Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Консультация для воспитателей. Тема: "Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста". Работа №232337

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит  в обеспечении активной, содержательной, разнообразной  и интересной  для  воспитанников деятельности. при этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.

Работа:
Консультация для воспитателей.
Тема: "Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"
Руководитель ФВ Дмитриева В.В.
МБДОУ "Детский сад №34"
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. при этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.
Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Основные требования к организации прогулок определены постановлением Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Так, согласно п.11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже - 15 градусов и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки следует сокращать.
В соответствии с п.11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе воспитатели могут найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми.
В настоящее время многие педагоги используют в своей работе комплекс карточек развивающих прогулок, систематизированных с учетом сезонов и тематики ознакомления дошкольников с природой. Некоторые специалисты составляют сценарии развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и проводят их во время, отведенное режимом для прогулок.
Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений, прогулки с воспитанниками проводятся однообразно. И этому всегда находится масса причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы - ограниченное пространство со стационарным оборудованием, которое редко обновляется или дополняется; игровой материал зачастую однообразен; воспитатели используют в основном традиционную форму организации прогулок и др.
На кафедре педагогики и методике дошкольного образования МИОО в январе 2013г. была организована работа творческой группы старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Юго-Восточного округа г. Москвы. Перед творческой группой была поставлена цель проанализировать причины неудовлетворительного планирования, организации прогулок и разработать модели тематических прогулок.
В современной методической литературе и отдельных нормативных документах педагоги нашли подтверждение мысли о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.
Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т.к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально - художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.
Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.
Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющего материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма. На эти известные в педагогике положения и опиралась в ходе работы творческая группа.
По мнению членов творческой группы, не следует отказываться от традиционной формы проведения прогулок, более того, они должны занимать большую часть времени в практике организации работы с детьми. Но наряду с этим специалисты и педагоги предлагают еще пять видов тематических прогулок: прогулки- походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки - события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции.
Рассмотрим прогулки каждого вида. Прогулки походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизиться к ним интерес.
Рассмотрим примерную структуру прогулки - похода.
Начинается прогулка-поход с организационного момента: собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж. Затем осуществляется движение группы до привала, во время которого могут быть короткие остановки как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. Конечный пункт прогулки- похода - привал.
Его место должно быть удобным для отдыха, предоставлять возможность устроить пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т.д. По окончании привала - сбор детей и уборка территории. Затем движение группы до детского сада, во время которого могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдения.
Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников. Это особый вид прогулки, которая отличается от традиционной, прежде всего формой, содержанием и необычной организацией.
Проводить их следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские отношения. У дошкольников начинается формироваться произвольно-волевая сфера, им свойственна высокая познавательная активность.
Организация прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку. Алгоритм подготовки прогулки-похода можно представить следующим образом:
* определение маршрута прогулки - похода;
* согласование маршрута с администрацией дошкольной образовательной организации;
* тщательное изучение маршрута прогулки- похода, прохождение его взрослым;
* привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке - походе;
* выбор и подготовка необходимого снаряжения;
* подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени и продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста - форме одежды и содержанию рюкзака).
Предварительная работа с детьми может включать: проведение бесед, организацию игр-эстафет, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности. Воспитанники узнают много нового, например, что для походов нужно особое снаряжение, которое редко используется в обычной жизни: палатка, рюкзак, котелок, спальный мешок и т.п.
В процессе бесед у детей обогащается словарный запас, формируется представление о понятиях "турист", "привал", "маршрут" и др. Важно объяснить им правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчинять руководителя похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности: не подходить близко к костру, не прыгать в палатке и т.д.
В ходе прогулок-походов необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
* движение группы по определенному и спланированному маршруту;
* сопровождение детей взрослыми (не менее двух на группу);
* присутствие медицинского работника и наличие аптечки;
* проведение переклички по списку (несколько раз в течении похода);
* соответствие одежды сезону года и состоянию погоды, обязательное наличие головного убора;
* соблюдение питьевого режима (лучше взять с собой обычную кипяченую воду).
Прогулка-поход может содержать сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала и отдыха хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры. Следует предоставить воспитанника возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например, связанные с установкой палаток.
Ценным будет присутствие родителей, особенно пап, общение с которыми обогатит опыт детей. Во время таких прогулок у дошкольников вырабатываются чувства ответственности, товарищества, они смогут лучше понять, что значит Один за всех и все за одного. В походах устанавливается особая, доверительная атмосфера между детьми и взрослыми.
По итогам прогулки- похода можно обменяться впечатлениями и запомнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, песни у костра, игры, общение друг с другом.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя - персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают.
Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, и др.), герои мультфильмов, игрушки.
Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку можно расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновременно). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем их следует заменить. так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут кого-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежонка , лису, волка, белку собаку, кошку. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени рекомендуется вносить изменения: зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке и т.д.
Иногда герои могут прийти парами (Мша и Медведь, Знайка и Незнайка и др.), так детям легче их воспринимать. Кот Матроски и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети расскажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада. Можно вспомнить с дошкольниками эпизоды их приключений или отправиться всем вместе в новые.
В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет дополнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, самостоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривать за него.
В группе старшего дошкольного возраста лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы. В гости к детям может прийти Олимпионик, который расспросит детей об Олимпиаде, попросит показать спортивную площадку, научит элементам новых игр.
Прогулка с персонажем близка к сценарию проведения досуга на свежем воздухе, но не ограничена жестким временными рамками. По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанников может заниматься самостоятельно игровой деятельностью.
Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.
Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.) Прогулка - событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить из знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Содержание такой прогулки может быть продолжением темы дня, например, "День матери", "День друзей", и др. На тематических прогулках педагог может отметить вместе с воспитанниками какое-то событие или провести беседу на определенную тему, а также уточнить знания, полученные дошкольниками в ходе непосредственно образовательной деятельности, совершенствовать те или иные навыки и умения.
Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить, в раздевальной объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событии во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.
Цель таких прогулок - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развиваю любознательности дошкольников. Для успешного достижения этих целей прежде всего следует продумать условия проведения прогулки. Интерес детей к ней будет поддерживаться благодаря разнообразию выбираемого выносного материала, насыщенного содержанием. Для ребенка прогулка-событие должна стать увлекательным путешествием, связанным с темой или событием.
Так, прежде чем оправиться на прогулку за пределы участка, воспитателю следует заранее пройти весь маршрут движения детей и определить, в каком месте удобно остановиться для наблюдения, рассматривания достопримечательностей или праздничных украшений улиц и домов, где можно поиграть с воспитанниками в подвижную игру и т.д. Подобная прогулка проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
Примерная структура прогулки - события:
*организационный момент - сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии;
*знакомство с темой прогулки - ввод в событие;
*подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.
*самостоятельная творческая деятельность детей.
Регулярность проведения прогулок-событий зависит от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако, как и любой праздник, такая прогулка не должна планироваться слишком часто.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактики утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.
Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Прогулка - трудовая акция. Трудовая акция (субботник) - ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. К особенностям планирования прогулок - трудовых акций относятся преобладание трудовых поручений, включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей. Цель и задачи таких прогулок определяются воспитателем исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а также их физических возможностей.
Подобные прогулки следует проводить регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра и не развлечение, а серьезная занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка и т.д.) Во время таких прогулок воспитанники учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.
В методической литературе подробно описываются правила организации труда и трудовых поручений дошкольникам. Кратко напомним некоторые из них.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует сочетание как умственных, так и волевых усилий.
Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной группе должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности с возрастом воспитанников.
Так, детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
Воспитанники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе со взрослыми выращивают на участке овощи и цветы (при копке очищают почву от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, собирают овощи). При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
Старшие дошкольники, в свою очередь, учатся трудиться во все времена года. Осенью на участке они могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений и сгребать листья. Дети учатся в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников. Зимой воспитанники могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм. С наступлением весны дошкольникам поручают перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду и цветнике. Летом они могут рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать и подвязывать растения, собирать урожай. Дошкольников учат правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Следует помнить, что максимальное время, отведенное для выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке, в старшем возрасте не должны превышать 30-40 минут.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснять правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:
* работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
* материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
*категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.
Прогулки - трудовые акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника. Педагог старается помочь старшим дошкольникам осознать значимость труда, развивать у них желание и потребность в получении определенных трудовых умений.
Такие мероприятия организуются на территории детского сада и носят выраженный сезонный характер. Прогулка сочетает в себе наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых. От воспитателя такая прогулка требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить выбору необходимого инвентаря, продумать размещение детей при совместных трудовых действиях. Если работа планируется в цветнике или в огороде, то лучше ее выполнять с подгруппой детей.
Прогулка - трудовая акция, как правило, носит плановый характер, но бывает случаи, когда такой "десант" нужно срочно "вызывать на помощь". Например, выпал снег, и малыши не могут пройти на свой участок, дворник не успевает почистить все дорожки, тогда можно попросить старших детей помочь. Иногда снег необходим для проведения спортивных соревнований, только площадка должна быть утоптанной. Группа детей с радостью пройдется змейкой за воспитателем по территории спортивной площадки, а если позвать несколько групп, то работа будет выполнена быстрее, чем с ней справится снегоуборочная машина.
В таких прогулках четко прослеживается экологическая направленность. Например, старшие дети под руководством воспитателя могут закопать на участке детского сада органический и неорганический мусор (огрызок яблока, фантик от конфеты, полиэтиленовый пакет и др.), отметить эти места табличками с условными обозначениями, а весной раскопать и сделать выводы.
Дошкольники с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. Детям нужно разъяснять важность труда в природе, например, когда мы насыпаем корм птицам, то помогаем им пережить холода. В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе, например, обратить внимание не то, какой красивой стала клумба. Результаты труда эстетически радуют глаз: приятно смотреть на цветы, аккуратные кустарники, чистые улицы.
Таким образом, мы рассмотрели, какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×