Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы»
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
Рассказ;
Чтение художественной литературы;
Использование игровых ситуаций;
Игры - беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй;
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
Практические:
Игры – драматизации;
Игры – инсценировки;
Игры – забавы;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Рисование;
Занятие по художественной литературе;
Индивидуальная работа с ребенком;
Коллективные работы;
Тематические занятия;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Физкультминутки;
Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Методическая работа
Формы работы
Сроки
Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой
В течение года
создание предметно-развивающей среды по чтение художественной литературы окружающей ребенка.
В течение года.
О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Наличие книг по речевому развитию
Проведение консультации для родителей
В течение года
Анкета для родителей,
Консультации
1.Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».
2.Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребёнка».
Консультация для родителей: «Книги - наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»
Консультация для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
Консультация для родителей: «Что читать детям»
Организация конкурса рисунков «Моя любимая книга»
Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».
Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей».
Консультация для родителей «Ребёнок и книга»
Консультация для педагогов «Роль книги в нравственном воспитании дошкольников»
Май.
Консультация
Работа с детьми
Формы работы
Сроки
Занятия по чтению художественной литературы
В течение года
дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)
В течение года
1.Чтение сказки «Теремок»
2.Чтение былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей»
3.Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»
4.Сказка «Царевна – лягушка»
5.Чтение сказки о мёртвой царевне и семи богатырях
Рисование «Моя любимая сказка», Раскраски по сказкам.
Пальчиковая игра «Семья»
Игровая ситуация «Правила общения с книгой»
Сентябрь.
1.Чтение русских народных сказок.
2. Былина « Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович»
3.Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
Рисование по прочитанным сказкам
Игра «Подумай, что может пригодиться богатырю»
Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Беседа «Моя любимая сказка»
Октябрь
1.Чтение сказки «Три медведя»
2. Чтение сказки « Финист - Ясный Сокол
3.Чтение сказки «Гуси-лебеди»
4.Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Подвижные игры «Волк и гуси»
Лепка «Миски трёх медведей»
Чтение потешек
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь
1.Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
2.Чтение сказки «Петушок–золотой гребешок»
3.Чтение И.С. Шмелев «Рождество»
4.Чтение Е.Ивановская «Предание о первой рождественской ёлке»
Рисование по прочитанным сказкам и рассказам.
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Пальчиковая игра «Мишка»
Декабрь
1.Чтение сказки «Курочка Ряба»
2.Чтение произведения «Саночки», «Четыре желания»
3.Чтение произведения «Как покататься на лошадке»
4.Чтение произведения «Куликовская битва»
Лепка по прочитанным сказкам и произведениям
Хороводная игра «Кто пасётся на лугу»
Январь
1.Чтение произведения «Семейный праздник»
2.Чтение сказки «Сивка-Бурка»
3.Чтение сказки «Зимовье»
4.Чтение произведения «Каменный цветок»
Рисование по прочитанным сказкам и произведениям
Игра «Кто с нами?»
Февраль
1.Чтение произведений о женщинах, мамах
2.Чтение сказки «Морозко»
3. Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка»
Игра «Узнайте сказку»
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Март
1. Чтение сказки «Репка»
2.Чтение произведения «Правдивая история о садовнике»
3.Чтение сказки «Белая уточка»
4.Чтение произведения «Благовещение»
Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.
Апрель
1.Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
2.Чтение произведения «Троица»
3. Сказка про берёзоньку
4. Чтение сказки «Пастушья дудочка»
Разгадывание загадок про сказки
Просмотр презентации про сказки
Май
Список литературы:
«Социально – коммуникативное развитие дошкольников». Младшая группа. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2017г.
«Развитие речи в детском саду. » В.В.Гербова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.
«Конспекты занятий по развитию речи.» Центр педагогического образования, Москва. 2008г.
«Конструирование» З.В.Лиштван, Издательство «Просвещение», 1981г.
«Утренняя гимнастика в детском саду» Т.Е.Харченко, Издательство «Мозаика- Синтез»,2016г.
«Рисование с детьми » Д.Н.Колдина Мозаика – Синтез, 2017г.
«Лепка с детьми » Д.Н.Колдина Мозаика – Синтез, 2017г.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.
1) Как Вы считаете для чего нужны детям сказки? __________________________________________
______________________________________________________________________________________
2) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг:
практически все свободное время;
ежедневно;
хотелось бы больше, но мало свободного времени;
ваш вариант ответа___________________________
3) Вы читаете ребенку книги…
по просьбе ребенка;
по собственной инициативе
4) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги? _________________________________________
5) Какие книги предпочитает Ваш ребенок:
сказки;
стихи;
литературу о природе;
энциклопедии;
книги познавательного содержания;
нет определенных предпочтений;
ваш вариант ___________________________
6) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг:
да
нет;
от случая к случаю;
ваш вариант ответа______________________
7) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка _____________________________
______________________________________________________________________________________
8) Какие трудности возникают при выборе сказки? __________________________________________
______________________________________________________________________________________
9) В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку:
чтение;
рассказ;
рассказ выдуманной сказки;
театрализация;
ваш вариант ответа___________________________
10) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать / обсудить содержание прочитанного произведения? ______________________________________________________________________
11) Как именно вы обсуждаете с ребенком сюжет прочитанного произведения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали? _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
13) Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие? ______________________________________________________________________________________
14) Придумываете ли Вы сказки для вашего ребенка? _______________________________________
15) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг:
красочные иллюстрации;
познавательная ценность книги;
яркий литературный язык;
доступная цена;
выбор, сделанный самим ребенком;
ваш вариант ответа_______________________________________________________________
16) Считаете ли Вы необходимым приобщать ребенка к посещению общественной библиотеки?
______________________________________________________________________________________
17) Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев? __________________________________________________________________
18) Как вы считаете, какие способности можно развивать у ребенка с помощью сказок?
интеллект;
речь;
творческие способности;
воображение;
ваш вариант ответа____________________
19) В чем Вам видится воспитательная роль книги:
книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми;
книга – источник познания окружающего мира;
книга – источник нравственной и эстетической культуры;
ваш вариант ответа________________________________________
20) Какое из афоризмов Вам ближе всего:
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
Сказки следует воспринимать как развлечение, а не как справочник по реальной жизни. (Лиза Клейпас)
Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет. (Валентин Берестов)
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)