Актуальность развития связной речи у старших дошкольников проявляется во многих аспектах и имеет важное значение для их полноценного развития и успешной адаптации к школьной программе. В данном возрасте дети уже обладают базовыми навыками речи, но их способность выражать свои мысли детально и связно представляет собой важный этап в развитии речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Загайнова Надежда Алексеевна, учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад №3", с. Камень-Рыболов
Актуальность развития связной речи у старших дошкольников проявляется во многих аспектах и имеет важное значение для их полноценного развития и успешной адаптации к школьной программе. В данном возрасте дети уже обладают базовыми навыками речи, но их способность выражать свои мысли детально и связно представляет собой важный этап в развитии речи.
Способность формировать связные высказывания позволяет старшим дошкольникам успешно общаться со сверстниками и взрослыми, а также участвовать в коллективных занятиях и играх. Они могут легче высказывать свои потребности, мысли и эмоции, что способствует развитию их самооценки и самовыражения. Связная речь также позволяет им более эффективно осваивать новые знания и участвовать в учебном процессе.
Дети, умеющие формировать связные высказывания, лучше понимают структуру рассказа и могут легче запоминать и воспринимать информацию. Это способствует развитию их когнитивных навыков, концентрации внимания и памяти. Они могут излагать свои мысли более логично и аргументированно, развивая при этом аналитическое мышление.
Связная речь также содействует развитию у старших дошкольников артистических и коммуникативных способностей. Благодаря возможности выражать свои мысли и эмоции в художественной форме, дети могут развивать свою индивидуальность, творческое мышление и представление о мире.
В результате развития связной речи у старших дошкольников повышается их коммуникативная компетенция - умение эффективно общаться и устанавливать контакты с окружающими людьми. Они лучше справляются с социальными задачами и конфликтами, развивают навыки сотрудничества и эмпатии.
Рассмотрим методы и подходы, которые могут быть использованы при работе над развитием связной речи у старших дошкольников.
Один из методов, используемых в работе с данным возрастом, - игровой метод. Игровая деятельность позволяет детям не только интересно проводить время, но и развивать свою речь. В играх можно использовать сюжетно-ролевую игру, при которой дети играют разные роли, используют речевые высказывания, соответствующие каждой роли. Также можно проводить логические игры, где ребенку предлагается решить задачу, высказывать свое мнение или доказывать свою точку зрения. При этом важно, чтобы игры были интересными и доступными для детей данного возраста.
Игра – это прекрасный способ привить детям любовь к слову и речи, а также дать им возможность развиваться во всех аспектах. Именно через игру старшие дошкольники могут научиться использовать связную речь не только для общения с окружающими, но и для самовыражения и самопознания. Поэтому игровая деятельность имеет огромное значение в развитии связной речи у старших дошкольников.
В работе над развитием связной речи также можно использовать метод случайного слова. Для этого можно использовать специально подобранные карты или блокноты с различными словами. Ребенку предлагается выбрать случайное слово и составить с ним предложение. Такой подход позволяет развивать лексические навыки, активизировать речевую деятельность и развивать мышление.
Помимо этого, для развития связной речи у старших дошкольников можно использовать метод моделирования решения проблемных ситуаций. Детям предлагается выдумать историю, в которой появляется проблемная ситуация, после чего они должны придумать решение этой проблемы и описать его в устной форме. Такой подход развивает навыки высказывания своих мыслей, а также способствует развитию логического мышления.
Родители и педагоги играют важную роль в развитии связной речи у старших дошкольников. Ниже предлагаются рекомендации, которые помогут создать благоприятную обстановку для развития речи ребенка.
1. Регулярное общение и диалоги: важно посвятить время общению с ребенком, задавать вопросы, просить рассказать о своих интересах и переживаниях. При этом следует проявлять активное участие и поддерживать разговор, задавая уточняющие вопросы и показывая интерес к тому, что говорит ребенок.
2. Чтение книг: чтение книг способствует развитию словарного запаса и умению строить связную речь. Необходимо выбирать книги, предназначенные для возраста ребенка и интересные ему. При чтении можно задавать вопросы по содержанию книги, обсуждать заключение и предполагать, что может произойти дальше.
3. Игры и фантазия: для развития связной речи полезно проводить игры, которые включают диалоги и ролевые ситуации. Например, можно играть в магазин, где ребенок будет продавцом и будет поддерживать диалог с покупателем. Игры с мягкими игрушками или конструктором также развивают способность строить связные фразы.
4. Пользование технологиями в развитии речи: сегодня существует много приложений и онлайн-игр, которые способствуют развитию речи у детей. Родители и педагоги могут участвовать в выборе такого контента для своих детей и использовать его вместе с ними. Однако, необходимо контролировать время, проведенное ребенком перед экраном.
5. Контроль за правильностью речи: родители и педагоги должны внимательно следить за тем, как говорит ребенок, и исправлять ошибки в речи тактично. Важно не только поправлять, но и объяснять правильные варианты, чтобы ребенок понимал, какие слова и конструкции правильные.
Таким образом, связная речь является одним из важнейших аспектов развития детей старшего дошкольного возраста. Она представляет собой способность говорить последовательно, логично и связно, выражая свои мысли и идеи. Активное развитие связной речи у детей позволяет им успешно осваивать школьную программу, общаться с окружающими людьми и самостоятельно решать проблемы.
Список литературы
1. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [Текст] /Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. – 2018. – №17. – С. 271– 273.
2. Бычихина, П. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / М. В. Новиков. – 2016. – С. 143-146.
3. Фролова, А. Н. Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Н. Фролова, И. А. Тупыленко, М. А. Оленикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 44-47.