
Системно-деятельностный подход в современной школе

Сохранить статью:
Что это такое? Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС ориентирован на самостоятельную, ресурсную и всестороннюю познавательную деятельность ученика. Главная цель – помочь обучающемуся перейти от простого репродуктивного знания к практическому. Таким образом, деятельность выступает как разновидность системы.
Каковы преимущества? Системно-деятельностный подход поощряет активность учащихся в таких видах деятельности, как чтение, письмо, исследование и обсуждение тем, связанных с предметом. Он также способствует развитию навыков решения проблем, побуждая учеников критически осмысливать изучаемый материал и разрабатывать решения сложных проблем, с которыми они могут столкнуться.


Суть системно-деятельностного подхода в образовании
Системно-деятельностный подход – это способ организации образовательного процесса. Особое значение в нем придается активному, разностороннему и, как правило, самостоятельному процессу получения знаний учеником. Метод базируется на постепенном переходе от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Здесь под понятием «деятельность» следует понимать некоторую систему. Тот, кто ее осуществляет, является в ней субъектом.
В этом подходе есть цель и средства для ее достижения, процесс преобразования и его итог. Согласно определению психолога А. Н. Леонтьева, деятельность представляет собой присущий только человеку процесс активного отношения к окружающему миру, который включает закономерное преобразование реальности.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении впервые появилось в 1985 г. Особенный вклад в разработку методики внесли классики отечественной науки, а именно Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.
В основе системно-деятельностного подхода лежит деятельностный метод, суть которого в том, что в организации образовательного процесса главную роль играет проблема самоопределения воспитанника образовательного учреждения в рамках учебного процесса. В этом случае стоит цель воспитать в ребенке такую личность, которая в первую очередь является субъектом жизнедеятельности, то есть полноправным хозяином своей жизни и деятельности.
Ученик ставит цели, решает задачи и несет ответственность за итоги своей деятельности. То есть главное в том, чтобы обучающийся умел учиться. Следовательно, учебную деятельность следует рассматривать как универсальный инструмент развития.
Деятельность характеризуется следующими критериями:
- Наличие системы, направленной на достижение определенной цели.
- Качественная обратная связь.
- Наличие генетически развивающегося плана анализа.
Главный принцип, на котором базируется деятельность, предполагает создание педагогом специальных условий, в рамках которых ученики сами находят и осмысливают учебный материал, опираясь при этом на те знания, которые у них уже есть.
Еще один подход – компетентностный – признает важность познаний, но здесь акцент делается на то, чтобы ученик научился применять полученные знания посредством ключевых компетенций. Формирование последних происходит в результате реализации системно-деятельностного подхода.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) базируется на методологии системно-деятельностного подхода. Главная цель стандарта – развить личность ученика и сформировать гражданскую идентичность.
Системно-деятельностный подход подразумевает:
- Воспитание и развитие в учащихся таких качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества.
- Обращение к стратегии социального проектирования и конструирования.
- Важность федеральных государственных стандартов в сфере образования.
- Решающую роль содержания образования и методов организации учебных процессов и сотрудничества. Они помогают достичь поставленных целей, связанных с личностным, социальным и познавательным развитием учеников.
- Важность личных возрастных, психологических и физиологических качеств подопечных.
- Обеспечение в системно-деятельностном подходе принципа преемственности видов образования, а именно дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего.
- Применение разнообразных индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, в рамках подхода уделяется должное внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, в том числе одаренных детей и учеников с ОВЗ. Образовательное учреждение должно обеспечивать возрастание творческого потенциала, познавательной мотивации, применение различных форм учебного сотрудничества и увеличение зоны ближайшего развития.
Изучение и применение системно-деятельностного подхода в учебной деятельности характеризуется высокой актуальностью, что можно связать с постепенным введением ФГОС.
Особенностью применения системного-деятельностного подхода при ФГОС является нацеленность на результаты в образовательной деятельности на базе этого метода. Следовательно, на каждом этапе процесса, начиная с планирования и заканчивая контролем, приоритетным направлением является развитие личности ученика, которое базируется на изучении им обобщенных способов деятельности, то есть на универсальных учебных действиях.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что смысл традиционного подхода в образовании в том, что важнейшую роль играют знания, которые будут приобретены учащимися. То есть чем больше знает обучающийся, тем выше уровень его образования. Центром системно-деятельностного метода обучения в условиях ФГОС становится деятельностный подход, позволяющий ученикам познавать мир самостоятельно.
Принципы системно-деятельностного подхода
В результате внедрения системно-деятельностного подхода в обучение у учеников формируются личностные качества, которые играют важную роль в образовательном процессе и развитии личности.
Системно-деятельностный подход базируется на следующих принципах:
- Принцип деятельности. Специалисты должны создать условия образовательного процесса, в рамках которых ученики будут самостоятельно искать информацию, а не получать ее от учителя. Таким образом, обучающиеся проявляют активность, учатся пользоваться разнообразными источниками, а также применять имеющиеся у них знания на практике. Следовательно, ими будет осознан объем и формы своей деятельности, которые могут меняться.
- Принцип непрерывности. Под ним понимается преемственность между всеми ступенями и этапами образовательного процесса на уровне содержания, методики и технологии.
- Принцип системности способствует формированию у учеников целостной картины мира. Системно-деятельностный подход на уроках подразумевает подачу теоретического материала на стыке наук.
- Принцип минимакса. Ученикам предлагают максимальные возможности обучения, при этом программа усваивается лишь на минимальном уровне, закрепленным ФГОС.
- Принцип вариативности формирует у учащихся способности к рассмотрению разных вариантов и принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип психологического комфорта. Специалисты в рамках системно-деятельностного подхода обязаны выполнять требование о создании доброжелательной атмосферы. Отсутствие стрессовых ситуаций на уроках позволит ученикам максимально полно усваивать информацию.
- Принцип творчества, в рамках которого дети приобретают собственный опыт. Происходит стимулирование творческих способностей и подходов для решения различных задач, поставленных перед учениками.
Основные технологии системно-деятельностного подхода
Для улучшения эффективности системно-деятельностного подхода в школе в педагогике были разработаны разные технологии. К ним относятся:
Проблемно-диалогическая технология
В рамках этого метода устанавливается учебная проблема, находятся пути ее решения. Согласно ФГОС учитель, применяющий на уроке системно-деятельностный подход, вместе с учениками формулирует тему занятия и его цели. Все участники образовательного процесса, взаимодействуя между собой, решают поставленные задачи. Таким образом осуществляется формирование новых знаний.
Технология оценивания
Позволяет ученикам контролировать самих себя, давать оценку своей деятельности и ее результату, что способствует развитию мотивации к успеху.
Технология продуктивного чтения
Дает возможность ученикам понимать суть прочитанного, выбирать наиболее ценные данные, анализировать ее и формировать собственную позицию.
Применение приведенных технологий дает возможность научиться самостоятельно находить и обрабатывать информацию, формировать свою позицию, выявлять ошибки и исправлять их. Современный учитель должен уметь применять эти техники в рамках своей деятельности, тогда будут реализованы те требования к образовательному процессу, которые прописаны во ФГОС.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке
Системно-деятельностный подход в образовательной программе будет полезен лишь в том случае, если его принципы правильно реализуются. От педагога требуется грамотно составить план занятия и провести его с учетом главных принципов этого метода. Урок должен проходить поэтапно:
- Озвучивание темы урока, его цели и содержания. Педагог должен рассказать, какие знания и умения получат ученики, а также перечислить виды деятельности, которые будут использованы на занятии.
- Следующий этап занятия – мотивационный. Здесь педагогу нужно активизировать познавательную деятельность подопечных, используя различные приемы и методы, создать условия, в которых дети будут самостоятельно осуществлять познавательную деятельность и сотрудничать друг с другом, настраиваясь на «ситуацию успеха».
- Подбор учебного материала по теме занятия, который способствует развитию учеников. Проектирование способа, схемы и алгоритма решения поставленных задач происходят коллективно.
- Организация познавательной деятельности и взаимодействия учеников. Также важно, чтобы каждый обучающийся успел поработать на уроке индивидуально.
- Отбор методов обучения. Педагог рассказывает, как фильтровать информацию из различных источников, в том числе из печатных изданий и Интернета, систематизировать данные посредством таблиц, графиков и диаграмм. Особое значение придается применению в работе современных интерактивных способов обучения и нетрадиционных форм занятий.
- Рефлексия. На нем подводятся итоги занятия, проводится анализ деятельности, ученики самостоятельно оценивают ее результаты. От последних зависит, какое домашнее задание получат дети.
Для успешного применения системно-деятельностного подхода необходимо проводить межпредметное изучение. Важно ставить перед учениками жизненные задачи на стыке наук. В таком случае обучение будет более интересным и повлечет за собой максимально активное усвоение учебной программы и понимание обучающимися взаимосвязи между разными предметами.
Результаты применения системно-деятельностного подхода
Классифицируются на:
- Личностные. Ученики способны к самостоятельному обучению, у них развивается мотивация на получение знаний, формируются собственные позиции.
- Метапредметные. Обучающие познают науки, учатся регулировать свою деятельность, общаются с учителями и другими участниками учебного процесса.
- Предметные. Ученики получают базовые знания и навыки по их преобразованию для дальнейшего практического применения, формируется целостная картина мира.
Более подробное освоение системно-деятельностного подхода, прохождение тестирования и получение сертификата возможно тут: системно-деятельностный подход в школьном образовании
Итак, применение системно-деятельностного подхода дает возможность сформировать и развить в детях личность. В рамках образовательного процесса они приобретают ценный опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни. Востребованный современный человек – это тот, кто умеет находить нужные данные, систематизировать их и использовать в своей деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: