Система оценки качества образования в условиях реализации новых ФГОС
Сохранить статью:
Зачем нужна? Система оценки качества образования (СОКО) создана с целью проверки результатов учебной деятельности в школах, СПО, вузах, а также для получения достоверных сведений об уровне обученности и качестве знаний.
Как организована? Каждое учебное учреждение разрабатывает собственные положения внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) с опорой на нормативные документы. Помимо этого, такие методики существуют на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Внутренняя система оценки качества образования
Внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО) является единая система диагностики и контроля качества образования, которая обеспечивает определение факторов, воздействующих на качество образовательного процесса в образовательной организации (ОО).
Система управления качеством образовательной деятельности основывается на методах проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, о результатах освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования), об условиях ее реализации и эффективности составляющих компонентов (подпрограмм), а также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ.
Внутренняя система оценки качества образования в России
- Направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования и осуществляется в строгом соответствии с федеральными требованиями.
- Внутренняя система оценки качества образования функционирует в тесной взаимосвязи с системой внутришкольного контроля (ВШК) и мониторинга как основой управления образовательным процессом в учреждении образования. Функции ВСОКО и ВШК различны – ВШК гарантирует качество образования, а ВСОКО устанавливает степень соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС и запросу потребителей.
- Учитывает требования ФГОС к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования, а также к параметрам и показателям, которые используются в процессе измерения качества образования в рамках федерального госконтроля.
Основными целями внутренней системы оценки качества образования в ОО являются следующие:
- развитие единообразной системы диагностики и оценки, способной обеспечить определение факторов, оказывающих влияние на качество образования в ОО, и своевременное выявление изменений, действующих на качество образования;
- получение объективных сведений о выполнении функций и развитии системы образования в ОО, направлениях его изменения и причинах, воздействующих на уровень его качества;
- предоставление достоверных сведений о качестве образования всем участникам образовательных отношений и общественности;
- обоснованные и своевременные управленческие решения, направленные на развитие и повышение качества образования, а также на увеличение степени осведомленности потребителей образовательных услуг;
- обоснованный прогноз развития образовательной системы ОО.
Задачами внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в ОО являются следующие:
- гарантия доступного и качественного образования;
- установление степени соответствия образовательных программ, реализуемых в ОО, нормативным требованиям и запросам главных потребителей образовательных услуг;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений учеников;
- мониторинговые исследования, направленные на определение качества образования ОО государственным стандартам (ФГОС);
- установление факторов, оказывающих влияние на качество образования;
- предоставление педагогам ОО, участвующих в процедурах оценки качества образования, возможности повышения квалификации;
- установление направлений повышения квалификации и краткосрочного обучения педагогов с учетом требований, предъявляемых к аттестации, и индивидуальных результатов обучения и достижений обучающихся;
- определение рейтинга педагогов ОО и стимулирующих надбавок за качество и результативность труда;
- расширение участия представителей общественности в управлении образованием в ОО.
В каждой образовательной организации обязательно есть Положение о внутренней системе оценки качества образования в школе, которое выступает основой для проектирования систем оценивания образовательных результатов обучающихся в рамках основных школьных программ по уровням общего образования.
Структура внутренней системы оценки качества образования
Формирование параметров ВСОКО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС к условиям обучения, образовательным программам, результатам их освоения. Это происходит следующим образом: берется группа требований ФГОС, формулируется предмет оценивания и определяется параметр оценки.
Структура внутренней единой системы оценки качества образования объединяет три главных направления:
Качество результатов образования:
- предметные результаты обучения школьников, в том числе и сравнение данных внутренней и внешней диагностики, результаты ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ;
- метапредметные итоги обучения и сравнение данных внутренней и внешней диагностики;
- личностные результаты вместе с показателями социализации обучающихся;
- итоги освоения учениками основной общеобразовательной программы дошкольного образования, если в ОО есть дошкольное отделение, применяется внутренняя система оценки качества образования в ДОУ;
- динамика здоровья обучающихся;
- достижения учащихся, результативность их участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования и результатами обучения.
Качество реализации образовательного процесса:
- основные образовательные программы и их соответствие требованиям ФГОС общего образования и группе (категории) обучающихся (ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- дополнительные образовательные программы, соответствуют ли они запросам родителей (законных представителей);
- реализация учебных планов и рабочих программ, их соответствие требованиям ФГОС;
- качество проводимых уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
- качество внеурочной деятельности, включая классное руководство;
- уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) уроками и условиями в образовательной организации.
Условия, необходимые для обеспечения качества образовательного процесса:
- материально-техническая база;
- программно-методические материалы, документооборот, локальные нормативные акты;
- кадровое обеспечение, в том числе инновационная, научно-методическая деятельность, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников;
- информационно-развивающая среда: учебно-методическое обеспечение, средства ИКТ;
- психологический климат в образовательной организации;
- санитарно-гигиенические и эстетические условия;
- общественное питание и медицинское сопровождение обучающихся;
- государственно-общественное управление, коллегиальные органы управления (управляющий совет школы, совет обучающихся, педагогический совет, родительский совет; советы обучающихся, советы родителей), стимулирование качества образования;
- использование социальной инфраструктуры микрорайона, города, населенного пункта.
на наши новости
500 000 пользователей!
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) регламентируется посредством локального нормативного акта «Положение о системе внутренней оценки качества образования», который в каждом образовательном учреждении разрабатывается, обсуждается и принимается совместными усилиями в установленном порядке.
Региональная система оценки качества образования
Региональная система оценки качества образования (РСОКО) также является единой и целостной системой объективных процедур, направленных на диагностику и оценку качества образования. РСОКО реализуется субъектами государственно-общественного управления образованием (УО), которые уполномочены объективно оценивать достижения образовательных организаций по следующим результативным направлениям: предметным, надпредметным, личностным.
Для оценки качества образования осуществляются:
-
Общественная экспертиза качества образования. Ее организацией занимаются общественные объединения и организации, независимые институты гражданского общества.
- Профессиональный контроль качества образования. Он производится образовательным профессиональным сообществом.
- Оценочные мероприятия, аналитическая обработка полученных данных, представление информации потребителям образовательных услуг. Эту функцию выполняют организационные структуры системы управления образованием.
В организационную структуру РСОКО входят:
- региональная служба контроля и надзора в сфере образования;
- муниципальные органы управления образованием;
- методические службы;
- образовательные учреждения и организации;
- ресурсные центры;
- службы, выполняющие оценку качества образования на уровнях муниципалитета и образовательной организации.
Объекты РСОКО:
- достижения обучающихся – учебные и внеучебные;
- деятельность педагогических работников;
- основные образовательные программы, их соответствие требованиям ФГОС;
- деятельность ОО, систем образования муниципальных, областных или региональных.
Реализация национального проекта «Образование» показала, насколько для педагогической и родительской общественности важна доступность информации о качестве образования. Чтобы получить достоверные сведения, следует использовать все формы контроля, которые предусмотрены внутришкольной системой оценки качества образования, а именно результаты итоговой аттестации обучающихся, ГИА, ЕГЭ, аттестации и аккредитации ОО, разноуровневых диагностических и мониторинговых исследований. Все показатели собираются из первоисточников и доступны для официального использования на различных уровнях управления.
Внешняя оценка качества образования осуществляется в совокупности с внутришкольным контролем, который особенно важен в процессе управления качеством обучения.
Важным составным звеном РСОКО является управление процессами переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Эффективность управления определяется конкретными принципами, как то:
- Система повышения квалификации работников образования – это сеть учреждений, в которую входят методические и исследовательские организации, специализированные институты, ресурсные центры на базе ОО.
- Реализация проектного подхода и метода соответствия системы объекту: профподготовка педагогов должна соответствовать планируемым результатам образовательного учреждения и стандарту качества образовательного процесса.
- Образовательные учреждения в рамках управления качеством образования предоставляют общественности (профессиональной педагогической, родительской) отчетность о качестве результатов обучения.
- Региональная система оценки качества дошкольного образования и общего образования должна гарантировать реализацию необходимых механизмов формирования педагогических профессиональных сообществ и родительских ассоциаций, участвующих в процессе оценивания и контроля качества на всех уровнях сферы образования.
Общественная экспертиза обеспечивает:
- организацию независимой системы оценки качества образования;
- формирование эффективного инструментария, необходимого для реализации общественно-государственных принципов управления образовательными организациями;
- рациональность требований, которые предъявляются к качеству образования в конкретной ОО, общественным интересам и социальным ожиданиям.
Основные направления общественной системы оценки качества общего образования:
- качество образования, которое обеспечивает образовательная организация;
- уровень обученности или степень освоения образовательных стандартов учащимися школы;
- единый уровень морального, культурного и социального развития учеников конкретной школы;
- эффективность менеджмента образовательного учреждения, в том числе и в финансово-хозяйственной сфере.
В основе системы оценки качества образования обучающегося и деятельности образовательной организации в целом лежит компетентный диалог работодателей, профессиональной педагогической и родительской общественности.
Часто задаваемые вопросы о системе оценки качества образования
Отвечаем на популярные вопросы.
Чем ВСОКО отличается от ВШК?
Отличия – в функциях. ВШК – это внутришкольный контроль качества образования и управление системой обучения, а ВСОКО направлена на выявление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС и ознакомление общественности (заказчиков и потребителей образовательных услуг) о результатах оценки и степени соответствия.
При изучении проблем, связанных с организацией ВСОКО, у администрации образовательной организации возникает вполне закономерный вопрос о том, зачем нужна внутренняя оценка ее деятельности, если в школе уже успешно функционирует внутришкольный контроль.
На первый взгляд, обе системы оценки качества образования обучающихся (ВШК и ВСОКО) имеют одинаковую цель – обеспечение качества образования, направлены на исследование одних и тех же объектов (содержание образовательной деятельности в ОО, ее ресурсное обеспечение и результативность), реализуются одной и той же группой субъектов (представители администрации, руководители предметных кафедр или методических объединений, учителя-предметники, педагоги).
Но на практике ВШК и ВСОКО – это две различных контролирующих системы. Цель ВШК – оценка состояния образовательной системы, обеспечение ее эффективности, стабильности и конкурентоспособности. На основе полученной информации принимаются внутренние управленческие решения.
Целью внутришкольной системы оценки качества общего образования является самоаудит системы образования в целом с обязательным последующим информированием общественности, заказчиков и потребителей образовательных услуг об уровне соответствия качества обучения в средней школе требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Целесообразно ли использовать материалы ВШК при проведении ВСОКО?
В рамках проведения ВСОКО не запрещается использовать материалы ВШК. Особенно полезной может быть информация, относящаяся к оценке образовательных достижений обучающихся. Также в отчетности по ВСОКО могут быть использованы аналитические отчеты и справки ВШК, отражающие результативность по следующим направлениям:
- итоговая аттестация обучающихся;
- промежуточный контроль успеваемости;
- проектная деятельность школьников (оценка индивидуальных достижений);
- участие обучающихся в предметных олимпиадах, конференциях, соревнованиях и др. (оценка программ формирования и развития УУД – универсальных учебных действий);
- состояние материально-технической базы образовательной организации, оснащенность учебных кабинетов и др.;
- состояние кадрового ресурса образовательного учреждения.
При использовании материалов ВШК не следует выходить за рамки требований и отклоняться от цели – оценивания соответствия качества образования требованиям ФГОС. Например, использование результатов исследования эффективности педагогических технологий учебного процесса, особенностей электронного документооборота, возможности общественно-государственного управления в образовательной организации будет излишним.
Также следует помнить, что информация по ВСОКО открыта для общественности, а публикация результатов исследований, выходящих за границы стандарта, может неблагоприятно отразиться на имидже ОО.
Что такое единая система оценки качества образования?
Сегодня в РФ сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), позволяющая осуществлять мониторинг знаний обучающихся в образовательной организации на различных ступенях школьного обучения. С помощью ЕСОКО можно оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, образовательных учреждений и регионов.
ЕСОКО позволяет получать объективную и полную информацию о качестве образования в России, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты образовательного процесса в школах. Таким образом, образовательным организациям предоставляется возможность проводить самодиагностику и выявлять проблемы, а родителям (законным представителям) – получать информацию о качестве обучения детей.
Система оценки качества образования в России является многоуровневой – состоит из нескольких диагностических процедур, таких как единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственная итоговая аттестация выпускников девятых классов (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).
По результатам ГИА выстраивается дальнейший образовательный маршрут выпускника 9 класса – он может продолжить обучение в 10-11 классах старшей школы или поступить в среднее специальное учебное заведение (ССУЗ), профессиональный колледж.
Внешняя оценка качества образования – это комплекс оценочных процедур, который проводится независимыми организациями и физическими лицами относительно объекта оценивания на государственном уровне. В разных классах посредством национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР) организуются промежуточные срезы знаний обучающихся по разным учебным предметам.
Помимо этого, Россия является участником международных сопоставительных исследований качества образования, позволяющих определить степень конкурентоспособности современной российской школы, выявить и сравнить изменения, которые происходят в системе образования разных стран, проанализировать факторы, положительно влияющих на успешность государств-лидеров.
Оценку качества образования обучающихся в ОО дополняет диагностика профессиональных компетенций педагогов.
Итак, современное качество образования следует рассматривать как разностороннее и многомерное понятие, направленное на выполнение социального заказа и повышение удовлетворенности потребителей образовательных услуг.
Качественные характеристики полученных знаний определяются их востребованностью в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни, а также возможностью интегрировать полученные в школе знания, умения и навыки (ЗУН) с ориентацией на информационные технологии.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: