Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Дискуссии на актуальные темы: как обсуждать с учениками сложные вопросы современности. Работа №354912

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проведение дискуссий на актуальные темы с учениками — это важный элемент обучения, который позволяет детям не только узнавать больше о современных проблемах, но и формировать собственное мнение. Особенно ценно, что дискуссии помогают развивать навыки аргументации, критического мышления и умения слушать других. Однако обсуждение острых и часто непростых вопросов современности требует особого подхода со стороны педагога, чтобы создать продуктивную атмосферу, где каждый ученик чувствует себя свободным выразить свое мнение и готовым услышать других. Учитель здесь выступает не просто организатором, но и модератором, который направляет разговор в конструктивное русло.

Работа:

Дискуссии на актуальные темы: как обсуждать с учениками сложные вопросы современности

 

 

 

Проведение дискуссий на актуальные темы с учениками — это важный элемент обучения, который позволяет детям не только узнавать больше о современных проблемах, но и формировать собственное мнение. Особенно ценно, что дискуссии помогают развивать навыки аргументации, критического мышления и умения слушать других. Однако обсуждение острых и часто непростых вопросов современности требует особого подхода со стороны педагога, чтобы создать продуктивную атмосферу, где каждый ученик чувствует себя свободным выразить свое мнение и готовым услышать других. Учитель здесь выступает не просто организатором, но и модератором, который направляет разговор в конструктивное русло.

Для начала важно учитывать возраст учеников и подбирать темы, которые будут понятны и актуальны для них. Например, старшеклассники могут обсуждать вопросы прав человека, свободы слова, экологической ответственности, проблемы информационной безопасности или социальных неравенств. Темы должны быть близки к интересам подростков и отражать их собственный опыт, так как это повысит мотивацию участвовать в диалоге. Например, вопрос «Какая роль социальных сетей в формировании общественного мнения?» может заинтересовать многих учеников, так как социальные сети — часть их повседневной жизни. Через эту тему можно раскрыть вопросы влияния информации, фильтрации новостей и опасности манипуляции.

Для продуктивного обсуждения важно также установить правила, которые помогут удерживать дискуссию в рамках уважительного общения. В начале занятия полезно провести с учениками краткий инструктаж о том, что значит уважать чужое мнение, приводить аргументы без критики личности и активно слушать, не перебивая. Примером правила может быть «Фокусируйся на проблеме, а не на человеке», что позволит ученикам научиться обсуждать именно идеи, не переходя на личности. Еще одним правилом может быть «Говори кратко и по делу», чтобы каждый смог высказаться, а общение стало динамичным.

Одной из удачных методик для проведения таких занятий является метод «дебатов», при котором ученики делятся на группы, представляющие разные точки зрения на одну и ту же проблему. Например, обсуждая тему «Санкции и их влияние на экономику», одна группа может отстаивать положительные стороны санкционной политики, такие как поддержка национального производства, а другая — обсуждать возможные отрицательные последствия, например, для малого и среднего бизнеса. Подобный подход помогает школьникам развивать навыки работы с аргументами и готовиться к высказываниям, что учит их мыслить критически и смотреть на проблему с разных сторон. Роль учителя здесь заключается в том, чтобы корректировать ход дискуссии, задавать наводящие вопросы и побуждать учеников искать баланс.

Иногда учащиеся могут испытывать затруднения с тем, чтобы начать разговор на сложные темы или высказать свою точку зрения, боясь осуждения со стороны сверстников. В таких случаях учителю полезно включать в урок разминку, где ученики сначала высказывают свои мысли анонимно, например, на небольших листках бумаги, которые затем собираются и зачитываются вслух. Это позволяет высказать свое мнение более свободно и способствует тому, чтобы затем учащиеся смелее вступали в открытое обсуждение.

Еще один эффективный метод — использование кейсов. Например, учитель может предложить ученикам реальный или вымышленный случай, связанный с проблемой современности, такой как конфликт интересов между гражданами и бизнесом или вопросы экологической ответственности. Учащиеся анализируют ситуацию, оценивают действия участников и предлагают возможные решения проблемы, опираясь на моральные и правовые нормы. Кейсы помогают связать теоретические знания с практикой и дают возможность школьникам понять, как принципы, обсуждаемые на уроках, могут быть применены в жизни.

Обсуждение сложных вопросов также требует от учителя готовности быть гибким и внимательным к настроению учеников. Например, если тема оказывается слишком эмоциональной или вызывает споры, учитель может предложить временно переключиться на более спокойную тему или сделать небольшой перерыв. Также важно помнить, что учитель не должен навязывать свою точку зрения или оценивать мнение учеников. Его задача — обеспечить равные условия для всех участников и поддерживать нейтралитет, создавая атмосферу, в которой каждый чувствует себя услышанным.

К числу тем, которые могут быть особенно интересны ученикам, относятся проблемы изменения климата, влияние технологий на личную жизнь, вопросы глобализации, возможности и угрозы интернета и социальные проблемы в обществе. Например, обсуждение «Интернет как право или привилегия?» позволит школьникам поразмышлять над доступностью информации и над тем, какие возможности несет интернет для образования и саморазвития. Обсуждая проблему изменения климата, ученики могут затронуть вопросы потребления, ответственного использования ресурсов и своего личного вклада в защиту окружающей среды.

Для того чтобы дискуссии на актуальные темы приносили не только знания, но и помогали формировать у учеников гражданскую позицию, учитель может привлекать к занятиям внешних экспертов, например, представителей местных органов власти или экологических организаций. Встречи с экспертами дают школьникам возможность получить информацию из первых уст, а также задать вопросы и услышать реальную профессиональную точку зрения. В результате ученики могут более обоснованно оценивать современные проблемы и искать пути их решения.

Таким образом, дискуссии на актуальные темы на уроках обществознания — это не только способ заинтересовать учеников, но и возможность научить их думать критически и понимать сложные вопросы современного общества. Умение обсуждать и анализировать такие темы воспитывает толерантность, уважение к чужому мнению и ответственность за свои слова. Этот опыт важен для каждого школьника, так как помогает ему подготовиться к жизни в современном обществе, где необходимо уметь не только анализировать, но и конструктивно выражать свою точку зрения.

 

 

Список литературы

Ашмарина

М.И., Басов В.О. Преимущество использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

2024. №5-2 (92). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestvo-ispolzovaniya-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-obschestvoznaniya

Каримулаева

Э.М.,

Куччаев

Р.М.,

Дибирова

К.С. Методика организации дискуссии на уроках обществознания // МНКО. 2022.

№4 (95). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-diskussii-na-urokah-obschestvoznaniya

Михайлова А.С. Развитие критического мышления при изучении обществознания в школе // Скиф. 2023.

№4 (80). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-pri-izuchenii-obschestvoznaniya-v-shkole

Рюшина

С.И. Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика // Инновационная наука.

2019. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-na-urokah-obschestvoznaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-lichnosti-uchenika

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X