Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Что делать, если ребенок не хочет идти в садик
Главная > Блог > Что делать, если ребенок не хочет идти в садик
07.04.2023
3623
Время чтения: 16 минут

Что делать, если ребенок не хочет идти в садик

В чем проблема? Если ребенок не хочет в садик, то это повод задуматься над тем, правильно ли проводится адаптация малыша. Истерики по утрам, отказ заходить в группу, страдания по маме в первые дни являются нормой, но со временем это все же должно пройти. Если же стресс слишком сильный, то необходима дополнительная работа с ребенком.

Какое решение? Рецепт весьма прост – эмоциональная подготовка малыша. Однако отвечают за период подготовки родители, и педагог не может всецело повлиять на процесс. Так что если все же случаются болезненные реакции со стороны ребенка в ДОУ, то воспитатель может попытаться помочь преодолеть тяжелый адаптационный этап, но быстро исправить проблему уже не получится.

Оглавление:
  1. 7 причин отправить ребенка в садик
  2. 5 причин, по которым ребенок не хочет в садик
  3. Адаптация ребенка в садике
  4. Алгоритм правильной адаптации ребенка к детскому саду
  5. Как воспитатель может помочь ребенку
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

7 причин отправить ребенка в садик

Вопрос о необходимости детского сада всегда волнует родителей, и даже людей старшего поколения. Ведь дошкольное учреждение является «источником» вредоносных микроорганизмов, там встречаются недружелюбные дети и некомпетентные воспитатели.

Тем не менее детский сад все-таки нужен, им не столько малышу, сколько семье в целом. Посещая дошкольное заведение, ребенок получает навыки, способствующие его дальнейшей социализации.

Зачем ребенку в садик

Причина № 1. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми. В процессе общения со сверстниками малыш, оказываясь в различных ситуациях, научается контролировать свои эмоции: подавить обиду, злость, настоять на своем мнении, дружить и ладить с неприятными ему сверстниками. Он справляется с себялюбием, в его сознании появляется понятие «коллективное».

Причина № 2. Постигает правила жизни в социуме. Наблюдая за поступками других детей, а также на своем личном опыте, ребенок познает нормы морали, видит в них положительное и отрицательное. У него появляется возможность разглядывать, сопоставлять, принимать решение об активных самостоятельных действиях, заранее подразумевая реакцию взрослого. Важно, что это реакция не членов семьи, а чужого человека, распространяющего общие нормы, правила и обычаи.

Причина № 3. Признает репутацию и престиж постороннего человека. Это действительно важно, ведь на протяжении всей своей жизни ребенок еще встретит немало авторитетных людей: педагоги, преподаватели, директора, начальники.

Причина № 4. Развивается как личность. В домашних условиях ребенок тоже развивается, но есть одна особенность: для человека другой человек является «зеркалом» (действия одного находят отклик у другого). В группе детского сада, где много «зеркал», развитие идет более быстрыми темпами.

Причины водить ребенка в садик

Причина № 5. Обогащается знаниями, умениями, навыками. Если ребенок попадает в руки компетентного воспитателя, несомненно, он получит хорошие знания в области музыкального искусства, разовьет быстроту, ловкость и силу на занятиях по физической культуре и ритмике, расширит свой кругозор об окружающем мире, овладеет понятиями о культурных ценностях своей Родины (книги, народное искусство, фольклор, музыкальные произведения), подготовится к обучению в школе.

Причина № 6. Становится самостоятельным. Детский сад способствует развитию у детей навыков самообслуживания. Простейшие умения – одеться, раздеться, гигиенические процедуры, прием пищи – в дошкольном учреждении вырабатываются быстрее, чем в домашней среде.

Причина № 7. Трудоустройство родителей. Родители, чей ребенок ходит в детский сад, имеют возможность работать. В основном это касается мам, уставших от домашних хлопот и желающих профессионально развиваться.

5 причин, по которым ребенок не хочет в садик

На адаптационный период оказывают влияние несколько аспектов, включая и унаследованные от родителей психологические особенности. Нежелание малыша идти в детский сад нужно искать в общих и конкретных, зависящих от его индивидуальных задатков, обстоятельств.

В числе причин, по которым ребенок не хочет ходить в садик, психологи выделяют следующие:

Навыки и умения

Начиная с двух-трехлетнего возраста ребенок начинает проявлять личную активность в приеме пищи, надевании предметов гардероба, уборке и прочем. Правда, некоторые мамы, с целью ускорить процесс одевания, сами облачают малыша в одежду, тем самым мешая развитию навыков самостоятельности. Потом, оказавшись в коллективе сверстников, ребенка расстраивает тот факт, что он не может с каким-то действием справиться сам.

Положительное влияние оказывает на малыша его участие при сборах в садик: самостоятельно завязать шнурки, определиться с комплектом одежды, открыть дверь в учреждение. Формируется восприятие не принуждения, а причастности к процессу.

Еда

Обычно в садике детям не нравится то, что их заставляют там принимать пищу. В этот момент ребенок испытывает большой психологический дискомфорт, хотя и не говорит вам об этом. Он может не помнить, что было сегодня в меню, но на формирование его отношения к садику это окажет влияние.

Воспитатель

Одна из важных персон для ребенка. Если воспитатель создаст доброжелательную атмосферу в группе, заложит доверительные отношения, то малыш будет тянуться к педагогу, и присутствие в садике станет для него комфортным. Задача воспитателя – найти путь к сердцу ребенка.

Воспитатель

Внутреннее состояние мамы

В научных трудах Юрия Бурлана по системно-векторной психологии присутствует термин «чувство защищенности и безопасности». Речь идет о раскрытии механизма полной зависимости состояния ребенка от настроений мамы.

В силу своего возраста ребенок не может принимать разумные решения. И если он не хочет идти в садик, причину нужно искать в другом человеке. Эмоции, ощущения, чувства матери всегда отражаются на малыше. Если родитель тревожится, проявляет нервозность, то ребенок реагирует на это согласно своим психологическим особенностям и необязательно подобным же образом, это может проявиться иначе.

Дети со зрительным вектором будут плакать и сопротивляться, с анальным – обижаться и злиться, а с кожным – проявлять неусидчивость. Таким образом, малыш считывает состояние мамы и реагирует на него через свои унаследованные особенности.

Адаптация и режим дня

Посещение детского сада является важным этапом в жизни маленького человека, и, если ребенок не хочет ходить в садик, адаптационный период должен проходить поэтапно.

Привычка вырабатывается в течение длительного времени, потому что садик создает стрессовую ситуацию, ведь кроха надолго остается без мамы. Особенности адаптации у детей различны в силу их психологических особенностей.

Ребятам с анальным вектором приходится тяжелее всего, они сложно привыкают к новым условиям. Но если эти дети адаптируются, они легко привязываются в дальнейшем к воспитателю и к коллективу, причем настолько, что забрать их домой представляется тяжелой задачей.

Дети с кожным вектором легко адаптируются, хорошо чувствуют себя в коллективе. Смена обстановки от домашнего уюта к игровой деятельности не представляется для них проблемой.

Для детей со зрительным вектором особо сложным является разлука с мамой, они сильно плачут, устраивают истерики.

Таким образом, мы рассмотрели пять распространенных причин, почему ребенок не хочет в садик.

За месяц до запланированного посещения ребенком дошкольного учреждения родители должны провести подготовительную работу, а точнее, приблизить распорядок дня малыша к режиму дня в садике.

Адаптация ребенка в садике

Существует несколько уровней процесса адаптации детей к посещению детского сада:

Легкая степень адаптации

Данная степень характеризуется следующими особенностями: ребенок с интересом посещает детский сад с первых дней, пребывание там доставляет ему удовольствие. Быстро находит общий язык с ровесниками, практически не пропускает занятия по болезни, воспитатель является для него авторитетом, малыш может занять себя каким-либо делом. Кратковременные истерики быстро проходят.

Время адаптации: 7-14 дней.

Адаптация ребенка в садике

Средняя степень адаптации

Малыш пребывает в стрессовом состоянии в течение нескольких минут после разлуки с мамой и папой, а дальше с интересом начинает играть. Он подчиняется воспитательнице, положительно отзывается на ее просьбу о чем-либо, хотя время от времени может и игнорировать их. В связи с постоянным нахождением в коллективе детей подвержен частым заболеваниям. Но болеет, как правило, без осложнений, легко выздоравливает.

Время адаптации: 14-21 день.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок не хочет в садик, сильно плачет, закатывает истерику. Он совершенно отрицает детский сад, каждое упоминание о нем вызывает стресс, в группу его приходится затаскивать, невозможно оторвать от мамы. Постоянное пребывание в стрессовой ситуации вызывает частые болезни, а иногда потерю уже усвоенных знаний, например малыш не может вспомнить буквы, цифры. Данный тяжелый вид адаптации требует большого внимания взрослых.

Продолжительность адаптации: до 60 дней.

Малыш не способен находиться в напряженном состоянии в течение длительного времени. В конечном счете либо ребенок войдет в привычное русло, либо заболеет. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, зависит от многих факторов: возраст ребенка, количество окружающих его людей, тип темперамента, эмоциональная зрелость и уровень зависимости от родителей.

Широкий круг общения малыша, неоднократное его пребывание в различных коллективах, наличие у него большой семьи позволяет ему адаптироваться в садике в течение двух дней. При отсутствии одного из вышеназванных условий процесс привыкания потребует больше времени (недели, месяцы).

Даже после завершения процесса адаптации нельзя с уверенностью сказать, что малыш полюбил детский сад и будет посещать его с удовольствием. Часто от родителей можно услышать, что ребенок и в 6 лет не хочет идти в садик, основной причиной подобных капризов психологи называют кризис шестилеток.

Процессу адаптации ребенка к садику может помощь объединение усилий родителей и воспитателя.

Алгоритм правильной адаптации ребенка к детскому саду

Процесс привыкания к детскому саду носит постепенный характер. Одной из функций воспитателя является контроль этапов адаптации и своевременное инструктирование родителей.

Если ребенок не хочет в садик, разберем подробнее, что делать родителям, чтобы их усилия увенчались успехом и малыш с радостью зашагал в детский сад.

Посещение дошкольного образовательного учреждения необходимо начать с утренних и послеобеденных прогулок с группой, мама ребенка в это время находится рядом с ним. На протяжении первой недели рекомендуется оставлять малыша в группе на пару часов в первой половине дня. При наличии возможности родитель остается со своим ребенком в группе, в противном случае – забирает его после дневной прогулки.

Адаптация

На протяжении второй недели время нахождения малыша в группе возрастает до середины дня. Ребенок обедает вместе с другими детьми, после чего мама уводит его домой. В течение третьей и четвертой недели малыша рекомендуется забирать домой только после дневного сна или полдника.

Спустя месяц ребенок вполне способен пребывать в садике в течение всего дня. В период адаптации нужно стараться приводить малыша одним из первых или самым последним во избежание наблюдения им истерик других детей. Завтракать ребенку следует дома, так как в незнакомом помещении большинство детей прием пищи игнорируют, тем более новую для них еду.

Задача воспитателя – регулярно контролировать эмоциональное и физическое состояние крохи. Адаптационный период считается завершенным, если ребенок не пребывает в очевидной стрессовой обстановке и в течение семи дней:

  • отсутствует беспричинный плач и постоянное упоминание о маме;
  • вовлечен в игру, беседует с воспитателем;
  • хорошо спит в тихий час, питается, не болеет.

Успешное, быстрое завершение адаптационного периода напрямую зависит от взаимодействия воспитателя и родителей. Только командная работа, совместная воспитательная деятельность в дошкольном учреждении и в стенах дома могут привести к хорошему результату, а именно за короткий срок подготовить малыша к садику, оказать ему помощь в процессе социализации в новой незнакомой ему группе людей.

Как воспитатель может помочь ребенку

Ключевая роль в процессе привыкания ребенка к садику принадлежит воспитателю. От его компетентности, конструктивного сотрудничества с родителями зависит процесс адаптации, скорость его завершения.

Работа воспитателя с родителями

Работа воспитателя с родителями

Для эффективной адаптации воспитателю прежде всего необходимо наладить взаимодействие с родителями ребенка.

Одним из результативных приемов работы является организация экскурсии по детскому саду для родителей, в ходе которой они ближе познакомятся с дошкольным учреждением. Увидят спальню, где будут отдыхать их дети, места для игр, приема пищи и проведения занятий.

Можно познакомить их с режимом дня в садике. Если родители будут спокойны, это непременно скажется на их детях, спровоцирует у них положительное отношение к садику. А любое беспокойство мамы и папы обязательно отразится на их ребенке.

Воспитателю необходимо создать чат для родителей в одном из распространенных сервисов обмена мгновенными сообщениями. Проявляйте активность, беседуйте в мессенджере, давайте обратную связь, публикуйте новости, анонсы мероприятий, объявления.

Подобный чат позволит родителям чувствовать контроль, спокойствие, так как они при необходимости могут мгновенно узнать любые сведения о своем ребенке.

Воспитателю следует обговорить с родителями возможность приводить детей в дошкольное учреждение с небольшим промежутком (5-10 минут). Таким образом, он сможет уделить внимание каждому ребенку при приеме его в группу, наладить с ним контакт, чтобы облегчить переживание разлуки малыша с мамой или папой.

При условии, что контакт с родителями налажен, можно начать выстраивать отношения с членами детского коллектива.

Работа воспитателя с детьми

Для воспитателя одной из главных задач является установление гармоничных, доверительных отношений с детьми, способствующих тому, что ребята будут чувствовать себя в безопасности рядом с педагогом.

Когда впервые знакомитесь с ребенком, нужно быть приветливым с ним. Проявите доброжелательность, желание оказать помощь, улыбайтесь, поинтересуйтесь его делами, пообщайтесь с ним на тему его настроения и состояния здоровья. Ребенок должен почувствовать ваше дружелюбное, доверительное отношение, сопереживание к нему.

Работа воспитателя с детьми

Знакомство с ребенком должно произойти в неофициальной обстановке, например во время прогулки малыша с мамой. Встретившись снова в детском саду, кроха уже не будет воспринимать вас как чужого.

Нужно постараться создать в коллективе атмосферу доверия, комфорта, безопасности, чтобы дети ощущали себя как дома. Можно украсить группу, например, комнатными растениями, игрушечными домами, оборудовать место для уединения. Положительный эффект создадут игрушки, принесенные детьми из дома, у них будет частичка родного и знакомого в новой обстановке.

Как правило, дети сильно скучают по родителям. Снизить переживания дошкольников позволяет «семейный альбом», в который помещены фотографии пап и мам. Просто необходимо разместить альбом в доступном для детей месте, чтобы ребенок мог беспрепятственно подойти и рассмотреть его.

Включайте детей в деятельность, проводите коллективные и индивидуальные игры. Заинтересованным, увлеченным детям не будет времени на переживания, они просто забудутся. Кроме того, игры способствуют формированию авторитета воспитателя, готового всегда прийти на помощь.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw