Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Конфликты в педагогическом коллективе: виды и пути их разрешения
Главная > Блог > Конфликты в педагогическом коллективе: виды и пути их разрешения
24.11.2022
3214
Время чтения: 12 минут

Конфликты в педагогическом коллективе: виды и пути их разрешения

Почему возникают? Как и в любом другом коллективе, конфликты в педагогической группе могут носить личностный характер. Все мы люди и имеем свое мнение по большинству вопросов. И когда сталкиваются разные точки зрения, даже крепкая психика педагога может дать слабину.

Что делать? И в этом случае главное – не подрывать авторитет других учителей в глазах школьников. Они не должны быть посвящены в подобные распри. Поэтому ключевая роль в разрешении конфликта ложится на плечи директора. Как же сделать это оперативно и без последствий?

3 группы причин возникновения конфликтов в педагогическом коллективе

Человеческому обществу свойственны конфликты. Они могут проявляться в любой сфере деятельности. Наука определяет конфликт как обязательный спутник личностных взаимодействий, первопричина которого кроется в самой природе человека.

Внутри педагогического коллектива такое явление – не редкость. Это могут быть конфликты между сотрудниками детского сада или школы. Истоки его кроются в межличностных взаимоотношениях и конфронтациях между сотрудниками образовательного учреждения. Поводом для споров могут стать действия кого-либо, не соответствующие ожиданиям и видению других участников конфликта.

Конфликты в педагогическом коллективе

Нередко причиной спора или выяснения отношений могут стать изначально неправильные установки в педагогическом коллективе. Скажем, если руководство допустило ошибку в процессе выстраивания профессиональных отношений, недостаточно четко сформулировало задачи и обязанности сотрудников или в целом неверно структурировало способы взаимодействия, возникновение конфликта неизбежно.

Серьезное влияние на устройство отношений в коллективе и на решение психологических конфликтов в педагогическом коллективе оказывает целеполагание всей деятельности учреждения, компетентность и профессионализм учителей, особенности характера сотрудников и их интересы.

«Роль» конкретного человека в педагогическом коллективе обязывает его к исполнению требований и задач, устанавливаемых правилами организации. Ожидаемое поведение педагога исходя из его должности называется профессиональной этикой.

Помимо рабочих взаимоотношений, причиной конфликта может стать и личностное взаимодействие. В процессе регулярной совместной деятельности неизбежно появление спорных ситуаций, вызванных конкретными событиями. Отметим, что конфликты в педагогическом коллективе имеют и нравственно-этический аспект.

Традиционно выделяется три группы, по которым распределяются все конфликты между педагогами:

  • Профессиональные конфликты

Несовпадение целей профессиональной деятельности отдельных членов педагогического коллектива друг с другом или с генеральной целью образовательной организации является причиной нарушения связей внутри коллектива. Как правило, эта ситуация, свойственная для профессиональных объединений, включающих в себя некомпетентных специалистов-педагогов.

Конфликты в педагогическом коллективе

  • Конфликты ожиданий

В каждом педагогическом коллективе выработаны собственные нормы взаимоотношений, поэтому если деятельность кого-либо выходит за рамки принятых действий, возникает конфликт ожиданий. Проявление бестактности, саботаж общих задач, неисполнение своих обязанностей – все это ситуации, возникающие в рамках данной группы педагогических конфликтов. Нарушение «ролей» в коллективе – большая проблема, ведущая к спорам и негативным ситуациям.

  • Конфликты личностной несовместимости

Межличностные отношения всегда были камнем преткновения между людьми. Наличие черт характера и особенностей поведения, не находящих положительной оценки у сотрудников – большая проблема для коллектива. Это может проявляться в форме психической нестабильности, чрезмерной обидчивости или несдержанности. Излишняя самоуверенность также не добавит приятного во взаимоотношения.

Разрешение межличностных конфликтов в педагогическом коллективе на начальном этапе

Чтобы решить конфликт, следует придерживаться определенного порядка действий:

  • предупреждение конфликта;
  • управление возникшим конфликтом;
  • принятие подходящего решения, удовлетворяющего всех участников конфликта;
  • разрешение конфликта.

На первом этапе необходимо узнать причины поведения того или иного человека. Конфликт, не вступивший еще в активную фазу, но уже назревающий, должен быть разрешен с подачи руководителя. Чтобы помочь с этой проблемой, начальству необходимо инициировать обсуждение между противоборствующими сторонами некой проблемы, существующей в зачаточном состоянии.

Прямой контакт и взаимное желание решить спор непременно ведут к разрешению ситуации. В состоянии управления конфликтом следует подготовить участников к общению через разговор с каждым из них в отдельности. Этот шаг поможет подготовить стороны к обсуждению предмета спора.

Нерешенный в зачатке конфликт требует выработки пошагового выхода из сложившейся ситуации. Здесь может быть подключен директор образовательной организации, высшее руководство или весь коллектив сотрудников. Совместными усилиями можно создать ситуацию, при которой противоборствующие стороны будут изолированы друг от друга. Такие условия ведут если не к полному разрешению конфликта в педагогическом коллективе, то к снижению его градуса.

Профессиональные конфликты и конфликты ожиданий решаются проверенными способами: смена графика работы, изменение условий труда и т.п.

Конфликты в педагогическом коллективе

Третья группа конфликтов – личностные – самая сложная. Здесь руководитель должен принять на себя амплуа чуткого и понимающего человека, способного организовать решение спора таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждой из сторон. При этом обе они должны принять претензии или особенности поведения друг друга.

Предотвращение конфликта в педагогическом коллективе путем правильной реакции на критику и управления эмоциями

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения или обострения многих конфликтов – критика. Отреагировать на нее следует таким образом, чтобы можно было избежать конфронтации. Автор книги «Тренинг уверенности в межличностных взаимоотношениях» В.Г. Ромек предлагает варианты решения ситуации в зависимости от того, справедливо или несправедливо замечание кого-либо по отношению к вам.

Если критика несправедлива, придерживайтесь следующих правил:

  • Не реагируйте на претензии ответными замечаниями. Достаточно будет просто их выслушать.
  • Переложите высказанные слова на свой лад, снизив градус негатива в них. Лучше всего ответить в нейтральной форме:
Критическое замечание Возможный ответ

«Тебе абсолютно все равно на окружающих!»

«Мое отношение зависит от самого человека»

«Никакой помощи от тебя не дождешься!»

«Я стараюсь помогать по мере своих сил и возможностей»

«Что за глупости вы говорите?»

«Иногда мои слова могут показаться неразумными»

«Из какого места твои руки выросли?»

«Думаю, мои руки растут оттуда же, откуда и у всех остальных»

Если критика по отношению к вам справедлива, следуйте данным рекомендациям:

  1. Внимательно слушайте всё, что вам говорят. Не перебивайте.
  2. Повторите пункты, с которыми вы согласны.
  3. Инициируйте обсуждение конкретных замечаний.
  4. Озвученные проблемы воспримите как шаги по дальнейшему самосовершенствованию.
  5. Выразите свое позитивное отношение к человеку.

Приведем примеры конфликтов в педагогическом коллективе и способы их решения:

Вам Вы

В вашем классе царит полный хаос! Никакой дисциплины. Это недопустимо!

Согласна, иногда ученики сильно шумят. Сожалею, если мы вам мешали.

Да, мешали! А мы, между прочим, писали контрольную! Шум из вашего кабинета не давал покоя.

Я извиняюсь за возникшую ситуацию. Впредь постараюсь распределять учебное время так, чтобы ребятам некогда было шуметь. Благодарю. Ваше мнение очень важно для меня.

Порой критикующей стороной можете выступить и вы. Замалчивание ситуации, вызывающей у вас беспокойство, ни к чему хорошему не приведет, так что лучше всего высказать свое мнение сразу. Для того чтобы не спровоцировать конфликт, придерживайтесь некоторых правил.

Если вы вынуждены критиковать кого-то или предъявлять определенные требования, делайте это следующим образом:

  • Перечислите по пунктам все, что вызывает у вас беспокойство.
  • Скажите человеку, что чувствуете из-за этого.
  • Поделитесь вариантами решения проблемы.
  • Несколько раз проговорите свои предложения.
  • Озвучьте последствия игнорирования ваших замечаний.

В качестве примера приведем ситуацию:

Вы Вам

Елена Андреевна, внутренний распорядок был принят коллективом еще на первом педсовете в этом году. Согласно ему, педагог должен быть на рабочем месте минимум за 20 минут до урока. К сожалению, вы сегодня опоздали и пришли прямо со звонком. Поверьте, мне самой очень неприятна эта ситуация и я бы хотела, чтобы впредь такого не происходило.

Прошу прощения, но сегодня движение по дорогам было весьма затруднено, а я живу далеко от школы.

Согласна с вами, Елена Андреевна, но пробки – это частое явление в нашем городе. Постарайтесь соответствовать требованиям нашего внутреннего распорядка и приходить на уроки вовремя. Надеюсь, больше такая ситуация не повторится, ведь она и для вас, и для меня очень неприятна.

 

На этих же принципах следует строить поощрительные беседы или выговоры.

Похвала Выговор
  1. Доверительный тактильный контакт (если это уместно).
  2. Зрительный контакт.
  3. Перечисление действий, вызывающих похвалу.
  4. Выражение собственного удовлетворения от действий человека.
  5. Последовательность.
  1. Перечисление неверных действий и поступков.
  2. Выражение своего мнения и чувств из-за возникшей ситуации.
  3. Молчание.
  4. Слова поддержки.
  5. Последовательность.

Каждому человеку присущи эмоции широкого спектра. Злость, гнев или раздражение по отношению к кому-либо – нормальная рреакция. Любой сталкивается с этим в течение своей жизни. Чтобы правильно решить проблему, необходимо выяснить ее коренную причину.

Овладеть своими эмоциями можно, например, через спортивные нагрузки, когда энергия тратится в полезное русло. Контроль дыхания, медитация, представление будущей ситуации у себя в голове, способы отвлечения – все это очень полезно для установления контроля за собой.

Добавим также, что искусственно создать эмоцию нельзя. Можно только условно представить себе ситуацию (или спровоцировать ее наяву), способную вызвать чувства и эмоции.

По мнению психолога Ф.Е. Василюк, мы не храним в памяти то или иное чувство – мы помним только ситуацию, вызвавшую его. В таком случае, все в наших руках. Мы вольны самостоятельно корректировать испытываемые переживания при сознательном возбуждении в памяти обстоятельств возникновения конфликта.

Добавляем нотку юмора в воспоминание, и вот перед нами уже не повод для негативных ощущений, а причина для смеха. Все наши переживания зависят только от восприятия.

Способы для искусственного изменения воспоминания:

  • Изменить формы или размеры объекта.
  • Задать цветовую гамму воспоминания, проработать детали (убрать лишнее, добавить нужное).
  • Заставить объект двигаться (танцы и т.п.).
  • Добавить звук.

В данной статье мы кратко рассмотрели тему конфликтов в педагогическом коллективе, а также разобрали полезные навыки и умения, способствующие разрешению конфликтных ситуаций. Эти способы если не решат проблему изначально, то хотя-бы снизят градус негатива. Элементарные правила общения и выражения собственного мнения помогают сделать жизнь проще и веселее.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw