Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Аккредитация и мониторинг образовательных программ
Главная > Блог > Аккредитация и мониторинг образовательных программ
08.06.2023
1655
Время чтения: 18 минут

Аккредитация и мониторинг образовательных программ

О чем речь? Аккредитация образовательных программ в заведении подразумевает анализ качества процесса обучения, а также подтверждение того, что тот полностью соответствует государственным стандартам.

Что в себя включает? Экспертами изучаются особенности организации занятий, уровни квалификации педагогов, показатели усвоения программы учащимися, степень благоустройства школы и многие другие, не менее важные аспекты.

Оглавление:
    1. Суть государственной аккредитации образовательных программ
    2. Учебные заведения, которым может потребоваться новая госаккредитация
    3. Алгоритм действий заявителя
    4. Аккредитационный мониторинг системы образования
    5. Аккредитационные показатели образовательных программ
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть государственной аккредитации образовательных программ

Государственной аккредитации образовательной деятельности подлежат документы, определяющие содержание образования. Исключение составляют следующие программы: подготовки научных и педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемые для учащихся с интеллектуальными нарушениями и в рамках профессионального обучения.

Суть государственной аккредитации образовательных программ
 

Аккредитация образовательной программы, которая реализуется в дошкольном учреждении, не производится. Детские сады, организующие работу по уходу и присмотру, обучению и развитию, подлежат обязательной процедуре лицензирования (это не то же самое, что аккредитация).

Если образовательная деятельность проводится без соответствующего документа, то она признается незаконной и может повлечь за собой административную и уголовную ответственность. Исключение составляют детские центры, оказывающие услуги присмотра и ухода за детьми, где образовательная деятельность не предусмотрена.

Цель государственной аккредитации образовательной программы состоит в том, чтобы подтвердить соответствие качества обучения в учреждении, которое осуществляет образовательную деятельность, прописанным аккредитационным показателям.

Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулирован ряд критериев, которым должно соответствовать качество образования. Эти критерии называются аккредитационными показателями.

При положительной оценке деятельности образовательной организации аккредитующим органом им выдается или пролонгируется свидетельство, дающее право продолжать работать по выбранной образовательной программе. Если результаты проверки окажутся неудовлетворительными, то учреждение лишают аккредитации. Это говорит о том, что учебное заведение больше не будет выдавать дипломы государственного образца или аттестовать учащихся.

Преимущества наличия аккредитации

Образовательную деятельность можно осуществлять и без наличия российской государственной аккредитации образовательных программ.

Но учреждения, которые успешно прошли эту процедуру, имеют следующие преимущества:

  • Право на проведение промежуточных и итоговых испытаний обучающихся и возможность выдавать документы о получении ими образования в школе, вузе (аттестат, диплом).
  • Негосударственная образовательная организация, которая реализует основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, может получить субсидии на возврат части затраченных средств.
  • Учреждение может получить контрольные показатели по количеству абитуриентов для зачисления на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных средств.
  • Право для обучающихся на получение отсрочки от армии при обучении в ссузах и вузах.

Учебные заведения, которым может потребоваться новая госаккредитация

Общеобразовательное учреждение, не проходившее ранее процедуру аккредитации, может оформить заявление в Рособрнадзор. При этом необходимо соблюсти все условия, с которыми можно ознакомиться на сайте ведомства, и предъявить полный пакет документов. Решение об аккредитации рассматривается на протяжении 105 дней с даты приема заявления.

Если школа имеет государственную аккредитацию, повторного написания заявления на переоформление в связи с нововведениями в законе ей не требуется.

Однако в ряде случаев процедуру аккредитации образовательной программы учебному заведению придется пройти снова:

  • При появлении новых, неаккредитованных программ.
  • При реорганизации учреждения: присоединение, смена адреса, переименование и т. д.
  • При внесении корректировок в реестр лицензий на образовательную деятельность в связи с тем, что реализация программы прекращается.
  • Если ведомство отозвало государственную аккредитацию учебного заведения.

Алгоритм действий заявителя

Порядок аккредитации образовательных программ представляет собой оформление заявления и предъявление полного пакета необходимых документов образовательным учреждением в ведомство, осуществляющее аккредитацию, одним из способов:

  • На бумажном носителе – уполномоченным представителем образовательной организации или заказным письмом с описью вложений и получением уведомления о вручении.
  • Через информационную систему, которая обеспечивает автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов России, а также осуществление ими переданных полномочий. Документы направляются по адресу: http://aknd.obrnadzor.gov.ru.

Схематично процесс по аккредитации образовательной программы включает следующие действия:

  • Обратиться в ведомство, осуществляющее аккредитацию.
  • Подать пакет документов согласно перечню и оформить заявление по установленному образцу.

Алгоритм действий заявителя

  • Оплатить государственную пошлину до того, как подать заявление.
  • Если принято решение о выдаче свидетельства о государственной аккредитации образовательных программ, то получить данный документ и прилагаемые к нему акты.
  • При получении отказа в выдаче свидетельства забрать в уполномоченном ведомстве копию документа, в котором зафиксировано это решение.
  • При принятии решения о переоформлении свидетельства с целью проведения государственной аккредитации в отношении новых образовательных программ получить данный документ и приложения к нему.
  • Если в переоформлении свидетельства в связи с проведением государственной аккредитации в отношении новых образовательных программ отказано, забрать копию приказа уполномоченного ведомства с соответствующим решением.

Необходимые документы

В целях проведения госаккредитации образовательной деятельности учреждение представляет в Роспотребнадзор следующие документы:

  • заявление о государственной аккредитации;
  • основную образовательную программу (если ее нет на сайте учебного заведения);
  • информацию о реализации основных общеобразовательных программ, которые представлены для государственной аккредитации;
  • список прилагаемых документов.

Если учреждение ввело новые образовательные программы, которые раньше не подавались на аккредитацию, потребуется переоформить свидетельство. Для этого в Роспотребнадзор предъявляются следующие документы:

  • заявление на переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и (или) приложения к нему;
  • описание основной образовательной программы (если ее нет на официальном сайте заявителя);
  • информация о реализации общеобразовательных программ, которые заявлены для государственной аккредитации;
  • список прилагаемых документов.

Аккредитационный мониторинг системы образования

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы с 1 марта 2022 года неограничен, однако нововведением становится проведение аккредитационного мониторинга. Он подразумевает собой постоянное стандартизованное наблюдение за учебным процессом, динамикой изменения его показателей, включая оценку качества образования, условий его осуществления, контингент обучающихся, их достижения.

Аккредитационный мониторинг системы образования

Целью мониторинга является нахождение недостатков и их устранение посредством рекомендаций. Информация подлежит обработке Роспотребнадзором совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, имеющими право привлекать подведомственные учреждения.

Результаты проведенного мониторинга выставляются на сайте Рособрнадзора и анализируются на федеральном и региональном уровнях. В течение пяти рабочих дней подготовленные рекомендации доводятся до сведения администрации образовательной организации, которая с учетом полученных указаний вносит исправления в учебный процесс.

Общие утвержденные критерии по образовательным программам для общеобразовательных учреждений:

  • соответствие образовательной программы нормам Федерального государственного образовательного стандарта;
  • соответствие ожидаемых результатов освоения образовательных программ нормам ФГОС;
  • квалификация учителей, принимающих участие в учебном процессе;
  • наличие у каждого учащегося учебников из федерального перечня;
  • организация работы электронных библиотек;
  • информация о качестве знаний учащихся, преодолевших минимальный порог в оценочных процедурах;
  • количество выпускников, которые не смогли набрать минимальные баллы ГИА;
  • количество выпускников, которые допущены к сдаче государственной итоговой аттестации.

Документ, содержаний утвержденный перечень аккредитационных показателей, вступил в законную силу с 1 марта 2022 года. Срок его действия – до 31 августа 2025 года. Полный текст приказа и систему оценивания можно изучить на официальном интернет-портале правовой информации.

При несоответствии показателей мониторинга прописанным в приказе критериям образовательное учреждение попадает под пристальное внимание ведомства с вероятностью осуществления ими проверки.

Аккредитационный мониторинг системы образования

Школы, находящиеся в зоне риска, подвергаются плановым проверкам. Учреждения среднего уровня риска – раз в четыре года, высокого уровня – раз в три года. При несоблюдении полученных рекомендаций и неустранении нарушений, выявленных в ходе мониторинга, ведомство может отозвать аккредитацию.

Аккредитационные показатели образовательных программ

Выделяют три перечня показателей: для государственной аккредитации образовательной деятельности; для осуществления аккредитационного мониторинга; для проведения государственного контроля. Каждый раздел включает собственный список аккредитационных показателей, имеющих конкретный вес и особенности для начисления баллов.

Для государственной аккредитации

Если контингент обучающихся отсутствует, минимальное значение равно 35, при их наличии – 45 баллов.

  • Структура и информационное наполнение образовательных программ начального общего образования соответствуют требованиям, прописанным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования – 10. Не соответствуют – 0.
  • Запланированные результаты освоения образовательных программ начального общего образования соответствуют условиям, предписанным федеральным государственным образовательным стандартом – 10. Не соответствует – 0.
  • Процент педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, участвующих в реализации образовательных программ начального общего образования (показатель не учитывается при отсутствии обучающихся). 50 % и более – 10, 20-49 % – 5, менее 20 % – 0.
  • Процент педагогических работников, которые повысили свою квалификацию по профилю преподаваемой дисциплины за последние три года, в сравнении с общим количеством педагогических работников, принимающих участие в реализации образовательных программ начального общего образования (показатель не учитывается при отсутствии контингента обучающихся). 90 % и более – 10, 70-89 % – 5, менее 70 % – 0.
  • Наличие у обучающихся школьных пособий, которые включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию организациями, реализующими образовательную деятельность по каждой учебной дисциплине.

Аккредитационный мониторинг системы образования

С контингентом 100 % – 10, с контингентом менее 100 % – 0. Без контингента – 75 % и более от проектной мощности организации – 10. Без контингента – менее 75 % от проектной мощности организации – 0.

  • Наличие электронных библиотек, которые дают возможность доступа к профессиональным базам данных, к справочным и поисковым системам, и другим информационным ресурсам. Имеется – 5. Не имеется – 0.
  • Информация о результатах качества образования обучающихся, которые приняли участие в оценочных процедурах и преодолели минимальный порог (60 %) в ходе проверки достижения ими результатов обучения по федеральным контрольно-измерительным материалам (не применяется при отсутствии контингента обучающихся). 70 % и более – 10, 51-69 % – 5, менее 51 % – 0.

Для целей осуществления аккредитационного мониторинга

Нижний порог оценки – 30 баллов.

  • Соответствие структуры и содержания образовательных программ начального общего образования тем условиям, которые прописаны в ФГОС. Соответствует – 10. Не соответствует – 0.
  • Планируемые результаты освоения образовательных программ начального общего образования соответствуют тем требованиям, которые прописаны в ФГОС, – 10. Не соответствуют – 0.
  • Обеспеченность информационными ресурсами: цифровые (электронные) библиотеки с профессиональными базами данных, справочные и поисковые системы, прочие информационные ресурсы (показатель не учитывается, если учреждение обучает индивидуальных предпринимателей, а также входит в список, приведенный в пункте 2 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 18023). Имеется – 5. Не имеется – 0.
  • Информация об участии обучающихся в экзаменах, которые были организованы в процессе мониторинга образовательной системы. Участвовали – 10. Не принимали участие – 0.

Для целей осуществления федерального государственного контроля в сфере образования

Нижний порог оценки – 30 баллов.

  • Структура и информационное наполнение образовательных программ начального общего образования соответствуют требованиям, которые установлены ФГОС, – 10. Не соответствуют – 0.
  • Ожидаемые результаты освоения образовательных программ начального общего образования соответствуют условиям, прописанным в ФГОС, – 10. Не соответствуют – 0.

Аккредитационный мониторинг системы образования

  • Процентное соотношение педагогических работников, которые повысили квалификацию по преподаваемой ими дисциплине за последние три года, к общему числу учителей, принимающих участие в реализации образовательных программ начального общего образования. 90 % и более – 10, 70-89 % – 5, менее 70 % – 0.
  • Наличие у обучающихся учебных пособий, включенных в федеральный перечень учебников по каждой дисциплине. С контингентом 100 % – 10, с количеством менее 100 % – 0. Без контингента 75 % и более от проектной мощности организации – 10, без контингента менее 75 % от проектной возможности – 0.
  • Информация о результатах оценки качества подготовки обучающихся, которые принимают участие в экзаменах на успешность освоения материала и дают правильные ответы выше минимального порога (60 %), по федеральным контрольно-измерительным материалам. 70 % и более – 10, 5-69 % – 5, менее 51 % – 0.

Наличие государственной аккредитации образовательной программы означает, что учреждение соответствует требованиям, описанным в федеральном государственном образовательном стандарте. Аккредитованная школа имеет право выдавать выпускникам аттестаты государственного образца. Для получения свидетельства необходимо предоставить в Роспотребнадзор заявление и пакет документов согласно перечню.

В целях оценивания деятельности образовательных организаций составлены объективные аккредитационные критерии, позволяющие выявить качественность образования. Они предусматривают следующие показатели: соответствие программ государственным стандартам, квалификации педагогов и наличие учебников из федерального перечня.

Материал основан на следующих источниках:

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw