Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. У меня, хотя я имею небольшой педагогический стаж, уже сложилась определенная система работы, основанная на традиционной программе. Поэтому пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой.
Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели считать, решать уравнения, решать задачи, правильно обращаться с геометрическими фигурами и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.
Для того, чтобы быть успешным, ученику необходимо развиваться, т.е. владеть УУД, поэтому переосмыслив свою деятельность, приоритетами считаю развитие способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. В начале учебного года совместно с психологом лицея в экспериментальном классе была проведена комплексная диагностика сформированности УУД. Ее результаты показали, что у большинства учащихся класса сформированы основные группы УУД, кроме регулятивных УУД, что и стало основой работы с классом.
Для этого появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход – методологическую основу ФГОС.
Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.
Я считаю актуальным использовать при внедрении ФГОС второго поколения интерактивные методы обучения. Беря за основу саму сущность «ин» - «обращение к себе», в интерактивном обучении важным выступает метод педагогического влияния (сопровождения) в познавательно – учебной деятельности ребенка за счет заданий, требующих собственных усилий, самостоятельной деятельности, а не формы.
Проблема процесса обучения – это взгляд на обучение не только как приобретение знаний о мире, но и овладение способами познания этого мира разнообразными личностными ресурсами, когда человек сам планирует свою деятельность, выбирает способы активного осуществления своих планов, а не ориентируется только на полученный результат.
Знания обесцениваются, если ребенок не владеет методами, способами, средствами познания.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно – учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешает определённые ситуации, проблемы в процессе взаимодействия «ученик – информация», «ученик – ситуация», «ученик – знания», «ученик – проблемы», «ученик – ученик», «ученик – группа» и т.д.
Например, «Кластер»: информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев), в центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Этот прием я использую на этапе осмысления нового знания.
Но, изучив материалы глубже, я поняла, что единоразовое, непродуманное использование этих приемов для активизации познавательной активности не дает особых результатов. Теперь я стараюсь чаще использовать на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД. К примеру: «Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Это хороший способ формирования регулятивных УУД (прогнозирование).
Также использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций.
При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах и группах. В начале учебного года эта работа была практически невозможна, так как учащиеся были не приучены к таким формам работы, не желали работать в парах, не могли организовать взаимодействие в группе. На сегодняшний день работа в группах и в парах дает хорошие результаты.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Такие оценки получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное - организовать деятельность детей
Современные подходы в преподавании математики
Шиллер Алена Владиславовна
учитель математики МКОУ Сосновоборской СШ
В настоящее время в России, как и во всем современном мире, отмечается тенденция роста интереса подрастающего поколения к математическим наукам и, соответственно, математическому образованию. в Концепции развития российского математического образования, принятой в декабре 2013 года, утверждается, что «математика может стать национальной идеей России XXI века и математическое образование должно явиться предметом государственной программы». Все это не случайно, поскольку математика лежит в основе всех современных технологий и научных достижений. Математическая грамотность — обязательный элемент культуры современного человека, его социальной и профессиональной компетентности, в России всегда была традиционно сильная система математического образования, однако в последние годы в ней наблюдаются некоторые негативные изменения.
Не секрет, что главной проблемой для многих школьников является математика, цифры, уравнения, тригонометрия, логарифмы - для многих вроде болезни, их хочется избежать любой ценой. Барбара Оакли в своей книге «Думай как математик» писала: «Математика бывает ласковой матерью. Она логично и величаво поднимается от сложения к вычитанию, умножению и делению, затем взмывает к небесам математических красот. Однако бывает и злобной мачехой, которая не прощает ни малейшего сбоя в этой логичной последовательности – а ведь сбиться и пропустить шаг так легко!» Естественно встает вопрос: как сделать так, чтобы для ученика математика не была «злобной мачехой»? Основной своей задачей считаю «сопровождение» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации. Считаю важным научить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. учитывая особенности и принципы развивающего обучения, поэтому на первое место в ряду применяемых мною инновационных технологий ставлю системно-деятельностный подход, так как он нацелен на развитие личности.
Современная молодёжь и школа 21 века.
Современная молодёжь. Какая она? Чем живёт? К чему стремится? Ответы на эти вопросы очень важны, потому что как ни банально это звучит, за нею будущее. Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование - все это сильно повлияло на социализацию молодежи.
Сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ закладывает основы их будущего, но этот выбор, жизненные ценности молодёжи не без помощи старшего поколения- родителей и нас, учителей. В этой связи на первый план выступает роль школы. Однако здесь возникает противоречие: ведь нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них знаем мы, старшее поколение? Одно точно: нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными. А недоверие к юности, её ценностям- это недоверие к своему будущему.
Сегодня как никогда важно уделять внимание не только развитию интеллектуальных качеств, но и духовного мира современной молодежи. Ибо, мощный интеллект без духовной основы – также опасен, как ядерное оружие. Умение чувствовать, сопереживать не менее важно чем умение логически мыслить.
Поэтому, по-моему глубокому убеждению, наряду с развитием ключевых компетенций у учащихся, важно развивать у нашей молодежи такие качества, которые можно объединить одним понятием - чистота души.
Что же такое школа нашего времени- школа 21 века? Современная школа- это фантастика по сравнению со школой начала прошлого века. Стремительное развитие технического прогресса 20 столетия определило характер нашей школы.
Ученики - это дети, способные общаться с современной техникой раньше, чем научиться, читать и писать. Это молодёжь, которая, решает сложнейшие задачи по физике, математике, исследует многие проблемы общества, создаёт свои проекты, владеет, иностранными языками.
Несомненно, что в изменившихся условиях и повышаются требованию к современному учителю. Учителя - это мастера своего дела, квалифицированные специалисты, владеющие современными педагогическими и информационными технологиями
Учебный материал, предлагаемый учащимся в школе, является одним из компонентов, определяющих содержание образования. Качество и объём его зависят от уровня развития общества.
Общественно-политические, экономические, социальные преобразования в нашей стране и в мире в целом влекут за собой изменения в содержании общего среднего образования. Программы обучения значительно изменились за последние несколько десятилетий. Уровень обучения учащихся возрастает с каждым годом. Что необходимо для формирования новой образованной личности, способной жить и творить в условиях меняющегося мира.
Появление новых современных информационных технологий оказало огромное влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. Использование новых информационных технологий в образовании- эта одна из важнейших причин перехода на новый этап обновления содержания образования, что влечет за собой изменение средств обучения, форм и методов преподавания.
Новая школа должна стать качественно иной — школой обучения людей: освоению их личностного творческого потенциала — это необходимо для самостоятельной выработки новых знаний и навыков в темпе возникновения в них потребностей по жизни; навыкам самообразования — это необходимо для самостоятельного освоения новых знаний и навыков, выработанных другими.
XXI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Процесс создания единого информационного пространства в Интернет, компьютеризация школ двигается быстро. Теперь практически каждый учитель владеет новыми технологиями. Возникает вопрос: возможно, сегодняшние методики устареют? Уверена, такие трудности не могут помешать творческим учителям работать по-новому.
Основная задача школы на современном этапе – это воспитание в детях личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Никто не станет отрицать, что основа сегодняшней жизни – проектирование. И здесь на помощь приходят новые технологии и новые методы, а именно - метод проектов. Мне этот метод близок тем, что связан с идеями гуманизации, развивает познавательные навыки учащихся, их умение ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, ориентируя на самостоятельную деятельность. Умение пользоваться методом проектов – высокий показатель квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром именно эти технологии относят к технологиям 21 века.
А теперь хочу соединить обе темы:
Современная молодежь, современная школа. Идут дни, годы. Вот уже и 21 век, но каким бы он ни был, какой бы не была молодежь, а значит и школа, задача учителя ( а это и моя задача) стать им другом, раскрыть богатство их душ, быть все время рядом, рядом сердцем. Школа- самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.
Из опыта работы по внедрению ФГОС по математике в 5 классе.
В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления, меняются требования к личности. Соответственно меняется и учебно-воспитательный процесс. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющие основу умения учиться». Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Меняются и технологии обучения. Особое значение приобретает внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, в том числе и по математике. Использование ИКТ и интернет-ресурсов является неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. На уроках я использую ЭФУ издательства Мнемозина, различные тренажеры. Использование ИКТ оживляет и оптимизирует урок.
Обучение математике учащихся 5 классов провожу согласно требованиям ФГОС. Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта, школа работает в 5 классе по УМК Виленкина Н. Я., Жохова В. И. и др. В состав УМК для 5 класса входило:
1) Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н. Я. и др. (2012)
2) Поурочные разработки по математике 5. К учебному комплекту Виленкина Н. Я. — Выговская В. В. (2013)
3) Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь 2экз к учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Рудницкая В. Н. (2013)
4) Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Попов М. А. (2013)
5) Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. Попов М. А. (2012)
6) Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Рудницкая В. Н. (2013, 128 с. )
С начала учебного года в 5 классе было проведено несколько диагностических работ с целью изучения уровня предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе. Проведённый анализ работ выявил основные пробелы в знаниях учащихся. В результате для каждого «проблемного» ученика разработаны индивидуальные карты, в
Подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ начинаю уже с 5 класса. Реализуя задачи, поставленные перед школой в свете требований ФГОС, провожу творческие уроки. На таких уроках учащимся предлагаются задачи, решение которых требует творческого подхода. Часто это математические задачи из реальной жизни. Такая работа с большим успехом проводится в группах. Учащиеся с интересом решают задачи с таблицами и диаграммами, предлагаемые в тестах ОГЭ и ЕГЭ и доступные их уровню. Важным элементом творческой работы учащихся 5 классов является ведение рабочих блокнотов-справочников. Их ребята регулярно пополняют и оформляют, помещая туда новые понятия и формулы. Мною приветствуется самостоятельное изучение новых тем.
Учащиеся 5 классов с большим интересом участвуют в олимпиадах, в том числе дистанционных. Цель таких олимпиад заключается в поддержании интереса учащихся к логическому мышлению. Математическая олимпиада – это заключительный этап внеурочной и урочной работы по математике. Присущий олимпиадам соревновательный спортивный элемент привлекает школьников, побуждает их к более серьезным занятиям математикой. Удачное выступление на олимпиаде заставляет ученика поверить в свои силы, служит подтверждением правильности выбранного пути.
Чтобы показать пятиклассникам значимость качественных знаний по математике для изучения физики и химии я провожу экскурсии в эти кабинеты, знакомлю с учителями. Я считаю, что для успешного изучения в дальнейшем физики и химии особое внимание в пятом классе необходимо уделить таким темам как:
- «Буквенные выражения»;
- «Формулы»;
- «Формула площади прямоугольника»;
- «Прямоугольный параллелепипед»;
- «Обыкновенные дроби»;
- «Десятичные дроби».
Большое внимание уделяю и проектной деятельности, являющейся итогом исследовательской работы учащихся. Ребята успешно готовят презентации и проекты, принимают участие в научно-практической конференции школьников.
Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием – одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики. Метод проектов, методика сотрудничества вызывают у учащихся неподдельный интерес и формируют жизненный опыт более результативно, чем проведение традиционных уроков. Проектная деятельность учащихся помогает в решении одной из важнейших задач ФГОС – развитии предметных и метапредметных связей.
Возраст пятиклассника благоприятен для творческого развития, они легко откликаются на необычные уроки, склоны к спорам, рассуждениям. Детям нравится решать проблемные ситуации, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою правоту. Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного школьника, его национального самосознания.
В последнее время серьезно изменяются представления о том, какой должна быть математическая подготовка в основной школе. Модернизация системы образования и появление новых образовательных ориентиров не могли не коснуться и школьного математического образования. На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников.
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по математике. Исходя из требований ФГОС понятие результаты образовательной деятельности обучающихся предполагает предметные, метапредметые и личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающихся.
Говоря об образовательных достижениях мы рассматриваем достижения учащихся планируемых результатов по математике с учетом: владения предметными понятиями и способами действия, умения применять знания в новых условиях, системности знаний. При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях, но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
При этом приоритетными в диагностике предметных результатов становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения информационного продукта: вывода, оценки, модели и т.п. Именно эта составляющая в последнее время выходит на первый план. Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект внешней оценки.
Внешняя оценка индивидуальных достижений должна строиться с учетом эффективных институтов и механизмов и включать (2):
В системе общего образования:
стартовая диагностика готовности воспитанников и обучающихся к обучению наследующей ступени образования (1, 5, 10 классы сентябрь месяц) проводится силами общеобразовательного учреждения;
экспертная оценка сформированности предметных и ключевых
компетентностей(
4-5, 9-10 классы) в ходе процедуры аккредитации образовательного учреждения.
проведение итоговых проверочных работ и выполнение проектных задач (проектов) в ходе промежуточной аттестации обучающихся один раз в год (апрель-май месяцы) силами образовательного учреждения.
проведение государственной итоговой аттестации в 9, 11 классах
публичное представление достижений детей (соревнование, концерты,
конкурсы,выставки
и т.п.) на разном уровне (школьном, муниципальном, региональном, федеральном, международном)
фиксация всех внеучебных достижений в портфолио.
Всемирная информационная паутина сети Интернет предлагает современному образовательному сообществу привлекать в своей работе дистанционные предметные олимпиады, конкурсы и викторины в целях актуализации интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дистанционная олимпиада — это эффективный способ выявления, поддержки и дальнейшего развития природного потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности носит и психологический характер, так как способствует нерешительным, робким, застенчивым ребятам проявить свои возможности, заявить о себе, самоутвердиться. Преимуществом дистанционных форм проведения подобных мероприятий является: широкий территориальный охват участников (участие вне зависимости от места проживания); отсутствие каких-либо ограничений в количестве участников; выполнение заданий в удобное для ребёнка время (в спокойной обстановке); возможность участия без отрыва от учебного процесса.
Ежегодно в России проводится огромное количество школьных олимпиад для детей с 1 по 11 класс. Их популярность из года в год только возрастает. Без всякого сомнения, во многом это связано с возрастающим стремлением школьников к самоутверждению и саморазвитию. Учащиеся нашей школы принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, но многие из них уже стали традиционными: «Кенгуру», «Ребус», «Олимпус», олимпиады проекта Учу.ру, предметные олимпиады Центра талантливой молодежи и др., в марте 2019 года 6 учащихся школы приняли участие в очном этапе олимпиады СКФУ «45 параллель», кроме того ученики нашей школы выступают с исследовательскими работами на научно-практических конференциях различного уровня.
Но стоит отметить об одном важном аспекте участия в олимпиадах- поступление в лучшие ВУЗы через олимпиады. Школьнику, способному показать на ЕГЭ результат 75+, нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по математике и активно участвовать в них.
Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрировать свое внимание именно на олимпиадах:
‒ подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач; такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе;
‒ готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую информацию и учебный материал к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне;
‒ диплом победителя и призера олимпиады обеспечит льготы при поступлении (по профильному предмету);
‒ существует большое количество олимпиад; не получилось на первой олимпиаде — возможно, получится на второй или третьей. В то время как ЕГЭ сдаётся один-единственный раз, и нелепые ошибки на ЕГЭ, от которых не застрахован никто, могут нарушить планы.
Но здесь важно понимать, что если же основная задача для ученика — через победу в конкурсе обеспечить себе возможность поступления в один из престижных вузов России, то выбирать необходимо несколько олимпиад, стандарты которых утверждены приказом Минобрнауки России от 28.08.2018 N 32н "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2018/19 учебный год).
Конечно без поддержки родителей многие ученики не могут достичь высоких результатов ( это и моральная, и немало важно и материальная составляющая), так ученица 10 класса вот уже второй год принимает участие во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг, вошла в финал, и уже на сегодняшний день имеет 5 дополнительных баллов для поступления в ВУЗ, и в первую очередь это заслуга ее родителей.
В заключении следует отметить, что олимпиадное движение оказывает существенную поддержку в становлении ценностного и целостного мировоззрения школьника, представляют собой сложный, но единый и слаженный механизм деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на обучение и воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности.
Интернет-ресурсы:
https://moluch.ru/archive/127/35223/
Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса.
Кобзева Н. И., Кобзева М. А.
Рубрика
: Педагогика, о
публиковано
в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.
https://m.vuzlit.ru/
.
Олимпиада как форма внешней оценки качества образования