Игровые технологии занимают важное место в системе коррекционно-развивающих занятий с детьми с особыми образовательными потребностями. Развитие внимания и памяти у таких детей является одной из основных задач, так как именно эти когнитивные процессы часто оказываются нарушенными. Традиционные формы обучения могут оказаться недостаточно эффективными, если ребенок не проявляет интерес к процессу. Здесь на помощь приходит игра, которая становится мощным стимулом для вовлечения ребенка в деятельность, пробуждает его познавательную активность и способствует развитию важных навыков.
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающих занятиях: развиваем внимание и память через игру
Миллер Мария Андреевна, учитель-дефектолог
МАДОУ ПГО "Центр развития ребёнка - детский сад №70", г. Полевской
Игровые технологии занимают важное место в системе коррекционно-развивающих занятий с детьми с особыми образовательными потребностями. Развитие внимания и памяти у таких детей является одной из основных задач, так как именно эти когнитивные процессы часто оказываются нарушенными. Традиционные формы обучения могут оказаться недостаточно эффективными, если ребенок не проявляет интерес к процессу. Здесь на помощь приходит игра, которая становится мощным стимулом для вовлечения ребенка в деятельность, пробуждает его познавательную активность и способствует развитию важных навыков.
Игровые методики позволяют создать безопасную и комфортную среду для ребенка с ООП, где он чувствует себя уверенно и мотивированно. Игра способствует снятию эмоционального напряжения, что особенно важно для детей с повышенной тревожностью или низкой самооценкой. К тому же игровая деятельность открывает перед педагогом возможность гибко адаптировать задания под потребности каждого конкретного ребенка, предоставляя ему индивидуализированную поддержку.
Для развития внимания и памяти с помощью игровых технологий важно учитывать особенности восприятия и мышления ребенка. Например, для детей с трудностями в концентрации внимание можно развивать через пошаговые игры, где каждый этап требует фокусировки. Примером такой игры может быть «Что изменилось?», когда на столе перед ребенком выкладываются предметы, а затем один из них убирается. Ребенку необходимо вспомнить, что исчезло. Эта игра тренирует не только память, но и наблюдательность, требуя от ребенка внимательно отслеживать изменения в окружении.
Еще одной эффективной игрой для развития внимания является игра «Найди ошибку». Педагог предлагает ребенку рисунок или текст с ошибками, и задача ребенка — найти несоответствия. Это может быть, например, картина, где среди деревьев нарисован автомобиль, или текст, где животные названы неправильными именами. Такие задания стимулируют концентрацию и учат ребенка замечать детали, что является важным навыком для успешного обучения в школе.
Игры для развития памяти также занимают важное место в коррекционно-развивающих занятиях. Одним из классических примеров является игра «Мемори», где ребенок должен запомнить расположение картинок на карточках и найти одинаковые пары. Эта игра тренирует оперативную память и учит ребенка удерживать информацию в памяти в течение определенного времени. Она может быть адаптирована для детей с разными способностями — количество карточек и сложность изображений можно варьировать в зависимости от возможностей ребенка. Кроме того, такие игры можно использовать для развития не только зрительной, но и слуховой памяти, когда вместо картинок используются звуковые сигналы или фразы.
Игровые технологии также можно применять для формирования у детей навыков самоконтроля, что способствует улучшению внимания и памяти. Например, игра «Красный свет, зеленый свет» требует от детей остановиться на «красный» сигнал и двигаться на «зеленый». Здесь ребенок учится контролировать свои действия, концентрироваться на задании и запоминать правила игры. Это одновременно развивает и внимание, и способность к саморегуляции.
Важным аспектом применения игр на коррекционных занятиях является их адаптация под конкретные потребности ребенка. Для детей с нарушениями речи могут быть использованы игры, направленные на развитие вербальной памяти, такие как игра «Цепочка слов», где ребенок должен повторить и добавить слово к ранее сказанному. Например, педагог начинает с фразы: «Я иду в магазин и покупаю яблоко», а ребенок должен продолжить: «Я иду в магазин и покупаю яблоко и банан». Игра продолжается до тех пор, пока цепочка слов не станет слишком длинной. Это задание развивает не только память, но и речевые навыки, помогает ребенку лучше запоминать и воспроизводить информацию.
Еще одним примером может быть игра «Угадай, кто это», которая стимулирует внимание и память через описательные характеристики. Педагог описывает какого-либо персонажа или животное, а ребенок должен угадать, о ком идет речь. Здесь важно помнить о том, что задания должны быть адаптированы к уровню развития ребенка, чтобы они не вызывали у него слишком большого напряжения или фрустрации.
Использование игр также способствует развитию социальной активности детей с ООП. Во время групповых игр дети учатся взаимодействовать с одноклассниками, соблюдать правила и терпеливо дожидаться своей очереди, что очень важно для их успешной интеграции в коллектив. Например, игра «Поймай мяч» может включать в себя элементы развития памяти, когда ребенок передает мяч своему товарищу, называя при этом слово или действие, которое нужно запомнить и воспроизвести. Такая игра помогает детям развивать память в процессе взаимодействия с другими и способствует их социальной адаптации.
Роль педагога-дефектолога в организации игровых занятий крайне важна. Учитель должен четко понимать, какие навыки и способности требуют развития, и на основе этого выбирать соответствующие игры и методики. Важно также соблюдать баланс между игрой и обучением, чтобы игровая деятельность не превращалась в развлечение без образовательного содержания. Каждая игра должна быть направлена на решение конкретных задач, связанных с коррекцией и развитием когнитивных функций ребенка.
Таким образом, использование игровых технологий в коррекционно-развивающих занятиях является эффективным инструментом для развития внимания и памяти у детей с особыми образовательными потребностями. Игры помогают детям лучше усваивать информацию, учат концентрироваться и запоминать, а также способствуют социальной адаптации. Педагог-дефектолог, применяя игровые методики, может создать комфортную и мотивирующую среду, где каждый ребенок чувствует себя успешным и поддержанным в своем развитии.
Список литературы
Михайловская Т. Л., Рак Т. В. Реализация интегрированных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ // Специальное образование.
2015.
№XI. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-integrirovannyh-tehnologiy-na-korrektsionno-razvivayuschih-zanyatiyah-s-detmi-s-ovz
Швец Регина
Ринатовна
,
Токмакова
Наталья Юрьевна
О
собенности коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия
ТулГУ
. Физическая культура. Спорт. 2023.
№1.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
osobennosti
-
korrektsionno
-
razvivayuschih
-
zanyatiy
-
dlya
-
detey
-
s
-
ogranichennymi
-
vozmozhnostyami
-
zdorovya