Значение сюжетно-ролевой игры для самых маленьких
Сохранить статью:
В чем польза? Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка сложно переоценить. Примеряя на себя поведение, отношения и действия окружающих его взрослых, малыш социализируется, что в будущем облегчает ему вхождение в социум.
Какие существуют? «Дочки-матери», «игра в доктора» и другие давно известны и старшему поколению, ведь такие роли универсальны. Родители могут добавить свои идеи, которые помогут разнообразить сюжет и развить воображение. А какие еще игру можно предложить ребенку?
Значение сюжетно-ролевой игры для развития и воспитания ребенка
В жизни детей дошкольного возраста игра является главным видом активности, форматом проявления собственного «я», а также способом интенсификации развития личности во всех направлениях.
Интерес к сюжетно-ролевой игре проявляется у детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Но даже здесь требуется определенная подготовка, так как понимание значения ролей, а также навыки не впитываются с молоком матери. К этому возрасту дети обычно уже умеют коммуницировать друг с другом, а наиболее интересной формой игрового взаимодействия для них становится сюжетно-ролевая игра.
Такой вид игры имеет конкретную сюжетную основу. Игра представляет собой ряд взаимоувязанных друг с другом (то есть, условных) событий и ситуаций, в которых участники примеряют на себе различные, порой динамические, роли. В этом состоит основной стержень игры, который и должен вызывать интерес у ее участников.
- Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника с точки зрения интенсификации памяти, воображения и аналитических способностей.
Ценность сюжетно-ролевой игры с точки зрения педагогики проявляется в возникновении между участниками «забавы» не только игровых ролей, но также и в развитии реальных отношений. Дети приобретают полезные коммуникативные навыки, начинают ценить отношения друг с другом, обретают понимание того, как надо относиться к успехам и неудачам друзей, учатся действовать в конфликтных ситуациях.
В результате обретения игрового опыта ребенок эффективно преодолевает изначальную робость и стеснение, а также получает полезный опыт: трудовой; коммуникативный и др.
- Сюжетно-ролевая игра обучает самостоятельности в установлении коммуникаций с коллективом, формирует опыт утилитарной социализации.
Собственно, сам процесс игры может быть инициирован воспитателем, который должен:
- объяснить участникам сюжетную канву;
- распределить роли;
- руководить процессом игры, выступая в качестве независимого ведущего.
Но игра также может быть организована и самими детьми самостоятельно. И тогда все вышеуказанные действия участники распределяют между собой сами. Основой игры может служить только что прочитанная сказка, просмотренный мультфильм или же полнометражное кино. А кроме того, сюжет может быть подсказан обстоятельствами и возникнуть стихийно.
- Совместная игровая деятельность формирует у детей организованность, чувство ответственности, а также самоконтроль и уважение к поступкам окружающих.
При прохождении различных стадий игры дети, даже находясь в одной роли, выполняют различные функции, в результате чего активно развиваются навыки планирования, интенсифицируется воображение, активизируются инициативность и целеустремленность.
Невозможно придумать ничего более развивающего в данном возрасте, чем сюжетно-ролевые игры. Их роль в воспитании и «продвижении» умственных способностей крайне велика, так как они эффективнее всего способствуют формированию столь востребованных качеств и умений.
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Каковы же основные особенности и обязательные требования сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте:
- Правила и их непременное соблюдение
Никакая игра невозможна без ограничений, именуемых правилами. Таким образом, самоограничение, связанное с обязательным соблюдением каждым конкретным ребенком «навязываемых» правил, заставляет участников игры учиться контролировать собственное поведение.
Это крайне важно, так как такие способности не образуются автоматически, то есть, сами по себе, а кроме того, их практически невозможно передать («навязать») с помощью суровых родительских внушений.
Игра же предусматривает добровольное подчинение принуждению в виде правил. То есть, не испытывая никакого негатива от самого факта вынужденности, ребенок получает бесценный опыт по осознанию того, «как выглядит ситуация изнутри» (это можно сравнить со своеобразной экскурсией, то есть демоверсией будущей реальной жизни).
И, наконец, следуя правилам игры, ребенок ко всему прочему постигает моральные нормы и начинает понимать рамки будущих социальных ролей.
- Социальная мотивация
Итак, сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку ненадолго окунуться во взрослый мир, попробовать себя в различных ролях, «примерить» на себе разные профессии. А еще ребенок имеет возможность осознать специфичность отношений «дети-взрослые» — это крайне важно, так как является первым шагом в осознании им своего социального статуса.
- Эмоциональный аспект и его развитие
Особенность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что в ней естественным образом проявляется целый фонтан эмоций. Вряд ли у кого-то будет вызывать удивление толпа смеющихся и даже кричащих детей, которые находятся в процессе игры. При этом спектр эмоций здесь не ограничен вообще ничем. Разумеется, ссоры нежелательны (нехорошо, когда дети плачут), но по сравнению с реальной жизнью это наименьшая из бед.
В процессе игр лучше всего проявляется и корректируется эмоциональный и моральный облик маленького человека. Однако не стоит думать, что ребенок не понимает слова «понарошку», то есть, осознание несерьезности игры у него все-таки присутствует. Просто в данном возрасте эмоциональные переживания как никогда искренние.
- Интеллектуальное развитие
Степень сложности сюжета игры напрямую связана с умственным развитием детей, принимающих в ней участие. И в свою очередь, игра усиливает это развитие, раскрывая новые интересы и актуализируя потребности. Игра способна пробудить у ребенка интерес к разным специализациям профессиональной деятельности, а кроме того, учит ценить и ожидать различные события (например, день рождения, отпуск, начало обучения в школе).
Сюжеты в играх со временем стабилизируются, так как интерес просыпается в процессе игры, а воображение дополняет ее, развивает и дополнительно усложняет, делая еще более интересной. В итоге, игры становятся более длительными и сложными: к примеру, играя в морское путешествие, где можно «отрабатывать» различные сюжетные линии на протяжении нескольких дней.
- Творческое развитие
Сюжетно-ролевые игры предусматривают импровизацию. Да, общая линия должна соблюдаться, но развитие сюжета может быть весьма существенным, непредсказуемым и при этом одобряемым остальными игроками. В данном случае имеет место проявление творческого начала детей, которое развивается при комбинировании различных впечатлений и искусственном формировании событий.
Более того, играя, дети чаще всего будут сочетать получаемые из других источников знания с игровыми «декорациями». Все это максимально эффективно развивает воображение, а следом за ним и творческий потенциал.
- Речевое развитие
Очень большое значение для ребенка, играющего определенную роль в сюжетной игре, имеет подражание оригиналу своего героя. Осуществляются попытки скопировать не только жесты, эмоции, переживания и чувственные проявления, но и речь.
Ребенок играет и при этом по ходу дела развивает собственную дикцию, а также учится адекватно проявлять собственные эмоции, чувства и выражать мысли. В итоге расширяется и обогащается вокабуляр, совершенствуются коммуникационные способности.
Разнообразие видов сюжетно-ролевых игр
Игрушки могут довольно существенно усилить интерес ребенка к сюжетно-ролевым играм. Правда, стоит внимательно подойти к их выбору. Игрушки можно условно подразделить на следующие группы:
- Куклы (как для мальчиков, так и для девочек)
С помощью кукол ребенок проходит самоидентификацию, постигает мир взаимоотношений между разными людьми, а также учится правильному поведению.
- Аксессуары для кукольных игр
Сюда относится так называемый «мир в миниатюре». Это домики, игрушечные инструменты, одежда, телефон и даже посудка, часики и многое-многое другое. Эти «девайсы» дают возможность для буйства фантазии. А кроме того, игры с мелкими предметами позволяют развивать моторику пальцев.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Фигурки в виде животных
С помощью них ребенок может повторить сюжеты понравившихся ему мультфильмов и книг. Поэтому такие фигурки всегда очень нравятся детям.
- Игрушки в виде транспортных средств
Спектр таких игрушек крайне широк: от машинок и самолетиков до самодвижущихся моделей танков и авианосцев. При выборе нужно делать акцент на тех моделях, в которых можно разместить те же фигурки животных или же людей, чтобы можно было сочетать развитие различных сюжетов в одной игре. Это эффективно развивает образное мышление и гибкость ума.
- Материалы для сооружений. Конструкторы
Детям нравится строить себе «домики». В этом случае в ход идут мебель, одеяла, покрывала и матрасы. Настоятельно рекомендуется приобрести для ребенка деревянный конструктор с крупными деталями – это, во-первых, позволит направить его «архитектурное» творчество в контролируемое русло, а во-вторых, эффективно развивает пространственное мышление.
- Подручные средства
Для создания декораций для сюжетной игры не всегда может хватить игрушек. В этом случае можно задействовать все возможные подручные материалы и изделия: цветные лоскутки, камушки, шишки или даже сухие ветки деревьев. Добавим немного фантазии, и все эти нехитрые предметы превратятся в невероятные сказочные артефакты.
- Пальчиковый театр
Здесь нужно покупать специальные наборы, без которых сложно будет создавать представления. А кроме того, ребенок должен будет еще и научиться с ними обращаться.
- Игрушки военной тематики
Обычно «потребителями» таких игрушек являются мальчики. С их помощью воплощаются в реальность сражения, зрителем которых ребенок был в кино (или прочитал в книгах). Именно такие игрушки позволяют ребенку избавиться от внутренней агрессии.
Сюжетные игры могут быть организованы и самими родителями. И здесь все зависит от их фантазии. Вариантов здесь множество:
- строительство космического корабля;
- игра в больницу – можно вылечить любимые игрушки;
- игра в кухню – можно попробовать в реальности приготовить что-нибудь вкусненькое;
- игра в магазин;
- и, конечно же, знаменитые дочки-матери.
Кто как не родители лучше других знают интересы своего ребенка и понимают направление их развития. Остается только порекомендовать приобретать те игрушки, которые будут способствовать воплощению в жизнь фантазий ребенка и не забывать наблюдать за их развитием.
Ключевые правила сюжетно-ролевой игры
Выделяют 3 правила для формирования сюжетно-ролевых игр. Их стоит всегда принимать во внимание:
- Недопустимым является принуждение ребенка к игре.
- Будет очень плохо, если какое-либо игровое правило будет ограничивать фантазию ребенка. Этого категорически нельзя делать.
- И, наконец, всегда нужно продумывать интересное развитие игры. В идеале игра не должна заканчиваться никогда.
Очень важна точка старта. Нужно уметь начинать игру, но еще важнее ее вовремя остановить или перевести в другой сюжет, не допустив проявления фрустрации у участников.
И еще, взрослым надо помнить, что значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста имеет огромную роль. А потому играть с ребенком нужно столько, сколько последнему хочется, даже если сами вы устали. Отказ (в виде четкого «нет!») крайне вреден – возможны только намеки или предложения альтернативного времяпрепровождения.
К воспитательным функциям относится также внимательное отслеживание игр, которые занимают мысли ребенка. Если какая-то одна игра слишком долго владеет его вниманием, а кроме того, практически не имеет развития, то имеет смысл вмешаться, как-то обогатив сюжет или же немного изменив правила, чтобы в процесс пришла динамика. Заодно вы продемонстрируете ребенку, как в подобных случаях нужно действовать в реальной жизни.
Однако и повторение одной и той же игры (в разумный промежуток времени) не является проблемой. Возможно, ребенку она пришлась по душе, и он просто оттачивает на ней свои фантазийные навыки, развивая сюжет и закрепляя обретаемые знания.
В таких случаях мешать не стоит – пусть дите учится логически мыслить самостоятельно и перейдет на другую забаву, когда запас фантазии по этой теме иссякнет. Однако при этом взрослым надлежит наблюдать за процессом игры, оставаясь «помощниками за кадром».
В игру следует вмешаться, если все или большинство персонажей в ней стали походить на монстров, а правила стали жесткими и даже опасными. Ребенку нельзя давать формировать игровую канву из одних только злодеев.
Самостоятельно из ловушки «злых игр» ребенок дошкольного возраста выбраться не сможет – здесь ему требуется участие взрослых, которые должны объяснить, что такое хорошо, а что – плохо, а также основы понятий «добро» и «зло». При этом не стоит прямо-таки бросаться к ребенку. Просто попытайтесь его отвлечь иной забавой.
Еще лучше будет подготовиться к «перепрофилированию» игры заранее. Посмотрите с ребенком его любимые мультфильмы, чтобы понять, чем именно его прельщают злые персонажи. Не стоит бояться высказывать свои оценки по отношению к тем или иным аспектам поведения разных героев мультфильма –вполне возможно, что ребенок воспримет эти замечания и будет их обдумывать в следующий раз. Однако не следует и усердствовать – больше двух замечаний он все равно не запомнит.
Если же ребенок все равно продолжит играть в игры с жестокими сюжетами, то, скорее всего, виной тому является внутренняя накопившаяся агрессия, которая не находит выхода в реальной жизни. Разговор по душам в данном случае может быть лучшим решением проблемы.
Резюмируя, следует отметить относительно сюжетно-ролевых игр главное: они подготавливают детей к реальным жизненным ситуациям, интенсифицируют воображение и устраивают «экскурсии» во взрослый мир. Такие игры крайне полезны для общего развития ребенка.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: