно использовать для борьбы со стрессом, выискивание конструктивных способов противодействия, самооценка, нахождение средств для повышения ресурса и поиск поддержки.
- Поведенческий
Поведенческое преодоление включает в себя активное и гибкое поведение, его изменение, подстраивание стратегий и планов, задач и режимов деятельности, включение или выключение поведения либо действий.
- Социальный уровень
Включает в себя социальные роли, мнения и установки, отношение к окружающим.
- Духовный уровень
Он содержит в себе три психологических ресурса:
- Надежда. Эта психологическая категория даёт толчок к жизни и росту. Она проявляется в активном ожидании того, что произойдёт что-то хорошее: то, чего ещё не было. Благодаря этому человек не опускает руки в тяжёлых жизненных ситуациях и верит, что родится на свет то, что поможет ему, даже если это произойдёт позже, чем хотелось бы.
- Рациональная вера является уверенностью в том, что человеку даётся большое количество возможностей для улучшения своей жизни, просто их необходимо вовремя заметить и воспользоваться. Вера представляет собой рациональное объяснение реальности.
- Душевная сила означает умение отстаивать свою веру и надежду и не дать кому-либо разрушить их, превратив в обычный оптимизм или иррациональную веру. Как считал Спиноза, душевная сила – это возможность сказать «нет», когда абсолютно все требуют ответить «да».
на наши новости
500 000 пользователей!
Довольно важным ресурсом для избавления от профессионального выгорания и его профилактики считается умение человека самостоятельно создать смысл. Когда исчезает смысл жить, появляется большое количество психических проблем, в том числе и выгорание.
Смыслы в профессиональной деятельности постоянно меняются, и чаще всего это происходит в кризисных ситуациях. Если человек умеет видеть другие смыслы в своей профессии, давать новые оценки своей роли и открывать в ней что-то новое, постоянно ставить перед собой новые задачи, то он сможет преодолеть профессиональное выгорание. Человек должен быть гибким и уметь подстраиваться под произошедшие изменения.
Самые яркие внешние ресурсы это:
- карьера;
- семья;
- личное время.
В жизни самые стрессоустойчивые люди – это те, у кого есть поддержка близких, любимая и вдохновляющая работа, хобби, которое поможет отвлечься от плохих мыслей, расслабиться и насладиться моментом. Так человек понимает, что в жизни есть много интересного и важного помимо работы.
И совсем другая ситуация, когда человек находится в постоянном стрессе, у него проблемы в семье, не хватает свободного времени или он тратит его на саморазрушение. Так ресурсы его истощаются.
Если у человека недостаточно внешних ресурсов для борьбы с профессиональным выгоранием, то ему необходимо заменить их очень сильными внутренними ресурсами. С помощью развития личностных ресурсов для преодоления выгорания можно намного дольше находиться на вершине профессионального и личностного расцвета.
Профилактика выгорания
Нередко люди, чьи профессии относятся к сфере «человек-человек», а учителя тоже сюда входят, не могут признаться в том, что у них психологические проблемы. Особенно педагоги привыкли, что им надо быть сильными, поэтому они не идут за помощью к специалистам.
Психологи, которые работают в образовательных учреждениях, должны знать об этом и устраивать мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагога и находить способы решения проблемы, если синдром уже имеет место. Однако не менее важно, чтобы учитель самостоятельно мог помочь себе.
Вот список рекомендаций, которые помогут преподавателю предупредить появление выгорания.
- Смотрите на жизнь с позитивом. Сделайте своим девизом психологическое правило: если ты можешь повлиять на ситуацию – сделай это, но если такой возможности нет – поменяй своё отношение к ней.
- Старайтесь жить с умом. Ориентируйтесь на такое психологическое правило: не можешь жить в напряжении, начни жить по-умному.
- Прислушивайтесь к своим внутренним ощущениям, чтобы вовремя заметить признаки эмоциональной усталости.
- Слушайте себя и свои желания. Если вы не хотите участвовать в каком-то мероприятии, не делайте этого. Таким образом вы сможете избежать лишних стрессов.
- Любите себя и радуйте. Стремитесь к гармонии и балансу, начните вести здоровый образ жизни, проведите время с другими людьми, если вам это необходимо.
- Высыпайтесь! Когда ваш сон меняется из-за переживаний от стрессовой ситуации, это приводит к бессоннице, а та, в свою очередь, является причиной ещё большего стресса. Так и получается замкнутый круг.
- Не делайте работу смыслом своей жизни или спасательным кругом. Воспринимайте её как деятельность, которая просто есть, и это хорошо.
- Живите так, как хочется вам, а не другим людям. У каждого своя жизнь, поэтому только вы вправе решать, какой она должна быть.
- Выделяйте свободное время для себя. Вы не обязаны постоянно трудиться, потому что помимо работы должна быть и другая жизнь.
- Как говорил В. А. Сухомлинский: «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества». Учителя, которые не видят ничего вокруг, кроме своей работы, не смотрят новые фильмы, не интересуются трендами, становятся в глазах школьников скучными и отставшими от жизни, и по этой причине они могут поменять своё отношение к дисциплине, которую преподаёт такой педагог.
- Найдите себе увлечения, которые никак не будут пересекаться с преподавательской деятельностью. Сейчас есть большое количество разнообразных курсов, мастер-классов, так что вы точно сможете найти что-то для себя.
- Довольно часто люди хотят сделать больше дел, чем им по силам. Не надо мучить себя и жить в таком бешеном режиме! Намного правильнее делать меньше, зато качественно, чем хвататься за всё и сразу, выполнять это некачественно и потом расстраиваться из-за плохого результата.
- Научитесь отвлекаться от рабочих проблем. Вы можете сделать перестановку в квартире, поменять причёску, изменить маршрут, которым вы добираетесь до работы.
- Если вы хотите кому-то помочь и не можете отказать, всё же задайте себе вопрос, действительно ли человек не справится с этим самостоятельно.
- Религиозным людям в сложных ситуациях поможет их вера, молитвы, посещение храма.
Вообще старайтесь относиться ко всему с юмором. С помощью смеха можно легче переносить стресс, дистанцироваться от чего-то и от себя в том числе: самоотстранение происходит легче. Юмор поднимете настроение, и человеку после становится намного лучше. Смех делает возникшую проблему в ваших глазах совершенно незначительной, и вы понимаете, что сможете запросто с ней справиться, почувствуете, что всё в ваших руках.
Мы рассказали о том, какие есть способы профилактики профессионального выгорания педагога, а это значит, что данный синдром может вас и не затронуть. Человеку необходимо увеличивать и пробуждать личностные ресурсы, которые помогут справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими как на работе, так и в повседневной жизни. Если вы понимаете, что уровень вашего выгорания довольно высокий и справиться самостоятельно не получается, лучше обратиться за помощью к психологу.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: