Чаще всего к проблемам современной системы образования в России относят формализацию знаний, низкую мотивацию учеников и учителей, недостаточное финансирование.
Внедрение искусственного интеллекта в образование — один из главных трендов. Чат-боты не заменят учителей, зато могут освободить время для решения более сложных задач, но это не гарантировано.
Учителям придется плотнее работать с цифровыми технологиями, развивать эмпатию и коммуникативные навыки. Ученикам потребуется развивать критическое и системное мышление.
Обучение станет гибким, персонализированным, а ученики будут приобретать знания через опыт.
Цифровые технологии меняют не только рынок профессий, но и подход к обучению — в России и в мире.
Ученикам особенно важно развивать читательскую грамотность, поскольку работа с информацией, разной и по качеству, и по количеству, развивает критическое мышление. Умение быстро ориентироваться в потоке данных служит основой для получения знаний в будущем и упрощает обучение — а это может мотивировать к учебе в целом, поскольку образовательные результаты тоже будут лучше.
Главный тренд — индивидуализация. Если мы с ним справимся, образование будет отвечать на запросы современного мира. У индивидуализации есть несколько аспектов.
Образовательная программа. Понятно, что у каждой программы есть определенные рамки, ведь она готовит к какой-то профессии. Но внутри дисциплины, курсы, модули могут быть чуть шире или глубже — в зависимости от того, что нужно студенту и какие у него карьерные и личные планы.
Форматы обучения напрямую соотносятся с индивидуальными особенностями и потребностями человека. Кто-то лучше усваивает знания в игровом режиме, кто-то в тренинговом — и так далее. Индивидуальный подход в этом плане повышает результативность учебы. Вместе с тем он сложнее и затратнее других методов, требует дополнительной подготовки преподавателей.
Разнообразие площадок для обучения. Это про выход из одной образовательной организации и возвращение в нее: к примеру, можно взять курс в другом институте, колледже или школе, заняться волонтерской деятельностью, которая может засчитаться за результат учебы. Также нужна свобода в выборе темпа и графика. Скажем, есть программа, которая длится пять лет, или в ней определенное число зачетных единиц, но ты можешь проходить ее частями, останавливаться, перезачитываться, возвращаться.
Образовательные результаты. Всегда есть минимальная база, которую должна обеспечить программа. Но формирование личной траектории подразумевает и получение результатов, важных именно для тебя и твоей будущей карьеры. Так мы получим выпускников, каждый из которых на выходе будет обладать уникальным набором компетенций, знаний, навыков, развитых личностных качеств. Это как раз то, что обеспечит успешность в нынешнем непредсказуемом мире, даст им гибкость, позволит входить в новые типы рынков, индустрий и профессий.
Учителям и ученикам предстоит развивать эмпатию, навыки коммуникации, креативность — эти навыки далеки от освоения машинами. Некоторым они свойственны с рождения, но даже в таком случае их можно улучшить. Чат-боты не смогут заменить учителя: ему также надо будет устанавливать контакт с разными учениками и их родителями. А так как наблюдается тренд к мультиязычности и мультикультурности, возможно, что в одном классе будут учиться представители разных культур.