Авторские интерактивные игры разработаны с учётом ФГОС.Интересны, увлекательные и содержательные. Делают коррекционно-развивающий процесс интересным и влияет на положительную динамику.Игры а автоматизацию и дифференциацию звуков.Будут интересны не только для детей логопатов.Развитают артикуляционный аппарат, мелкую моторику,высшие психические функции .Красочные,лаконичные,эстетически грамотно оформлены,увлекательные, понятные детям и педагогам.рекомендовано к использованию в работе воспитателям, логопедам, родителям.
Сидорова Таисия Сергеевна,
Кантур Татьяна Георгиевна.
Учителя-логопеды
МБДОУ детский сад №2
Каневского района
«Авторские интерактивные игры в коррекционном процессе с детьми с ТНР».
В ходе многолетней коррекционно-педагогической практики нами были созданы, систематизированы и апробированы авторские- игровые технологии по автоматизации и дифференциации поставленных звуков знакомство с гласными звуками с использованием у детей-логопатов 5-7 лет с ТНР групп компенсирующей направленности. Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию их в коррекционном процессе на этапе автоматизации и дифференциации звуков и развития тонкой ручной моторики для детей с тяжёлыми нарушением речи посредством КТ. Опыт нашей работы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения авторских интерактивных игр состоит в повышении уровня познавательного интереса дошкольников. Выполняя различные задания в процессе игры у детей развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре. Необходимое и достаточное включение информационных технологий в работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, значительно оптимизируют коррекционно-развивающий процесс. Слайд №1-7 (актуальность, задачи).
Очевидны достоинства проведения индивидуально-групповых занятий (работа парами) при с использованием информационных технологий. Это и усиление наглядности, и то, что изложение материала сопровождается вопросами развивающего характера, которые вызывают дошкольников на нахождение и проговаривание слов с заданным звуком, комментирование происходящего. Индивидуально-групповые занятия с использованием интерактивных игр, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, что способствует повышению качества усвоения автоматизируемых и дифференцируемых звуков в более короткие сроки.
Компьютерные технологии имеют не только преимущества, но и дают толчок саморазвитию педагогов, позволяет нам оставаться современными, интересными и необходимыми. В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем-логопедом и дошкольниками, выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации обучения. Мы выстраиваем индивидуальную форму обучения, или работу парами. Индивидуальное занятие может содержать несколько интерактивных игр, для каждого ребёнка коррекционный процесс проходит строго в соответствии с перспективным планированием тех или иных нарушений звукопроизношения, общая длительность индивидуального занятия 15 минут, 5-7 из которых отведены для включения в коррекционный процесс интерактивных игр на этапе автоматизации и дифференциации поставленных учителем-логопедом звуков.
При организации индивидуальной формы обучения необходим подбор заданий с учётом реальных знаний и умений конкретного ребёнка с нарушениями речи, его психологических особенностей и темпа обучения. Постепенно усложнять предъявляемые задания. Практическая значимость опыта состоит в том, что представленный практический материал разработан в игровой форме, что соответствует концепции ФГОС ДО. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику по автоматизации и дифференциации звуков, а являются ее составной частью. Именно сегодня для успешного проведения современного коррекционного занятия необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, изменится самому.
При проведении работы с использованием игр необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация на предстоящую деятельность.
Интерактивные игры систематизированы по разделам, что позволяет быстро и удобно ориентироваться в содержании. К каждой из игр составлена пояснительная записка и алгоритм действий в работе со слайдами. Информационный продукт создан на высоком техническом уровне и позволяет развивать у детей высшие психические функции, мелкую моторику, а также повышает игровую мотивацию на выполнение заданий, связанных с автоматизацией и дифференциацией звуков.
Слайд №8,9,10. Авторская интерактивная игра «Божья коровка» №10 Дифференциации звуков (ж), (з) в словах в начале слов. Пояснительная записка к презентации. Презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения. В презентации используются анимационные эффекты и гиперссылки, которыми могут управлять дошкольники данного возраста. Дети получают ( закрепляют) навыки пользования мышью, клавиатурой. Развивают навыки в КТ. Данная презентация используется на индивидуальных занятиях (работа в парах) по преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи. Целью игры является: создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата( получение правильного подбора предметных картинок и произнесения слов с заданным звуком в начале, середине и конце слов. Отбор предметов с вставленными в них предметными картинками с заданным звуком. В игре у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное произношение, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, их величине, количестве. Начало игры. Ребёнок с учителем-логопедом сидит возле компьютера. Открывается игра. Ребёнку предлагается наводить курсор мышкой. Алгоритм игры.
1 слайд- надо собрать ромашки и провести к черным точкам расположенным на божьей коровки которая с слева , одновременно выбирая только те ромашки, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(ж). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние ромашки с вставленными в них предметными картинками, где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно, в ходе игры ребёнок рассуждает почему та или иная картинка не может быть выбрана, самостоятельно дифференцируя разные звуки в словах.
2 слайд- надо найти ромашки и провести к черным точкам расположенным на божьей коровке которая справа, одновременно выбирая только те ромашки в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(Ш). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние предметные картинки где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно.
Слайд 11,12,13 .Авторская интерактивная игра « Аквариум » № 15
Алгоритм игры.
1 слайд- нажимая на «мышку», выбери рыбок и посели в аквариум который с слева, одновременно выбирая только те, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком. Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние рыбки с вставленными в них предметными картинками где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно, в ходе игры ребёнок рассуждает почему та или иная картинка не может быть выбрана, самостоятельно дифференцируя разные звуки в словах.
2 слайд- нажимая на «мышку», выбери рыбок и посели в аквариум который с справа , одновременно выбирая только те , в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(Р). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние предметные картинки где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно. 3 слайд- нажимая на «мышку», выбери рыбок и посели в аквариум который с справа , одновременно выбирая только те , в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(Рь). Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать. Лишние предметные картинки где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно.
Слайд № 14,15,16.Авторская интерактивная игра «Карусель » № 23. Алгоритм игры.
1 слайд-. Ребёнок нажимает на прямоугольник, стрелку с надписью начать. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой.
2 слайд- выбери и проведи нажимая на «мышку», девочек и мальчиков к сидениям карусели, выбирай только тех, в чью одежду вставлены предметные картинки с заданным звуком(Ш). Лишние девочки и мальчики звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно. 3слайд- выбери и проведи нажимая на «мышку», девочек и мальчиков к сидениям карусели, выбирай только тех, в чью одежду вставлены предметные картинки с заданным звуком(С).
Слайд №17, 18.Авторская интерактивная игра «Гусеница-модница» № 26 Алгоритм игры.
1 слайд-. Ребёнок нажимает на прямоугольник, стрелку с надписью начать. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой.
2 слайд- нажимая на «мышку», выбери из 9- кружков разной величины с вставленными в них картинками только с заданным звуком(Л) ,чтобы одеть гусеницу-модницу. Лишние предметные картинками, где нет заданного звука остаются на экране. В конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно. Слайд№19,20. Авторская интерактивная игра «Неваляшки» № 24. Алгоритм игры.
1 слайд- расположи матрёшки в порядке убывания от самой большой до самой маленькой одновременно выбирая только те в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком. Ребёнок нажимает на прямоугольник, стрелку с надписью начать.
2 слайд- На слайде изображены образец расположения 7 матрёшек и 10 матрёшек разной величины расположенных в разброс на экране. Расположи матрёшки в порядке убывания от самой большой до самой маленькой одновременно выбирая только те в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком(л). Если матрёшка с заданным звуком выбрана правильно, то она переместится не исчезнет с экрана. Если матрёшка с вставленной в него картинкой выбрана неправильно, то она «исчезает». Игра проходит до полного завершения. Если предметы исчезали- то игру можно повторить.
Выводы:
1.Использование авторских интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и игровых методов является яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества.
2.Система приемов дифференцированного и индивидуального коррекционного воздействия, в сочетании с традиционными средствами, составляет основу методической технологии логопедической работы с применением компьютерных технологий.
3.Использование компьютера во время индивидуальной деятельности позволяет сделать коррекционный процесс мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
4.Использование интерактивных методов является яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами, будет способствовать мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учётом особенностей ребёнка, повысит качество коррекционного процесса.
5. Результаты обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы игрового логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизношения, устной речи, что в целом содействует гармонизации развития личности, что в свою очередь позволяет добиться повышения качества коррекционного процесса.
Список литературы:
1.Кантур Т. Г., Сидорова Т.С «Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы «Вижу слышу и играю – правильно говорю» Кубанское полиграфическое объединение Спб-250стр. 2014г.
3.Кантур Т. Г.. «Практический материал по развитию фонетико-фонематической стороны речи детей 5-7 лет», Кубанское полиграфическое объединение Спб-150 стр. 2011г.
6.Сидорова Т.С. Кантур Т.Г «Новые подходы к построению системы практических упражнений по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием «бусографии» и звукотаблиц у дошкольников с ТНР 5-7 лет.»2016г.
9.Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989.
10.Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
Тема выступления:
«Авторские интерактивные игры в коррекционном процессе ».
Подготовили: Сидорова Таисия Сергеевна,
Кантур Татьяна Георгиевна.
Учителя-логопеды
МБДОУ детский сад №2
МО Каневского района
ст. Каневская
2024 г.