Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Учебная мотивация школьников и особенности ее формирования
Главная > Блог > Учебная мотивация школьников и особенности ее формирования
18.07.2024
700
Время чтения: 15 минут

Учебная мотивация школьников и особенности ее формирования

Что это? Учебная мотивация школьников — движущая сила, побуждающая учащихся к обучению и достижению академических успехов. Она может быть внутренней, когда интерес и стремление к знаниям исходят от ребенка, или внешней, формируемой благодаря поощрениям и поддержке со стороны учителей и родителей.

Как формировать? Для развития мотивации важно создать позитивную образовательную среду, где каждый успех будет отмечен, а любые трудности преодолены через поддержку. Учителя должны использовать разнообразные методы преподавания для удержания интереса детей. Родители же могут помочь, проявляя интерес к учебе своего ребенка и отмечая его старания.

Оглавление:
  1. Что такое мотив и мотивация
  2. Уровни учебной мотивации школьников
  3. Причины снижения учебной мотивации школьников
  4. Методы формирования положительной учебной мотивации
  5. Часто задаваемые вопросы об учебной мотивации школьников
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое мотив и мотивация

Для начала рассмотрим, что такое «мотив» и «мотивация», и в чем отличия этих понятий:

  • Мотив (от лат. motivus) – приводить в движение, подталкивать. Это причина, которая побуждает человека совершать определенную деятельность, придает ей осмысленность, направленность и удовлетворяет потребности человека.
  • Мотивация описывает вектор действий, организованность и стабильность усилий, направленных на достижение целей, которые человек ставит перед собой.
  •  Учебная мотивация школьников — это сложная система, которая включает в себя мотивы, цели, реакции на неудачу, настойчивость и установки.

Задумываться о развитии учебной мотивации необходимо уже в начальной школе, когда ребенок склонен отвлекаться, шуметь и не слушать педагога. С возрастом мотивация может колебаться и меняться, что является нормальным явлением.

Учебная мотивация школьников

По мере взросления люди обычно осознают, для чего им нужно учиться. Например, чтобы стать образованнее, получить профессию или добиться определенного статуса в обществе. Однако эти причины не всегда могут быть достаточной мотивацией к успешному обучению.

У учащихся средней ступени обучения интерес к школьным предметам во многом определяется авторитетом учителя. Чаще всего возникает стремление если не превзойти своих одноклассников, то хотя бы не быть в числе отстающих. Это совершенно нормально, но велика вероятность, что на фоне неудачного опыта может пострадать самооценка ребенка. Также может наблюдаться потеря интереса к выполняемой деятельности (зачем стараться, если все равно я хуже остальных). Поэтому важно научить ребенка соревноваться не с другими людьми, а с собой «вчерашним».

У старшеклассников в подростковом возрасте формируется понимание необходимости приобретения знаний и навыков как средства получения чего-то более ценного. Так постепенно развивается учебная мотивация школьников.

Мотивацию классифицируют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация – результат совместных усилий родителей и учителей, которые, используя систему поощрений и наказаний, побуждают ребенка к эффективному образовательному процессу. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика, когда он вовлечен в процесс обучения, заинтересован в результате и уделяет время развитию своих способностей. Стимулом в данном случае является сам изучаемый предмет, который вызывает неподдельный интерес.

Уровни учебной мотивации школьников

  • Высокая учебная мотивация школьников.

Дети, имеющие высокий уровень мотивации, характеризуются четкими познавательными мотивами. Они нацелены на успешное выполнение всех требований учреждения образования. Они добросовестно выполняют указания педагогов, на занятиях проявляют активность и заинтересованность. Ученики весьма эмоционально реагируют на низкие результаты и критику со стороны учителя.

Учебная мотивация школьников

  • Хорошая учебная мотивация.

Учебная мотивация современных школьников в наибольшей степени характеризуется подобным уровнем заинтересованности в результатах процесса обучения. Эффективность восприятия программы не зависит от строго установленных требований и норм, а ответы не столь сильно привязаны к системе оценивания.

  • Положительное отношение к школе.

Положительная учебная мотивация у младших школьников нередко имеет в основе внеучебные аспекты образовательного процесса. Например, возможность пообщаться с друзьями или любимым учителем и ощущение себя взрослым. Немаловажное значение здесь играет роль ученика в глазах окружающих.

Познавательные мотивы у подобных учеников до конца не сформированы, и сама по себе образовательная деятельность не представляет для них ценности. Их может привлекать учеба в школе возможностью ходить с красивым портфелем или тетрадями, а не получением необходимых знаний и навыков.

  • Низкая учебная мотивация школьников.

Учащиеся с низким уровнем мотивации без желания посещают занятия в школе и часто числятся в списках прогуливающих. Они отвлекаются на другие занятия и игры во время уроков, испытывают определенные трудности в освоении учебной программы и находятся в нестабильном состоянии адаптации к школьной среде.

  • Отрицательное отношение к обучению.

Ученики с отрицательным взглядом на школу сталкиваются с серьезными проблемами в обучении: они не могут справиться с заданиями, имеют трудности во взаимодействии с одноклассниками и учителем. Школа для них часто ассоциируется с враждебной средой, где им тяжело находиться. В ряде случаев учащиеся могут проявлять агрессивное поведение, отказываясь выполнять требования учебного заведения или следовать правилам и нормам.

Причины снижения учебной мотивации школьников

Каковы причины того, что учебная мотивация школьников снижается?

Сложности в обучении

Изучение нового материала может представляться сложным из-за различных причин. Часто это связано с усложнением школьной программы, что создает напряженное состояние у школьников.

Учебная мотивация школьников

Иногда это происходит с каким-то определенным предметом, но зачастую с каждым классом программа становится все сложнее. Школьник может не успевать осваивать новую информацию, при этом испытывать давление со стороны родителей и педагогов.

Особенно это касается учащихся средней и старшей школы, когда в программу вводится много новых дисциплин. Например, в химии или физике важно освоить базовые основы, чтобы успешно учиться дальше. Если эти начальные навыки не освоены, дальше изучение может вызывать сложности, и ребенок постепенно теряет интерес к предмету.

В начальных классах учиться может быть трудно из-за недостаточного развития психических функций, что приводит к трудностям обучения, таким как дислексия или дискалькулия. Также проблемы обучения могут быть обусловлены несоответствием сложности программы интеллектуальному развитию ребенка.

Иногда сложности в учебе могут быть вызваны личностными особенностями, чаще всего у детей с ограничениями в плане здоровья. Например, у ребят, испытывающих проблемы с двигательными функциями, или с легкими аутистическими чертами могут возникнуть трудности с учебной мотивацией и общением со сверстниками.

Сложности психологического характера

Сложное психологическое состояние может стать причиной потери мотивации к учебе у ребенка из-за событий, не касающихся школьной деятельности, таких как развод родителей, конфликты со сверстниками, болезни близких людей. В определенный момент у ребенка может случиться декомпенсация, когда у него просто закончатся силы. Постоянный стресс вызывает ответную реакцию: человек всячески избегает тревожных ситуаций, что часто выражается в его нежелании учиться.

Отсутствие понимания, в чем необходимость обучения

Детям тяжело дается осознание, зачем получать образование, когда они только в начале школьного пути. Первые два года обучения – уникальный познавательный период, когда для детей является естественным стремление понять, как устроен мир вокруг. Первоначальную мотивацию к познанию сложно испортить, поэтому главное – не давить на ребенка, не давая мотивации угаснуть из-за груза требований учебного заведения.

С возрастом интерес школьника концентрируется на построении отношений с другими людьми, и ему трудно осознать ценность обучения. От учителя требуется целенаправленная деятельность с использованием интересных методик для поддержания интереса к предмету.

Слыша от взрослых о неопределенном будущем, ребенок зачастую не понимает, как обучение сегодня влияет на его жизнь в будущем. Младшим школьникам интересны нетрадиционные методы обучения, такие как групповые походы, музейные экскурсии или посещения различных компаний.

Проблемы в коммуникациях с педагогами и классным коллективом

Учебная мотивация школьников зачастую подвергается негативному воздействию проблем с коммуникацией с одноклассниками или учителями. Конфликты могут повлиять на отношение к тем или иным предметам, что затруднит дальнейшее изучение.

Травля и конфликты в школе могут полностью лишить ребенка мотивации к образованию, если перед ним стоит основная цель – выжить и избежать обострения противостояния. В таких ситуациях ученику просто не хватает времени на учебу.

Иногда обстановка в семье складывается таким образом, что значительно влияет на мотивацию подростков. Жесткий контроль и гиперопека особенно вредны для детей, потому что они могут привести к чувству неуспеваемости и бессилия. Когда родители устанавливают чрезмерно высокие требования и контролируют каждый шаг ребенка, он нередко чувствует, что не соответствует ожиданиям взрослых и что его усилия никогда не будут достаточны.

Это может привести к неуспеваемости и чувству бессилия, известному как «выученная беспомощность». В этом случае ребенок ни к чему не стремится и может даже ничего не предпринимать, чтобы не столкнуться с неудачами.

Методы формирования положительной учебной мотивации

Чтобы сформировать стабильную мотивацию к обучению у учащихся, важно соблюсти выполнение определенных условий.

Учебная мотивация школьников

  • обогащение учебного материала личностно значимыми и интересными сведениями;
  • удовлетворение интеллектуальных потребностей учеников;
  • организация эффективного взаимодействия между школьниками;
  • поощрение выполнения заданий более высокого уровня сложности;
  • поддержание доброжелательного отношения ко всем учащимся независимо от успеваемости;
  • регулирование равных отношений между детьми в коллективе;
  • развитие самооценки собственных способностей;
  • поощрение тяги к саморазвитию и совершенствованию;
  • поддержка школьной инициативы, воодушевление учащихся при возникновении сложностей;
  • воспитание ответственного подхода к учебе и забота о разнообразии методов обучения.

Методы развития учебной мотивации

  • Метод «Дидактические игры»

Заключается в специально созданных условиях, имитирующих реальность, в которых учащимся предлагается выработать решение. Основная цель этой методики – всячески поощрять интерес к образовательному процессу.

  • Метод «Сценарий успеха»

Это целенаправленно созданная комбинация условий, которая подразумевает возможность достичь эффективных показателей в учебной деятельности. Само по себе понятие «успех» отличается от личностных ожиданий человека.

Успех классифицируется на три типа: предвосхищаемый успех, который основан как на реалистичных ожиданиях, так и на расчете на случайное везение; подтвержденный успех, который демонстрирует реальное достижение цели, благодаря этому младшие школьники переживают радость от признания их побед, повышают уверенность в собственных возможностях; обобщенный тип успеха возникает на фоне чувства самоуверенности, волнения и самодостаточности. В данном случае стоит опасаться переоценки своих возможностей и преждевременного расслабления.

  • Метод «Соревнование»

Основан на врожденной потребности учащихся в доказательстве своего превосходства и направлении данных стремлений на формирование важных черт личности. Учебная мотивация младших школьников нуждается в регулярной диагностике и анализе.

В ходе соревнования ученики с легкостью нарабатывают навыки социального поведения, раскрывают в себе моральные, эстетические качества. Особенно важно соревнование для детей, отстающих в образовательном процессе: ориентируясь на результаты своих товарищей, они получают дополнительные стимулы для саморазвития и начинают вкладывать в обучение больше усилий.

  • Метод проектов активно распространен на начальной ступени обучения.

Учебная мотивация младших школьников включает в себя различные методики. Конкретно этот метод направлен на поощрение познавательных навыков учащихся и способности самостоятельно структурировать свои знания, возможность без труда ориентироваться в информационном пространстве, стимулирование творческого мышления, а также обучение детей элементарным азам работы в команде во время проектной деятельности.

Возможными результатами проектной деятельности для учеников начальных классов являются: журнал, раскладушка-книжка, памятка, наглядная презентация, рассказ или сказка, коллаж или стенгазета, поделка.

  • Метод формирования проблемной ситуации

Заключается в том, чтобы избегать передачи информации напрямую. Даже если невозможно провести учеников к новому открытию, всегда можно создать ситуацию поиска. Ее формируют путем постановки проблемных аспектов для решения задач поискового характера.

На каждом этапе урока можно формулировать проблемные вопросы: например, те, которые создают противоречия для учеников; вопросы, требующие определения схожих черт или различий. Чем менее заметными являются различия и сходства, тем более интересно выполнять задание; вопросы о причинно-следственных связях.

Таким образом, учителю необходимо непрерывно мониторить мотивы обучения и поведения учеников. Педагог должен четко представлять, что учебная мотивация младших школьников имеет различные виды, и уметь использовать приемы, стимулирующие заинтересованность учеников в зависимости от конкретной личности и ситуации.

Часто задаваемые вопросы об учебной мотивации школьников

Чем отличается учебная мотивация младших школьников от заинтересованности в обучении подростка и каковы ее ключевые особенности?

Ситуация, когда ученик с радостью учился в начальной школе, но после перехода в среднее звено его интерес к учебе значительно сократился, может иметь множество причин. Зачастую в этот период исчезает эффект новизны, либо увлечение занятиями заменено новыми интересами. Для ученика младших классов мотивацией выступает непосредственно сам познавательный процесс, если придать ему увлекательный характер. В то же время подросток ставит перед собой цель доказать окружающим, что он уже взрослый, заслужить авторитет среди сверстников.

Учебная мотивация школьников

Как правильно замотивировать школьника-подростка на отличную учебу?

Стремление к самореализации является отличной базой для мотивации подростков в образовательном процессе. Объясните ему, что быть взрослым подразумевает принятие на себя определенных обязанностей и решений. Серьезное отношение к учебе – оптимальный способ продемонстрировать себя зрелой личностью.

Подобный стимул для эффективного обучения, а также грамотно выстроенная система поощрения и справедливая критика помогают сформировать у подрастающего человека более осознанное отношение к обучению, понимание необходимости саморазвития и важности получения знаний лично им.

Каким образом оценивается уровень учебной мотивации у детей школьного возраста?

Для оценки степени мотивации в учебном заведении можно применять следующие приемы:

  • Методика «замер времени». Учеников просят записать, сколько времени, как им кажется, прошло после начала урока, не обращая внимания на часы. Такое измерение предлагается выполнить несколько раз в течение урока через разные временные интервалы.
  • Методика «Учебный план». Учащимся предлагается разработать свой индивидуальный учебный план на оставшуюся часть учебного года. Каждому выдается бланк с указанием предметов из утвержденного образовательной организацией учебного плана; количество часов на каждый предмет; количество часов, которое ученик планирует уделить каждой дисциплине.

Проанализировав, как изменяется время, которое ученик тратит на изучение определенного предмета или всего учебного плана, можно определить его уровень мотивации к учебе и наличие заинтересованности в изучении отдельных дисциплин.

Обучение школьников требует внимания к мотивации, которая является не только стимулом для усвоения новых знаний и навыков, но и основой для формирования у них целеустремленности, самодисциплины и ответственности. Применение различных методов мотивации, адаптированных под личностные особенности каждого ученика, способствует повышению интереса к учебному материалу и содействует более глубокому его усвоению.

Важно помнить, что учебная мотивация школьников не является постоянной величиной; она требует непрерывного регулирования со стороны преподавателей и законных представителей учащегося для поддержания стремления ребенка развивать свою образованность и совершенствоваться как личность.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw