Семантика слова на уроках русского языка изучается в несколько этапов. В результате такого подхода школьники изучают все необходимые знания по данной теме в полном объёме: знакомятся с лексическим значением слов, с однозначностью и многозначностью слов, с прямым и переносным значением, учатся подбирать синонимы, антонимы, паронимы, омонимы к словам, узнают об общеупотребительных словах, диалектизмах и профессионализмах, заимствованных словах, устаревших и новых(неологизмах), фразеологизмах, учатся пользоваться устной и письменной речью как средством общения в различных сферах жизни
Этапы изучения семантики слова на уроках русского языка
В изучении семантики слова в школьном курсе русского языка есть несколько этапов. Языковед, доктор педагогических наук Текучев А. В. в работе «Методика преподавания русского языка в средней школе» выделяет четыре этапа изучения семантики слова:
подготовительный (1-4 классы
);
систематический (5-6 классы);
аспектный (7 класс);
функционально-стилистический (8-9 классы).
Знакомство с некоторыми семантическими понятиями происходит уже в начальной школе. Школьники узнают, что есть слова, близкие и противоположные по смыслу, однозначные и многозначные слова, учатся выбирать точные слова для выражения своих мыслей, не употреблять в устной и письменной речи повторяющиеся слова.
Систематический этап при изучении семантики слова заключается в «изучении лексических явлений, которые характеризуют слова со стороны его значения, употребления и происхождения, развивает учебно-языковые умения находить понятия, изучаемые по той или иной теме раздела лексики» [14, с.45]. На данном этапе у школьников формируется умение пользоваться толковым словарем. «Программа по русскому языку устанавливает ступенчатое изучение семантики слова на уроках русского языка, то есть часть теоретического материала изучается в пятом классе, а часть - в шестом классе. В пятом классе изучают лексические явления, которые определяют значение слова, а в шестом классе осваивают лексический материал, связанный с употреблением и происхождением слов
Изучение семантики слова в пятом и шестом классах гарантирует более подходящие обстоятельства для ее усвоения и для формирования всевозможных умений и способностей, для реализации межпредметных связей русского языка и литературы» [10, с.134-135].
Бахмутова Е.А. отмечает, что «лексические понятия, относящиеся к происхождению и употреблению слов, понятны ученикам шестого класса к тому моменту, когда они ознакомлены с лексикой по другим различным предметам, например, истории, биологии, литературе, географии» [12, с.76].
В результате изучения семантики слова в шестом класс, школьники знакомятся с такими понятиями, как «архаизмы», «историзмы», «неологизмы», «диалектизмы»»
Аспектный этап изучения семантики «позволяет лучше осознать грамматические явления и понять особенности функционирования лексических явлений в предложении, а также обеспечивает систематическое повторение лексических понятий и закрепление соответствующих умений при изучении грамматики. В то же время без специального изучения семантики как раздела науки о языке затрудняется показ учащимся взаимосвязи грамматики и лексики» [10, с. 142].
Функционально-стилистический этап изучения семантики на уроках русского языка предполагает создание умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, знакомство с стилями речи. Школьники получают не только теоретические знания по данным темам, но и практические. Например, создание текстов в научном и художественном стилях, написание сочинений в публицистическом стиле. «Данный этап призван помочь учащимся не только приобрести орфографическую и пунктуационную грамотность, но и овладеть языком как средством общения в различных сферах жизни» [10, с. 153].
Таким образом, семантика слова на уроках русского языка изучается в несколько этапов. В результате такого подхода школьники изучают все необходимые знания по данной теме в полном объёме: знакомятся с лексическим значением слов, с однозначностью и многозначностью слов, с прямым и переносным значением, учатся подбирать синонимы, антонимы, паронимы, омонимы к словам, узнают об общеупотребительных словах, диалектизмах и профессионализмах, заимствованных словах, устаревших и новых(неологизмах), фразеологизмах, учатся пользоваться устной и письменной речью как средством общения в различных сферах жизни.
Список литературы
Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии. В 2 томах. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 5
19 c
.
Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.:
Наука, 1995. - 357 с.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка) - М.: Наука,
1977.
- 367 c.
Баранов М. Т., Ладыженская Т.А. М. Р. Львов. Методика преподавания русского языка - М.: Просвещение, 2018.
-
368 с.
Баранов М. Т.,
Тростенцова
Л.
А., Ладыженская Т.
А
,
Дейкина
А.
Д.и
др. «Русский язык 5 класс» - М., Просвещение, 2014. - 365 с.
Баранов М. Т.
,
Тростенцова
Л.
А., Ладыженская Т. А.,
Дейкина
А.
Д.и
др. «Русский язык 6 класс» - М., Просвещение, 2014. - 369 с.
Баранов М. Т.,
Тростенцова
Л.
А., Ладыженская Т. А.
,
Дей
кина
А.
Д.и
др. «Русский язык 7
класс» - М., Просвещение, 2014. – 378 с.
Баранов М. Т.,
Тростенцова
Л.А.,
Ладыженская Т. А.
,
Де
йкина
А.
Д.и
др. «Русский язык
класс» - М., Просвещение, 2014. – 368 с.
Баранов М. Т.,
Тростенцова
Л.
А., Ладыженская Т.
А. ,
Дейкина
А.
Д.и
др. «Русский язык 9 класс» - М., Просвещение, 2014. – 365 с.
Баранов М.Т. Методика лексики. Основы методики русского языка в 5- 8 классах: - М.: Просвещение, 2000. – 274 с.
Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы. - М.: Просвещение, 2014. -.98 с.
Бахмутова
Е
.
А
.
Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1967. – 210 с.
Беляевская Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова// Структуры представления знаний в языке. - М.: РАН ИНИОН, 1994. С-
153-155.
Кустарева В. А., Назаров Л.К. Методика русского языка. -М.: Просвещение, 2018. 400 с.