Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Формирования словаря старших дошкольников с недоразвитием речи в процессе дидактических игр».. Работа №221286

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с недоразвитием речи, как известно, является практическое усвоение лексических средств языка.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно  развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли 

Работа:

Тема: «Формирования словаря старших дошкольников с недоразвитием речи в процессе дидактических игр».

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса [2].

являются необходимым условием для развития коммуникативных детей.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослыми. При нормальном речевом развитии к старшему дошкольному возрасту, ребёнок овладевает таким словарём, который обеспечивает успешное обучение в школе. Но достаточно часто у детей возникают различные речевые нарушения[1, 6].

Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. [5, 6].

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с недоразвитием речи, как известно, является практическое усвоение лексических средств языка. В научной литературе неоднократно исследовалась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Вопросами развития словаря у дошкольников с недоразвитием речи занимались такие ученые как Флерина Е.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Чиркина Г.В., Филичева Т.В., Лалаева Н.И. и многие другие. Они уделяли большое внимание обогащению и активизации словаря у детей с недоразвитием речи, методами дидактических игр, упражнений и заданий.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность.

Дидактические игры не случайно заняли место среди методов обучения и воспитания детей Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли [3].

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными.

В результате изучения словаря детей старшего возраста с недоразвитием речи, получены следующие данные.

У дошкольников с недоразвитием речи имеют место количественные и качественные особенности лексики.

Анализ пассивного словаря детей с недоразвитием речи обнаружил его ограниченность. Большинство дошкольников испытывали трудности при актуализации конкретного лексического минимума, не знали многих слов. Активный словарь в количественном отношении значительно беднее. Дети не могли назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов. Различные части речи представлены в словаре неравномерно. В нем много существительных, недостаточно глаголов, крайне мало прилагательных. Задание на подбор синонимов и антонимов показало неумение детей выделить существенные смысловые признаки в значении слов и, следовательно, сравнить значение слов на основе единого семантического признака. В словаре детей мало обобщающих понятий. Овладение структурой значения слова детьми находится на низком уровне. Наблюдалась неточность значений слов, замены слов по смыслу.

При подборе слов, соответствующих контексту присутствовали ошибки, причины которых: незнание нужного слова, незнание какого-либо слова из предложения.

Данные диагностического исследования определили содержание и методику обучения.

Содержание обучения реализовалось на индивидуальных, подгрупповых (2 – 3 человека) и фронтальных занятиях.

Методические рекомендации по формированию словаря дошкольников с недоразвитием речи освещены в ряде научных и научно-методических трудов [4, 5, 6].

Были определены следующие направления работы по формированию лексики у дошкольников с недоразвитием речи:

расширение

объема

словаря

;

формирование

структуры

значения

слова

;

развитие лексической системности и семантических полей;

ф

ормирование

синтагматических

связей

слова

.

Выделение этих направлений способствует осознанию языковых процессов. Однако их разграничение является условным, так как в процессе работы формирования словаря указанные направления тесно взаимосвязаны.

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем, Лалаевой Р.И. и др.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента детей.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

1. Расширение объема словаря.

Работа над словом начиналась с уточнения, расширения и активизации словарного запаса. Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности.

Работа по обогащению словаря велась с учетом требований «Программы воспитания и обучения в детском саду», частотного словаря детей шестилетнего возраста, выявленных особенностей словаря у дошкольников с недоразвитием речи.

В работе над новым словом выделялись следующие этапы:

Знакомство с новым словом. Привлечение внимания к нему с помощью наглядности.

Уточнение произношения, звуковой анализ слова.

Уточнение и расшире

ние лексического значения слова.

4. Закрепление значения данного слова в контексте, закрепление синтагматических связей данного слова.

Указанная последовательность не является жесткой, иногда видоизменяется.

Ниже приводятся дидактические игры, которые использовались при ознакомлении детей с предметами: «Что это?», «Кто исчез? Что исчезло?», «Что делает предмет?», «Расскажи, какой?», «Чего не хватает?», «Из чего сделано?», «Чудесный мешочек», «Я собрал в огороде…», «Ассоциации», «Собираемся в путешествие», «Кто больше?», «У кого какое?», «Магазин игрушек».

2. Формирование структуры значения слова

Формирование структуры значения слова основывается на современных психолингвистических данных о компонентном анализе значения слова.

С учетом сложной структуры значения слова работа по расширению словаря велась через уточнение признаков конкретного предмета (например, это будет конкретный стол, находящийся перед глазами ребенка), развитие операции обобщения на основе главных признаков (стул и стол, другие предметы мебели имеют общий функциональный признак, служат человеку для того, чтобы лежать, сидеть и класть вещи).

Благодаря такому рассмотрению вышеперечисленных особенностей предмета слово связывается в сознании дошкольника с конкретным образом предмета. Это исключит возможность замены слова близким (или далеким) по смыслу.

При формировании структуры значения слова дети учились дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

Таким образом, выделяются следующие направления в работе по формированию структуры значения слова:

1. Формирование денотативного аспекта значения слова (то есть представления о конкретных особенностях предмета).

2. Формирование понятийного аспекта значения слова (то есть обобщение существенных признаков предмета).

3. Формирование контекстуального аспекта значения слова (то есть употребление слова в зависимости от контекста).

Развитие представлений ребенка о признаках предмета (формирование денотативного аспекта значения слова) осуществлялось в следующих играх: «Цветовое лото», «Геометрическое лото», «О картинке я вам расскажу».

Дидактические игры на формирование представлений о существенных признаках предмета: «Найди похожую картинку», «Вспомни и назови», «Лишнее слово», «Отгадай загадку».

С целью овладения детьми многозначностью слова вначале уточнялись различные значения омонимов – существительных, затем проводилась работа над переносным значением слова и словосочетаний: «Отбери картинки», «Составь предложение».

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

На начальном этапе работы проводилась группировка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществлялась дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии.

При овладении каждым новым словом оно вводилось в определенное семантическое поле, уточнялись его связи с другими словами данного семантического поля, обращалось внимание на то, почему это слово объединялось с другими словами.

Следующие дидактические игры способствуют организации семантических полей и лексической системности: «Разложи картинки на две группы», «Группировка слов», «Пара к паре», «Назови части».

Работа над антонимами: «Скажи наоборот», «Два из трех», «Закончи предложение».

Работа над синонимами: «Найди слово-«приятель», «Назови другим словом».

4. Формирование синтагматических связей слова.

Формирование синтагматических связей предполагало точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях, в предложениях.

Коррекционная работа над словосочетанием была направлена на закрепление двухкомпонентных глагольных и именных словосочетаний.

Овладение словосочетаниями позволило расширить и уточнить синтагматические связи между словами, валентность слов.

В процессе проведения различных дидактических игр каждое слово повторялось многократно, в различных ситуациях, на протяжении многих занятий.

Ниже приводятся дидактические игры на развитие синтагматических связей слов: «Добавь слово», «Подбери предметы к действию», «Кто как голос подает?», «Какой? Какая? Какое? Какие, «Дополни предложение».

В результате проведенной работы у детей с недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика в выполнении лексических заданий.

Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики.

 

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Академия. 2000. – 410 с.

2. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 16 с.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1985. – 176с.

4. Лалаева Р.И., СеребряковаН.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 1999. – 160с.

5. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980. – 192с.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×