Наставничество-оказание помощи и поддержки молодому специалисту. Цель школьного наставничества-оказание помощи молодому педагогу в его профессиональном становлении. Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
В разработке указаны преимущества бинарных уроков, представлен конспект бинарного урока по русскому языку и литературному чтению.
Бинарный урок как одна из форм наставничества.
Я убедился, что, как бы человек успешно
не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом;
я сам учился у более старых педагогов…
А. С. Макаренко
Наставничество–оказание профессиональной помощи и поддержки молодому учителю, способствующее более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Система наставничества складывается из четырех взаимообусловленных компонентов:
1. Заинтересованность организации–работодателя в профессиональном росте сотрудников.
2. Конкретные цели, задачи, программы деятельности субъектов, включенных в систему наставничества.
3. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста.
4. Межличностное общение между наставником и обучаемым в процессе взаимодействия.
ПРЕИМУЩЕСТВА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Преимущества этой формы организации помощи очевидны: педагогическое наставничество имеет широкую направленность, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
–во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
–во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
–в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Рассуждать о пользе наставничества уместно лишь при условии, что эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели и будет являться реальной пользой для образовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
1. Наставник обязан четко представлять цели своей деятельности, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики.
2. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков.
3. Наставник должен уметь наладить положительный межличностный контакт с каждым своим воспитанником, предложить конструктивные формы и методы взаимодействия.
4. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего подопечного.
5. Наставник несет моральную ответственность перед самим собой и руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста.
6. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
Для того чтобы наставник мог реально соблюдать требования, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.
1. Компетентность и опыт в сфере работы с людьми и в педагогической среде.
2. Знание особенностей своего образовательного учреждения, характера межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе.
3. Наставник – человек, пользующийся доверием руководства школы и коллег по работе, признанный всеми «профессионал».
4. Умение эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства.
5. Способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности.
6. Педагогическая рефлексия – способность к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.
ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Многообразие форм и методов наставнической деятельности направлено на выполнение основных задач и функций наставника в образовании. По количеству наставляемых выделяют следующие формы наставничества :
– индивидуальное – предполагает персональное сопровождение наставника с учетом его потребностей;
– групповое – сопровождение одним наставником (или командой) группы наставляемых со схожими потребностями;
– коллективное – предусматривает организацию наставничества с большой группой лиц, обладающих различными потребностями.
По особенностям организации наставничества:
– прямое – предполагает непосредственный контакт с наставляемым не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
– опосредованное – чаще всего реализуется достаточно формально, через советы, рекомендации, а личные контакты могут быть сведены к минимуму.
По особенностям взаимодействия участников:
– открытое – в данном случае рассматривается как традиционная форма наставничества, связанная с передачей жизненного и профессионального опыта;
– скрытое – происходит незаметно для наставляемого.
По используемым технологиям:
– традиционное – предполагает работу с наставником в классическом варианте в процессе осуществления педагогической деятельности или обучения;
– электронное или виртуальное наставничество – используется обычно как дополнение к традиционному, когда наставник и наставляемые используют средства виртуального общения. Сочетание различных форм наставничества обеспечивает эффективность данной деятельности.
ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Если в школе сформирована система наставничества, то и к назначению наставников подходят организованно, с позиции педагогической целесообразности. Здесь уместно сказать о двух видах наставничества – обязательном и желательном.
Позиция «обязательного наставника» определяется целями развития образовательного учреждения. Наставники подобного рода являются подготовленными для этой деятельности педагогами. Они соблюдают интересы образовательного учреждения, организуют свою работу системно, ведут отчетность, обеспечивают анализ и контроль педагогической деятельности молодого учителя.
«Плюсом» такого рода наставнической помощи является безусловная поддержка наставнической деятельности педагога коллективом учителей и руководством школы.
«Минус» заключается в том, что интересы наставника и подопечного могут вступать в противоречие, директивное назначение наставника может вызвать достаточно прохладное его отношение к порученной работе.
Другой вид наставничества – «желательный наставник» – предполагает, прежде всего, учет интересов молодого учителя. Выбор наставника определяется именно его предпочтениями. Чаще всего этот вид наставничества является неформальной, неофициальной поддержкой молодого учителя со стороны симпатизирующего ему более опытного коллеги.
«Плюсом» этого вида наставничества является то, что наставников выбирают по их личным и профессиональным качествам чаще всего сами молодые учителя; обучающие программы строятся на основе интересов и потребностей подопечного; помощь наставника организуется на основе устной договоренности, стороны не связаны практически никакими условиями; помощь ориентирована на формирование позитивных взаимоотношений.
«Минусом» можно считать возможную неподготовленность наставников к такого рода деятельности.
МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где учитель достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями по предмету, он будет чувствовать себя свободнее, раскованнее, увереннее. На основе этой беседы наставнику необходимо составить план обучения ( индивидуальный маршрут) молодого специалиста. Выявление трудностей на первом этапе является очень важным этапом для молодого педагога. Наметив все сложности, молодой специалист будет делать все, чтобы их нейтрализовать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к новой деятельности.
Целью составления (проекта) индивидуального маршрута молодого педагога является структурирование всех действий, направленных на знакомство с новой средой и с новой должностью.
Задачами проекта являются:
адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;
сближение с коллективом;
осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;
поиск подхода к классу, а также индивидуального подхода к каждому отдельному учащемуся;
осознание необходимости самообразования;
изучение опыта коллег своего учреждения;
формирование собственной системы работы;
внедрение в свою работу новых образовательных технологий;
развитие умений общения с родителями;
осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;
осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).
Предполагаемыми результатами являются:
успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
спокойное вхождение в новую должность;
своевременное выполнение всех обязанностей;
установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;
свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;
установление взаимопонимания с классным коллективом;
умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;
установление взаимопонимания с родительским комитетом;
формирование собственной системы работы;
умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;
осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту.
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
В результате анкетирования были выявлены профессиональные затруднения педагога. При проведении уроков преобладала традиционная форма обучения, объяснительно-иллюстративный метод. Необходимо было обучить коллегу организации парной и групповой формы работы, применению деятельностных методов обучения. Сотрудничество проходило в форме консультаций, показательных уроков наставника, пробных уроков стажера. Было принято решение подготовить серию бинарных уроков. Любой учитель-практик знает, что урок для него начинается не со звонком, а как минимум, за день, во время составления конспекта, что традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к проведению урока. В ходе написания конспекта осмысливается то, что будет происходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия образовательного процесса. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
А если урок готовится двумя учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Такие уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей. Это относится к одному из требований проведения бинарного урока.
Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis». Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися. Методика бинарного урока отличается от методики традиционного тем, что два учителя одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме.
Задачами бинарных уроков являются:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Бинарный урок основывается на интеграции предметов и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развития их мышления. Прогрессивный педагог Я.А. Каменский сформулировал так называемое «золотое правило» успешного освоения материала: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки… всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого «золотого правила». Так же в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы они делали акцент на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Именно на бинарном уроке создаются подобные условия развития учащихся. Бинарный урок предусматривает:
· обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к предмету;
· может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции,
ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;
· оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.
Общая структура таких уроков включает:
· вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
· основную часть - раскрытие содержания учебного материала;
· заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.
Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обуславливается многими факторами, а именно:
· объекты изучения бывают абстрактными и конкретными;
· характеристика одних требует преимущественно монолога изложения учителя, других - организации беседы с учащимися;
· ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность учителя.
Требования к бинарным урокам:
· четкость;
· компактность;
· сжатость;
· логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока.
Новые технологии позволяют экономить время, а это значит, что увеличивается плотность урока. С одной стороны, хорошо - больше узнали, успели сделать. Но нельзя забывать, что перенасыщение урока приводит к нарастанию напряжения учащихся и учителя. Лучший отдых - это смена деятельности. Бинарный урок позволяет реализовать этот принцип на уроке, что играет немаловажную роль в здоровьесберегающих технологиях.
При планировании бинарных уроков мы обращаем особое внимание на их организацию: тщательно продумываем расположение необходимого оборудования; продумываем формы организации практической работы обучающихся и расставляем соответственно столы; заранее раскладываем на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок. Также мы помним о том, что необходимо тщательно продумывать формы и методы работы на уроках. Бинарные уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.
Приведём пример одного из бинарных уроков.
Конспект бинарного интегрированного урока (русский язык, чтение) во 2 классе.
Учителя: Чиброва Ю.В., Губанова Е.Р.
Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака…»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи:
1)систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме; развивать умение подбирать проверочное слово; обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением буквы гласного в безударном слоге двусложных слов, совершенствовать навык чтения;
2) развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Метапредметные УУД:
познавательные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника; доказывать своё мнение; владеть диалогический формой речи;
регулятивные – ставить учебные цели и задачи, планировать свои действия, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; принять и освоить социальную роль обучающегося, формировать чувство прекрасного, ответственность за домашних питомцев
Технологии: технология проблемно-диалогическая, технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные, практические (работа с карточками): проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная; работа в паре, работа в группах.
Формы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: портреты писателей, карточки, презентация, картинки.
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учащихся
УУД
I. Мотивация на учебную деятельность
Учитель 1:
«Доброе утро» скажешь кому-то
И будет ему очень доброе утро.
Учитель 2:
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно, опустится вечер.
Учитель 1:
Как важно и нужно, чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра!
Учитель 2:
- Доброе утро, ребята!
Проверяют рабочее место, настраиваются на урок. Приветствуют учителей и друг друга.
Организация рабочего места (Р)
Смыслообразование (Л)
II. Минутка
чистописания
- Какое сегодня дата? Запишите ее в тетради.
- Повторим написание строчных гласных букв.
- Назовите гласные, которые указывают на твердость согласного звука.
- Запишите эти гласные в соединении с элементом закругления.
аоуыэ
- Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного звука.
-На этой строке запишите эти гласные в соединении с элементом закругления.
- Продолжите записывать эти гласные до конца строки, чередуя.
- Подчеркните самые красивые буквы.
24 ноября.
Классная работа.
- а, о, у, ы, э
- я, е, е, ю, я
Логические действия (П)
Самоопределение (Л)
Извлечение необходимой информации (П)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
III.Словарно-орфографическая работа
-Сегодня к нам в гости прибежал зайчонок (Учитель демонстрирует игрушку). Он попросил отгадать загадки, а отгадки записать в тетрадь.
1.Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
2.Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
3. Посмотрите-ка, какая — вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.
4. Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
(На доске вывешиваются картинки с изображением животных)
-К какой группе мы может отнести все эти слова?
-Какое слово лишнее? Почему?
-Какие звуки обозначают выделенные буквы?
У доски работают дети цепочкой, подчеркивают орфограммы.
Медведь, собака, лисица, лягушка.
-Это словарные слова, написание безударных гласных нужно запомнить.
-Лишнее слово «собака», это домашнее животное.
-Гласные звуки.
Извлечение необходимой информации (П)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
IV.Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний.
V. Целеполагание.
Постановка первой учебной познавательной задачи
VI. Работа по теме урока.
VII. Физминутка
VIII. Открытие новых знаний
- Что вы знаете о гласных звуках?
- Какие могут быть гласные звуки?
-Какие гласные звуки называют ударными?
-Какие гласные звуки называют безударными?
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Кто сможет сформулировать тему урока?
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки.»
-Чему вы будете учиться?
Работа по учебнику.
-Какие гласные буквы есть в русском языке? Сколько их?
-Сколько в русском языке гласных звуков?
-Запишите в тетрадь гласные буквы и гласные звуки.
Музыкальная физминутка «У оленя дом большой..»
-Портреты каких поэтов вы видите на доске?
-Почему сегодня мы будем знакомиться с их творчеством?
-Какую тему мы сегодня будем изучать по литературному творчеству?
1.Знакомство с биографией Б. Заходера.
Борис Владимирович Заходер – детский писатель. Он родился в Молдавии, но очень скоро семья переехала в Москву.Борис Заходер в детстве получил музыкальное образование, но любовь к литературе победила все остальные интересы. Окончив литературный институт, от написал стихотворение «Буква Я», с которого начался его творческий путь. Большую известность Борису Владимировичу Заходеру принесли переводы известных зарубежных детских сказок: «Винни-Пух и все-все-все», «Мэри Поппинс», «Приключения Алисы в Стране Чудес».
2.Знакомство со стихотворением
-Откройте стр. 128.Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
-Что вы видите?
-Как вы думаете, почему она плачет?
-Проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение самостоятельно.
-Так какое горе приключилось у киски?
-Жалко ли вам её? Почему?
-Дети на самом ли деле киска виновата? Может в этом, что случилось, виноваты люди?
-Учит ли это стихотворение чему-то?
3. Выразительное чтение
1) строчка вслух, строчка шёпотом;
2) чтение от имени киски
4. Знакомство с творчеством И. Пивоваровой
Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986) - детская писательница. Родилась в Москве. Ее отец был врачом. С детства отличалась наблюдательностью, прекрасно рисовала, любила животных. Во время учебы в Московском институте начала писать маленькие стихи и рассказы, которые очень нравились детям.Вот что она сама говорила: «Прозу, как и стихи, я пишу веселую. Очень люблю, когда дети смеются!»
5. Знакомство со стихотворением
1) работа над иллюстрацией
-Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Что вы видите?
-Предположите, о ком или о чем будет это стихотворение.
2) чтение стихотворения
-Прочитаем стихотворение по частям.
(Учитель читает первые четыре четверостишия.)
-Какое впечатление произвела на вас собака?
-Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
-Прочитайте строчки, от которых нам становится страшно, мы боимся этой собаки.
-Как вы понимаете эти строчки?
-Есть ли еще строчки?
-Теперь вам понятны иллюстрации в учебнике?
-Какой предстает перед нами эта собака?
-Как вы считаете, что будет дальше?
-Прочитайте стихотворение до конца, обращая внимание на характер собаки.
-Ожидали ли вы такое продолжение?
- Какую мысль хотел донести до нас автор?
- У кого из вас есть собака или кошка? Как вы за ней ухаживаете?
6.Выразительное чтение
-по цепочке
-хором
-шёпотом
- Гласный звук состоит из голоса,
-При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград,
-Гласный звук образует слог
Запись в тетради.
Дети выполняют под музыку.
Б.Заходер и И.Пивоварова -Они писали стихи о животных.
Ответы детей
-Прежде, чем взять в дом питомца, надо подумать, а сможешь ли ты за ним ухаживать.
Дети зачитывают.
И вот когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звезд.
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись. -Перед нами возникает образ огромной, страшной собаки.
-Внешний вид не всегда соответствует характеру.
- Очень важно заботиться о братьях наших меньших.
Подведение под понятие (П)
Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р)
Планирование,
Прогнозирование (Р)
Общение и взаимодействие с партнѐром (К)
Самоопределение (Л)
Выдвижение гипотезы, её проверка (Р)
Извлечение необходимой информации (П)
Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П)
IX.Закрепление пройденного. Работа в паре.
X. Работа в группах. Рефлексия.
XI. Домашнее задание
- На парте лежит карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание, обсудите и выполните, не забываем о правилах работы в паре. Пара, выполнившая задание, поднимает руку дружбы.
(Составить из слов предложение, записать в тетради)
Проверка
- Какие гласные нужно проверять?
- Как найти в слове безударный гласный звук?
-Как проверить безударную гласную букву?
Перед вами лежат пословицы. Какие пословицы подходят к теме сегодняшнего урока?
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Ласковая собака и во сне хвостом виляет.
Доброе слово и кошке приятно.
Лисичка всегда сытей волка бывает.
Каждая птица своё гнездо защищает.
Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
-Как нужно относиться к нашим братьям меньшим?
- Оцените свою работу, используя символы: ! + -
! прекрасно справился с заданием, доволен собой
+ были трудности, ошибки, но с большинством заданий справился
- не справился с работой
- Кому понравилось сегодня на уроке и у него хорошее настроение, встаньте и похлопайте в ладоши.
- Я очень рада, что многие уходят с урока с хорошим настроением. Желаю, чтобы оно не покидало вас весь день.
Записать в тетрадях по чтению продолжение рассказа о собаке.
Собака Жучка грызла большую кость.
Ласковая собака и во сне хвостом виляет.
Доброе слово и кошке приятно.
Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Выполнение действий по алгоритму (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения (Р)
Таким образом, бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Практика позволяет определить следующие преимущества бинарных уроков:
1.Формируют целостную картину мира.
2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
10.Формируют познавательный интерес учащихся.
11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.
13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
16.Способствуют повышению мотивации учения.
17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.
Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Литература:
1.Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
2. Ильясов Д. Ф., Кудинов В. В., Селиванова Е. А., Борченко И. Д. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений : сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с.
3.Горелова Г. В. Интегрированные уроки в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №1.2.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе – Москва, 2010г.
5.Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2012 – № 6.
6. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004.
7. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1999.
8. Калягин Ю. М. Интеграция школьного обучения. Разработки интегрированных уроков. / Ю. М. Калягин, О. Л. Алексенко// Начальная школа. - 1990.