Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Требования Федерального образовательного стандарта, которые должен соблюдать каждый педагог
Главная > Блог > Требования Федерального образовательного стандарта, которые должен соблюдать каждый педагог
02.06.2023
754
Время чтения: 16 минут

Требования Федерального образовательного стандарта, которые должен соблюдать каждый педагог

О чем речь? Требования Федерального образовательного стандарта официально утверждены на законодательном уровне. Каждый педагог и воспитатель должен строить свою учебную программу с оглядкой на эти правила.

Какие существуют? В каждом образовательном стандарте свои требования. Всего существует пять видов ФГОС. Ориентироваться нужно на стандарты третьего поколения, которые увидели свет в 2021 году.

Оглавление:
    1. Что собой представляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
    2. Кто составляет ФГОС
    3. Основные принципы ФГОС
    4. 5 видов Федеральных образовательных стандартов
    5. 3 поколения Федеральных образовательных стандартов
    6. Требования Федерального образовательного стандарта третьего поколения
    7. Соблюдение требований Федерального образовательного стандарта
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что собой представляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Цель их разработки заключается в объединении учебных программ для школ и уравнивания качества образования.

На каждое образовательное учреждение, включая частные школы, возлагается обязанность руководствоваться требованиями федерального государственного образовательного стандарта для составления учебных программ. Это касается детских садов, школ, ссузов, вузов, курсов, которые имеют соответствующую аккредитацию и осуществляют свою деятельность на основании Закона «Об образовании».

ФГОС

Подробные требования приведены в статье 11 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 года (редакция от 20 апреля 2021 года) «Об образовании в Российской Федерации».

Сегодня стандарты позволяют:

  • Составлять учебные пособия и задачи для экзаменов.
  • Формировать методические материалы.
  • Определять, какое время следует выделить на изучение предмета.
  • Предоставить разъяснения, какое качество образования получит ученик или студент после окончания очередной ступени обучения.
  • Провести аттестацию сотрудников ОУ и контроль качества их деятельности.

Федеральный образовательный стандарт предусматривает требования в части того, что ученик должен изучить в рамках каждой ступени обучения. Не окончив начальную школу, он не сможет учиться в средней, без средней школы невозможно обучение в старшей.

До того, как был создан ФГОС, образовательные программы, применяемые в учебных заведениях страны, отличались. Следовательно, уровень знаний выпускников из разных школ, тоже разнился. К примеру, в одном городе ученик получил золотую медаль, а в другом за такой же уровень знаний в аттестате выставляли четверки.

Сегодня ситуация обстоит иначе. Согласно ФГОС, учебные программы объединяются. Стандарт упорядочивает их элементы, в него вносятся новые детали, которые задевают такие важные в современном обществе ценности, как патриотизм, терпимость, традиции и нормы общества. Федеральные образовательные стандарты модернизируются не реже раза в 10 лет.

Кто составляет ФГОС

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 434 от 12 апреля 2019 года прописаны правила утверждения и изменения ФГОС. За разработку ФГОС для ООО и СОО несет ответственность Министерство просвещения, для высшего образования – Министерство науки.

Чтобы создать и внести изменения во ФГОС, Министерство просвещения РФ определяет совет Министерства просвещения РФ по ФГОС. Его члены – представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций.

Министерство обязуется не позднее чем за месяц до дня заседания опубликовать на своем сайте проекты стандартов, которые будут обсуждаться советом. Это делается для информирования общественности. Кроме того, Минпросвещения является организатором проведения независимой экспертизы. Результат заседаний – утверждение, отклонение и доработка предложенного стандарта.

Основные принципы ФГОС

Следующие ключевые положения ФГОС позволяют определить особенности программы и понять, какие новшества она привнесла в образовательный процесс:

  1. Преподаватель уделяет большое внимание развитию личности ребенка. При этом важно иметь индивидуальный подход к каждому подопечному.
  2. База ФГОС – каждый подопечный в рамках обучения должен приобрести навык самостоятельного мышления.
  3. В федеральном государственном стандарте закреплены три базовых требования к результатам обучения: личный, предметный, метапредметный.

Рассмотрим их подробнее. Первый вид – личный. Педагог должен способствовать формированию у подопечных собственного «Я». Так, создается система ценностей, формируются личное мнение, навык обучаться у других, умение распределять время.

Второй вид – предметный. Он предполагает контроль за полученными знаниями по учебным предметам. Схема меняется. Ученик должен самостоятельно догадаться, какой будет тема урока, найти сведения по ней. Следовательно, задача преподавателя заключается в правильном направлении учеников.

Третий вид – метапредметный. На основании ФГОС ученики должны освоить универсальные учебные действия (УУД), то есть научиться получать информацию за счет общения, пользования ПК и иными технологиями.

  1. Применение ИТ и средств коммуникации. Образовательный процесс должен быть неотъемлемой частью обычной жизни ребенка. Для получения новых знаний дети не только читают учебники, они применяют компьютерную и вычислительную технику, видео- и фотоаппаратуру, делают эксперименты, ставят опыты.
  2. Образовательный процесс включает в себя урочную и внеурочную деятельность. За стенами школы учеба не заканчивается. Педагог является организатором различных внеклассных мероприятий и факультативов, дети дополнительно посещают разные секции, участвуют в олимпиадах и интеллектуальных играх.
  3. Ведение воспитательной деятельности. На основании ФГОС на каждого педагога возлагается обязанность по составлению плана воспитательных мероприятий. К последним относятся ликбезы о здоровом образе жизни, организация досуговой деятельности и различных встреч вне ОУ.

ФГОС

Также есть еще и требования к образовательной программе. К примеру, развитие подопечных должно быть разносторонним, важно, чтобы освоение точных и гуманитарных наук было сбалансированным.

5 видов Федеральных образовательных стандартов

Виды и содержание ФГОС

ФГОС ДОО

Стандарт предусматривает развитие у детей речи и физических способностей. В рамках ДОУ проводятся занятия физической культурой, воспитанники учатся обслуживать себя самостоятельно, играть и общаться с коллективом.

ФГОС НОО

Начальное общее образование – это 1-4 классы. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет следующие требования к НОО: сформировать знания о родном языке, культуре страны, заложить базовые математические навыки и развить логическое мышление.

ФГОС

ФГОС ООО

Основное общее образование – это 5-9 классы. В этот период нужно сформировать ответственное отношение к учебе и самостоятельному образованию, понимание экологической культуры и развитие эстетического сознания. В рамках ООО дети приступают к изучению литературного наследия и иностранных языков.

ФГОС СОО

Среднее общее образование – 10-11 классы. В это время старшеклассники должны уметь находить решение сложных задач, осознавать функции и значение разных социальных институтов, следить за собственной речью, понимать основы госсистемы.

ФГОС ОВЗ

Содержит стандарты, на основании которых разрабатываются программы для детей с ОВЗ в ДОУ, школах и центрах дополнительного образования.

Кроме того, имеются государственные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры. Всего таких документов 12.

Все ФГОСы опубликованы на официальном сайте. Каждый документ включает в себя четыре раздела:

  1. Общие положения. Раздел описывает, из чего состоит документ, приводит его цель.
  2. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. В этом разделе прописано, какими навыками и знаниями должен обладать ученик по окончании очередного этапа обучения, приводится характеристика умения общаться и наличия собственной позиции по важным вопросам.
  3. Требования к структуре федеральных государственных образовательных программ в части составления учебного плана, а именно, какие элементы он должен содержать, и какую помощь ученикам может оказать педагог.
  4. Требования к условиям, в рамках которого ФГОС должны быть реализованы: какую учебно-методическую литературу необходимо использовать, сколько педагогов нужно привлечь, сколько учебных мест организовать и каким оборудованием оснастить образовательное учреждение.

3 поколения Федеральных образовательных стандартов

ФГОС подразделяются на три поколения.

Первое поколение – 2004-2009 годы

В этот период существовали государственные образовательные стандарты, которые сегодня утратили актуальность, так как акцент тогда делался лишь на предметных результатах. Личность ученика практически не принималась во внимание. Была создана некоторая образовательная база, которую нужно было усвоить за время обучения. Требования касались учебно-методической литературы и тем, которые изучались.

ФГОС
ФГОС

Второе поколение – 2009-2020 годы

За основу принимались универсальные учебные навыки: способность к самообучению, коммуникация, проектная и факультативная работа. Уделялось внимание личности подопечных, воспитывалось уважение к Родине, терпение и понимание важности здорового образа жизни.

Третье поколение – с 2021 года

В сентябре 2021 году школы России официально перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые предъявляют новые требования к образовательным учреждениям. Ранее в них включались только общие рекомендации, на основании которые ОУ делало самостоятельный выбор программ обучения. Так как последние сильно отличались друг от друга, оценить результаты обучения было не просто. Все выпускники при разном уровне знаний сдавали одинаковые ЕГЭ.

Требования Федерального образовательного стандарта третьего поколения

Последнее поколение федеральных государственных образовательных стандартов включает в себя следующие требования:

  • За образовательными учреждениями закрепляются обязательства перед учениками и членами их семей.
  • ФГОС устанавливает перечень навыков и умений в рамках учебных предметов – решение, доказательство, оперированием терминами. В документе приводятся рекомендации, как их развивать.
  • Результаты, которые ожидаются от каждого ученика: сколько новых слов он должен узнать в течение учебного периода, по каким темам написать сочинения.
  • Временные интервалы, отведенные на получение тех или иных знаний. При этом желательно, чтобы образовательное учреждение не меняло содержание тем.
  • Временные затраты, в рамках которых реализуются главные воспитательные и образовательные программы.
  • Информацию по коррекционной работе с учениками с ОВЗ.

Новый ФГОС требует тщательного учета особенностей каждого подопечного, в том числе психологических и возрастных. Возможно, учебная нагрузка будет снижена в рамках изменения образовательной системы и конкретизации ее задач.

Соблюдение требований Федерального образовательного стандарта

Для соблюдения требований образовательные учреждения должны разработать основную образовательную программу (ООП), включающую в себя учебный план, программы учебных дисциплин и оценочные и методические материалы.

Составление программы и ее приведение в соответствие с ФГОС возлагается на преподавателя дисциплины.

При разработке программы педагог должен:

  1. Изучить федеральный стандарт, чтобы понять, какие требования предъявляются к знаниям обучающихся, к целям программы и задачам образовательного процесса.
  2. Определить, в каком порядке будет изучаться материал.
  3. Распределить часовую нагрузку по разделам и темам.
  4. Учесть региональные материалы.
  5. Применять рекомендуемые формы обучения, технологии для педагогов, способы контроля.
  6. Подготовить программу в срок, предоставить ее для экспертизы и пройти согласование.

Федеральный государственный образовательный стандарт также предъявляет требования к структуре программы по учебным предметам. Она должна включать в себя:

  • Место предмета в учебном плане.
  • Содержание предмета или курса, планируемые результаты его изучения.
  • Все, что требуется для обучения с методической и материально-технической сторон.
  • Обязательная для изучения литература.

Очевидно, что образовательный процесс в школе должен строиться на основании ФГОС. Федеральные стандарты призваны упростить работу педагогов, они позволяют специалистам и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой.

К примеру, на занятии, где ученики получают новую информацию, необходимо выделить цели и задачи урока, актуализировать знания, объяснить новую тему, проверить, насколько хорошо дети ее поняли, представить инструкцию по выполнению домашнего задания и обсудить проведенный урок.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Минпросвещениф РФ
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw