Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Адаптация детей к условиям ДОУ". Работа №339938

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассмотренна характеристика "адаптация"к условиям адаптации детей к ДОУ. 

Ситуация новизны в определенной степени тревожит любого человека, и ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях воспитателей, о характеристиках и условиях общения и окружения, о ценностях и нормах поведения в группе и т. д. Это состояние можно назвать состоянием внутреннего напряжения, настороженности, тревоги. Такой психологический стресс, будучи достаточно продолжительным, может привести к дезадаптации: ребенок становится излишне плаксивым, проявляет агрессию или замыкается в себе, отказывается общаться, нарушается сон и наблюдается снижение аппетита.

Работа:

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

 

Аннотация: в статье рассмотрена характеристика термина «адаптация», особенности адаптационного периода детей младшего возраста к условиям детского сада и условия успешной адаптации детей к детскому саду.

 

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, развитие, личность, дошкольное учреждение, младшие дошкольники, социализация личности.

 

Ситуация новизны в определенной степени тревожит любого человека, и ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях воспитателей, о характеристиках и условиях общения и окружения, о ценностях и нормах поведения в группе и т. д. Это состояние можно назвать состоянием внутреннего напряжения, настороженности, тревоги. Такой психологический стресс, будучи достаточно продолжительным, может привести к дезадаптации: ребенок становится излишне плаксивым, проявляет агрессию или замыкается в себе, отказывается общаться, нарушается сон и наблюдается снижение аппетита.

Сам термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубертом в 1865 году. После этого он стал широко использоваться в биологической литературе. Здесь под адаптацией исследователи понимали лишь одно функциональное изменение анализаторов и органов чувств. Но постепенно, с развитием науки, концепция адаптации стала выходить за рамки теории эволюции [4].

Адаптация ребенка к детскому саду – это одновременно процесс и результат координации ребенка с окружающим миром в ДОУ, адаптации к новой среде, к структуре взаимоотношений как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведение с учетом принятых в группе детского сада норм и правил

Как отмечает Е.А. Долженко, при успешной адаптации, в течение этого периода развиваются такие ключевые качества, как: когнитивная деятельность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, дружелюбное отношение к людям, творческие способности и многое другое [2].

Однако эти качества и способности не возникают автоматически в результате физиологического созревания. Их формирование требует правильного воздействия со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

В психолого-педагогической литературе выделяют 3 фазы адаптационного периода детей к дошкольному учреждению:

Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается различными колебаниями соматического состояния и психического статуса, что приводит к снижению массы тела, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу речевого развития (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза или сама адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все изменения уменьшаются и фиксируются в отдельных параметрах на фоне более медленных темпов развития, особенно умственного, по сравнению со средневозрастными нормами (длится от трех до пяти недель).

Фаза компенсации или период адаптации. Характеризуется ускорением темпов развития, в результате чего к концу учебного года дети преодолевают указанную выше задержку темпа развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

По мнению О.А. Милькевич, адаптация ребенка считается успешной, когда он адаптирован к полноценному развитию своих личных, физических, интеллектуальных и других возможностей в конкретной новой среде [3].

Работа с родителями маленьких детей также является одним из ключевых условий успешной адаптации детей в детском саду. Все стороны педагогического процесса получают выгоду от совместной работы родителей и педагогов. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненная, чем сам ребенок. Для того чтобы пребывание ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить контакт и продуктивные отношения педагога с родителями [1]. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей. Партнерская позиция обеспечивается благодаря компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения ребенка, полной информированности родителя об особенностях жизни и самочувствия ребенка в детском саду.

Как показывают исследования и наблюдения из практики, родители зачастую не готовят ребенка к поступлению в детский сад, не знакомятся с педагогикой и психологией раннего возраста. Родители не подозревают, что малыш может испытывать затруднения в период адаптации к дошкольному учреждению, которые приводят к ухудшению его эмоционального самочувствия, нарушения физического здоровья, остановкам в развитии.

Таким образом, можно прийти к выводу, что адаптация к детскому саду является своеобразным механизмом социализации личности, включения ее в систему новых социальных отношений. Семьям воспитанников необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь. Родители должны знать, как развивается ребенок раннего возраста, какое значение в его развитии имеет детский сад и как помочь ему безболезненно адаптироваться к условиям детского сада.

 

Литература:

Газина О.М. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учебное пособие/под редакцией О.М. Газиной, В. И. Яшиной. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 111 с.

Долженко Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. ФГОС ДО

/ Е.А. Долженко

. - М.: Учитель, 2021. - 103 c.

Милькевич О.А. Организация образовательной работы с детьми раннего возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования /

О.А. Милькевич

. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 197 с.

Петрова О.А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: группа кратковременного пребывания как пространство адаптации: учебное пособие для вузов / О.А. Петрова. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 224 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×