Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
специальная педагогика и психология
Главная > Блог > Специальная педагогика и психология: где учиться и работать
11.09.2022
3773
Время чтения: 12 минут

Специальная педагогика и психология: где учиться и работать

Что это такое? Специальная педагогика и психология – отрасль, находящаяся на стыке двух дисциплин. Человек, получившую эту специальность, является лекарем души и учителем жизни одновременно. Такие профессионалы востребованы во многих областях: от спортивных организаций до общеобразовательных учреждений.

Кем работать? Получив соответствующее образование, можно работать логопедом или дефектологом – в хорошо знакомых многим должностях. Помимо этого, диплом бакалавра или сертификат о повышении квалификации по специальности разрешает работать сурдопедагогом, олигофренопедагогом и тифлопедагогом.

Что такое специальная педагогика и психология

Для начала разберемся, в чем заключается специфика этого направления и чем именно оно отличается от базовых дисциплин – обычных педагогики и психологии.

Предметом изучения специальной психологии являются люди с различными отклонениями в психическом развитии, вызванными врожденными или приобретенными дефектами.

Для работы с детьми и подростками, пребывающими в особых состояниях, требуются не просто педагоги и психологи, а профессионалы, знакомые с природой возникновения и типичными проявлениями отклонений, возникших вследствие органических или функциональных факторов. Таким детям необходима помощь в преодолении проблем с социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Объект внимания социальных психологов и педагогов – дети и подростки, а также лица старшего возраста, страдающие отклонениями в психическом, интеллектуальном, личностном развитии, которым нужен особый подход для успешного усвоения знаний и навыков.

Что такое специальная педагогика и психология

Специальная психология включает несколько разделов:

  • тифлопсихология (работа со слепыми);
  • сурдопсихология (для глухих и слабослышащих);
  • олигофренопсихология (помощь людям с отставанием в умственном развитии);
  • психология людей с нарушениями речи;
  • психология детей с задержками психического развития (1ШР) и других категорий аномальных детей.

Специальная психология решает такие задачи, как:

  • сравнительное изучение развития детей с отклонениями в психическом развитии и их обычных сверстников;
  • исследование эффективности специальных методов воспитания и обучения на адаптацию и формирование личности подростков с сенсорными и ментальными нарушениями;
  • изучение особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями;
  • мотивированное обоснование применения педагогических приемов, предназначенных для обучения и развития аномальных воспитанников;
  • разработка способов диагностики нарушений психического развития;
  • поиск вариантов коррекции различных состояний, вызванных психическими отклонениями;
  • определение проблем, с которыми сталкиваются воспитанники в процессе адаптации и интеграции в общество.

Специальная педагогика – раздел общей педагогики, изучающий вопросы образования детей и подростков с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые в силу имеющихся проблем не могут обучаться наравне со здоровыми сверстниками.

Специальное педагогическое сопровождение в процессе образования позволяет:

  • выявлять дисбаланс между уровнем развития детей с отставанием и программой обучения;
  • учитывать возможности каждого ребенка при подборе методов и приемов обучения;
  • создавать максимально благоприятные условия для адаптации детей с отклонениями в развитии и их интеграции в общество;
  • разрабатывать социально-педагогические программы, направленные на профессиональную ориентацию аномальных подростков.

Социальные педагоги используют наряду с общими терминами особые понятия, служащие для определения специфических состояний и проблем воспитанников с отклонениями от нормы. В целом понятийный аппарат является международным, но есть и некоторые расхождения.

Так, в США термин special education используется для обозначения образования не только отстающих в развитии, но и гениальных детей. 

Специальная педагогика занимается обучением и воспитанием детей, которые требуют особого отношения вследствие своего аномального физического или психического состояния.

Специальная педагогика и психология

Перед специальной педагогикой стоят цели:

  • абилитации и реабилитации воспитанников с отклонениями;
  • коррекции и компенсации физических и психологических недостатков с использованием средств педагогики;
  • повышения самооценки особенных детей и подростков;
  • создания предпосылок для социализации и интеграции в общество.

Задачи, которые решают профессионалы направления «специальная педагогика»:

  • изучают особенности воспитания, обучения и развития детей с отклонениями от нормы;
  • разрабатывают методы, приемы, формы работы с подопечными, у которых ограничены психические или физические возможности;
  • изучают и внедряют в практику успешный опыт специалистов в этой сфере из других стран;
  • адаптируют результаты научных исследований и экспериментов к повседневной работе с подопечными, отстающими в развитии;
  • составляют программы обучения, образовательные стандарты, концепции, программы и учебники;
  • разрабатывают педагогические приемы, образующие комплекс мер для помощи воспитанникам с проблемами в физическом и психическом развитии;
  • улучшают существующую учебно-методическую базу для подготовки специалистов по работе с детьми, у которых особых образовательные потребности;
  • изучают способы предупреждения и пресечения появления случаев отклонения от нормы.

Кем можно работать по специальности

Образование по профилю в зависимости от выбранного направления позволяет помогать людям с различными нарушениями:

  • Логопед работает с детьми и взрослыми, у которых есть врожденные или приобретенные проблемы с речью. Он занимается исправлением дикции, корректирует недостатки произношения при помощи системы упражнений и массажа.
  • Дефектолог отвечает за обучение и воспитание детей и подростков с отклонениями в развитии. В круг его обязанностей входит комплексная помощь воспитанникам, страдающим ДЦП, задержкой психоречевого развития и другими нарушениями. Дефектолог должен на профессиональном уровне разбираться в педагогике, психологии, логопедии и работать в тесном контакте с врачами – неврологом, нейропсихологом и другими.
  • Сурдопедагог – специалист, занимающийся коррекцией слабослышащих и глухих воспитанников. С его помощью подопечные осваивают язык жестов и дактильную азбуку, то есть учатся показывать пальцами отдельные буквы. Сурдопедагог дает детям, лишенным слуха, возможность общаться с окружающими, получать знания и навыки, чтобы затем реализовать себя в жизни и профессии.
  • Тифлопедагог работает с воспитанниками, у которых врожденные или приобретенные проблемы со зрением. Под его руководством дети начинают читать книги со шрифтом Брайля, осваивают практики по самостоятельному ориентированию в пространстве и обслуживанию себя в быту.
  • Подопечные олигофренопедагога – дети и взрослые с умственной отсталостью и различными формами отставания в психическом развитии. Нарушения интеллекта являются следствием генетических заболеваний, тяжелых инфекций или серьезных травм. Полностью избавить подопечного от проблем, связанных с этим состоянием, олигофренопедагог не может. Он помогает таким людям приспособиться к жизни, усвоить знания в пределах специально разработанных программ обучения.

Кем можно работать по специальности

Получив диплом по профилю «специальная педагогика и психология», после института можно найти работу в образовательных организация любого уровня, в учреждениях социальной и культурной сферы, в здравоохранении.

Основные направления профессиональной деятельности – консультации, коррекция имеющихся физических и психических недостатков, обучение и приспособление к жизни с учетом отклонений в развитии, анализ психологического состояния, помощь в выстраивании межличностных отношений, в поднятии самооценки и в самореализации.

Выпускников вузов с дипломом бакалавра ждут в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, в государственных и частных реабилитационных центрах, санаториях, интернатах. Такие специалисты обязательно должны быть в составе комиссии по делам несовершеннолетних, в учреждениях, относящихся к ведению МЧС и УФСИН.

По окончании института можно претендовать на должность педагога-психолога, тьютора, специального педагога, психолога-консультанта, сотрудника службы реабилитации. Кроме того, есть возможность заняться частной практикой и оказывать услуги детям и взрослым с различными проблемами в развитии.

специальные педагоги и психологи

В среднем специальные педагоги и психологи в РФ зарабатывают 31 тыс. рублей. Конкретные цифры зависят от региона, занимаемой должности, источника финансирования организации.

Сразу после вуза зарплата может составлять 15 тыс. рублей, а доход опытных востребованных специалистов в частных образовательных и реабилитационных центрах превышает 100 тыс. рублей.

Где учиться, чтобы получить профессию

Вы уже знаете, чем занимаются люди, изучавшие специальную психологию и педагогику, и кем можно работать, получив диплом. Поговорим о том, где лучше получать знания, чтобы стать востребованным профессионалом в этой сфере.

У будущего специалиста есть два пути. Первый – завершить 11-летнее образование в средней школе и поступить в один из вузов, готовящих специальных педагогов и психологов. Второй – после 9 или 11 классов пойти в колледж, чтобы иметь возможность с самого начала освоения профессии испытать свои силы на практике. После среднего специального учебного заведения обучение в вузе дается легче, тем более что у студентов уже есть четкое представление о будущей профессии.

Диплом по специальности «Специальная педагогика и специальная психология» выдают многие учебные заведения высшего звена, но в числе ведущих образовательных учреждений можно назвать несколько:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский государственный социальный университет (РГСУ).

В учебной программе подготовки бакалавров предусмотрено достаточное количество часов на освоение дисциплин, которые учат студентов применять полученные знания в практических жизненных ситуациях, а также готовят к принятию взвешенных решений, касающихся карьерного роста. Для этого в курс введены такие предметы, как основы управления, профессиональные коммуникации, современный деловой этикет и многие другие.

Специальная педагогика и специальная психология

Будущие психологи и педагоги изучают следующие дисциплины:

  • Введение в профессию
  • Психология развития
  • Теория обучения и воспитания
  • Детская психиатрия
  • Дифференциальная психология
  • Социология
  • Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
  • Культура языковой коммуникации
  • Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Основы педиатрии и гигиены детей и подростков
  • Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях
  • Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании
  • Специальная психология
  • Психологическая и педагогическая диагностика с практикумом
  • Инклюзивное образование
  • Речевое развитие ребенка
  • Игра в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • Неврология
  • Специальная педагогика
  • Психологическое сопровождение семей с детьми, имеющими особенности развития
  • Логоритмика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Научная организация труда
  • Клиническая нейрофизиология
  • Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями
  • Психологическое сопровождение семьи в ранней помощи
  • Психосоматика в детском возрасте
  • Психологическая помощь детям с коммуникативными нарушениями
  • Обучение и воспитание детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
  • Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями
  • Психологическая помощь детям с сенсорными нарушениями
  • Кинезотерапия
  • Фольклор в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Арт-терапия в детском возрасте

Необходимые личные качества

Не каждый обладатель диплома, прослушавший полный курс по профилю дефектология, специальная педагогика и специальная психология, реализует себя в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Одних знаний мало, нужен еще целый набор свойств характера, благодаря которым их вчерашнего студента постепенно вырастет грамотный профессионал.

дефектология, специальная педагогика и специальная психология

  1. Умение сопереживать. Равнодушные и холодные люди не смогут работать с подопечными, страдающими теми или иными нарушениями в развитии. Наставник невольно берет на себя часть проблем своего воспитанника, проникается его состоянием. Эмпатия свойственна всем хорошим педагогам и психологам, а тем более тем, кто помогает детям, обделенным судьбой.
  2. Умение общаться. Можно знать все об особенностях состояния ребенка, о способах коррекции, о методах специального обучения, но если не наладить с подопечным коммуникацию, не вызвать к себе абсолютное доверие, все попытки помочь ему будут напрасными.
  3. Умение абстрагироваться. Человек, работающий в сфере специальной психологии и педагогики, должен разделять служебные обязанности и свою личную жизнь. Это трудно, особенно когда речь идет о профессионалах, с головой погружающихся в проблемы воспитанников. Однако делать это необходимо, иначе неизбежно эмоциональное выгорание.

И конечно, для каждого, кто решил посвятить свою жизнь работе с детьми, в том числе имеющими отклонения в развитии, одним из самых важных личностных качеств является чувство ответственности. Если человек не осознает, насколько его профессиональные действия могут быть полезны или, напротив, губительны для подопечного, ему не стоит даже приступать к выполнению таких обязанностей.

Дополнительное профессиональное образование по специальности педагогика и психология

Стать профессионалом в сфере работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, можно и другим путем, например, получив дополнительное образование по этому профилю. Претендовать на него могут те, кто ранее уже прошел полный курс обучения в колледже или институте.

Подобрать подходящее учреждение не сложно, если найти ответы на следующие вопросы:

Вопрос 1. Для чего мне дополнительное образование по психологии?

образование по специальности педагогика и психология

Окончив курсы по коррекционной педагогике и специальной психологии, вы сможете:

  • Заняться частной практикой – помогать детям и взрослым с проблемами в психическом или физическом развитии.
  • Применять полученные знания для реализации собственных карьерных амбиций, беспрепятственно продвигаться по служебной лестнице.
  • Лучше разбираться в мотивах поступков окружающих вас людей.

Имейте в виду, что официально устроиться на работу по новой специальности вы сможете, если образовательное учреждение выдает по завершении обучения документ государственного образца. Если знания по психологии нужны вам исключительно для себя, можно довольствоваться сертификатом, подтверждающим прохождение курса.

Есть два варианта получения документа о допобразовании:

  • Студентам вузов, посещающим занятия по профессиональной переподготовке в рамках текущего обучения, соответствующее свидетельство вручается вместе с основным дипломом.
  • Лицам без высшего образования документ о переподготовке не положен, поскольку у них нет базовой квалификации, которую можно совершенствовать. Тем не менее, обучение на курсах дает им такой же набор знаний, как и другим слушателям. Правда, применять их можно исключительно в личных целях.

Вопрос 2. Я хочу повысить уже имеющуюся квалификацию психолога, или мне нужна переподготовка с другой специальности?

Имеющиеся программы дополнительного образования предназначены для:

  • профессиональной переподготовки;
  • повышения квалификации.

Первый вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее специальное или высшее образование и кто хочет попробовать себя в роли психолога. Прослушав курс лекций и успешно пройдя итоговую аттестацию, вы получите диплом о профессиональной переподготовке и сможете найти работу по новой специальности.

Предположим, сразу после школы вы плохо представляли, чем хотите заниматься в будущем, и по настоянию родителей поступили на юридический факультет. Проработав несколько лет в правовом отделе строительной компании, вы на несколько лет ушли в декретный отпуск с детьми-погодками. Занимаясь их воспитанием, всерьез увлеклись психологией и приняли решение освоить новую специальность.

После окончания курсов профессиональной переподготовки по специальной педагогике и психологии вам выдали диплом психолога-консультанта, дающий право работать в государственном образовательном учреждении, коммерческой компании или заниматься частной практикой.

Программы повышения квалификации

Программы повышения квалификации рассчитаны на тех, у кого есть психологическое образование и кому необходимо:

  • приобрести новые знания и навыки для расширения профессиональных возможностей по текущему направлению деятельности;
  • стать специалистом по смежному с психологией профилю.

Длительность обучения в этом случае составит от полутора до четырех месяцев, по окончании курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.

Вопрос 3. Что меня интересует больше – практическая, прикладная или клиническая психология?

Если вас привлекает оказание профессиональной помощи здоровым людям, помощь клиентам в различных жизненных ситуациях, вам нужно пройти обучение по направлению «Практическая психология». По завершении можно реализоваться себя в качестве детского, семейного или кризисного психолога, работая с клиентами очно или дистанционно.

Прикладной характер подразумевает применение основ психологии в таких областях, как:

  • педагогика;
  • маркетинг;
  • спорт;
  • управление персоналом и так далее.

Социальная психология, изучающая принципы взаимодействия людей между собой, тоже относится к этому направлению.

Для работы с людьми, чьи психологические проблемы обусловлены нарушением физического здоровья, понадобится особая подготовка по направлению «Клиническая психология». Программа обучения включает такие разделы, как диагностика психического здоровья, психофизиологические проблемы пациентов, психотерапия.

Профессионалы с таким образованием востребованы в:

  • государственных учреждениях, в том числе в МВД и МЧС;
  • в центрах психологической помощи;
  • в лечебных и реабилитационных организациях, как муниципальных, так и частных;
  • психоневрологических диспансерах;
  • центрах социальной помощи;
  • образовательных учреждениях, в том числе для детей с отклонениями в развитии и проблемами со здоровьем.

Главное отличие клинического психолога от других специалистов заключается в том, что он имеет право работать в лечебных заведениях. Полученное образование позволяет ему оказывать профессиональную помощь пациентам медицинских учреждений.

Книги по специальной педагогике и психологии

«Специальная педагогика и специальная психология», В.П. Глухов

В пособии рассмотрены базовые концепции отечественной дефектологии, рассказано о дизонтогенезе и основных типах нарушений физического и психического развития, с которыми специальному психологу придется столкнуться в процессе профессиональной деятельности. Отдельный раздел посвящен вопросам организации коррекционного обучения воспитанников с отклонениями в развитии.

Социальная психология

Подробно освещена тема социальной реабилитации детей и подростков, их интегрированного обучения. Автор приводит психолого-педагогическую характеристику для каждой группы пациентов в зависимости от имеющегося нарушения здоровья, описывает специфику деятельности педагогов в ходе коррекции особых состояний. В пособии уделено внимание организации службы практической психологии в учреждениях образования.

«Специальная педагогика и коррекционная психология», Т.Г. Неретина

Учебник пригодится всем студентам педагогических специальностей. В нем скомпилированы данные из многих научных источников и личный опыт автора, подробно рассматриваются все аспекты работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, включая их обучение, воспитание, социализацию и интеграцию в общество.

Книга представляет собой учебно-методический комплекс, в котором изложен теоретический материал на базе 27 лекций, темы для самостоятельного изучения, планы практических занятий, контрольные вопросы и задания для проверки усвоения материала. Кроме того, в конце учебника есть глоссарий и список рекомендованной к изучению литературы.

«Основы специальной психологии», Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.

Авторами этого пособия рассмотрены вопросы становления этой отрасли психологии, описана ее методология, освещены темы современного толкования понятий психологической нормы и отклонений от нее. В учебнике приведены «портреты» детей с различными нарушениями в развитии с точки зрения ярко выраженных особенностей их состояния, рассказывается о методах коррекции и специальной психологической помощи воспитанникам с отклонениями.

Специальная педагогика и психология – это важнейшее направление работы с детьми и подростками, значимость которого в последние годы неуклонно растет. Вопросы адаптации особенных людей к нормальной жизни, их интеграции в социум становятся все более актуальными благодаря тенденции к гуманизации общества.

Специалисты по коррекции особых состояний востребованы в различных учреждениях – образовательных, реабилитационных, медицинских. Педагог или психолог, готовый работать с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии, принесет пользу не только своим подопечным, но и обществу в целом.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw